Магистр
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Кафедра финансов и кредита
Роганова Светлана Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, ННГУ им. Лобачевского
УДК 336
Введение. Современные вызовы, стоящие перед экономиками развитых и развивающихся стран, столкнувшихся со спадом в экономическом развитии, негативным фоном, подогреваемым рисками неопределенности завершения пандемии, обуславливают потребность в укреплении доверия на финансовом рынке, создании объективных механизмов его оценки.
Актуальность.Рынок финансовых услуг является неотъемлемой составляющей национального хозяйства страны, осуществляет значительное влияние на ее экономическое развитие, постоянно требует усовершенствования среды функционирования финансовых посредников.Проблема доверия на финансовом рынке со стороны потребителей является наиболее актуальной для чувствительных секторов экономики, к которым относится финансовый рынок. Доверие к участникам финансового рынка играет одну из ключевых ролей в достижении социально-экономических задач государства. В современном мире проблема доверия стала первоочередной темой.
Постановка задания. Цель данной статьи– выявление мер, применяемых на финансовом рынке, которые должны повышать доверие со стороны потребителей к нему.
Научная новизна. В статье проведен детальный анализ процесса формирования института доверия на рынке финансовых услуг, определены особенности такого процесса, подробно определены проблемы формирования доверия на финансовом рынке. Также проведено исследование процесса институционализации финансовых отношений, что позволило выявить особенности и сформировать меры повышения доверия потребителей на финансовом рынке.
Доверие потребителей – это универсальное понятие, отражающее мнения и отношение потребителей к нынешнему и будущему состоянию экономики и собственному финансовому положению. Значение потребительского доверия высоко, поскольку в большинстве стран частное потребление составляет значительную долю всей экономической активности. Доверие на финансовом рынке позволяет формироваться благодаря наличию финансово устойчивых организаций и предприятий, доверию платежным системам и защищенности средств вкладчиков и кредиторов [2].
На сегодняшний день выделяют 5 категорий ожиданий поведения участников финансового рынка, повышающие доверие на финансовом рынке (рис.1).
Рисунок 1 – Типы категорий ожиданий поведения участников, повышающие доверие на финансовом рынке
В 2019-2021 гг. Банк России способствовал решению проблем, связанных в основном с проблемами доверий со стороны потребителей. Так, в частности, Банк России в последние годы реализовал такие мероприятия в рамках повышения доверия, как:
1) Увеличение прозрачности функционирования финансового рынка.
2) Повышение уровня финансовой грамотности населения. Это является одним из самых актуальных вопросов и ему уделяется большое внимание. Нерациональное использование финансовых ресурсов влечет за собой повышение кредитной нагрузки.
3) Создание комфортных условий для осуществления процессов долгосрочного инвестирования. В конце 2020 года Банк России предложил реализовать новый тип инвестиционных счетов для населения со сроком 10 лет и более – ИИС типа III одновременно с ИИС типа I или типа II. ИИС типа III позволит изменить инвестиционное поведение населения с менее краткосрочного на более долгосрочное [5].
4) Устранение недобросовестного поведения участников финансового рынка и повышение финансовой культуры населения [4].
5) Развитие конкурентной среды. Банк России стремится формировать такую среду, в которой участники финансового рынка могли пользоваться выбором нужных им финансовых продуктов и услуг, а поставщики финансовых услуг за счет этого выигрывали бы конкурентную борьбу. При этом регулятор реализует такие формы развития конкуренции на финансовом рынке, как информационные письма по регулированию финансового рынка, изменение правил функционирования финансового рынка и внедрение на нем новых технологических решений [3].
6) Развитие инструментов проактивного надзора за участниками финансового рынка. Банк России развивает технологии RegTech и SupTech, с помощью которых возможно улучшить эффективность надзора и упростить соблюдения и выполнения регуляторных требований на финансовом рынке [1].
Динамика количества розничных инвесторов на рынке ценных бумаг показывает заинтересованность физических лиц в приобретении отличных от банковских вкладов финансовых инструментов. Для этого стоит обратиться к данным Банка России (рис.2):
Источник: данные ЦБ РФ [6]
Рисунок 2 – Динамика числа клиентов на брокерском обслуживании (млн. лиц)
Количество клиентов с 2019 года увеличилось в 8 раз, и в среднем рост составлял 21% в квартал, что является очень высоким показателем. Число клиентов, имеющих счетаброкерского обслуживания, растет с каждым кварталом. Этому способствует как повышение общей финансовой грамотности населения, так и усиливающееся влияние рекламы, «сарафанное радио» и иные маркетинговые ходы.
Рост клиентской базы также оставил свой след на росте совокупной стоимости активов участников фондового рынка (рис.3)
Источник: данные ЦБ РФ [6]
Рисунок 3 – Структура ценных бумаг на счетах клиентов брокерского обслуживания
Совокупная стоимость всех активов за 3 последних года увеличилась почти в 3 раза – до 9,6 трлн. рублей на 4 квартал 2021 года. Стоимость ценных бумаг за данный период увеличилась в 2 раза и составила 4,5 трлн. рублей.
Результаты. Важными мерами повышения доверия потребителей на финансовом рынке страны являются:
- дальнейшее повышение прозрачности функционирования финансового рынка РФ;
- расширение перечня мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности населения (выпуск брошюр, пособий для частных инвесторов, проведение мастер- классов и т.д.);
- повышение информированности частных инвесторов о важных финансовых аспектах деятельности ведущих российских компаний, определяющих стоимость акций, ее динамику.
- создание таких условий для поставщиков финансовых услуг,которые бы привели к стимулу в выстраивание долгосрочных стратегий,последствия которых приведут к повышению удовлетворенности и лояльности клиентов.
- выявление и предотвращение противоправных действий на рынке финансовых услуг.
- развитие и совершенствование сервисов, предоставляющих информацию о качестве продукта потребителям финансового рынка.
- контроль за финансовыми организациями на предмет соблюдения стандартов поведения с целью снизить реальный и потенциальный вред, который они могут нанести потребителям и финансовому рынку в целом.
Рецензии:
19.04.2023, 2:44 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: Изучение мирового опыта развитых стран по повышению уровня финансовой грамотности населения показывает важность сотрудничества и партнерства между правительством, учреждениями финансового сектора, некоммерческими организациями, общественными организациями и образовательными учреждениями. Например, в 2020 году финансовая грамотность в Канаде была включена в учебные программы средних школ, в Канаде также есть Национальный руководящий комитет по финансовой грамотности, которые возглавят работу в рамках Национальной стратегии повышения финансовой грамотности. В стратегии изложены три основные цели: «Цель 1: разумно управлять деньгами и долгом. Цель 2: Планируйте и сохраняйте на будущее. Цель 3: Предотвращение и защита от мошенничества и финансовых злоупотреблений». Статистическое управление Канады проводит общенациональное, регулярно проводимое Обследование финансовых возможностей Канады, которое помогает в обсуждении уровня финансовой грамотности среди различных демографических групп - https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/02763877.2021.2009955. Статья Вавиловой А.Е. имеет актуальность и научную новизну исследования. Рекомендую статью к публикации после незначительной доработки автором раздела результаты (расширение перечня мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности населения).