Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Архитектура
Размещена 27.03.2023.
Просмотров - 579

Туристические кластеры России

Гаспарян Анжелика Артаваздовна

студент

Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин)

студент

Крутухина А.Я., доцент кафедры архитектуры и градостроительства, член союза архитекторов России


Аннотация:
В статье представлен анализ проектирования туристических кластеров в России, в соответствии с анализом выявлены проблемы к подходу их планирования, так же предложен типологический прием проектирования на основе мирового опыта кластеров в сфере архитектуры.


Abstract:
The article presents an analysis of the design of tourist clusters in Russia, in accordance with the analysis, problems with the approach of their planning are identified, as well as a typological method of design based on the world experience of clusters in the field of architecture is proposed.


Ключевые слова:
кластер; архитектура; туризм; типология; интеграция; систематизация

Keywords:
cluster; architecture; tourism; typology; integration; systematization


УДК 711.00

Введение

Чем отдых за рубежом отличается от отдыха в России? Не задавались ли Вы вопросом, что негде провести свободное от работы или учебы время? Может желание посетить некое пространство, где была бы  возможность провести там целый день, а может 2 или 3? Исходя из этих вопросов были выявлены ряд проблем, таких как: неравномерное развитие туристических активов; отсутствие составляющих и взаимоувязанных звеньев в границах кластера; низкий интерес к его составляющим.

Цель

Цель проектирования туристических кластеров - это создание условий для размещения различных видов деятельности в границах территории. Для любых возрастных групп и исходя из личных предпочтений, при рациональном подходе к проектированию, появится возможность многообразить комфортное времяпрепровождения туристов и жителей страны на своей родине. Это может быть как просветительская, творческая, коммуникационная, спортивно-оздоровительная, так и любая другая деятельность. Основой успеха подобных пространств – подход архитектора.

Для достижения вышеуказанной цели были поставлены задачи:

1. Проанализировать основные составляющие проектирования кластеров за рубежом

2. Выявить типологию проектирования

3. Предложить многообразие видов деятельности в границах кластера с учетом географического положения России.

Материалы и методы:

1. Изучение научных трудов на тему туристско-рекреационных кластеров

2. Систематизация существующих разработок из мирового опыта

3. Метод сравнения и анализа.

Научная новизна заключается в выявлении типологических схем туристических кластеров и к подходу их проектированию. С помощью выявленных схем появится понимание в основах создания больших многофункциональных кластеров, которые разнообразят отдых и деятельность населения, повлекут за собой туристов, а так же повлияют на  мышление человека на доступность его возможностей.

Туристический кластер – это комплекс сконцентрированных по территориальному признаку, как взаимосвязанных, так и отдельно независимых функций, усиливающие конкурентные преимущества друг друга, тем самым повышающие поток туристов на локацию в регионе.

Туристические кластеры – одно из направлений современной экономики, которое сейчас планируют активно развивать в регионах России. Появление таких пространств – почти всегда социально и экономически трудоемкий процесс. Большинство из них – результат активной работы некоммерческих культурных ассоциаций, привлекающих к содействию муниципальные власти и предпринимателей.Европейские туристские регионы имеют множество примеров успешной деятельности туристских кластеров. Рассмотрим как в других странах организована структура формирования подобных пространств.

Как правило, кластеры начинают зарождаться в местах, где когда либо проходили какие либо процессы, но со временем, они перестали выполнять свою функцию, например заброшенные ГЭС и заводы,  или же в местах с историческим, природным или временным контекстом.

1. Прием временного контекста:

Итальянский кластер «BASE Milano» появился на территории бывшей фабрики машиностроительного концерна «Ансальдо». Данный прием привлекает туристов и местных жителей, ведь нечасто удается побывать в подобных пространствах, наделенных альтернативными функциями.

2. Разнообразие деятельности, ориентированной на любые  возрастные группы.

Мастерские, ателье, аудитории, выставочные пространства, резиденции для художников, рестораны, офисы,  читальный зал, открытые для публики, музеи, учебные классы и многое другое повлечет за собой аудиторию, которая может повлечь за собой образования творческих и бизнес сообществ. Подобное пространство есть в Китае под названием «Monologue». Создатели данного пространства, прежде всего, прислушивались к пожеланиям пользователей, исходя из этого, им удалось включить в него все самое необходимое, функции, которые не останутся пустыми помещениями спустя короткое время. 

3. Проектирование больших пространств и площадей в здании.

С помощью данного приема кластер будет востребован не только для локальных мероприятий, но и выведет его, а следом и регион на более высокий уровень, появится возможно организовывать международные конкурсы и тендеры в любой сфере, например, строительная неделя, куда съезжаются люди с разных городов для обмена опытом и рекламы своей продукции, как правило, в таких мероприятиях, в зависимости от направления, участвуют и учебные заведения, которые вовлекают студентов в их будущую  проф. деятельность.

4. Окружающая среда.

В ходе разработки и проектирования кластера, можно несвоевольно ограничить себя одним лишь зданием. Данный прием будет аргументирован, если кластер расположен в границах плотной застройки. В ситуации, когда участок позволяет захватить большую площадь, появляется возможность организовать продолжительное пребывание, это может быть как гостиничный комплекс, так и индивидуальные дома, например Афреймы. Данный тип организации кластера даст возможность как отдохнуть, так и лучше ознакомиться с наполнением кластера, ведь как правило, такие пространства наполнены множеством функций, за которыми турист и приехал, подобный тип проектирования кластера можно наблюдать во Франции, например всеми известный кластер «Куршевель».

Вывод

Преимущество кластеров заключается в его наполнении, архитектор должен задать ритм, задать функции, заинтересовать структурой формирования кластера. Важно учесть местные особенности территории, оттолкнуться от существующего контекста, привлечь все возможные внешние данные игру света и тени, рельеф участка, его,  историческая значимость и другие аспекты при проектировании, повлекут за собой туристов. Подобные пространства положительно повлияют на формирование региона, на его культурно-просветительскую, туристическую и профессиональную деятельность. В России есть подобные кластеры, но их очень мало и далеко не в каждом регионе. Такие пространства помогут людям не боятся проявлять свои творческие способности, научат развиваться в интересующей его деятельности, помогут найти ответы на свои вопросы от более опытных посетителей.

Библиографический список:

1. Herbez V. On the formation of tourist and recreation clusters in the conditions of historical and natural reserves (on the example of lake Skadar in Montenegro). Bulletin of BSTU named after V.G. Shukhov. 2021. No. 4. Pp. 46–52. DOI: 10.34031/2071-7318-2021-6-4-46-52
2. Гуриева Л.К. Туристический кластер региона: проблемы и перспективы создания. // Регион: экономика и социология. 2009. № 22. С. 72-79
3. Рудченко В. Н. Кластеры в туризме: особенности классификации, процесс формирования и методы оценки // Общество. Среда. Развитие. – 2016. – № 4. – С. 12-18.




Комментарии пользователей:

16.05.2023, 8:12 Ашрапов Улугбек Товфикович
Отзыв: Туристические кластеры — это организации, которые могут создавать конкурентные преимущества и изменение соотношения между затратами и прибылью национальной экономики при увеличении объёма деятельности и являются одной из наиболее важных моделей экономического развития, основанной на конкуренции, вовлечении и сотрудничестве экономической среды, исследовательских институтов, образовательной системы, органов власти и туристических организаций. Кластер является формой сети, которая возникает в пределах географического положения, где близость фирм и учреждений обеспечивает определенную общность, увеличивает влияние и частоту коммуникаций и взаимодействия. Ассоциированные фирмы в туристическом кластере могут выделить управленческие и экономические выгоды, а также создать возможности для создания и реализации стратегий поддержки устойчивого развития туризма. Кластер предлагает глубокую и специализированную базу поставщиков, а использование местных поставщиков вместо удаленных поставщиков снижает издержки. Cтатья актуальная и имеется научная новизна. Однако, нужно конкретизировать названия туристических кластеров России, описать наиболее успешные туристические кластеры и зарубежный опыт образования и развития туристских кластеров заслуживающий внимания, обобщения и творческого применения.


Оставить комментарий


 
 

Вверх