Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 29.05.2023. Последняя правка: 23.05.2023.
Просмотров - 1024

Анализ финансовых результатов деятельности организации на примере ОАО «Беллакт»

Клыга Яна Сергеевна

Студент

Полесский государственный университет

Студент

Бухтик М.И., кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента, Полесский государственный университет


Аннотация:
В статье обосновывается необходимость и важность проведения анализа финансовых результатов деятельности организации. На примере функционирующего предприятия представлен порядок проведения анализа финансовых результатов, полученных от основного и прочих видов деятельности. Рассмотрен порядок формирования прибыли и влияние показателей деятельности на изменение величины чистой прибыли в отчетном периоде по сравнению в предыдущими. Обоснована важность и необходимость проведения анализа показателей рентабельности, представлен анализ влияния показателей деятельности на изменение величин рентабельности в отчетном году по сравнению с предыдущими. Сформулированы обоснованные выводы.


Abstract:
The article substantiates the necessity and importance of analyzing the financial of the results of the activity of the organization. On an example of a functioning enterprise presents the order of analysis of financial results received from the main and other types of activity. The article considers the order of formation of profit and the influence of activity indicators on the change in the amount of net profit in the reporting period compared to previous periods. The importance and necessity of the analysis of profitability indicators is grounded, the analysis of influence of activity indicators on the change of values of profitability in the reporting period in comparison with the previous ones is presented. Reasoned conclusions are formulated.


Ключевые слова:
финансовые результаты; прибыль; рентабельность активов; рентабельность продукции; рентабельность продаж; рентабельность собственного капитала; рентабельность операционной деятельности

Keywords:
financial results; profit; return on assets; return on products; return on sales; return on equity; return on operating activities


УДК 336.67

Введение. Анализ финансовых результатов позволяет дать оценку выполнения производственной программы, рассчитать показатели эффективности работы предприятия, его рентабельности, окупаемости затрат, выявить наиболее выгодные и невыгодные виды продукции. А также выявить сильные и слабые стороны организации; спрогнозировать будущие результаты деятельности; предвидеть последствия от стратегических решений; оценить влияние от расширения производства на будущее финансовое состояние предприятия и много другое.

Актуальность данной темы определяется тем, что финансовые результаты обеспечивают экономическую устойчивость предприятия, и гарантируют полноту ее финансовой независимости. В увеличении роста финансовых результатов заинтересованы практически все коммерческие организации, так как от его уровня зависит эффективность работы предприятия, повышение и укрепление конкурентной позиции на рынке. Именно поэтому особое внимание уделяется формированию и использованию финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта.

ОАО «Беллакт» — единственный в Беларуси и один из крупнейших на территории СНГ производителей сухого детского питания. Это современное, высокотехнологичное предприятие, производящее детские смеси, продукты прикорма, продукты для беременных и кормящих матерей, молоко, сливки, ряженку, кефир, сметану, творог, масло, йогурты, молочные каши, десерты и пасты десертные.

Целью исследования является анализ финансовых результатов организации и разработка мероприятий по улучшению финансовых результатов.

Научная новизна заключается в анализе прибыли и рентабельности ОАО «Беллакт» как основных показателей финансовых результатов.

Финансовый результат – это обобщающий показатель анализа и оценки эффективности деятельности субъекта хозяйствования, целью которого является извлечение прибыли для капитализации, развития бизнеса, обогащения собственников, акционеров и работников. Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов являются:

  • оценка динамики прибыли и рентабельности;
  • факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг);
  • выявление резервов роста прибыли;
  • оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;
  • разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Прибыль показывает, сколько денег осталось у компании после вычета всех расходов, а рентабельность - какую прибыль компания получила от каждого вложенного в него рубля. Высокая прибыль и рентабельность говорят о том, что компания успешно управляет своими ресурсами и способна генерировать прибыль для своих акционеров.       Прибыль и рентабельность относятся к важнейшим показателям, характеризующим эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. [1]

В данной работе объектом анализа выступает компания «Беллакт» — единственный в Беларуси и один из крупнейших на территории СНГ производителей сухого детского питания. Это современное, высокотехнологичное предприятие, производящее детские смеси, продукты прикорма, продукты для беременных и кормящих матерей, молоко, сливки, ряженку, кефир, сметану, творог, масло, йогурты, молочные каши, десерты и пасты десертные. Также ОАО «Беллакт» имеет диплом и I место в Премии «Народная марка-2021» в номинации «Молочные продукты для питания детей раннего возраста»; диплом и I место в Премии «Народная марка-2021» в номинации «Производитель сырков глазированных», и является Лауреатом конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь» 2020 года.

По результатам за 2021 год ОАО «Беллакт» входит в рейтинг топ-10 молочных компаний  Беларуси по совокупной выручке в млн долл. И занимает там 8-е место.

Рисунок 1. Рейтинг топ-10 молочных компаний  Беларуси по совокупной выручке в млн долл.

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [6]

Проанализируем, как отслеживается производственный процесс на ОАО «Беллакт», для анализа финансовых результатов деятельности предприятия будут использованы данные последних трех лет и в соответствии с ними оценим динамику прибыли, выручки и др. показатели в таблице 1.

Таблица 1 – Динамика прибыли (убытков) предприятия за 2020-2022 годы, тыс. руб.

Элементы затрат

Стоимостная оценка

Горизонтальный анализ

Вертикальный анализ

Изменения, %

Изменения, %

2020

2021

2022

21/20

22/21

21/20

22/21

Выручка от реализации продукции

324 437

378 794

492 244

116,7

129,9

14,4

23,1

 

Себестоимость товаров

271 159

312 470

401 652

115,2

128,5

13,2

22,2

Валовая прибыль

53 278

66 324

90 592

124,5

136,6

19,7

26,8

Коммерческие расходы

15 224

16 993

26 039

111,6

153,2

10,4

34,7

Управленческие расходы

7 920

8 842

11 000

111,6

124,4

10,4

19,6

Прибыль от продаж

30 134

40 489

53 553

134,4

132,3

25,6

24,4

Проценты к получению

1 542

2 666

2 289

172,9

85,8

42,2

-16,5

Проценты к уплате

1 970

1 817

1 855

92,2

102,1

-8,4

2,1

Прочие текущие доходы

104 860

177 033

260 430

168,8

147,1

40,8

32,1

Прочие текущие расходы

114 696

186 896

274 026

162,9

146,6

38,6

31,8

Прибыль до налогообложения

21 896

33 008

37 176

150,7

112,6

33,7

11,2

Налог на прибыль

4 365

4 359

3 972

99,9

91,1

-0,1

-9,7

Чистая прибыль

19 711

28 643

33 204

145,3

115,9

31,2

13,7

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [2]

Из таблицы видим, что себестоимость продукции имеет тенденцию к увеличению с каждым годом, что является отрицательным моментом. Сравнение темпов роста выручки от реализации и себестоимости проданных товаров свидетельствует о том, что себестоимость за три рассматриваемых года росла более медленными темпами, чем выручка, что свидетельствует об улучшении финансового положения.

Далее разберем виды прибыли.

Валовая прибыль является показателем эффективности производственной деятельности. Это разница между выручкой от реализации продукции, произведенной предприятием, и рассчитанной себестоимостью продукции. На её величину влияют размер выручки от реализации и себестоимость проданных товаров. В 2022 году показатель валовой прибыли увеличился на 36,6% по сравнению с 2020 годом.

Прибыль до налогообложения является конечным финансовым результатом деятельности предприятия. Он определяется как общая сумма прибыли, полученной при ведении всех видов деятельности предприятия В 2021 и 2022 годах прочие расходы предприятия превышали прочие доходы. Прочие расходы составили 186 896 и 274 026 тыс. рублей соответственно, что превышает сумму прочих доходов. Если прочие расходы больше прочих доходов, то их сальдо уменьшает прибыль.

В 2022 году прибыль до налогообложения составила 37 176 тыс. руб., что на 12,6% и 69,8% выше, чем в 2021 и 2020 годах. Это является негативным моментом и связано с превышением прочих расходов над прочими доходами в 2020 и 2021 годах.

Прибыль от продаж – это показатель, характеризующий основную деятельность предприятия, то есть деятельность, связанную с реализацией продукции, товаров.  Представляет собой выручку от реализации продукции (вычитаются НДС и акцизы, косвенные налоги и сборы) минус производственные затраты, средства, потраченные на реализацию этой продукции.

Прибыль от продаж на предприятии в 2022 году по сравнению с 2021 годом имеет тенденцию к увеличению.

В 2022 году предприятие получило выручку от реализации продукции в размере 492 244 тыс. руб. По сравнению с 2020 и 2021 годами произошло увеличение выручки на 167 807 и 113 450 тыс. руб.. Таким образом, рост выручки свидетельствует о способности руководства грамотно создавать производственную и сбытовую деятельность, а также о положительной тенденции развития предприятия.

Проведем факторный анализ чистой прибыли ОАО «Беллакт».

Изменение чистой прибыли за счет изменения бухгалтерской прибыли:

ΔЧПБП=ЧП*(IБП-1)

ΔЧПБП2020=19 711 *(1,16-1) = 3 153,76 тыс. руб.

ΔЧПБП2021=28 643 *(1,29-1) = 8 306,47 тыс. руб.

Изменение чистой прибыли за счет изменения налога на прибыль:

ΔЧПБП=(НП0*IБП) -НП1

ΔЧПНП2020= (4 365*0,99) – 4 359 = - 37,65 тыс. руб.

ΔЧПНП2021= (4 359*0,91) – 3 972 = - 5,31 тыс. руб.

Факторный анализ показал, что в 2021 году по сравнению с 2020 годом чистая прибыль увеличилась на 3 153,76 тыс. руб., за счет бухгалтерской прибыли. В 2022 году также наблюдается рост чистой прибыли за счет бухгалтерской на 8 306,47 тыс. руб.

В 2021 году по сравнению 2020 году чистая прибыль уменьшилась на 37,65 тыс. руб., в 2022 по сравнению с 2021 также произошло снижение на 5,31 тыс. руб.

Итак, на примере рассматриваемого предприятия рассчитаем показатели рентабельности.

Первый анализируемый показатель – рентабельность продаж. Рентабельность продаж (ROS) показывает, какую прибыль компания получает от каждого рубля продаж. Она определяется по следующей формуле:

ROS = прибыль от продаж / выручка *100% (1)

ROS 2020 = 30 134 / 324 437 * 100% = 9,3 %

ROS 2021 = 40 489 / 378 794 * 100% = 10,9 %

ROS 2022 = 53 553 / 492 244 * 100% = 10,9 %

Расчет показывает, что рентабельность продаж в 2021 и 2020 годах одинакова и по сравнению с 2019 годом увеличилась на 1,6 % соответственно.

Далее, рассчитаем показатель рентабельности продукции:

RПР = чистая прибыль / себестоимость * 100% (2)

RПР 2020 = 19 711 / 271 159 * 100% = 7,3 %

RПР 2021 = 28 643 / 312 470 * 100% = 9,2 %

RПР 2022 = 33 204 / 401 652 * 100% = 8,3 %

Рентабельность продукции (ROI) показывает, сколько прибыли предприятие получает от каждой единицы продукции.

Расчет показывает, что в 2022 г. рентабельность продукции имеет тенденцию к снижению на 0,9% по сравнению с 2021 г. и к увеличению на 1% по сравнению с 2020 г. Снижение данного показателя в 2022 г. свидетельствует о снижении объема товарооборота.

А теперь рассчитаем рентабельность операционной деятельности  по формуле:

RОД = прибыль от продаж / себестоимость * 100% (3)

RОД 2019 = 30 134 / 271 159 * 100% = 11,1 %

RОД 2020 = 40 489 / 312 470 * 100% = 13 %

RОД 2021 = 53 553 / 401 652 * 100% = 13,3 %

Рентабельность операционной деятельности показывает, какую долю в выручке занимает прибыль предприятия от основной деятельности без учета прочих доходов и расходов. Чем выше эта доля, тем эффективнее предприятие ведет свою основную деятельность. Расчеты показывают, что рентабельность операционной деятельности с 2020 года имела тенденцию к увеличению. Поскольку рентабельность операционной деятельности отражает конечный результат деятельности, рассчитанные выше значения предполагают более эффективное использование ресурсов в 2021 и 2022 годах. [4]

Далее рассчитаем рентабельность активов предприятия по следующей формуле:

RОА = чистая прибыль / сумма активов * 100% (4)

Итак, рассмотрим активы предприятия в период за 2020 – 2022 годы в таблице 2.

Таблица 2 – Структура активов предприятия за 2020 – 2022 годы

Показатели

2020

2021

2022

тыс. руб.

удельный вес, %

тыс. руб.

удельный вес, %

тыс. руб.

удельный вес, %

Долгосрочные активы

79 497

42,3

100 037

45,9

129 087

48,0

Краткосрочные активы

108 542

57,7

117 775

54,1

139 838

52,0

Итого активов

188 039

100

217 812

100

268 925

100

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [2]

Увеличение долгосрочных активов говорит о приобретении основных средств и нематериальных активов, об осуществлении инвестиционной деятельности. Это может быть связано с расширением производства, приобретением новых технологий и оборудования, строительством новых объектов и т.д. Увеличение долгосрочных активов может свидетельствовать о росте предприятия и его стремлении к увеличению производственных мощностей и улучшению качества продукции. Однако, это также может повлечь за собой увеличение затрат на производство и снижение прибыли.

Увеличение краткосрочных активов говорит о прибыльности производства и грамотном использовании денежных средств. Это может быть связано с увеличением объема продаж, расширением ассортимента продукции или услуг, улучшением качества обслуживания клиентов и т.д. Увеличение краткосрочных активов может свидетельствовать о росте предприятия и его стремлении к увеличению выручки и улучшению финансовых показателей. Однако, это также может повлечь за собой увеличение затрат на закупку и хранение запасов. Итак, увеличение краткосрочных активов говорит о наращивании производства.

ROA2020 = 19 711 / 188 039 *100% = 10,5 %

ROA2021= 28 643 / 217 812 *100% = 13,1 %

ROA2022 = 33 204 / 268 925 *100% = 12,3 %

Рентабельность активов (ROA) показывает, какую прибыль компания получает от своих активов. ROA позволяет оценить эффективность использования активов предприятия для генерации прибыли.

Расчет показывает, что рентабельность активов в 2020-2021 годах имеет тенденцию к росту, а в 2021-2022 годах – к снижению.

Рентабельность собственного капитала (ROE) показывает, какую прибыль компания получает от своего собственного капитала.

RСК = Чистая прибыль/ средняя стоимость собственного капитала*100%

RСК2020= 19 711 / 137 013 *100%= 14,4 %

RСК2021= 28 643 /161 185 *100%= 17,8 %

RСК2022= 33 204 /195 710,5 *100%= 17,0 %

Рентабельность собственного капитала увеличилась на 3,4% в 2021 году и снизилась на 0,8% в 2022 году. Отрицательная динамика данного показателя с 2021 по 2022 год отражает неэффективное использование собственного капитала: чем ниже данный показатель, тем меньше прибыль на акцию, и тем меньше размер потенциальных дивидендов.

Из всех произведенных расчетов с рентабельность можно увидеть такие результаты: рентабельность продаж увеличилась за счет увеличения выручки и увеличения прибыли от продаж; снижение рентабельности продукции привело к снижению объема товарооборота; рентабельность операционной деятельности показывает более эффективное использование ресурсов в 2021 и 2022 годах; снижение рентабельности активов связано с уменьшением чистой прибыли предприятия, увеличением оборачиваемости активов, а также увеличением затрат, связанных с производством и реализацией продукции; снижение рентабельности собственного капитала связано с ростом себестоимости.

Таким образом, для улучшения финансовых результатов деятельности могут быть предложены следующие рекомендации:

1) Определение резервов роста прибыли за счет возможного роста объема реализации продукции. Чтобы обеспечить стабильный прирост прибыли, необходимо постоянно искать резервы ее увеличения. Резервами роста прибыли являются количественно измеряемые возможности ее увеличения за счет роста объема реализации продукции, снижения себестоимости продукции и реализации, предотвращения внереализационных убытков, улучшения структуры продукции.

2) Снижение себестоимости продукции.

На основе анализа, проведенного на предприятии, для повышения показателей рентабельности предприятию можно предложить провести следующие мероприятия:

  • разработать стратегию повышения рентабельности, учитывая выявленные причины;
  • оптимизировать затраты на производство и управление ресурсами;
  • снизить себестоимость товаров;
  • сократить производственные затраты;
  • инвестировать в новые технологии и развитие новых продуктов и услуг. Это поможет увеличить объемы продаж и расширить ассортимент продукции или услуг.

Таким образом, предложенные мероприятия позволяют улучшить финансовые результаты рассмотренной организации.

Библиографический список:

1. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ // Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации». – Режим доступа: https://web.snauka.ru/issues. - Дата доступа: 16.05.2023.
2. Бухгалтерский баланс ОАО "Беллакт" за 2020-2022 год.
3. Кикоть И. И. Финансы организации / И. И. Кикоть. – Гомель: учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2020. – 184 с.
4. Операционная рентабельность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://finrange.com/ru/journal/post/operating-margin. - Дата доступа: 18.05.2023
5. Финансы: учебное пособие / М.И. Бухтик и др.; Министерство образования Республики Беларусь, УО "Полесский государственный университет". – Пинск: ПолесГУ, 2017. – 110 с.
6. Крупнейшие молочные компании Беларуси 2022 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://top.milknews.ru/belarus#rating . - Дата доступа: 19.05.2023.




Рецензии:

30.05.2023, 9:13 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: Пути улучшения финансовых результатов деятельности организации: 1) обсуждение с бухгалтером или бизнес-консультантом о финансах организации и нахождение способов улучшения денежного потока и нахождение вариантов улучшения финансов внутри компании; 2) переключение на более дешевые варианты расходных материалов (электроэнергия, сырье, транспорт); 3) передача в аренду основных активов, что помогает распределить расходы на более длительный период; 4) уценки к продуктам или услугам по полной цене, чтобы: привлечь продажи, перемещать излишки или снятия с производства дорогие продукты; 5) использование Интернета и социальных сетей для продажи продукции; 6)дополнительных вариантов оплаты продукции через электронные платежные системы; 7) получение гранта на расширение исследования и разработки инновации и экспорта; 8) получение бизнес-кредита; 9) организация доставки продукции в on-line режиме. 10) увеличение наименования и ассортимента продукции; 11) организация оптовой торговли готовой продукции организации. Статья "Анализ финансовых результатов деятельности организации на примере ОАО «Беллакт»" имеет актуальность и научную новизну, рекомендую к публикации в журнале SCI-ARTICLE.RU после незначительной доработки Заключения с изложением эффективных способов улучшения финансовых результатов.

2.06.2023, 12:33 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: Как улучшить финансовые показатели компании ОАО «Беллакт»? Финансовые показатели фирмы можно улучшить, выполнив следующие действия: 1. Продажа устаревших или ненужных активов. 2. Улучшить приток денежных средств за счет ускорения возврата долга. 3. Постепенно сокращать задолженность — повышать соотношение долга к собственному капиталу. 4. Повысить рентабельность за счет устранения ненужных расходов. 5. Обеспечить надлежащее управление запасами — чтобы сократить потери. 6. Поддерживать достаточный оборотный капитал — для своевременного выполнения обязательств. Одним из эффективных способов улучшения финансовых результатов ОАО «Беллакт» может стать доходы через продажу продукции через нерозничные каналы (оптовая торговля, торговые точки, прямая продажа, дистанционная продажа и онлайн продажа). Например, Amazon не имеет физического магазина, куда потребители ходят покупать товары, но продает товары потребителям со своего веб-сайта.Другой пример, Coca-Cola получает более трети своего дохода от нерозничных каналов, таких как рестораны и торговые точки - https://www.investopedia.com/terms/f/financialperformance.asp.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх