студент
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
студентка магистратуры, кафедра государственного и муниципального управления
Капитанец Юлия Владимировна, кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой государственного и муниципального управления Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова
УДК 2964
Введение
Развитие малого предпринимательства для экономики страны считается важной задачей, так как малое предпринимательство способно решать социально-экономические проблемы, обеспечивать прирост новых рабочих мест, развивать технологические инновации. Российской Федерации особо важно акцентировать внимание на развитии региональных экономик и малого предпринимательства в региональном разрезе.
Актуальность исследования заключается в том, что современное положение малого и среднего бизнеса в России требует всестороннего анализа, направленного на определение проблем, возникающих в работе субъектов малого и среднего предпринимательства и рекомендаций по совершенствованию предпринимательской деятельности в страна.
Целью данной работы является характеристика современного малого и среднего бизнеса в России с точки зрения их развития, определение предпринимательской активности в стране, выявление проблем, сдерживающих развитие МСП.
Научная новизна исследования заключается в выявлении и изучении особенностей малого и среднего бизнеса в современной Российской Федерации с целью разработки эффективных мер поддержки МСП. По результатам анализа основных показателей эффективности, характеризующих деятельность малых и средних предприятий, автор делает выводы о современных тенденциях деловой и инвестиционной активности малого и среднего бизнеса в России.
Основная часть
Малое предпринимательство в России сегодня имеет широкую дифференциацию по направлениям осуществления деятельности, численности работников, объему получаемых доходов. Более того, экономическая ситуация в регионе изменяется от субъекта к субъекту, что, в свою очередь, отражается на динамике развития и состоянии малого предпринимательства в регионах.
Доля малого предпринимательства в экономике Российской Федерации по свежим данным Федеральной службы государственной статистики составляет меньше 1% [1].
Количество субъектов малого предпринимательства отражает состояние экономики и частично социального сектора. При росте количества малых предприятий увеличивается валовый внутренний продукт страны, увеличивается количество рабочих мест и сокращается безработица (Рисунок 1).
По состоянию на 2022 год число субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации составило 215 тысяч организаций. Как видно из рисунка 1, этот показатель сокращается с 2016 года, однако актуальные показатели ниже данных за предыдущие 4 года. Микропредприятия составляют основную часть организаций малого предпринимательства, превышая показатель в 90% от общего числа, в то время как малые и средние предприятия занимают суммарно меньше 10% от общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства. Министерством финансов Российской Федерации сокращение числа малых предприятий объясняется обновлением Реестра малого и среднего предпринимательства, а также успешной борьбой с фирмами-однодневками [2, С. 24–27.].
По состоянию на 2021 год 64% предприятий малого бизнеса, действующих на начало 2017 года, продолжают свою деятельность, в то время как ожидаемая длительность жизненного цикла компаний составляет чуть меньше 3 лет. Это распространенный показатель для многих стран, так, в мире около половины новых предприятий закрывается в первые 5 лет деятельности, и только треть предприятий малого бизнеса существуют 10 и более лет. При этом выделяется региональная дифференциация срока жизни малого предприятия. Вероятность дожития предприятия до 3-х летнего возраста выше в городах федерального значения Москва и Санкт-Петербург, а также на Камчатке и Чукотке [3, C .1–2 ].
Рисунок 1. Динамика численности субъектов малого и среднего предпринимательства Российской Федерации за 2017–2020 годы (в тысячах) [4].
Сегодня активность малого предпринимательства относительно стабилизировалась после существенного прироста их числа по итогам 2018 года. Однако количество активных малых предприятий в России не достигает мировых показателей. Так, по оценкам ПАО «Сбербанк», одного из крупнейших банков России, по состоянию на апрель 2019 года количество активных компаний в сфере малого предпринимательства составляет 18 единиц на 1000 человек трудоспособного населения, в то время как медианное мировое значение превышает 22 единицы на 1000 человек, а максимальное отмеченное значение приходится на Соединенные Штаты Америки, где на 1000 человек приходится около 70 малых предприятий.
Данная тенденция в России характеризуется низкой склонностью к предпринимательской активности у граждан. Однако здесь может быть реализован потенциал роста малого предпринимательства при создании благоприятных условия для организации и ведения предпринимательской активности, что прямо отразится на развитии российской экономики [5].
Дифференциация также наблюдается и в различных сферах малого предпринимательства. Если проанализировать число предприятий по видам экономической деятельности в 2022 году, то можно выделить, что такие отрасли, как оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов, занимают третью часть всех предприятий малого бизнеса. Далее по численности предприятий идут отрасли строительства (12,7%), научной и технической деятельности (9%), обрабатывающего производства (8,5%), деятельности по операциям с недвижимым имуществом (7,7%), деятельность по транспортировке и хранению (6,5%) и другие. При этом отмечается и отличие в отраслях активности малого предпринимательства по отдельности. Для малого предпринимательства основной сферой деятельности остается отрасль оптовой и розничной торговли вместе с ремонтом автотранспортных средств (34,8%), в то время как для среднего предпринимательства лидирующих отрасли две: оптовая/розничная торговля вместе с ремонтом автотранспортных средств (26,4%) и обрабатывающая промышленность (25,6%). Однако на общей статистике распределения по деятельности малого и среднего предпринимательства отражается малое предпринимательство, в разы превосходящее по численности среднее предпринимательство (Рисунок 2).
Рисунок 2. Распределение субъектов малого и среднего предпринимательства по видам экономической деятельности в 2022 г. [6].
Одним из важнейших показателей деятельности компаний является выручка от реализации товаров, работ или услуг, по которой можно оценить финансовое благосостояние компании. По итогам деятельности малого и среднего предпринимательства распределение оборота предприятий по различным направлениям деятельности является неравномерным. Значительная часть выручки приходится на малые предприятия в сфере торговли и ремонта транспортных средств – 57%, на втором месте по объему выручки находятся отрасли обрабатывающего производства (10,8%) и строительства (10,2%), в то время как все остальные отрасли можно назвать сильно отстающими [6]. На основании показателей доли предприятий малого предпринимательства и доли валовой выручки этих предприятий в сферах оптовой и розничной торговли и ремонта автотранспортных средств и мотоциклов, можно сделать вывод об относительной доходности этих отраслей.
Немаловажным фактором является общественное мнение о перспективах развития малого и среднего предпринимательства и об уровне эффективности мер государственного регулирования сферы малого предпринимательства, которое влияет на предпринимательскую активность граждан. Всероссийский центр изучения общественного мнения провел опрос российских предпринимателей о действующих условиях, факторах и рисках, которые влияют на ведение предпринимательской деятельности в стране. По результатам опроса 76% опрошенных предпочли бы ведение собственного бизнеса, но при этом 71% респондентов оценили условия ведения бизнеса в стране как неблагополучные. При этом к числу факторов, влияющих на негативную оценку условий ведения предпринимательства, в равной степени выделяются как макроэкономические проблемы, так и проблемы институционального характера. Первоочередными факторами, препятствующими населению открывать и развивать собственное дело, по мнению опрошенных, являются в целом низкий уровень благосостояния граждан и проблема коррупции в стране. Одновременно с этим респонденты выделяют судебно-правовые проблемы организации бизнеса: низкий уровень защищенности собственника и ряд проблем при взаимодействии с правоохранительными органами [7].
Заключение
Таким образом, можно отметить, что текущее состояние малого предпринимательства Российской Федерации может быть охарактеризовано превалированием формы малого бизнеса над средним предпринимательством, относительно не длительным циклом жизни малых и средних предприятий, высокой доходностью некоторых отраслей, неравномерностью распределения численности малого предпринимательства по регионам, отраслям деятельности предприятий и, соответственно, распределением рабочих мест от региона к региону.
Несмотря на активную государственную поддержку малого предпринимательства, создание инфраструктуры для открытия и последующего развития малого предпринимательства, проводимую как на федеральном уровне, так и на региональном уровне, предпринимательская активность остается на достаточно низком уровне, особенно в сравнении со многими другими странами. Эта ситуация также усугубляется тяжелой экономической ситуацией в стране, отражающейся на благосостоянии и платежеспособности граждан, а также недоверием граждан к мерам государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Рецензии:
30.05.2023, 7:46 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: Малые и средние предприятия являются основой экономики во всем мире, создавая наибольшую долю новых рабочих мест и представляя 99% всех предприятий. В мире сейчас насчитывается около 400 миллионов малых предприятий. В США 32,5 миллиона малых предприятий и в сфере малого бизнеса ежегодно создаются 1,5 миллиона рабочих мест. 99,9% предприятий в США — это малые предприятия (предприятия, в которых работает менее 250 человек) - https://www.luisazhou.com/blog/small-business-statistics/. Росстат впервые раскрыл долю малого и среднего бизнеса в экономике. Доля малого и среднего бизнеса в российской экономике составляет 21,9%. Если анализировать НЭП и малый бизнес в СССР, то уже в 1922 году частными были 31,7% промышленных предприятий, частники заняли 25% оптовой торговли, 50% оптово-розничной и 83,4% розничной. На селе частными были практически все хозяйства (коллективизация еще не началась, колхозы, совхозы и коммуны были редкостью). Основная масса частных предприятий относилась к малому бизнесу. В промышленности малые предприятия давали 22,4% всего оборота, на них трудилось 57,1% всех работников. В 1926—1927 годах экономика вернулась к довоенным показателям благополучного 1913 года - https://money.onliner.by/2022/09/27/chastnyj-biznes-v-sssr. Данная статья актуальная и имеется научная новизна. Однако, в статье нужно обозначить основные причины уменьшения количества предприятий малого бизнеса в РФ. Статью рекомендую после доработки.
Комментарии пользователей:
29.05.2023, 7:39 Цорин Борис Иосифович Отзыв: Более-менее добротная студенческая статья, требующая, однако, некоторой доработки. Во-первых, я рекомендую автору разобраться в принципах построения диаграмм. Сравнивать на гистограмме столбец "часть" со столбцом "сумма" - крайне сомнительная затея. Строить столбцы с отображаемой высотой менее одного пикселя - тоже. Например, в данном случае можно было бы объединить "средние" и "малые" в один ряд, а "всего" сделать линией графика поверх гистограммы. Сомнителен и выбор цветов на обеих диаграммах: некоторые цвета слишком близки, чтение диаграммы затруднено. Во-вторых, совершенно непонятно, почему анализ заканчивается то 2022, то началом 2021 года. Например, диаграмма №1 заканчивается состоянием на 01.21, хотя источник [4], на который ссылается диаграмма, содержит помесячные данные вплоть до актуального времени. Вывод "сегодня...", сделанный из диаграммы, заканчивающейся 2021 годом, отчетливо попахивает копипастой. |