Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №116 (апрель) 2023
Разделы: Культурология
Размещена 01.04.2023. Последняя правка: 31.03.2023.
Просмотров - 540

Социально-гуманитарное познание как составляющая формирования эстетической культуры личности

Корпусенко Анастасия Вячеславовна

Аспирант

Санкт-Петербургский государственный институт культуры

Аспирант

Конович Аскольд Аркадьевич, профессор, Санкт-Петербургский государственный институт культуры


Аннотация:
Статья посвящена философскому осмыслению роли социально-гуманитарного познания в развитии личности. Показано, что формирование эстетической культуры личности – это сложный процесс, в котором познание играет одну из ключевых ролей. Рассмотрены философские подходы пессимизма и оптимизма и их роль в формировании личности. Выявлена и обоснована необходимость развития новых методов эстетического воспитания личности в рамках информационного общества.


Abstract:
The article is dedicated to the philosophical exploration of the role of social and humanitarian knowledge in personal development. It is shown that the formation of aesthetic culture in a person is a complex process, in which knowledge plays a key role. The philosophical approaches of pessimism and optimism and their role in personal formation are examined. The need for the development of new methods of aesthetic education in the context of an information society is identified and justified.


Ключевые слова:
социально-гуманитарное познание; эстетическая культура; формирование личности; образование; искусство; эмоции; ценности; восприятие; анализ

Keywords:
social and humanitarian cognition; aesthetic culture; personality formation; education; art; emotions; values; perception; analysis


УДК 7.08

Введение:

В современном мире стоит актуальная проблема формирования эстетической культуры личности. В этом процессе особенно важно использование социально-гуманитарного познания, которое позволяет воспитывать чувство прекрасного и развивать критическое мышление. Но что именно стоит за данным понятием? Как социально-гуманитарное познание может помочь в формировании эстетической культуры личности? В данной научной статье мы рассмотрим эти важные вопросы и попытаемся дать ответ на них.

Актуальность исследования заключается в том, что эстетическая культура личности сегодня играет все большую роль в различных сферах деятельности. Социально-гуманитарное познание является одним из ключевых элементов формирования этой культуры, так как позволяет изучать и анализировать процессы и явления, связанные с культурой и искусством.

Цель данной статьи - изучение роли социально-гуманитарного познания в формировании эстетической культуры личности средствами изучения социальных наук.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: изучение теоретических основ социально-гуманитарного познания; изучение роли социально-гуманитарного познания в формировании эстетической культуры личности; выявление практических аспектов использования данного знания в деятельности человека.

В качестве материалов и методов исследования был проведен анализ литературных источников и научных статей в области социально-гуманитарного познания. Были использованы методы сравнительного анализа и обобщения данных.

Научная новизна данной статьи заключается в том, что в ней впервые была проведена комплексная оценка роли социально-гуманитарного познания в формировании эстетической культуры личности.

Что есть знание и познание для современного человека?  Какую роль они играют в формировании эстетической культуры личности? Можно ли обойтись без социально-гуманитарного познания, чтобы быть счастливым? Ведь «во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь»? Однако прежде чем разобраться в этих вопросах, следует рассмотреть такие понятия, как «знание» и «познание» [2, 58-65с.].

Итак, знание – это форма существования и систематизация результатов познавательной деятельности человека. Познание – это процесс постижения объективной действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром. Соответственно, эстетическая культура личности, являясь сложным интегративным качеством, выражается в умении и способности эмоционально осознавать, воспринимать и оценивать явления жизни, искусства, прекрасные и безобразные, возвышенные и низменные, трагические и комические категории, а также преобразовывать природу, окружающий мир "по законам красоты". Безусловно, эстетическая культура личности неотделима от философского мироощущения [1, 26-43c.]. К примеру, человек-творец, создающий, не может не думать о вопросах бытия, не размышлять о том, как устроен этот мир, и какое место в нём занимает человек. Все эти вопросы, конечно, транслируются в его творчестве. Однако философии как науке тоже присущи все эти вопросы, соответственно, она неизбежно влияет на творчество и, как следствие, на разум человека создающего и человека, умеющего воспринимать произведения искусства. Кроме того, по какой причине именно творцы более подвержены неустойчивым эмоциональным периодам в отличии от среднестатистического человека? На мой взгляд, причина в том, что творец вложил большее усилие в формирование своей эстетической культуры личности посредством социально-гуманитарного познания [3, 37-64c.].

Соответственно, удовлетворяя или не удовлетворяя свои эстетические запросы, потребности, человек с высокой культурой личности гораздо более несчастлив, чем человек с низкой культурой личности, так как его потребности гораздо легче удовлетворить. В этой связи следует разобраться в философии оптимизма и пессимизма [7, 624c.].

Говоря о пессимизме, естественно, мы понимаем, что абсолютных оптимистов просто не может существовать, так как человек через всю свою жизнь проходить через огромное количество неудач, страданий, препятствий, но и абсолютных пессимистов также не существует, потому что человек всегда, во что бы то ни стало, сражается за своё счастье.

В философии оптимизма кроется древняя концепция, которую греки называли «энтузиазмом». “Энтузиазм” — “en Theos”, “Theos en”, “Бог в”, “Бог внутри”, “Бог в человеке”. Это ощущение божественного в себе, как высшего предназначения, как восприятия себя намного большем, чем просто физическим смертным телом, как существование вне времени. Энтузиазм – это не глупый оптимизм, это вечное удовлетворение, это внутреннее ощущение жизни, находящееся в глубине души, которое открывает глаза на окружающий мир, побуждает к восхищению этим миром, к поиску Бога, поиску своего предназначения, и всё это гораздо больше, чем просто оптимизм [6, 256c.].

Говоря о философии пессимизма, самым ярким её явлением является философия Шопенгауэра. Главное несчастье человеческой жизни – это её бессмысленность. Такая философия приводит к тому, что, выбирая между бессмысленным существованием и небытием, уж лучше оказаться в полном небытие. Оптимизм же Шопенгауэр считал не просто глупостью, а даже кощунством. Главное несчастье вызвано тем, что человек находится в бесконечной погоне за счастьем, в конечном итоге поставленная цель не соответствует результату, и, как следствие, вывод лишь в том, что страдание –это неизбежность, в которой, может быть, есть какой-то смысл [4, 23c.].

Эстетическая культура личности, включающая в себя в том числе потребность в личностном совершенствовании, находится на самой верхней ступени пирамиды А. Маслоу [5, 69c.]. Удовлетворив физиологические потребности, потребность в безопасности, потребность в принадлежности, следующими зрелая личность переходит к следующим этапам развития: потребность в признании и потребность в самовыражении. Таким образом, на мой взгляд, это одно из главных доказательств в важности роли социально-гуманитарного познания в формировании эстетической культуры личности, потому что под социально-гуманитарным познанием мы так же подразумеваем и окружающую среду, и любовь, и дружбу, и общение. Человек, не прошедший все эти этапы развития, не достигнет потребности в развитии своей эстетической культуры личности. В современном обществе мы можем наблюдать достаточное количество примеров деградации личности, когда абсолютный комфорт не вызывает последующий прогресс, движение вперёд, а напротив, тормозит или, вообще, останавливает развитие личности. Это проблема 21 века [8, 17-29c.]. Компьютеризация, убыстряющая многие жизненные процессы, влияет на человека, который начинает прилагать меньше усилий, например, для поиска той или иной информации, любой результат, в принципе, становится легкодоступным и, казалось бы, всё это должно способствовать развитию, а, на самом деле, ведёт к деградации. Это вызвано тем, что в информационном обществе зачастую отсутствует информационная культура [9, 7c.]. И при наличии большого количества информации человек не всегда может разобраться в достоверности и качестве этой информации. Здесь уже можно говорить о влиянии информационной среды на формирование эстетической культуры личности, поскольку массовая культура является легкодоступной, но не всегда качественной [15, 82c.]. Таким образом, подрастающее поколение, проходящее по «поверхностям» сети «Интернет», не всегда разбирается в качестве получаемой информации, и, если всё это не подкрепляется участием семьи и общества в развитии ребёнка, то, в конечном итоге, эстетического формирования личности не происходит [12, 8c.]. Всё это влияние называется эстетическим воспитанием личности, которое сегодня, на мой взгляд, важно как никогда, потому что в большом потоке не фильтруемой информации, можно просто потерять подрастающее поколение. Эстетическое воспитание сегодня должно справляться с огромным количеством задач: это и ответы на вопросы «что такое хорошо?» и «что такое плохо?», это и развитие духовности, чувственной основы личности, это влияние на внутреннюю культуру, это формирование эстетического идеала, это ощущение жизни и мира по законам красоты [11, 10-11c.]. Если мы будем говорить о советском времени, о развитии личности, об эстетическом воспитании в советское время, то в этот исторический период очень большое влияние имело государство. Так называемый «железный занавес» являлся своеобразным информационным фильтром. Государство решало, как будет развиваться человек, какую музыку он будет слушать, какие фильмы смотреть, какую одежду носить, на какие темы говорить, какие книги читать [10, 13c.]. Это откинуло современное русское общество на несколько десятилетий назад, потому что не так давно по принципу сорванной дамбы, будто потоком воды, хлынула ранее удерживаемая информация. Стала развиваться теле-индустрия, интернет ресурсы стали заполонять головы. И опять случилась революция. [13,56c.]В то время, как европейское общество опять-таки все эти этапы проходило постепенно, мы снова прыгнули во всё это резко. И сегодня подрастающее поколение как никогда нуждается в наставниках, специальных институтах, помогающих развиваться, понимать искусство, понимать красоту.

Подводя итог, прихожу к главному выводу: большие познания рождают, действительно, большую печаль, однако большие познания рождают и большую радость, которая находится на недостижимом уровне для людей с низкой эстетической культурой личности [16, 59c.]. Кроме того, поскольку философия неизбежно влияет на человека, который не только удовлетворяет свои низшие потребности, но и субъективно воспринимает, анализирует, взаимодействует и изменяет окружающий мир. Соответственно, философская мысль не стоит на месте, а бесконечно развивается [13, 21c.]. В итоге, всё это является доказательством того, что духовные ценности не регрессируют, а являются своеобразными "скрепами" современного мира и общества. Значит, социально-гуманитарное познание является необходимым компонентом современного успешного человека и здорового социального общества [14, 34c.]. Нравственность, отличающая человека от животного, включает в себя умение воспринимать искусство, но без восприятия окружающего мира, ощущения себя в этом мире, как его составляющей, личность не сформируется эстетически. Только вслед за знанием и обладанием большим количеством информации к человеку приходит ощущение разницы, формирование собственной точки зрения на те или иные события, а вслед за этим и потребность в духовном развитии.

В заключении можно отметить, что использование социально-гуманитарного познания является необходимым элементом формирования эстетической культуры личности. Результаты исследования позволяют утверждать, что использование такого знания может способствовать более эффективному формированию этой культуры. Выводы данного исследования могут быть использованы для разработки новых методов обучения и воспитания, которые бы способствовали развитию эстетической культуры личности.

Библиографический список:

1. Моль А. Социодинамика культуры: учеб. для вузов. — М.: Ленанд, 2006. — С. 26 — 43.
2. Маслоу А. Мотивация и личность: учеб. для вузов. — М.: Питер, 2014. С. 58 — 65.
3. Пирадов А.В. Эстетическая культура личности: учеб. для вузов. — М.: Знание, 1978. — С. 37 — 64.
4. Лебедев С.А., Артамонова Ю.Д., Ананьин О.И. Философия социальных и гуманитарных наук: учеб. для вузов. — М.: Академический проект, 2008. С. 113 — 134.
5. Алябьева З.С., Щавелев С.П. 1991. Практическое значение гуманитарного знания. – Гуманитарное знание. Сущность и функции: сборник научных трудов (под ред. Г.А. Подкорытова). СПб.: Изд-во СПбГУ. С. 56-61.
6. Лекторский В.А. 2001. Эпистемология классическая и неклассическая. М.:Эдиториал УРСС, 256 с.
7. Микешина Л.А. 2002. Философия познания. Полемические главы. М.: Прогресс- Традиция, 624 с.
8. Сулименко Е.Г. 2008. Внешние и внутренние угрозы российской культуре в условиях глобализации. – Обозреватель-Observer, № 5(220). С. 17-29.
9. Краевский В.В. Философия образования в системе научного знания //Вестник РУДН. Серия: «Философия». – 2003. – №2.
10. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Вестник МАН ВШ. – 2000. – №3 (13).
11. Новиков П.Н., Зуев В.М. Опережающее профессиональное образование: Научно-практическое пособие. – М., 2000.
12. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология. ХХ век. Антология. – М., 1995.
13. Ротри Р. Философии и зеркало природы. – Новосибирск, 1997.
14. Талалова Л.Н. Интеграционные процессы в образовании: контекст противоречий. – М., 2003.
15. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. – М., 1990.
16. Филиппов В.М., Чистохвалов В.Н. Российское высшее образование: На пути перемен // Вестник РУДН. Серия: «Философия». – 2003. – №2.




Рецензии:

3.04.2023, 13:10 Каминская Елена Альбертовна
Рецензия: Статья рекомендуется к печати. Стиль изложения научный. Все необходимые параметры статьи присутствуют. В заключении хотелось бы более обоснованных выводов, но это, скорее, пожелание к авторам на будущее

3.04.2023, 19:09 Азизова Насиба Бахритдиновна
Рецензия: Статья посвящена роли социально-гуманитарного познания в формировании эстетической культуры личности средствами изучения социальных наук. Автор философски раскрывает роль знания и познания в формировании эстетической культуры личности. Акцентируя на вопрос "Можно ли обойтись без социально-гуманитарного познания, чтобы быть счастливым? Ведь «во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь»?" - раскрывает понятия «знание», «познание», оптимизм, пессимизм и т.д. Логично приводит пирамиду А.Маслоу: "удовлетворив физиологические потребности, потребность в безопасности, потребность в принадлежности, следующими зрелая личность переходит к следующим этапам развития: потребность в признании и потребность в самовыражении". В содержании статьи приводиться множество примеров для раскрытия пути формирования культуры. В заключении автор подводит логичные и грамотные итоги исследовательской работы: большие познания рождают, действительно, большую печаль, однако большие познания рождают и большую радость, которая находится на недостижимом уровне для людей с низкой эстетической культурой личности. Статья рекомендуется к печати.



Комментарии пользователей:

15.04.2023, 20:24 Ашрапов Улугбек Товфикович
Отзыв: К социально-гуманитарному познанию относятся все критерии научности: доказательность, непротиворечивость, проверяемость, воспроизводимость эмпирического материала, общезначимость, системность, эссэнциальность, способность к развитию. Человек – сознательное существо и его деятельность, логично предположить, направлена на достижение конкретных целей и ориентирована на общие человеческие ценности, значит человек является разумным существом. Однако, как разумное существо он может совершать абсурдные поступки, например, использовать собственный разум для создания техники,способной уничтожить не только саму разумную жизнь на Земле, но и живое в целом? Автор не пишет о важности и роли в обществе религии - социального института, благодаря которой человек идентифицирует себя в обществе, находит свое предназначение в обществе, находит социальные связи. Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе духовной культуры общества. Религия помогает убеждать и поддерживать человека в сложных физиологических ситуациях (потеря близкого человека, преодоление трудностей, стрессовых ситуаций, тяжелой болезни). В Коране встречается слово "илм" - знание 750 раз и согласно Корану каждый человек независимо от расы и вероисповедания лично ответственен за использование своего разума - https://cyberleninka.ru/article/n/ponimanie-i-poznanie-istiny-v-islame/viewer.


Оставить комментарий


 
 

Вверх