Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №117 (май) 2023
Разделы: Журналистика
Размещена 24.05.2023. Последняя правка: 26.05.2023.
Просмотров - 558

ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕДИАОБРАЗА МГК ИМ. ЧАЙКОВСКОГО НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛОВ СМИ И ОТЗЫВОВ ПОСЕТИТЕЛЕЙ

Пашикян Анюта Артаковна

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Студент

Отрощенко Е. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры дискурсивных практик, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации


Аннотация:
Статья посвящена созданию описания медиаобраза Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского на основе материалов российских СМИ и сайтов-отзовиков. Автором приводится краткая характеристика средств массовой информации, анализируются публикации СМИ и отзывы посетителей касательно МГК им. Чайковского. Данную статью можно использовать как вспомогательный материал в дальнейших исследованиях медиаобраза МГК им. Чайковского.


Abstract:
The article is devoted to the creation of a description of the media image of the Moscow State Tchaikovsky Conservatory based on materials from Russian media and review sites. The author provides a brief description of the mass media, analyzes media publications and visitors' reviews regarding the Moscow Conservatory. This article can be used as an auxiliary material in further studies of the media image of the Moscow State Tchaikovsky Conservatory.


Ключевые слова:
Медиаобраз; средства массовой информации; сайт-отзовик

Keywords:
Media image; mass media; review site


УДК 070

Введение. Для анализа медиаобраза МГК им. Чайковского в медиапространстве выбрано определение медиаобраза Т. Н. Галинской в широком смысле: «медиаобраз — это образ реальности, конструируемый во всех текстах, созданных в медиапространстве профессиональными журналистами, блоггерами, интернет-пользователями и т. д.» [1, с. 91]. Широкий смысл открывает простор для неконтролируемого создания образа, также в процессе работы над стихийным медиаобразом фигурирует намного больше участников, то есть влияние имеют не только материалы СМИ, но и другие площадки, где размещают информацию блоггеры, инфлюенсеры и обычные пользователи. Специфика медиаобраза МГК им. Чайковского заключается в том, что данное учреждение является не только высшим учебным заведением, но и имеет пять концертных залов, в которых проводятся различные музыкальные вечера и фестивали. Принято решение остановиться на изучении консерватории со стороны концертной деятельности, поэтому необходимо уделить особое внимание классификации материалов и убирать те аспекты, где о консерватории упоминается, как об учебном заведении.

Актуальность исследования. Так как увеличивается количество объектов для просвещения в городском пространстве, консерватории очень важно поддерживать статус, чтобы удерживать и привлекать новую лояльную аудиторию. В работе идёт рассуждение о понятии медиаобраза и полученные выводы непосредственно применяются для проведения исследования медиаобраза МГК им. Чайковского. Проанализировав его, станет ясно, почему концертные залы консерватории им. Чайковского выбирают как место для культурного отдыха и какое мнение существует в данный момент в медиапространстве.

Научная новизна заключается в отсутствии исследований на тему медиаобраза МГК им. Чайковского, что в дальнейшем может дать возможность для развития концертных площадок консерватории в связи с появлением новой информации о коллективном сознании касаемо объекта данного исследования в медиапространстве.

Цель исследования — создать описание медиаобраза Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского в СМИ и на сайтах-отзовиках.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать медиаобраз МГК им. Чайковского, созданный СМИ;
  2. Проанализировать мнения и отзывы посетителей МГК им. Чайковского на различных интернет-площадках;
  3. Систематизировать полученные в результате исследования данные о специфике медиаобраза МГК им. Чайковского.

Краткая характеристика российских изданий. Пандемия коронавируса 2020 года преобразила онлайн-сферу, что послужило толчком для развития СМИ. Связано это было с вынужденным переносом деятельности в дистанционный формат: многие люди под влиянием обстоятельств переходили на удаленный формат работы, а организации понимали, что предстоит изменение медиасреды, на смену старым инструментам придут другие, и для их создания потребуются новые исследования.

Средства массовой информации обладают следующими признаками: периодичность, массовость, влиятельность. Что касается популярности видов СМИ, то можно с уверенностью сказать, что печатные издания сильно уступают интернет-СМИ. С каждым годом количество зарегистрированных печатных изданий сокращается: за последнее десятилетие — с 2012 по 2022 годы — их количество сократилось на 38%. Согласно отчёту Роскомнадзора о результатах регистрации СМИ за 1-й квартал 2023 года [9], общее количество печатных СМИ на конец отчётного периода составило 35.592, в 2022 году это число составляло 37.629, что на 6% выше нынешних показателей.

Современные электронные СМИ можно разделить на две категории: 1) версии уже существующих печатных изданий; 2) интернет-СМИ, которые не выходят в традиционном печатном формате и никогда не выходили ранее. Как правило, если говорить о первой группе сетевых СМИ, то публикуемый в печатном виде контент может полностью дублироваться в онлайн-версии.

Определение СМИ в России закреплено на законодательном уровне. Согласно 2-й статье закона №2124-1 РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года (ред. от 29.12.2022) под средствами массовой информации понимается: «периодическое печатное издание (к этому пункту относятся: газета, журнал, альманах, бюллетень и иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год), сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)» [3].

Классификация СМИ широка и разнообразна, выделим наиболее распространённые критерии:

  1. По форме собственности. Этот критерий позволяет выделить следующие виды СМИ: государственные, частные, корпоративные;
  2. По географии распространения: федеральные, региональные и местные;
  3. По периодичности: ежедневные, еженедельные, ежемесячные и так далее;
  4. По источникам распространения: печатные издания и электронные;
  5. По стилистике публикуемого материала: общественно-политические, массовые, деловые, специализированные, профессиональные, корпоративные.

Всё больше и больше изданий находят своё место в интернет-пространстве, что несомненно ведёт к увеличению новостного потока и даёт возможность пользователям легче и быстрее находить различные данные об интересующем их объекте. Исследование медиаобраза только набирает актуальность из-за постоянного пополнения новостных источников в медиапространстве.

Медиаобраз МГК им. Чайковского в российских СМИ. Упоминания консерватории за последние 5 лет есть в следующих федеральных и региональных СМИ: «Газета Культура» (федеральное СМИ), «ТАСС» (федеральное СМИ), «Аргументы и Факты» (федеральное СМИ), «РИА Новости» (федеральное СМИ), «Российская газета» (федеральное СМИ), «Коммерсантъ» (федеральное СМИ), «Вечерняя Москва» (региональное СМИ), «Москва24» (региональное СМИ). Также поскольку МГК им. Чайковского в данной работе упомянута как место для культурного просвещения, стоит также проанализировать издания, часть материала которых посвящена искусству и культуре: «АртМосковия», «Культуромания», «Культура.РФ». Все эти общенациональные интернет-СМИ являются независимыми, их ключевое отличие от описанных выше СМИ — узкая направленность.

Так как МГК им. Чайковского является государственным учреждением, то большинство статей отмечают консерваторию в положительном ключе. В качестве примера можно взять цитату из статьи «Московская консерватория открывает сезон международных фестивалей» от 24 апреля 2023 года из сетевого издания «Аргументы и Факты»: «Мы освещаем деятельность консерватории не только как храма культуры, но и как общественного и духовного центра» [6]. Так, становится понятно, что МГК им. Чайковского также заботится и о продвижении в массы культурных ценностей. Похожая по стилистике статья вышла 13 декабря 2022 года на сайте «РИА Новости» под заголовком «Московская консерватория отметит юбилей Щедрина выставкой и концертом»: «В экспозиции — редкие, ранее не представлявшиеся документы из архива Московской консерватории, рукописи Щедрина и ноты с автографами в его адрес из личной библиотеки композитора, переданной в дар Научно-музыкальной библиотеке имени Танеева МГК» [7]. Особое внимание в этой статье уделено наличию уникальной архивной коллекции МГК им. Чайковского и их щедрому подарку, что также представляет консерваторию в наилучшем свете.

Помимо представления МГК им. Чайковского в качестве музыкального госучреждения, площадки для проведения различных концертов, фестивалей и выставок, в СМИ делается акцент на конкретных личностях, стоящих за деятельностью консерватории.

В СМИ довольно редко публикуются новости касательно МГК им. Чайковского: за неделю или даже месяц может не выйти ни одной новой статьи, что говорит о стабильной и размеренной жизни консерватории, отсутствии кардинальных изменений.

Таким образом, можно сделать вывод, что от источника информации зависит медиаобраз МГК им. Чайковского. В СМИ консерватория чаще всего упоминается как площадка для концертов и выставок, подчёркивается, что консерватория всегда проявляет поддержку различным проектам, вносит большой вклад в культуру страны и закладывает в общественное сознание ценности, которых она придерживается. Также прослеживаются частые сотрудничества с министерством культуры, российскими и иностранными культурными организациями, что вновь подчёркивает авторитетность исследуемого учреждения. Так, все упомянутые выше особенности являются элементами медиаобраза Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

Медиаобраз МГК им. Чайковского по отзывам посетителей. На формирование медиаобраза непосредственное влияние оказывают именно живые отзывы, ведь они помогают потенциальным посетителям ознакомиться с действительностью и принять определённую позицию в отношении какого-либо объекта, в данном случае — к Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. В работе использовались материалы с популярных сайтов, где размещаются различные отзывы: Tripadvisor, «Отзовик», IRecommend.ru, «Яндекс Карты».

На данных платформах превалируют положительные отзывы. Так, на сайте «Отзовик» всего 48 отзывов, и 72% пользователей рекомендуют консерваторию к посещению [2]; на «Яндекс Картах» — оценка 5.0, всего 5.168 отзывов [4]; на IRecommend.ru — оценка 5.0, всего 4 отзыва [5]; на Tripadvisor — оценка 4,5, всего 100 отзывов [8].

Для удобства при анализе отзывы были классифицированы по следующим категориям: архитектура и интерьер, акустика и качество звука, цены и репертуар, работа организаторов.

Сделан вывод, что на вышеперечисленных сайтах складывается довольно положительный медиаобраз МГК им. Чайковского. Консерватория является одним из ключевых музыкальных учреждений, куда направляются ценители музыки. Гости особо подчёркивают атмосферу, интерьер, акустику, репертуар, наличие доступных по цене билетов. Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского — это ценный объект культурного наследия, куда многие люди ходят ради соприкосновения с её историей. На основе отзывов становится понятно, что большинство возвращаются туда повторно. МГК им. Чайковского удаётся поддерживать свой авторитет перед зрителем, выдавая качественные концерты с талантливыми музыкантами. Тем не менее, консерватория имеет и слабые стороны, которые связаны с работой организаторов, поведением персонала и системой возврата билетов, за что нередко получает негативные отзывы.

Выводы. Таким образом, при анализе СМИ был получен результат, что в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского не наблюдаются частые изменения, поскольку, как правило, все проводимые проекты являются крупными и требуют длительной подготовки. Следовательно, новостные статьи о консерватории выходят редко. Также сделано умозаключение, что в зависимости от площадки специфика формируемого на ней медиаобраза может меняться. Так, в СМИ формируется медиаобраз МГК им. Чайковского как престижного государственного учреждения, проводящего музыкально-просветительскую деятельность и проявляющего интерес к поддержанию культурного наследия страны. При анализе отзывов был также сделан вывод, что МГК им. Чайковского является одним из ключевых музыкальных учреждений, куда направляются люди для прослушивания музыкальных композиций. Таким образом, подведён итог, что на данных площадках складывается положительный медиаобраз Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

Библиографический список:

1. Галинская Т. Н. Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной лингвистике // Вестник ОГУ. – 2013. – №11 (160). – С. 91 – 94. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-mediaobraza-i-problema-ego-rekonstruktsii-v-sovremennoy-lingvistike/viewer (Дата обращения: 23.03.2023)
2. Государственная консерватория имени П. И. Чайковского (Россия, Москва) // Отзовик. URL: https://otzovik.com/reviews/gosudarstvennaya_konservatoriya_imeni_p_i_chaykovskogo_russia_moscow/ (Дата обращения: 24.04.2023)
3. Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27.12.1991 № 2124-1 Ст. 2 с изм. и допол. в ред. от 29.12.2022. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/f977773d5130bdc4b8aa5c541d1fa7ca381b18f4/ (Дата обращения: 24.04.2023)
4. Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского // Яндекс Карты. URL: https://yandex.ru/maps/-/CCUgu0FHKD (Дата обращения: 24.04.2023)
5. Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, Москва // IRecommend.ru. URL: https://irecommend.ru/content/moskovskaya-gosudarstvennaya-konservatoriya-imeni-p-i-chaikovskogo-moskva (Дата обращения: 24.04.2023)
6. Московская консерватория открывает сезон международных фестивалей // Аргументы и Факты. URL: https://aif.ru/event/info/moskovskaya_konservatoriya_otkryvaet_sezon_mezhdunarodnyh_festivaley (Дата обращения: 25.04.2023)
7. Московская консерватория отметит юбилей Щедрина выставкой и концертом // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20221213/schedrin-1836737315.html (Дата обращения: 25.04.2023)
8. Московская консерватория // Tripadvisor. URL: https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g298484-d1792247-Reviews-Moscow_Conservatory-Moscow_Central_Russia.html (Дата обращения: 24.04.2023)
9. Отчёт Роскомнадзора о результатах регистрации СМИ за 1-й квартал 2023 года // Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. URL: https://rkn.gov.ru/mass-communications/smi-registation/p885/?download=396076 (Дата обращения: 25.04.2023)




Рецензии:

24.05.2023, 19:44 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: Американский исследователь Гарольд Дуайт Лассуэлл (1902 г. – 1978 г.) разделял СМИ на 4 основные функции: 1 - сбор и распространение информации; 2 - «редактирование» (сортировка и интерпретация информации); 3 - формирование общественного мнения; 4 - распространение культуры. Информация, содержащаяся в любом медиаконтенте – слова и фразы, графика, аудио или видео – проникает и оседает в сознании реципиента, а результатом является отражение того или иного события, образа предмета или образа той или иной информации в памяти читателя. В статье автором анализируется в СМИ положительный медиаобраз Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Статья актуальная и имеет научную новизну. Рекомендую статью к публикации в журнале SCI-ARTICLE.RU.

25.05.2023, 14:37 Мирмович Эдуард Григорьевич
Рецензия: Такие статьи, если они претендуют на научный статус, обычно пишутся в безличном формате. Слово "я" и иные фразы с применением первого лица необходимо откорректировать. Например, "сделан вывод", "получен результат" и др. А аннотация в любом случаен пишется от третьего лиц: "автором получено..." и пр. В остальном статья может рекомендоваться к публикации.

25.05.2023 20:20 Ответ на рецензию автора Пашикян Анюта Артаковна:
Благодарю за рецензию! Статья откорректирована согласно Вашим комментариям.

29.05.2023, 16:33 Барлыбаева Сауле Хатиятовна
Рецензия: В статье Пашикян Анюты впервые исследуется медиаобраз МГК им.Чайковского на примере традиционных СМИ и сетевых изданий, таких как:"Tripadvisor", "Отзовик", "Яндекс Карты", "IRecommend.ru". Автор рассматривает формирование медиаобраза МГК, в первую очередь, не как образовательное учреждение, а как культурное явление в музыкальном мире на основе федеральных и региональных медиа, а также специализированных общенациональных изданий. Проведя анализ, А.Пашикян отмечает, что складывается положительный медиаобраз МГК им.Чайковского. Интересная статья рекомендуется в публикации. С уважением -Сауле Барлыбаева



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх