Полесский Государственный университет
студент
Бартош Екатерина Юрьевна, студент факультета экономики и финансов, Полесского государственного университета; Матяс Александр Анатольевич, доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры банкинга и финансовых рынков, Полесский государственный университет
УДК 336.3
Введение: Проблема государственного долга является весьма актуальной для нашей страны. Одним из наиболее значимых элементов, позволяющих государству реализовывать социальное и экономическое регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, основным звеном которой является государственный бюджет. Собственно, через финансовую систему государство создает централизованные фонды и влияет на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность исполнения возложенных на государственные органы функций.
Актуальность данной темы заключается в том, что привлекать и использовать заимствования необходимо максимально эффективно и рационально, так как это может приводить как к положительному эффекту, так и к отрицательному.
Целью исследования является изучить состояние государственного долга Республики Беларусь и разработать мероприятия в области управления государственными заимствованиями.
Научная новизна статьи состоит в развитии теоретических основ регулирования государственного долга и разработке мероприятий по сокращению государственного долга.
На современном этапе развития мировой экономики государственный долг стал неотъемлемой частью экономик большинства стран. Формирование и погашение государственного долга играет важную роль в макроэкономике, поскольку оказывает значительное влияние на развитие государственных финансов, финансовых систем, структуры потребления, инвестиционного климата и международного сотрудничества.
Основой государственного долга является дефицит бюджета, который представляет собой сумму превышения бюджетных расходов над доходами. Планирование государством своих доходов и расходов привело к проблеме их сбалансирования.
В таблице 1 приведена динамика государственного долга и долговой нагрузки Республики Беларусь.
Период |
Государственный долг |
Внешний государственный долг |
Внутренний государственный долг |
|||
млрд. руб. |
% к ВВП |
млн. долл. США |
% к ВВП |
млн. руб. |
% к ВВП |
|
01.01.2018 |
42 172,5 |
39,1 |
16 726,8 |
30,6 |
9 175,6 |
8,5 |
01.01.2019 |
45 375,4 |
35,1 |
16 894 |
28,2 |
8 887,6 |
6,9 |
01.01.2020 |
44 790,6 |
33,7 |
17 132,5 |
26,5 |
8 750,8 |
6,5 |
01.01.2021 |
57 775,9 |
37,3 |
18 573 ,5 |
30,9 |
9 876,8 |
6,4 |
01.01.2022 |
58 273,2 |
32,8 |
18 220,5 |
26,1 |
11 845,6 |
6,7 |
Примечание – Источник: собственная работка на основе на основании [1].
Из таблицы 1 видно, что государственный долг в Республике Беларусь с 01.01.2021 увеличивается. Наибольшая доля в структуре государственного долга приходится на внешний долг.
По состоянию на 01.01.2018 государственный долг Республики Беларусь составил 42 172,5 млн. рублей. На 01.01.2019 государственный долг увеличился на 3202,9 млн. рублей по сравнению с 01.01.2018 и составил 45375,4 млн. рублей; на 01.01.2020 государственный долг незначительно снизился (584,8 млн. рублей) и составил 44 790,6 млн. рублей; на 01.01.2021 государственный долг Республики Беларусь значительно увеличился (на 12985,3 млн. рублей) и составил 57 775,9 млн. рублей; на 01.01.2022 год государственный долг незначительно увеличился до 497,3 млн. рублей.
Одной из главных причин увеличения государственного долга Республики Беларусь с 2021 года является растущий дефицит бюджета. В последние годы правительство Беларуси увеличило расходы на инфраструктурные проекты и социальные программы, что привело к увеличению государственных расходов. Однако, налоговые поступления не всегда покрывают эти расходы, что приводит к увеличению дефицита бюджета.
Еще одной важной причиной увеличения государственного долга являются международные займы. В январе 2021 года были привлечены внешние государственные займы на сумму $35,7 млн. Республика Беларусь заимствовала денежные средства у следующих источников:
миллионов долларов США |
Источник займов |
25,5 |
Правительство Российской Федерации; |
10,2 |
МБРР. |
Примечание – Источник: [2].
В январе этого же года Республика Беларусь погасила внешний государственный долг на сумму 270,1 млн. дол. США.
миллионов долларов США |
Погашение долга |
709,4 |
Правительства и банков РФ; |
430,3 |
Банки Китая; |
376,9 |
ЕФСР; |
112,3 |
МБРР; |
3,6 |
Товарно-кредитная корпорация США; |
2,8 |
ЕБРР и СИБ. |
миллионов долларов США |
Погашение долга |
Примечание – Источник: [2].
По состоянию на 1 февраля 2021 года государственный долг Республики Беларусь составил 59,7 млрд. рублей, увеличившись с начала 2021 года на 3,3%. Внешний государственный долг составил 18,3 млрд. долларов США, увеличившись с начала года на 0,3 млрд. долларов США (с учетом курсовой разницы) или на 1,4%.
Кроме того, экономические санкции, наложенные на Республику Беларусь со стороны США и Европейского союза, также могут повлиять на увеличение государственного долга, поскольку они могут затруднить доступ Беларуси к международным рынкам кредитования и увеличить стоимость займов.
На рисунке 1 представлена динамика показателей отношения государственного долга к уровню ВВП и его допустимого предела за период 2018 - 2021 гг., который позволяет оценить уровень долговой нагрузки на экономику страны.
Рисунок 1. Отношение государственного долга к ВВП и его допустимый предел в Республике Беларусь за 2018-2021 годы, %
Примечание – Источник: собственная работка на основе на основании [1; 3; 4; 5; 6].
Анализ отношения государственного долга к ВВП показывает, что в течение анализируемого периода этот показатель не превышал нормативных и безопасных значений. Это говорит о том, что показатель относительно стабилен, независимо от используемых методик.
Таким образом, по итогу проведённого исследования, можно сделать вывод, что проблема государственного долга занимает весьма серьезное место в структуре экономики Республики Беларусь. Государственный долг несёт в себе как положительные, так и отрицательные стороны, несмотря на невысокие показатели величины внешнего долга, поэтому должен пристально изучаться в дальнейшем для наиболее эффективного управления им.
Существует несколько мероприятий, которые могут помочь снизить государственный долг Республики Беларусь:
1. Увеличение налоговых поступлений - правительство может рассмотреть возможность повышения налоговых ставок или улучшения сбора налоговых платежей, чтобы увеличить доходы государственного бюджета.
2. Сокращение расходов государства - правительство может рассмотреть возможность сокращения расходов на некоторые программы и проекты, а также сокращения затрат на административные функции.
3. Привлечение инвестиций - правительство может проводить различные мероприятия для привлечения инвестиций в экономику страны, что может помочь увеличить доходы и сократить долг.
4. Продажа государственных активов - правительство может продать некоторые государственные активы, такие как земля, здания и другие имущество, чтобы сократить долг.
5. Реструктуризация долга - правительство может проводить переговоры с кредиторами о реструктуризации долга, чтобы уменьшить сумму выплат и увеличить период выплаты.
6. Повышение экономического роста - правительство может проводить меры, направленные на стимулирование экономического роста, что может помочь увеличить доходы и сократить долг.
Все эти мероприятия могут быть использованы правительством Республики Беларусь для снижения государственного долга и достижения финансовой стабильности.
Рецензии:
17.05.2023, 19:58 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: Если изучить мировой опыт, то в работе [https://www.economicshelp.org/blog/27893/debt/solutions-to-national-debt/] показано, что для эффективного снижения государственного долга необходимо:
1. Сокращение военных расходов. Например, яркой особенностью истории государственного долга Великобритании является влияние войны на государственный долг. Основными войнами были Наполеоновские войны в начале девятнадцатого века, Первая мировая война (1914-18) и Вторая мировая война (1939-1945). Периоды относительного спокойствия позволили сократить государственный долг Великобритании.
2) Повышение пенсионного возраста может иметь дополнительный бонус в виде повышения производительности и увеличения численности рабочей силы. Этот способ сокращения обязательств государства по расходам без каких-либо экономических затрат.
3) Расширение налоговой базы. Например, налог на жилье, налог на бензин, налог на сигареты, налог на алкоголь, корпоративный налог.
4) Экономический рост. Наиболее поразительной особенностью сокращения государственного долга является то, что оно, как правило, происходит в периоды экономического роста, что снижает отношение долга к ВВП.
5) Налог на стоимость земли является прогрессивным и эффективным, поскольку он берет большую часть с самых богатых. Статья Веремейчик А.И. "Анализ государственного долга Республики Беларусь" является актуальной и имеет научную новизну. Статью рекомендую к публикации в журнале SCI-ARTICLE.RU после незначительной доработки.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий