Санкт-Петербургский государственный институт культуры
Аспирант
Конович Аскольд Аркадьевич, доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН
УДК 7.08
Введениие.
Закончилась эпоха индустриального общества, теперь мы живем в эпоху информационного общества, где доступ к информации, взаимодействие с ней - это не просто удобство, а необходимость [1, с. 3]. Соответственно, люди, которые создают ту самую информацию и которую общество потребляет, являются современной «элитой». Можно ли в этой связи рассматривать не только IT-специалистов, но и креаторов, блогеров, артистов? Безусловно! Сегодня развлекательный контент в рамках информационных технологий и средств связи стали неотъемлемой частью жизни людей. Просмотр вертикальных видео – это способ отвлечься, отдохнуть и «выпустить пары». Как и любое искусство, сфера эстрадного искусства претерпела значительные изменения в связи с появлением цифровых технологий и платформ социальных сетей [2, с. 1]. Например, из-за блогинга и возросшей роли производимой информации и контента, театральное искусство, призванное не только развлекать, но и возвышать, «ушло» далеко на второй, а то и третий план особенно среди молодой аудитории, но оно не исчезло насовсем, а видоизменилось и трансформировалось в телевизионные проекты, такие как: «Однажды в России», «Standup», «Женский стендап», «Импровизация», «СамоИрония судьбы» и другие, которые зачастую ретранслируются в социальные сети и Интернет-платформы [3, с. 5]. Второй «пласт» современной эстрады – это развлекательные видеоскетчи, «зарисовки» и монологи (выходы в прямой эфир, истории), танцевальные флешмобы под вирусную музыку, пародии (маски, дипфейк) и др. в формате вертикальных видео. [4, с. 4] К сожалению, в эпоху блогинга старшее поколение (в частности, преподаватели театральных ВУЗов) игнорирует данные явления и считает всё это тлетворным западным влиянием, что, в свою очередь, породило современную интернет и телевизионную эстраду без профессиональных артистов, а «выходцев из КВН или народа», которые вынуждены осваивать актёрское мастерство и сценическую речь, уже добившись большой славы и медийности, так как такой уровень требует профессиональной театральное подготовки [5, с. 3] .
Актуальность исследования заключается в том, что эстрадное искусство, являясь остросоциальным, всегда отражает окружающую действительность. Соответственно, наступление информационной эпохи ярчайшим образом повлияло на современное искусство эстрады.
Цель исследования – проанализировать трансформацию жанров современного искусства эстрады и продумать концепцию инновационной модели образования артистов эстрады в образовательной среде вуза.
Задачи исследования:
1. Определить, что является главным средством и продуктом труда в информационном обществе;
2. Доказать, что эстрадное искусство трансформировалось в новые Интернет-формы и жанры;
3. Разработать концепцию инновационной модели образования артистов эстрады в образовательной среде вуза для будущего России.
Научная новизна работы заключается в формулировании автором концепции инновационной модели образования артистов эстрады в образовательной среде вуза.
В условиях наступления эпохи информационного общества современное театральное образование в сфере эстрады не может рассматриваться исключительно в классическом понимании, унаследованном из времён СССР [6, с. 70] Интернет - это новая "площадка", пришедшая на смену летним эстрадам и телевизионным концертам, а контент сегодня - это новая форма эстрадных номеров с гэгами. Наша задача - заметить эти изменения и обратить их в пользу студентов и преподавателей театральных ВУЗов России. К сожалению, исследователи, которые ранее затрагивали тему эстрадного образования, принимали во внимание исключительно синтез эстрадного искусства и телевидения, но не возможности сети Интернет.
Для того, чтобы доказать, что формат вертикальных развлекательных видео – это современное эстрадное искусство, предлагаю рассмотреть основные признаки эстрады. Среди них: отсутствие четвёртой стены, всё в чемодане, «утром в газете, вечером в куплете», номерная структура (краткость). Во-первых, когда мы видим блогера в миниатюре или во время выхода в прямой эфир, у нас складывается ощущение, что действующее лицо обращается прямо к нам: при съёмки видеоролика он смотрит прямо в камеру смартфона, что рождает эффект присутствия или отсутствие четвёртой стены. Во-вторых, современный потребитель не выдерживает долгого хронометража, соответственно, вертикальные видео кратки, также как эстрадные номера. В-третьих, количество реквизита крайне мало. Даже если fashion-блогеры переодевают большое количество красивых луков в кадре, главная монтажная задача - переодевать их с большой лёгкостью, будто бы по щелчку пальцев, что соответствует философии «всё в чемодане». В-четвёртых, юмор должен быть остросоциальным и актуальным по отношению к проблемам современной России: от очереди в поликлинике до отношений с родственниками и мужем. Всё это по-новому повторяет: «утром в газете, вечером в куплете» [7, с. 13]. Таким образом, мы видим, что современное эстрадное искусство действительно существует в сети Интернет.
Сегодня ни у кого не возникает сомнений в том, что крайне важно подготовить будущее поколение артистов эстрады с новыми навыками, знаниями и умениями (помимо классическое театральной базы), что позволит им адаптироваться к новым реалиям телевизионной или Интернет-индустрии. Целью данного статьи является выявление особенностей подготовки будущих артистов эстрады в век информационных технологий. Для этого необходимо проанализировать классическое театральное образование в сфере эстрады и алгоритмы сети Интернет, а также инструменты, которыми пользуются блогеры, набирающие миллионные просмотры в Интернете, и команды, которые занимаются продвижением их бренда. Если говорить об образовательных системах ведущих театральных ВУЗов России, то можно выделить следующие традиционные дисциплины: актёрское мастерство, сценическая речь, музыкальное искусство, основы пантомимы, танец, вокал, сценическое движение, жонглирование и другие эстрадные дисциплины. Среди теоретических предметов: история эстрадного искусства, история театра, сольфеджио, психология, педагогика и многое другое (у каждого ВУЗа свои небольшие видоизменения) [8, с. 6]. Отмечается печальная тенденция удалённого обучения с использованием онлайн-ресурсов. На мой взгляд, это говорит о полном непонимании преподавательского состава того, как следует внедрить информационные технологии в образовательный процесс. Специфика данной профессии предполагает только очное обучение в театральной мастерской. Среди позитивных тенденций отмечается повышенное требование к изучению иностранных языков для возможности применения своих профессиональных навыков за рубежом. Если анализировать топ-10 российских блогеров: от Анастасии Ивлеевой до Егора Шипа, следует сделать следующие выводы: основы блогинга заключаются в создании и публикации уникального контента на персональной странице в Интернете. Блогер должен иметь определенную тематику, на которую он будет делать статьи и другой контент, чтобы привлечь свою аудиторию. Важно также обеспечивать регулярное обновление блога, следить за его оформлением и работой с подписчиками. Алгоритмы продвижения для блогеров зависят от типа контента, поэтому могут быть разными для каждого блога. Однако основными методами продвижения являются SEO (оптимизация поискового ранга), работа с социальными сетями и платные рекламные кампании. Чтобы создать личный бренд в Интернете, блогер должен отличаться оригинальностью своего контента и интересным подходом к теме. Регулярная публикация контента, которым интересуется целевая аудитория, позволит легче продвинуться и привлечь новых подписчиков. Эффективным методом продвижения личного бренда является также использование технологий PR и SMM. Успешный блогер должен иметь понимание того, как привлекать внимание и удерживать своих подписчиков, организовывать конкурсы и работу с другими блогерами [9, с. 2].
Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод о необходимости синтеза классического театрального эстрадного образовании с инновационным внедрением основ SEO (оптимизации поискового ранга), работы с социальными сетями и платными рекламными кампаниями. Кроме того, следует сделать упор на основы PR, SMM, создание современного образа в сети Интернет, создание контента, его продвижение, а также на мероприятия и инструменты, способные удержать аудиторию. Разработанная образовательная модель позволит студентам-артистам со студенческой скамьи начать продвигать себя, не бросая учебный процесс, а параллельно постигая основы сценического искусства.
К сожалению, когда смотришь на биографию блогеров-миллионников, понимаешь, что ради успеха и создания контента в сети Интернет, они бросают и ВУЗ, и колледж, и даже школу ради того, чтобы заниматься созданием контента в сети Интернет, но это люди без театрального образования. Однако каких результатов можно будет достичь в российском Интернет-пространстве, если нишу блогинга займут профессиональные артисты, наполненные глубокими смыслами, но при этом умеющие продвигать своё творчество? Основные мероприятия, на которые следует сделать упор в нынешних реалиях – это переквалификация преподавателей высшего театрального образования, благодаря которой будут переняты и практический, и теоретический опыт. Это возможно благодаря таким мероприятиям, как: тренинги, семинары, мастер-классы. С их помощью они смогут разобраться в технологиях блогинга, а также в самопродвижении в сети Интернет и привлечении новой аудитории.
Результаты исследования:
1. Данная статья посвящена разработке инновационной модели воспитания артистов эстрады в образовательном пространстве вуза.
2. В ходе работы был сделан акцент на синтез сохранения классического подхода в актёрском образовании для будущих артистов эстрады с инновационным внедрением основ PR, менеджмента, управления командой, продвижения в сети Интернет и создания современной маски или образа в сети Интернет.
3. Разработанная модель позволит студентам-артистам со студенческой скамьи начать продвигать себя, не бросая учебный процесс, а параллельно постигая основы сценического искусства.
4. В статье приведены примеры блогеров, которые без профессиональной базы, придумывали контент самостоятельно, снимали, монтировали его и добились популярности.
5. Также было рассмотрено, как сможет повыситься качество российского развлекательного контента, если за дело возьмутся настоящие подкованные профессионалы, будущие артисты эстрады.
6. Уникальная информация, а, следовательно, контент является определяющим ресурсом экономического и общественного развития.
Заключение.
Эстрадное искусство – важнейшее культурное наследие современной России. Как и любое искусство, оно, будучи изначально остросоциальным, отражает и политические, и исторические и технологические процессы [10, с. 1]. Соответственно, сетуя на молодое поколение России, которое вместо чтения книг или посещения театров проводит всё свободное время в гаджетах, мы отказываемся принимать реалии времени, но они такие. Следовательно, только от настоящих профессионалов русской театральной школы, от артистов и режиссёров до преподавателей и мастеров творческих ВУЗов, зависит «будущее» развлекательного контента в сети Интернет. Возможно мы отвергаем, не умея создавать качественный «продукт» по новым правилам, и ради разумного и интеллигентного будущего России стоит внедрить в классическое современное эстрадное образование, самое лучшее в мире, инновационные предметы, которые помогут действительно достойным собирать миллионы просмотров.
Рецензии:
28.03.2023, 10:41 Каминская Елена Альбертовна
Рецензия: Статья рекомендуется к печати. Автором выдвинута собственная концепция понимания современных видео как части эстрадной культуры. В статье присутствуют все необходимые элементы. Написана она научным стилем. вопрос только к списку литературы - не ясно, по какому ГОСТ он оформлен
28.03.2023, 15:34 Олевский Виктор Аронович
Рецензия: Хорошая добротная статья, рекомендуется к печати, только нужно изменить заголовок и по тексту, заменив "модель" на типа "подход", так будет точнее.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий