Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №114 (февраль) 2023
Разделы: Экономика
Размещена 21.02.2023. Последняя правка: 30.03.2023.
Просмотров - 591

Особенности реализации проектов государственно-частного партнерства на муниципальном уровне

Мартемьянов Никита Сергеевич

магистр

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского

-

Роганова Светлана Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского


Аннотация:
В статье рассматриваются механизмы реализации проектов государственно-частного партнерства. Особое внимание уделяется реализации ГЧП на муниципальном уровне. На основании данных Министерства экономического развития РФ анализируются уровни реализации проектов и выявляются причины проблемных аспектов. Делается вывод о том, что реализация ГЧП на муниципальном уровне невозможно без эффективного решения общефедеральных проблем области ГЧП, а также без должного внимания к индивидуальным особенностям муниципальных образований.


Abstract:
The article discusses the mechanisms for the implementation of public-private partnership projects. Particular attention is paid to the implementation of PPP at the municipal level. Based on the data of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation, the levels of project implementation are analyzed and the causes of problematic aspects are identified. It is concluded that the implementation of PPP at the municipal level is impossible without an effective solution to the federal problems of the PPP area, as well as without due attention to the individual characteristics of municipalities.


Ключевые слова:
государственно-частное партнерство; ГЧП; опыт реализации проектов ГЧП; проблемы реализации проектов ГЧП; направления развития ГЧП; проекты ГЧП на муниципальном уровне

Keywords:
public-private partnership; PPP; experience in implementing PPP projects; problems of implementing PPP projects; directions of PPP development; PPP projects at the municipal level


УДК 332.146.2

Введение. Процессы приватизации, децентрализации и либерализации, реализующиеся в России, обусловили начало взаимодействия государства и частного сектора с целью решения общественно значимых задач. Такая коммуникация именуется государственно-частным партнерством (далее – ГЧП), которое получило наибольшую популярность в последнее десятилетие, когда усложнение социально-экономических аспектов жизни общества стало препятствием для функционирования государства, а бизнес получил возможность возникновения интереса в новых объектах для инвестирования.

Актуальность. Тема необходимости использования механизмов ГЧП характеризуется особой актуальностью в связи с изменениями в основных сферах жизни общества, и была затронута такими авторами, как А.В. Демина, С.В. Маслова, А.В. Трынова, М.А. Хатаева и пр. Очевидно, что с экономической точки зрения ГЧП призвано стимулировать привлечение частных инвестиций. Отметим, что преимущества механизма ГЧП имеют обе стороны: публичная сторона, в первую очередь, получает возможность привлечения частного инвестора, что позволяет реализовывать инфраструктурные проекты в условиях отсутствия достаточного объема бюджетных средств; частная сторона получает возможность долгосрочного взаимодействия, получения объекта без торгов для целей реализации СГЧП и пр. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что Россия характеризуется высоким потенциалом государственно-частного партнерства в многочисленных капиталоемких отраслях.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является анализ особенностей реализации проектов ГЧП на муниципальном уровне, и разработка рекомендаций по улучшению системы. Для достижения указанной цели были поставлены две задачи: 1) изучить состояние государственно-частного партнерства на современном этапе; 2) выявить особенности и проблемы реализации проектов ГЧП на муниципальном уровне.

Научная новизна заключается в анализе состояния реализации проектов государственно-частного партнерства на муниципальном уровне по состоянию на начало 2022 года, а также в разработке направлений по совершенствованию процесса реализации проектов ГЧП.

Результаты. По данным Министерства экономического развития в ТОП-5 по уровню развития ГЧП в России в 2021 году вошли: Московская область (79,8), Москва (61,2), Республика Карелия (35,9), Мурманская область (24,5), Санкт-Петербург (22,5). При этом из 85 субъектов РФ более 55 имеют менее 10 баллов, что доказывает наличие проблем и барьеров в области реализации проектов ГЧП (см. рис. 1).

 

 

Рисунок 1. Рейтинг субъектов ТОП-5 в области ГЧП за 2021 год [3]

Также отметим, что в рейтинге субъектов по состоянию нормативно-институциональной среды (показатели открытости, дисциплины и обеспеченности) более 70% субъектов имеют показатели выше 50 баллов, однако, ни один из субъектов не имеет показатель открытости среды выше 67 баллов [3].

Небольшого опыта реализации механизма и влияние различных внешних и внутренних факторов обуславливает наличие проблем в ГЧП. Так, по мнению А.Р. Касьяненко в целом ГЧП обладает рядом недостатков, включая отсутствие базы успешных практик и несформированный механизм накопления опыта и передачи компетенций (в настоящее время данный вопрос решается Министерством экономического развития РФ [3]); непропорциональное распределение финансовых рисков; наличие административных барьеров; низкая заинтересованность инвесторов в проектах [1. C. 525]. Дополняя указанные проблемы, отметим, что многие субъекты РФ имеют такие сложности, как отсутствие нормативно-правовых актов, регулирующих процедуру предварительных переговоров; отсутствие актов, регулирующих вопросы контроля и мониторинга объектов ГЧП; неоднозначность применения норм закона о ГЧП; сложность в закреплении гарантий при заключении соглашений о ГЧП; отсутствие конкретных схем реализации ГЧП [5, C. 74].

В настоящее время особое внимание при реализации проектов ГЧП следует уделять цифровому развитию. Как отмечает С.С. Яценко на институт ГЧП в рамках цифрового развития оказывают влияние следующие аспекты: доступность цифровых кадров, эффективность государственного регулирования цифровой экономики, уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры, прогрессивность бизнеса [6, C. 218]. Очевидно, что на муниципальном уровне указанные проблемы проявляются еще больше.

Так, можно отметить наличие у некоторых субъектов РФ высокого риска реализации проектов; отсутствие органа, ответственного за развитие сферы ГЧП (как правило, Отделы политики и ГЧП выполняют только координационную и методическую функцию); отсутствие информационного ресурса в сфере ГЧП (ярки примером такого ресурса является сайт Нижегородской области с информацией для бизнеса [2]).

В виду перечисленных проблем, рекомендуется реализация следующих мероприятий: во-первых, необходимо предусмотреть механизм передачи опыта в реализации проектов ГЧП  – такая передача может осуществляться путем создания индустриальных парков и технопарков. Для привлечения интереса инвесторов следует предусмотреть введение компенсаций инвестора на исследования и разработки. Проблемы законодательного регулирования совершенствуются уже сейчас: установлена возможность изменения существеннух условий соглашений ГЧП и пр.

Таким образом, ГЧП представляет собой механизм привлечения частных инвестиций для создания объектов общественной инфраструктуры, обеспечения управления имуществом, находящимся в государственной и муниципальной собственности, а также повышения качества оказываемых на его базе социально значимых услуг населению. На муниципальном уровне реализация проектов ГЧП имеют некоторые проблемы, для их решения рекомендуется: постоянно актуализировать нормативно-правовую базу; обеспечить повышение квалификации сотрудников в сфере ГЧП и развитие институционной среды ГЧП; развитие системы стимулирования частных партнеров.

Библиографический список:

1. Касьяненко А.Р. Современное состояние и проблемы развития государственно-частного партнерства в Российской Федерации / А.Р. Касьяненко // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2022. – № 5(69). – С. 523-527.
2. Нижегородская область // АО «Корпорация развития Нижегородской области». URL: https://www.nn-invest.ru/ru/support/partnership (дата обращения: 08.02.2023).
3. Рейтинг субъектов РФ по уровню развития государственно-частного партнерства за 2021 год // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/de1738536995153cc65c8b47c5ff2520/reiting_gchp_2021.pdf (дата обращения: 08.02.2023).
4. Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства. Лучшие практики // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/cd482f73c03b658fa97a2d844c7e39d9/metodic2018.pdf (дата обращения: 08.02.2023).
5. Сапожникова Т.И. Развитие государственно-частного партнерства в российской Федерации: региональный аспект (на примере Забайкальского края) / Т.И. Сапожникова // Вестник ЗГУ. – 2022. – Т. 28. – № 8. – С. 70-80.
6. Яцечко С.С. Особенности и перспективы развития института государственно-частного партнерства в цифровую эпоху / С.С. Яцечко // Вестник ЮРГТУ (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. – 2022. – Т. 15. – № 3. – С. 213-222.




Рецензии:

24.03.2023, 19:03 Ваганова ольга евгеньевна
Рецензия: Автор данной статьи выбрал для изучения в данной научной статье выбрана важная и очень актуальная тема, связанная с проблемой реализации проектов государственно-частного партнерства на муниципальном уровне. Целью исследования в данной статье автором выступает методика анализа особенностей реализации проектов ГЧП на муниципальном уровне, и разработка рекомендаций по улучшению системы. Для достижения указанной цели автором данной научной статьи были изучены состояние государственно-частного партнерства на современном этапе, а также была предпринята попытка научно выявить особенности и проблемы реализации проектов ГЧП на муниципальном уровне. Автором проведен анализ реализации ГЧП в разрезе наиболее больших регионов РФ в 2021 году, а именно в Московской области, в г. Москве, в Республике Карелии, в Мурманской области, в Санкт-Петербурге и исследовал наличие соответствующих проблем и барьеров в области реализации данных проектов ГЧП. Автором были выявлены наличие у некоторых субъектов РФ высокого риска реализации проектов, отсутствие органа, ответственного за развитие сферы ГЧП, отсутствие информационного ресурса в сфере ГЧП и т.д. Однако, стоит отметить, что автору необходимо более подробнее раскрыть вопросы цифровизации при реализации ГЧП и дать свои конкретные рекомендации по устранению соответствующих причин. В целом работа соответствует требованиям, предъявляемым к данному виду работ и рекомендуется к печати.

26.03.2023, 10:37 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: Автор в статье пишет, что "в рейтинге субъектов по по состоянию нормативно-институциональной среды более 70% субъектов имеют выше 50 баллов, тогда как ни один из субъектов не имеют показатель открытости свыше 67 баллов", однако, здесь автор не приводит собственные результаты исследования основных причин способствующих возникновения данной ситуации и наиболее эффективные конкретные пути альтернативных решений данной проблемы. Работа актуальная, рекомендуется к публикации после доработки.

30.03.2023 8:08 Ответ на рецензию автора Мартемьянов Никита Сергеевич:
Спасибо за проявленный интерес! В статью внесены правки.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх