Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №114 (февраль) 2023
Разделы: Экономика
Размещена 20.02.2023. Последняя правка: 17.02.2023.
Просмотров - 876

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ РОССИИ К ЭКОНОМИЧЕСКИМ САНКЦИЯМ ЕВРОСОЮЗА

Тян-Юшан Анастасия Максимовна

магистр

"Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского"

кафедра финансов и кредита

Роганова Светлана Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация:
В статье рассмотрены основные угрозы и проблемы адаптации нашей страны к экономическим санкциям Евросоюза, проведен обзор государственной поддержки различных отраслей хозяйства и обозначены перспективы развития предпринимательства в условиях санкционного давления.


Abstract:
The article examines the main threats and problems of our country's adaptation to the economic sanctions of the European Union, reviews state support for various sectors of the economy and outlines the prospects for the development of entrepreneurship under sanctions pressure.


Ключевые слова:
экономические санкции; Евросоюз; экономическая безопасность; угрозы и риски; государственная поддержка

Keywords:
economic sanctions; the European Union; economic security; threats and risks; state support


УДК 339.972

Введение

В условиях геополитических конфликтов, в том числе проведения Россией специальной военной операции на Украине, внешних экономических санкций возникают кризисные явления, как в макро, так и в микроэкономике, угрожающие как экономической безопасности государства, так и отдельных хозяйствующих субъектов.

Введенные и вводимые международные ограничения, которых на данный момент уже более шести тысяч, направлены на разрушение экономики РФ, существенное снижение уровня жизни населения, незаконное изменение существующей власти и, в конечном итоге, уничтожение России как суверенного государства. К наиболее существенным санкциям можно отнести замораживание половины золотовалютных резервов РФ, активов российских банков, блокирование международных расчетов в долларах и евро, международной транспортировки грузов, уход или приостановка деятельности ряда иностранных компаний и инвесторов, отказ от экспорта российским предприятиям необходимой в их деятельности продукции [9, с. 108].

Предприятия, как экономические субъекты, столкнулись с проблемами в своей деятельности, проявившимися в разрыве международных и межхозяйственных экономических связей, потере поставщиков, покупателей, финансовых ресурсов и конкурентных рыночных позиций в итоге, приводящих к дестабилизации деятельности.

Наиболее пострадали предприятия, осуществляющие внешне экономическую деятельность или ориентированные на импортные материалы и товары, логистические компании, осуществляющие международные транспортные перевозки, организации культуры, спорта, СМИ, туризма. К частично экономически пострадавшим от санкций можно отнести банковский сектор, ряд строительных, сельскохозяйственных, пищевых, медицинских, фармацевтических, торговых организаций.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что политическое и экономическое положение в современном мире требует новых, неординарных геополитических и геоэкономических подходов к вопросу разработки стратегий развития т адаптации к экономическим санкциям Евросоюза.

Цель исследования заключается в оценке проблем адаптации России к экономическим санкциям Евросоюза.

Задачи исследования:

- провести обзор экономических санкций Евросоюза;

- рассмотреть антикризисные меры государства по поддержке предприятий в условиях экономических санкций Евросоюза;

- определить перспективы адаптации России к экономическим санкциям Евросоюза.

Научная новизна исследования заключается в определении перспектив развития и адаптации российских предприятий к экономическим санкциям Евросоюза для обеспечения непрерывности их деятельности и стабильности функционирования для повышения уровня экономической безопасности.

После начала зарубежной спецоперации 24 февраля 2022 года Россия оказалась в сложной политико-экономической ситуации: страну покинула значительная часть крупных зарубежных компаний - бизнес-партнеров, изменены международные маршруты воздушных перевозок в связи с закрытием неба для наших самолетов над территорией ряда стран, курс национальной валюты по отношению к евро и американскому доллару значительно вырос. В таких условиях стало очевидно, что необходимы срочные действия по нивелированию применяемых к нам санкций [5, с. 123].

Введение санкционных мер стало причиной формирования ряда угроз экономической безопасности для российских предприятий. Компании столкнулись со сложностями в получении сырья, материалов, программного обеспечения, оплаты продукции и услуг от зарубежных партнеров, а также с проблемами, связанными с экспортом своих товаров и услуг.

Несмотря на некоторые положительные моменты для российской экономики в условиях санкций, например, таких как увеличение отечественных товаров и услуг, произведенных в рамках программы импортозамещения, санкции всегда негативно отражаются на деятельности предприятия, т.к. рушится сформированная логистическая цепочка, предприятие вынуждено тратить ресурсы на организацию новых кооперационных связей, поиск сырьевых источников, рынков сбыта и капитала [8, с. 17].

Введение санкций является для российской экономики поводом для реализации экономической политики, ориентированной не на предприятия сырьевого сектора, а предприятия промышленности. Ориентация экономики на экспорт сырьевых ресурсов стала причиной формирования зависимости российской экономики от зарубежных, не всегда современных и актуальных, технологий.

Реиндустриализация может стать способом выведения национальной экономики на новый уровень, который обеспечит экономическую безопасность.

Необходимо разработать и начать активную реализацию программ развития отраслей, которые могут стать для зарубежных рынков значимыми и важными. В такой ситуации введение санкций против компаний таких отраслей приведет к потерям и ограничениям у самих авторов санкций, а значит будут защищены от введения против них санкционных мер. Примером такого поведения зарубежных контрагентов является отмена ограничений в отношении поставок нефти, газа, ядерного топлива [1, с. 154].

Но все же проблем, связанных с ограничительными мерами, для предприятий России остается немало. В частности, стратегия развития российской экономики была ориентирована на активные закупки товаров, оборудования, комплектующих на зарубежных рынках. Только за 2021г. в Россию ввезено импорта более чем на 300 млрд долларов.

Введение антироссийских санкций ввергает национальные предприятия, работавшие на импортных комплектующих, на поиск, перестройку, адаптацию технологии для использования иных источников ресурсов.

Внешние ограничения для деятельности российского бизнеса становятся негативным фактором и в этой ситуации крайне важна помощь Правительства в снижении чрезмерного администрирования и контроля, увеличении финансовой и консультационной помощи.

Правительством уже реализуется четвертый пакет мер поддержки, в т.ч. направленных на снижение существующего давления на предприятия. Реализуются меры по налоговому стимулированию, льготному кредитованию, поддержке конкретных отраслей.

Антикризисные меры государства по поддержке предприятий предусматривают, прежде всего, предоставление дополнительных финансовых ресурсов в разных формах и относительной свободы бизнесу. К таким мерам можно отнести:

– оплата поставок российского природного газа недружественными государствами в рублях (с 01.04.2022);

– переход с контрагентами на расчеты в национальных валютах;

– создание фонда поддержки и льготное кредитование системообразующих предприятий;

– льготное кредитование технологических предприятий и IT-компаний, поддержка грантами перспективных IT-разработок;

– освобождение от налогового, валютного и других видов госконтроля; нулевая ставка налога на прибыль до 31 декабря 2024 для организаций в отрасли информационных технологий;

– предоставление отсрочки или рассрочки по налоговым платежам, для предупреждения банкротства (статья 64 НК РФ);

– увеличение авансирования предприятий, работающих с государственными закупками для более быстрого получения оборотных средств;

– предоставление льготных оборотных и инвестиционных кредитов, а также кредитных каникул и отсрочки платежей (до полугода) для малых и средних предприятий;

– введение моратория на 6 месяцев на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов в отношении любых организаций-должников (статья 9.1 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве), Постановление Правительства РФ.

В рамках реализации мер по упрочению финансовой безопасности предприятий в России реализуется ряд программ по предоставлению компаниям льготных кредитных ресурсов, субсидирования расходов, предоставлению гарантий при кредитовании.

Так, по информации на сайте правительства и в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2022 №71-ФЗ российским компаниям доступно изменение порядка начисления и уплаты процентов по кредитам с плавающей ставкой, заключенному до 27 февраля 2022 г.: в течение трех месяцев банк-кредитор должен исчислять проценты в следующем порядке: первый месяц - величина процентной ставки должна быть не более 12,5%; во второй - 13,5%; в третий - 16,5%.

Для системообразующих предприятий (и (или) их дочерних обществ, наряду с предприятиями агропромышленного комплекса и торговли реализуется программа льготного кредитования, по которой доступны кредиты в сумме от десяти до тридцати миллиардов рублей под 11% годовых [2, с. 234].

Такие предприятия могут получить субсидии на возмещение затрат на производство, выполнение работ и предоставление услуг, в рамках мер, направленных на решение неотложных задач по обеспечению устойчивости экономического развития, предусмотренные постановлением Правительства от 10.05.2017 г. №549. Также подготовлены и уже реализуются меры по предоставлению государственных гарантий при получении субсидирования на возмещение затрат, реструктуризацию ранее взятых кредитов [9, с. 108].

Министерством промышленности и торговли инициирована программа, по которой компании, участники государственных программ: «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности»; «Развитие авиационной промышленности»; «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности»; «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений»; «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности»; «Научно-технологическое развитие РФ», пострадавшие от введения санкций, могут получить отсрочку исполнения соглашений, сроки исполнения обязательств по которым истекают после 23.02.2022 г. Срок достижения результатов по таким соглашениям продлевается до 12 месяцев (Постановление Правительства от 9 марта 2022 года №308).

Фонд развития промышленности стал администратором мер поддержки в виде Программы «Проекты развития» в соответствии с которой малым, средним и крупным предприятиям доступны займы на срок до пяти лет на сумму от пятидесяти до пятисот миллионов рублей на реализацию проектов под 1-3% годовых. [7, с. 49].

Предприятия, входящие в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, могут претендовать на включение в программы льготного кредитования в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (Программа 1764).

По этой программе предприятия могут быть кредитованы по льготной ставке 13,5-15% годовых, а также провести рефинансирование уже действующих кредитов (Распоряжения от 18 марта 2022 года №535-р и №536-р; Постановление Правительства РФ от 23.03.2022 №441).

Перечень мер поддержки предприятий постоянно пополняется и направлен на стабилизацию деятельности и скорейшую адаптацию к условиям международных санкций.

Заключение

Таким образом, следует отметить, что введение международных санкций против предприятий России снижает их уровень экономической безопасности, негативно влияет на инвестиционную привлекательность российских компаний, способствует массовому оттоку капитала, формирует недостаточность инвестиционных ресурсов для модернизации и развития, а также затрудняет доступ к зарубежным кредитным ресурсам, повышает стоимость их привлечения и др.

В целях нивелирования отрицательного воздействия внешних факторов на экономическую безопасность предприятий России, следует трансформировать стратегию развития национальной экономики с ее сырьевой ориентации на индустриализацию экономики, развитие перспективных, с точки зрения востребованности выпускаемой продукции, отраслей.

В результате рассмотрения текущей экономической ситуации в РФ было выяснено, что наиболее успешными путями решения проблем с санкциями являются активное импортозамещение и мотивирование молодого поколения на создание высокопрофессионального кадрового состава, что позволит нивелировать риски внешней среды в условия санкционного давления [3, с. 68].

Что касается прогнозирования ситуации на перспективу, оценки являются неоднозначными – в большинстве своем западные издания считают, что российская экономика полностью обрушится после того, как в РФ закончатся энергетические ресурсы, поэтому правительству РФ следует искать пути применения альтернативных источников энергии уже в настоящее время, а предприятиям особенно тщательно следить за уровнем экономической безопасности разрабатывая превентивные меры, направленные на обеспечение устойчивого развития.

Библиографический список:

1. Ахметзянов Р. М. Вызовы экономической безопасности: риски в условиях санкций и решения на основе проектного подхода / Р. М. Ахметзянов. // Россия в ХХI веке в условиях глобальных вызовов: проблемы управления рисками и обеспечения безопасности социально-экономических и социально-политических систем и комплексов: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Москва. – 2022. – С. 154-157.
2. Барсуков Ю. Г. Экономическая безопасность России в условиях санкций / Ю. Г. Барсуков, Н. А. Лопатин. // Экономическая безопасность России: проблемы и перспективы: материалы X Международной научно-практической конференции ученых, специалистов, преподавателей вузов, аспирантов, студентов, Нижний Новгород. – 2022. – С. 234-237.
3. Воскресенская О. В. Экономическая безопасность промышленных предприятий в условиях международных санкций / О. В. Воскресенская. // Современный менеджмент: проблемы и перспективы: сборник статей по итогам XVII национальной научно-практической конференции с международным участием. – 2022. – С. 68-73.
4. Голодова О. А. Оценка рисков предприятия как превентивная мера обеспечения экономической безопасности / О. А. Голодова, А. Е. Тренина . // Вестник ВИЭПП. – 2022. – № 1. – С. 70-73.
5. Кирильчук С. П. Экономика предприятия: учебник для вузов / С. П. Кирильчук [и др.]; под общей редакцией С. П. Кирильчук. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 417 с.
6. Крутова Н. А. Проблема обеспечения экономической безопасности при импортозамещении программных продуктов в современных условиях введения санкций / Н. А. Крутова, А. Н. Крутов, О. В. Иванчина. // Вестник СамГУПС. – 2022. – № 1(55). – С. 29-40.
7. Мамаева А. В. Антикризисное управление как инструмент обеспечения экономической безопасности в условиях международных санкций / А. В. Мамаева . // Материалы III Международного научно-практического форума по экономической безопасности: Сборник материалов Международного научно-практического форума, Москва. – 2022. – С. 49-55.
8. Панарина М. М. Корпоративная безопасность: система управления рисками и комплаенс в компании : учебное пособие для вузов / М. М. Панарина. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 158 с.
9. Фадеева А. А. Методы обеспечения экономической безопасности организации и оценка их эффективности в условиях санкций / А. А. Фадеева. // Цифровые решения, информационные технологии и интеллектуальные системы: проблемы, тренды и перспективы: Сборник научных статей по материалам Всероссийской конференции, Москва. – 2022. – С. 108-110.
10. Шаралдаев Б. Б. Государственная политика экономической безопасности в условиях санкций / Б. Б. Шаралдаев, Ц. Ж. Юмова, А. Б. Юмова. // Вестник Забайкальского государственного университета. – 2022. – Т. 28. – № 7. – С. 123-129.
11. Шогенова Д. Х. Угрозы экономической безопасности России в условиях санкций / Д. Х. Шогенова. – Текст : непосредственный // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. – № 4-2(86). – С. 234-238.




Рецензии:

20.03.2023, 13:59 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: В статье "ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ РОССИИ К ЭКОНОМИЧЕСКИМ САНКЦИЯМ ЕВРОСОЮЗА" Тян-Юшан Анастасия Максимовна рассматривает основные угрозы и проблемы адаптации РФ к экономическим санкциям Евросоюза, проведен обзор государственной поддержки различных отраслей хозяйства и обозначены перспективы развития предпринимательства в условиях санкционного давления. В настоящее время наблюдается следующие факты: Среди лиц РФ, попавших под санкции - 1473 физических лиц и 205 юридических лиц; 70 % активов российской банковской системы находятся под санкциями; Запрещено 90 % текущего импорта нефти из России; 3/4 нынешнего российского коммерческого воздушного флота произведены в ЕС, США и Канаде, поэтому Россия не сможет содержать свой воздушный флот в соответствии с международными стандартами; Санкции влияют на доступ России к важным технологиям, выходящим за рамки товаров и технологий двойного назначения, и со временем ослабят её технологический потенциал; Санкции останавливают государственное финансирование или финансовую помощь, оказываемую торговле с Россией, а также инвестиционную поддержку в России, включая национальную поддержку экспорта; Запрет на экспорт предметов роскоши из ЕС (автомобили, часы и ювелирные изделия) и запрет на импорт (водка и икра); Запрет на импорт российского угля влияет на 1/4 всего российского мирового экспорта угля ( потеря 8 млрд евро выручки в год); Общая стоимость экспортных ограничений на услуги составляет 3,28 млрд евро (14,6 % экспорта услуг из ЕС в Россию в 2021 году) [https://eu-solidarity-ukraine.ec.europa.eu/eu-sanctions-against-russia-following-invasion-ukraine_ru]. В условиях глобализации форс мажорные обстоятельства как природные катаклизмы, пандемия, а также военные спец. операции приводят к разрушению экономики глобального мирового сообщества, что пагубно влияет на развитие всего человечество, поэтому хотя и имеется эффект бумеранга от примененных санкций для экономики стран Евросоюза и США, эти страны вынужденно и бесповоротно вводят санкции [https://iz.ru/story/sanktcii-protiv-rossii]. Автор пишет, что "наиболее успешными путями решения проблем с санкциями являются активное импортозамещение и мотивирование молодого поколения на создание высокопрофессионального кадрового состава, что позволит нивелировать риски внешней среды в условия санкционного давления". Однако, санкции с установкой "железного занавеса" от прогрессивного мирового сообщества приведут к изоляции России. Статья имеет актуальность и научную новизну. Статью рекомендую к публикации в журнале SCI-ARTICLE.RU.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх