Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №114 (февраль) 2023
Разделы: Педагогика
Размещена 14.02.2023.
Просмотров - 1054

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ СЕЛЬСКОГО ДОМА КУЛЬТУРЫ

Карцева Галина Александровна

д-р филос. наук, профессор

ТГМПИ им. С.В. Рахманинова

заведующая кафедрой музыкальной педагогики и художественного образования

Аннотация:
Настоящая статья рассматривает перспективы занятий хореографического кружка сельского дома культуры для художественного воспитания детей среднего школьного возраста. Ввиду ограниченности видов художественной деятельности в сельской местности занятия хореографией порой становятся единственной возможностью эстетического развития ребёнка. Особую актуальность это приобретает для детей среднего школьного возраста, являющегося сложным и противоречивым, требующего особого внимания и подхода. Грамотная организация занятий, включающих, наряду с практическим освоением хореографических навыков, материалы по теории и истории музыки и хореографии, изложенные интересно и в доступной форме, поможет заполнить пробел в художественном воспитании подростков сельской местности.


Abstract:
This article considers the prospects for classes in the choreographic circle of the rural house of culture for the artistic education of children of secondary school age. Due to the limited types of artistic activity in the countryside, choreography classes sometimes become the only opportunity for the aesthetic development of a child. This is of particular relevance for children of secondary school age, which is complex and controversial, requiring special attention and approach. Competent organization of classes, including, along with the practical assimilation of choreographic skills, materials on the theory and history of music and choreography, presented in an interesting and accessible form, will help fill the gap in the artistic education of adolescents in rural areas.


Ключевые слова:
средний школьный возраст; хореографический коллектив; сельский дом культуры

Keywords:
middle school age; choreographic team; rural house of culture


УДК 379.8

         371.8 

Введение.

Обучение детей танцам является прекрасным средством художественного воспитания, которое происходит под влиянием принятых и утвердившихся художественных норм, ценностей и идеалов, отражающих особенности национального характера. Хореография способствует привитию чувства любви, патриотизма средствами искусства, умению передать смысл танца через эмоциональное состояние души, тела, взгляда, с помощью рук, мимики, постановки тела [1, с. 56]. Поэтому необходимо привлекать детей в хореографические кружки для того, чтобы они могли воспитывать как духовно-нравственные, эстетические качества, так и развиться физически, приобрести волевые характеристики. Особое значение это приобретает в сельской местности.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в отдалённых районах хореографический кружок в доме культуры является одним из немногих средств художественного воспитания и физической подготовки детей. В связи со спецификой региона основное внимание уделяется народным танцам, так как они более близки жителям села и востребованы в концертах, а это — один из существенных факторов патриотического воспитания.

Цель статьи — показать перспективы занятий самодеятельного хореографического коллектива сельского дома культуры для художественного воспитания детей среднего школьного возраста.

Задачи:

– рассмотреть психологические характеристики детей среднего школьного возраста;

– показать особенности функционирования хореографического кружка в сельском доме культуры;

– выделить основные условия занятий самодеятельного хореографического коллектива;

– ознакомить с опытом работы хореографического кружка МБУК «Ново-Дубовский Центр культуры и досуга» Липецкой области.

Научная новизна подтверждается недостаточной разработанностью данной проблемы. Исследования теоретиков и практиков хореографического искусства И.Я. Вершининой, Н.И. Заикина, М.Н. Дудиной, С.А. Щекотизиной В.И. Уральской, Ю.И. Громова и других способствуют общим представлениям руководителя-хореографа об организационных трудностях проведения занятий. Работы А.Л. Волынского, Е.В. Николаева, С.Л. Чуйкова, Г.О. Бельченко и других раскрывают проблематику в организации воспитания детей, развития их личностных качеств. В трудах Т.Б. Хозановой, Э.А. Куруленко, Т.В. Пуртовой, Э.А. Широковой, Г.П. Гусева, Н.Н. Ярошенко, А.Д. Жарковой, О.Г. Калугиной представлены методические рекомендации по организации учебного процесса в любительском хореографическом коллективе.

Невзирая на пристальное внимание к хореографии и художественному воспитанию ребёнка, вопрос изучен не полностью в теоретическом и практическом аспекте. Анализ литературы показал, что больше внимания уделяется методике обучения хореографии, чем художественно-эстетическим задачам хореографического творчества. Не учтены особенности работы с детьми среднего школьного возраста в условиях сельской местности. Недостаточное внимание уделено общеэстетическому развитию детей в сельской местности, а также росту их мотивации не только к практическим занятиям хореографией, но и к расширению познаний в области искусства.

Основная часть.

Выбор среднего школьного возраста как основы исследования был не случайным, так как он является самым привлекательным с точки зрения художественного воспитания, потому что предполагает определённую интеллектуальную готовность, в том числе, проявление инициативы к созданию нового. Данный возраст — это период полового созревания, он является переходным от детства к взрослости, его отличительной чертой можно назвать неоднородность, насыщенность в общении со сверстниками. Говоря о психологических характеристиках среднего школьного возраста, можно отметить, что происходящее в это время интенсивное развитие личностных качеств — процесс сложный и противоречивый. Он связан с изменениями в сознании развивающейся личности, что находит своё выражение в психическом, интеллектуальном, духовном росте. Дети отличаются повышенной возбудимостью, хотят сами себе подбирать друзей по интересам, присутствует дух противоречия. Они активно ищут объект для подражания, им не нравится чрезмерная опека родителей, хочется казаться взрослыми, отстаивать свои интересы. В этот период возникает большая потребность познавать и развиваться как личность. Можно выделить характерные особенности этого возраста:

– упрямство, эгоизм, уход в себя, острота переживаний;

– конфликты с окружающими, несдержанность, возбудимость;

– стремление к самостоятельности и умственной деятельности;

– большая потребность в общении с друзьями, которые подбираются по интересам.

Дети приобщаются к различным видам спорта, посещают самодеятельные кружки. Они стремятся к подвижным играм, занятиям хореографией, поэтому очень важно в этом сложном возрасте увлечь ребёнка активной деятельностью или видом спорта.

Средний школьный возраст можно разделить на два этапа: с 11 до 14 лет (5–7 классы) и с 14 до 16 лет (8–9 классы), которые представляют собой разные возрастные характеристики. Согласно теории Д.Б. Эльконина, ведущей деятельностью 11–14-летних является общение в системе социально полезной деятельности, содержащее коллективно выполняемые формы: общественно-организационную, спортивную, художественную, трудовую [4, с. 15–18]. Подростки учатся строить взаимодействие друг с другом с целью решения различных задач, учитывать личные особенности и качества других людей, осознанно подчиняться социальным нормам, требуемым для работы в коллективе, устанавливать и поддерживать отношения. У 14–16-летних учеников начинают формироваться познавательные и профессиональные интересы, они самостоятельно уделяют больше времени ведущим для них предметам, проявляют большую ответственность в их подготовке [4].

В условиях сельской местности дети часто предоставлены сами себе, и центр культуры и досуга является единственной точкой осуществления художественного воспитания ненавязчиво, во время досуга. По сравнению с городскими учреждениями, в сёлах нет большого выбора рода деятельности. Зачастую это один танцевальный коллектив, вокальная группа и театральное объединение. Разные возрастные группы образуют коллективы, но большая часть — дети младшего и среднего школьного возраста.

Для ребят, занимающихся на базе сельского центра культуры и досуга в самодеятельных коллективах, определённой сложностью выступает вхождение в незнакомую для них деятельность, взаимодействие с новыми людьми, при котором необходимым условием является умение правильно себя позиционировать перед сверстниками, используя свои способности и индивидуальные качества для адаптации в обществе. Наиболее оптимальной формой работы в этой связи представляется хореографический кружок. Так как в сельской местности небольшой выбор занятий и мест для всестороннего развития, дети среднего школьного возраста часто выбирают хореографию, где можно укреплять здоровье, расширять общий, культурный и художественный кругозор, прививать любовь к традиционной культуре, формироваться как личность. Ценность хореографического кружка в центре культуры и досуга как средства эстетического воспитания состоит как в физическом развитии детей, так и духовном их обогащении, основанном на местных традициях и потребностях. Традиции знакомы практически каждому сельскому ребёнку, поэтому они помогают сплотить детей, что делает жизнь коллектива перспективной. Кроме того, кружок в сельском досуговом центре является более демократичной системой по сравнению с аналогичным формированием в городской общеобразовательной школе, где подчас преобладает формальный подход к обучению, включающий в себя в основном фронтальную форму работы, в которой протекание естественного взаимодействия учащихся друг с другом, выражение собственной уникальности и личностных качеств не всегда удаётся [3, с. 75]. Дети в досуговом центре не проходят жёсткий отбор при зачислении, практически все имеют возможность знакомиться с танцевальным искусством, а, следовательно, расширяется возможность приобщать большое количество детей к художественной культуре.

Художественное воспитание детей в самодеятельном хореографическом коллективе следует осуществлять одновременно по двум направлениям:

  1. Организация, развитие и обучение его как исполнителя.
  2. Знакомство с лучшими образцами хореографического искусства и получения знаний о нём.

Для хореографического коллектива, относящегося к сельской местности, необходимо подобрать репертуар, доступный для изучения как технически, так и эмоционально. Репертуарный план должен быть стабильным, разнообразным, развивающим, ведь в этом и есть залог успеха. Важным моментом при выборе материала является учёт особенностей местного фольклора. Имеющиеся знания учащихся об основах и обычаях местности расширятся посредством участия в каком-либо танце или фольклорном действе, так как непосредственная вовлеченность в него активизирует эмоциональные компоненты (любовь к родному дому, семье, развивает чувство патриотизма). Примером таких фольклорных обрядовых действ являются свадебные, хороводные и традиционные танцы.

Важная часть танца — его музыкальное сопровождение, которое, увеличивая доступность восприятия изучаемого материала, в то же время воспитывает художественный вкус. Музыкальное сопровождение непосредственно гармонирует с хореографической составляющей. Можно привести пример таких танцевальных композиций, которые следует использовать на занятиях по народному танцу: «Ручеёк», «Со вьюном я хожу», «Плетень», «Круговая». Данные виды танцев сочетают в себе музыкальную, танцевальную и игровую компоненту. Немаловажным фактором художественного воспитания на занятиях хореографическим творчеством является танцевальный костюм, историю создания которого преподаватель рассказывает детям во время обучения. Исполнение танца на концерте в костюме ещё более увлечёт ребёнка занятиями хореографией. Посредством здоровой конкуренции на данных мероприятиях у учащихся воспитывается терпение, выдержка, активизируется реальная самооценка, так как они смогут сравнивать свои возможности и оценивать соперников, соответственно это послужит стремлением и желанием постигать новые ступени в творческой самореализации.

Здесь большая ответственность лежит на руководителе самодеятельного коллектива как единственного посредника в приобщении детей к искусству хореографии в соответствии с их возрастными, психологическими и индивидуальными характеристиками с целью полноценного физического развития, а самое главное — в воспитании желания и интереса познать традиционную народную культуру. Преподаватель-хореограф должен заинтересовать ребёнка и направить его энергию в нужное русло, чтобы дети, приобретая знания, навыки и умения, могли формировать своё мировоззрение, развивать такие качества, как дисциплинированность, трудолюбие, чувство ответственности. Для руководителя самодеятельного хореографического коллектива важны следующие условия:

1) при создании коллектива необходимо правильно начать свою деятельность, т.е. изучить психолого-педагогические материалы для работы с детьми разного возраста;

2) подготовить репертуарный план работы, в рамках которого будет происходить вся образовательная деятельность;

3) нужны регулярные репетиции, на которых будет проходить всестороннее развитие детей и формирование интереса к хореографическому творчеству. [2, с. 107].

Кроме того, при работе с подростками в самодеятельном хореографическом коллективе педагог должен руководствоваться следующими принципами:

  1. Учёт психофизиологических особенностей детей среднего школьного возраста.
  2. Использование словесных, практических, игровых и наглядных методов воспитательной работы с детьми.
  3. Формирование художественно образованной личности ребёнка путём приобщения к различным хореографическим направлениям и жанрам, в том числе к традициям местного фольклора посредством хореографии.
  4. Ознакомление участников коллектива с основами и традициями местности с дальнейшим применением этих знаний в танцах или фольклорных действиях для активизации эмоциональных составляющих (любовь к родному дому, семье, краю, стране).

С учетом вышеизложенного проводились занятия хореографического кружка, состоящего из 12 детей среднего школьного возраста, в МБУК «Ново-Дубовский Центр культуры и досуга» Липецкой области. Каждое занятие было выстроено по принципу сочетания практических и теоретических методов, где 3/4 времени отводилось изучению танцевальных движений, постановке танцев, а на 1/4 проводились объяснения и рассказы в области исторической предпосылки примеров хореографического творчества, непосредственно самого танца или биографии композитора или балетмейстера, давался начальный музыкально-теоретический материал. Предлагается краткое описание этой части работы, которая для удобства будет называться «занятие».

Итак, первые два занятия были посвящены изучению музыкальных жанров.

Целью следующих десяти занятий являлось воспитание эстетического восприятия музыки, а также формирование слушательской культуры. Задачами были: формирование навыков слушания, воспитание умения рассуждений о музыке и доступного анализа музыкальных композиций, обучение детей начальным знаниям в области истории и теории музыки. Теоретическая часть занятия проходила в форме прослушивания музыки, обосновывались и характеризовались жанровые особенности произведений, раскрывалось их содержание, и анализировались используемые выразительные средства. Теоретически объяснялось значение употребляемых терминов и понятий, которые необходимо знать учащимся. Детям предлагались разнообразные задания. Прежде всего, изложить содержание просмотренного и прослушанного музыкально-хореографического произведения. Задания были нацелены на выявление умения учащимися адекватно понимать основную и дополнительную информацию, воспринимаемую зрительно и на слух. Предоставлялись и творческие задания, которые учащийся выполнял с помощью навыка выразить своё отношение к той или иной музыкально-хореографической композиции, основываясь на собственном опыте и способностях. В конце каждого занятия подводился итог результатов усвоенного материала.

Последующие пять занятий были посвящены распознаванию темпа и характера музыкальных произведений, целью которых являлось обучение знаниям о выразительных средствах музыки. Детям были предложены следующие задания: определить темп и характер музыкальных произведений; узнать их авторов.

При анализе занятий, было отмечено, что большинство детей без особого интереса прослушивали классические произведения, не всегда правильно могли определять их жанры. Подростки так реагировали на произведения, потому что классическая музыка для них незнакома, скучна. Однако после проведения с ними ассоциативных бесед, объяснений, творческой характеристики каждого произведения дети стали сами вырабатывать фантазийность в отношении прослушанного материала, характеризовать его, опираясь на собственные мысли, и в результате стали больше интересоваться именно классической музыкой, отметили её красоту и содержательность.

Следующие пять занятий были посвящены знаниям танцевальных направлений: классического, народного, бального. Педагог рассказывал детям о названиях танцев, относящихся к тому или иному направлению, музыкально-ритмической составляющей каждого конкретного танца. Используя наглядный материал (фотографии, картинки, видео) преподаватель раскрывал суть каждого направления.

Оставшиеся четыре практических занятия предполагали выступление учащихся с докладом, повествующим об одном из народных танцев. Каждый участник подготовил сообщение, в котором содержалось объяснение исторической предпосылки появления данного танца, рассказ об особенностях исполнения, характеристика народного костюма и используемого музыкального текста.

В итоге, после проведённых занятий у детей появился интерес к слушанию музыки, так как они стали разбираться в различиях музыкальных жанров, темпе и характере музыкального произведения, научились слышать и определять музыкальные инструменты, звучащие в произведении, стали понимать, что каждое произведение имеет свой характер. Дети научились различать танцевальные направления, их отличительные особенности, грамотно определять к какой народности относится тот или иной танец, а также раскрыть его историческую предпосылку, описать костюм, в котором исполняется данный танец.

Результатом данного исследования стали показатели возросшего уровня художественного развития детей, оценивавшегося по следующим критериям:

Критерии

Характеристики показателей по уровням развития

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

Умение различать жанры музыки

Легко различает жанры музыки

Различает лишь некоторые жанры музыки

Не различает жанры музыки или не знаком с жанрами

Умение определять темп и характер музыкального произведения

Легко определяет темп музыкального произведения. Различает быстрый, средний, медленный темп. Определяет характер музыки (грустная, весёлая, торжественная)

Различает темпы. Не определяет характер музыки

Не знает, что такое темп и характер музыки

 

Знание танцевальных направлений

Различает танцевальные направления и рассказывает об их отличительных особенностях

Знаком с 1–2 танцевальными направлениями

Не знаком с танцевальными направлениями

Умение рассказать о народных танцах

Перечисляет 4 и более народных танцев и знает их специфику. Имеет представление и рассказывает о костюмах для выступления в народном стиле

Знаком с 2–3 народными танцами. Имеет обобщённое представление о сценических костюмах

Мало знаком с народным танцем или вообще не имеет представление о народном танце

 

Начальная диагностика по указанным критериям показала, что 4 человека (33,33%) имели низкий уровень художественного развития, 8 человек (66,67%) — средний уровень и 0 человек (0%) — высокий уровень.

После проведения занятий было сделано контрольное диагностирование, которое выявило улучшение показателей по уровням художественного развития и показало, что 8 человек (66,67%) имеют средний уровень и 3 человека (25%) — высокий уровень, низкий остался лишь у 1 человека (8,33%).

Заключение. Подводя итог, отметим, что деятельность хореографического самодеятельного коллектива сельского центра культуры и досуга должна заключаться не только в непосредственном обучении танцевальным движениям, хотя и это очень важно, но и в художественном воспитании подрастающего поколения в процессе занятий хореографическим творчеством на репетициях и непосредственно в ходе выступлений на концертах и иных мероприятиях. Так как в сельской местности зачастую отсутствует выбор видов внешкольной деятельности, для детей среднего школьного возраста грамотно выстроенные занятия, включающие получение знаний в области художественной культуры, в частности, хореографического и музыкального искусства, представляются весьма перспективными для художественного воспитания детей. Руководитель самодеятельного коллектива — единственный проводник между детьми и искусством хореографии. Его цель — в соответствии с их возрастными, психологическими и индивидуальными характеристиками осуществлять полноценное художественное и физическое развитие детей, а самое главное — привить желание и интерес к познанию традиционной народной культуры. Художественное воспитание детей целиком и полностью зависит от родителей, преподавателей и того общества, где растут и развиваются дети.

Библиографический список:

1. Боголюбская М.С. Музыкально-хореографическая искусство в системе эстетического и нравственного воспитания [Текст]: учеб. пособие для клуб. работников / М.С. Боголюбская // Всесоюз. науч.-метод. центр нар. творчества и культ.-просвет. работы – М.: ВНМЦНТИКПР, 1986. – 92 с.
2. Каримов М.А. Творческое саморазвитие участников самодеятельного хореографического коллектива на основе народного танцевального искусства [Текст]: дис...канд. педагогических наук: 13.00.05 М.А. Каримова. – Казань, 2013. – 213 с.
3. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников [Текст]: курс лекций / Б.Т. Лихачев под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Педагогика, 1999. – 648 с.
4. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. – 1971. – № 4. – С. 6–20.




Рецензии:

27.02.2023, 21:06 Рукавишникова Екатерина Леонидовна
Рецензия: Рукавишникова Е.Л.-канд.пед.наук. Рецензия на статью Карцевой Галины Александровны "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ СЕЛЬСКОГО ДОМА КУЛЬТУРЫ". статья выполнена на высоком уровне, рекомендуется к печати.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх