Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №116 (апрель) 2023
Разделы: Педагогика
Размещена 21.04.2023.
Просмотров - 871

Специфика учебной деятельности детей младшего школьного возраста на уроках Окружающего мира

Зиганшина Эльнара Тауфиковна

-

Казанский (Приволжский) федеральный университет

магистрант

Власова Вера Константиновна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра начального образования, Институт психологии и образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет


Аннотация:
В статье рассматривается важность методики преподавания курса «Окружающий мир» в начальной школе для формирования личности учащихся и их гражданской позиции. Подчеркивается, что успех обучения зависит от готовности учителя к адаптации методик к индивидуальным особенностям учеников и профессиональной компетентности. Целью обучения является формирование у детей полной картины мира и понимания места в нем человека на основе опыта общения с обществом и природой.


Abstract:
The article discusses the importance of teaching methods for the course "Environmental Studies" in elementary school for the formation of students' personalities and their civic position. The author emphasizes that the success of learning depends on the teacher's readiness to adapt methods to the individual characteristics of students and professional competence. The goal of education is to form a complete picture of the world and an understanding of the place of humans in it based on experience of communication with society and nature.


Ключевые слова:
методика преподавания; задания; развитие; воспитание

Keywords:
teaching methods; tasks; development; education


УДК 372.48

Введение. Уроки Окружающего мира в младшей школе обладают своей спецификой. В этом возрасте только начинается знакомство с окружающим их миров и его законами, поэтому учителю необходимо применять доступные для это периода формы и методы обучения. Одной из значимых особенностей уроков Окружающего мира в начальной школе является объединение в одной дисциплине различных учебных предметов. На уроках могут быть использованы элементы математики, географии, биологии и других наук. Это позволяет детям лучше понимать связь между разными явлениями и процессами в природе [1].

Актуальность данной проблемы состоит в том, что современное общество нуждается в людях, которые отличаются целеустремленностью, наблюдательностью, эрудированностью, умением находить выход из сложной ситуации, мобильностью. Поэтому современное образование должно быть направлено на формирование у ребенка самостоятельности, активности, инициативности в ознакомлении с окружающим миром, а именно занять субъектную позицию в своей деятельности. Нынешние школьники, должны обладать высоким уровнем общеобразовательной и профессиональной подготовки. Они также должны уметь решать основные сложные задания, представленные перед ними.

Научная новизна обусловлена тем, что в работе представлены рекомендации по возможным видам заданий, дающие возможность разрабатывать педагогам комплекс заданий в соответствии с учебной программой, и удовлетворяющих требованиям ФГОС НОО по уровню формирования знаний учащихся на уроках «Окружающего мира».  В школе учителями могут успешно использоваться материалы, представленные в работе, направленные на развитие у обучающихся знаний о мире и понимания их места в этом мире, а значит решению поставленных целей и задач перед учителем.

Цель исследования. Раскрыть представление о методике преподавания «Окружающего мира» для формирования профессиональных компетенций и конкретных действий педагога на уроках.

Задачи исследования:

  1. Сформулировать цель и задачи процесса обучения младших школьников предмету «Окружающий мир» в соответствии с ФГОС НОО.
  2. Раскрыть основные требования к освоению учебного предмета «Окружающий мир» по стандарту.
  3. Представить возможные виды заданий по характеру познавательной деятельности в соответствии с учебной программой по предмету «Окружающий мир».

Основная часть. От готовности учителя реализовывать методику преподавания в тех условиях, которые сейчас определены в образовательной организации, в частности это человеческие и технические ресурсы, зависит успех обучения этому предмету. На первом месте в методике преподавания «Окружающего мира» стоит приобщение школьников к природе, знакомство с историей в соответствии с заказом общества к школе.

Кроме того, важным фактором является умение учителя заинтересовать учеников и создать для них комфортную обстановку в классе. Учитель должен уметь адаптировать методику к различным стилям обучения учеников и учитывать их индивидуальные особенности.

Также важно, чтобы учитель был профессионально компетентен и имел достаточный уровень знаний в своей области, а также следил за новыми тенденциями и методиками преподавания. Успех обучения зависит от взаимодействия учителя с учениками и их родителями, открытости для обратной связи и готовности к совершенствованию своей работы.

Главной целю обучения предмету «Окружающий мир» в соответствии с ФГОС НОО является формирование у младших школьников полной картины мира и понимания места в этом мире человека на основе личного опыта детей при общении с обществом и природой. Это в дальнейшем формирует у детей формирование осознанного отношения к познанию природы и человека, и отношения в данному предмету изучения.

Для достижения поставленной цели необходимо решать следующие задачи:

- формирование у детей представлений о природе, ее законах и взаимосвязях с человеком.

- развитие познавательных интересов и способностей детей в области естественных и общественных наук.

- формирование у детей умения работать с различными источниками информации и использовать полученные знания в повседневной жизни.

- развитие у детей критического мышления и способности анализировать и оценивать информацию.

- воспитание у детей ответственного отношения к окружающей среде и природным ресурсам, а также к другим людям и обществу в целом.

- развитие у детей эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру и формирование гуманистических ценностей [2].

Необходимо использовать различные методы и формы работы, такие как эксперименты, наблюдения, беседы, игры, проектные деятельности и др. Кроме того, необходимо создавать условия для самостоятельной работы детей, развивать их творческие способности и стимулировать их интерес к изучаемому материалу.

За историю курса «Окружающего мира» методика преподавания собрала существенный фонд теоретических и практических знаний.

Учебный курс «Окружающий мир» был разработан в России в 1990-х годах и был введен в школьную программу в 2000 году. Он был создан для обучения учащихся основам экологии, природоведения, географии, а также здорового образа жизни и безопасности [3].

Первоначально курс был разработан для начальной школы и включал в себя темы, такие как «Растения и животные», «Природные явления», «Здоровье и безопасность». В последующие годы курс был дополнен новыми темами, такими как «Экология города», «Энергия и ресурсы», «Космос и человек».

В настоящее время курс «Окружающий мир» изучается в России в начальной и основной школе. Он включает в себя не только теоретические знания, но и практические задания, которые помогают учащимся лучше понимать и запоминать материал.

Курс «Окружающий мир» является важным элементом образования, который помогает учащимся понять взаимосвязь между человеком и природой, а также научиться бережно относиться к окружающей среде.

Этот предмет входит в единую систему школьных учебных предметов. При помощи связей между разными учебными предметами удается избежать повторов в изучении, углубить изучение конкретных материалов без затраты лишнего времени, получить согласованность и рациональность учебного процесса в целом, а также стимулировать учеников применять полученные знания в обыденной жизни.

Ранее изучаемые отдельно дисциплины естествознание, география и история вошли в учебный курс «Окружающий мир». Также в него вошли научные знания из областей экологии, психологии, безопасности жизнедеятельности и др.

Основные требования к освоению учебного предмета «Окружающий мир» по ФГОС НОО включают:

1. Формирование у учащихся понимания экологических проблем, их причин и последствий для окружающей среды и человека.

2. Развитие экологической культуры и ответственности за сохранение природы.

3. Формирование умений наблюдать, описывать и анализировать явления природы, проводить эксперименты и исследования.

4. Развитие умений работать с информацией, использовать различные источники информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

5. Формирование умений применять полученные знания и навыки для решения конкретных экологических проблем.

6. Развитие коммуникативных навыков, умений работать в группе, выражать свои мысли и убеждения.

7. Формирование навыков самостоятельной работы, планирования и организации своей деятельности.

8. Развитие творческих способностей и интереса к изучению природы и окружающей среды.

В результате ученики на выходе должны иметь знания для про нормы и культуру поведения в окружающей природной и общественной среде, знать нормы здорового образа жизни. Это станет для них основой экологической и культурной компетентности.

Очень важно, чтобы при изучении предмета проводилась работа по усвоению основных понятий. Для это нужно чтобы дети делали описания изучаемого и могли формулировать определения понятий при этом вкладывая в них правильный смысл и содержание.

Содержание урока «Окружающий мир» предложено во ФГОС НОО. Любое УМК представляет собой содержание при помощи различных текстов и по каждой теме предлагает комплекс заданий. Анализирую различные УМК выявлено разнообразие видов и типов заданий, направленных на получение заданных во ФГОС НОО результатов.

Учителю предоставляется возможность выбрать сначала методику обучения предмету, а потом подобрать к нему задания, либо исходя из имеющихся заданий выбрать действия, для выполнения учениками поставленных перед учениками задач.

Направленность на различные виды учебных заданий дают возможность построить из них систему, главным составляющим которой являются цели и рассчитываемые итоговые результаты. Можно сказать, что учебные задания являются соединяющим компонентом между целями, содержанием и методами обучения. Но использование заданий эпизодически и бессистемно не будет способствовать достижению предполагаемых результатов.

При формулировке заданий необходимо придерживаться основных требований. Задания должны быть представлены в доступной и понятной форме, давать возможность каждому ученику, не зависимо от его умственных способностей, успешно справляться с выполнением этих заданий, а также исполнять их потребности при обучении.

Показателем высокой компетентности учителя является способность создавать комплекс заданий в соответствии с учебной программой, разработанной педагогом и удовлетворяющих требованиям ФГОС НОО по уровню формирования знаний учащихся.

Ниже представлены возможные виды заданий по характеру познавательной деятельности.

1. Исследование экосистемы вокруг своего дома или школы. Составление карты растительности, животного мира и их взаимосвязей.

2. Изучение влияния человеческой деятельности на окружающую среду. Составление списка проблем, связанных с загрязнением воздуха, воды и почвы.

3. Создание проекта по охране природы. Выбор конкретной проблемы и разработка плана действий для ее решения.

4. Изучение биологических процессов, происходящих в растениях и животных. Наблюдение за ростом растений и жизненным циклом насекомых.

5. Изучение географических особенностей разных регионов мира. Сравнение климатических условий, природных ресурсов и культурных особенностей.

6. Изучение основ экологии и биологии. Разбор понятий экосистемы, пищевой цепи, биоразнообразия и других ключевых терминов.

7. Организация экскурсии в природный заповедник или парк. Изучение местной флоры и фауны, а также истории создания заповедника.

8. Изучение влияния изменения климата на животный и растительный мир. Составление списка мер, которые можно принять для борьбы с глобальным потеплением.

9. Изучение технологий и методов переработки отходов. Создание проекта по утилизации мусора и снижению количества отходов.

Еще одной особенностью уроков Окружающего мира является использование игровых форм обучения. Игры позволяют детям лучше усваивать знания, развивать навыки самостоятельности и социальные навыки. Например, игра "Экологический квест" может помочь детям понять, какие действия способствуют сохранению окружающей среды, а какие – ее загрязнению.

Также на уроках Окружающего мира важно использовать практические задания. Например, дети могут провести эксперименты, наблюдения за животными и растениями, составить карту местности и т.д. Это поможет им лучше понять законы природы и развить навыки самостоятельной работы.

На уроках Окружающего мира важно использовать различные формы контроля знаний. Например, дети могут составлять презентации, делать доклады, решать задачи и тесты. Это поможет учителю оценить уровень знаний и навыков каждого ученика.

Заключение. Уроки Окружающего мира могут быть очень разнообразными и интересными для учеников! Помимо традиционных уроков в классе можно заменить урок походом в театр, музей, уроком в парке или улице города. Все это будет зависеть от поставленной дидактической задачи и целей урока.

В связи с тем, что учебный предмет «Окружающий мир включает в себя знания обществоведения и естествоведения, то он позволяет формировать целую картину мира и значимое место в нем человека и помогает представить явления окружающего мира более понятными и предсказуемыми для подрастающего поколения.

Библиографический список:

1. Алексеева О. В., Арасланова А. А. Окружающий мир. Особенности изучения предмета в начальной школе. – 2017.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1–4 кл.)
3. Хрестоматия по истории отечественной педагогики XIX – начала XX века / сост.: Л. Н. Беленчук, Е. Н. Никулина, А. В. Овчинников, Е. А. Прокофьева. – М.: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский Центр ИЭТ, 2012




Рецензии:

22.04.2023, 18:56 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: Считается, что положительные эмоции при преодолении невзгод способствуют саморазвитию. Согласно опросу проведенному Министерством образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии (1996г.) с 12 воспитателями Buddy Kids Adventure Challenge Program (BKACP) с использованием модифицированного теоретического подхода (MGTA) существует положительная связь между природным опытом и формированием личности в детстве. Эффективно то, что преподаватели на открытом воздухе рассматривают активный опыт реальной природы как важный элемент использования силы, скрытую в природе при сохранении баланса риска и свобода. На природе дети могут улучшить свой потенциал реагирования на природу и школа должна создать условия что приводит детей к необычному опыту с природой из повседневного опыта на природе (file:///C:/Users/Work/Downloads/Outdoor_Educators_Influence_on_the_Self-Growth_Pr.pdf). Статья актуальная, имеется научная новизна , рекомендую статью к публикации в журнале SCI_ARTICLE.RU.



Комментарии пользователей:

25.04.2023, 8:40 Доброносов Виталий Владимирович
Отзыв: В целом, статья интересная! На мой взгляд, автором несколько недооценен вклад в дело изучения окружающего мира дошкольного образования и дополнительного образования дошкольников. Начальное школьное образование начинается не на пустом месте, а на основе уже заложенного в семье, детском саду, кружках и секциях, выставках и музейных экспозициях фундамента. библиографический список также следует расширить. Предлагаемые автором в Заключении походы и экскурсии, мультидисциплинарный подход, придуманы не им и это следовало бы более развернуто отразить, проанализировав литературные источники.


Оставить комментарий


 
 

Вверх