магистрант
Самарский государственный экономический университет
студент
Яковлев Геннадий Иванович, профессор кафедры экономики, организации и стратегии развития предприятия Самарского государственного экономического университета
УДК 658.8
Актуальность выбранной тематики определяется важностью товарной политики, которая включает в себя целенаправленные действия производителя товаров или заранее продуманные принципы поведения. Она необходима для обеспечения последовательности решений и мер, связанных с формированием ассортимента и его управлением, поддержанием конкурентоспособности товаров на нужном уровне, нахождению оптимальных товарных ниш (сегментов) и созданию и реализации стратегии упаковки, маркировки и обслуживания товаров. Отсутствие такого подхода может привести к нестабильности всей компании, провалам и сильному воздействию случайных конъектурных факторов на ассортимент.
Научная новизна заключается в определении основных проблем формирования товарной политики и поиск путей их решения.
Целью данного исследования является изучение особенностей формирования товарной политики предприятия.
Задачи, которые стоит решить для реализации цели:
Основная часть
Важность эффективной товарной политики неоспорима для успешной деятельности предприятия. Товар является источником доходов и основой перспективного развития, а сегодня в условиях жесткой конкуренции его свойства и характеристики определяют направление рыночной и производственной политики компании. Создание, производство, совершенствование и реализация товара на рынках, предпродажное и сервисное обслуживание, разработка рекламных кампаний и снятие товара с производства - все эти мероприятия занимают центральное место в деятельности производителя товаров и являются неотъемлемой частью его товарной политики. [2, ст. 17].
Роль товарной политики в успешной коммерческой и маркетинговой деятельности предприятия на рынке невозможно переоценить. Маркетинговый аспект состоит в обеспечении потребителей товарами и услугами, а коммерческий - в достижении экономической эффективности при закупке и сбыте продукции.
Ориентация товарной политики напрямую зависит от генеральной стратегии предприятия. Чтобы правильно сформировать эту политику, важно определить ясные цели производства и сбыта на перспективу, изучить конкурентный рынок и потребности потребителей, а также оценить свои возможности и ресурсы [1, ст.16]. Большинство проблем в товарной политике не предсказуемы и имеют несколько вариантов решения, поэтому требуется высокопрофессиональный анализ и оперативная разработка альтернативных решений. Надлежаще оформленная товарная политика помогает не только оптимизировать процесс формирования и обновления ассортимента, но и является ориентиром для руководства в общем направлении действий предприятия.
Сегодня основными проблемами при формировании товарной политики являются: обеспечение высокого уровня качества, составление оптимального ассортимента продукции, производство новых товаров и услуг, правильное позиционирование на рынке, управление жизненным циклом продукции и оказание качественного сервиса.
Низкое качество товара – одна из главных проблем на рынке. Сегодня покупатели обращают большое внимание на качество и часто выбирают его выше цены. Цена также важна, но, к сожалению, ее высокая стоимость не является гарантией качества продукции. Кроме того, в низком ценовом сегменте жесткая конкуренция заставляет компании бороться за количество, а не за качество товаров, что означает несоответствие цены и качества продукта.
Ассортимент формируется на базе концепции, а методы его формирования зависят от масштабов сбыта и особенностей выпуска продукции. Эффективность товарного ассортимента оценивается по максимальной удовлетворенности потребностей покупателей при оптимальном использовании ресурсов предприятия для производства товаров с минимальными издержками. Постоянный контроль за поведением товара на рынке и его жизненным циклом также необходим. Одной из концепций оптимизации ассортимента является категоричный менеджмент, который предполагает организацию эффективного взаимодействия между производителем, оптовиками и розничными торговыми представителями для оптимизации товаропотока от производителя до потребителя. При формировании товарной категории учитываются объем продаж и опросы потребителей [4, ст.11]. Определение степени новизны товара также остается важной проблемой, так как это влияет на цену. В настоящее время нет шкалы оценки рыночной новизны товара, которая позволила бы оценить уровень адаптации новых товаров к рыночным изменениям.
При исследовании проблемы позиционирования в России становится ясно, что наиболее важными факторами, которые требуют внимания, являются: неопределенность (отсутствие уникального образа в сознании потребителей), чрезмерное увлечение новыми продуктами, а также сосредоточение на продуктах, которые позиционируются только для одной целевой категории [2, ст.19]. Эта ситуация часто приводит к конкуренции между товарами и уничтожению одного товара другим. Ключевым моментом создания и управления брендом является позиционирование, поэтому многие товары испытывают сокращение жизненного цикла. Однако анализ жизненного цикла помогает внести изменения в формирование товарной, ценовой и сбытовой политики, что в свою очередь влияет на долговечность и характер жизненного цикла товара.
Необходимо делать акцент на создании собственных товаров высокого качества российского производства, без иностранных закупок и инвесторов. Необходимо создавать условия для развития частных компаний и поощрять их различными способами и стимулировать на создание собственного товара.
Один из важных аспектов — это сервис, который представляет собой систему обслуживания, позволяющую клиентам выбрать оптимальный вариант покупки товара и потребления его экономически выгодно и в срок. Сегодня производители предлагают широкий выбор одних и тех же товаров по одинаковой цене, поэтому конкурировать они могут благодаря более качественному или расширенному сервису. Регулярный мониторинг потребностей клиентов, услуг, предлагаемых конкурентами, соотношения доходов и стоимости сервиса помогут создать систему высококачественного и эффективного обслуживания [3, ст.111].
Выводы. Объединяя вышеизложенное, можно заключить, что главными направлениями, определяющими товарную политику, являются: качество продукции, ассортимент, инновационные стратегии, позиционирование, продолжительность жизненного цикла изделия и услуги. При формировании таких аспектов необходимо учитывать текущие тенденции, которые отражают развитие современного товарного рынка. При изучении проблемы позиционирования в России можно наблюдать, что главными факторами, которые необходимо учитывать, являются неопределенность (отсутствие уникальности в уме потребителей), излишнее влечение к новым продуктам и концентрация на изделиях, которые ориентированы только на одну целевую аудиторию. Главное акцентировать внимание на создании высококачественных отечественных товаров без привлечения иностранных инвесторов или закупок. Следует улучшать условия для развития частных компаний, поощрять их различными методами и стимулировать к созданию своих изделий.
Рецензии:
30.05.2023, 9:55 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: Товарные рынки являются неотъемлемой частью мировой экономики и имеют решающее значение для разработки основ политики, которые способствуют достижению экономических целей устойчивого роста, стабильности инфляции, сокращения бедности, продовольственной безопасности и смягчения последствий изменения климата. Автор данной статьи пишет - "Необходимо создавать условия для развития частных компаний и поощрять их различными способами и стимулировать на создание собственного товара" . Исследования показали, что малые и средние предприятия (МСП) являются важной движущей силой экономического развития, имея жизненно важное значение для большинства экономик мира, особенно в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Они представляют 99% всех предприятий в Европейском союзе (ЕС) и за последние пять лет обеспечили около 85% новых рабочих мест, а также 2/3 всего участия частного сектора. Например, в 2015 г. насчитывалось около 23 млн МСП, которые обеспечили 90 млн рабочих мест, создав более высокую добавленную стоимость в размере 3,9 млрд евро. В отличие от крупных корпораций, малые и средние предприятия обладают высокой гибкостью, демонстрируя превосходную гибкость к техническим изменениям, более активное распределение доходов и лучшую адаптируемость к колебаниям рынка и новым требованиям клиентов, а их организационная структура позволяет быстрее принимать решения. Автор данной статьи пишет - "Необходимо делать акцент на создании собственных товаров высокого качества российского производства, без иностранных закупок и инвесторов". Однако, изоляция от мировой экономики и инновационных технологий замедляет процесс развития экономики. Статья актуальная, рекомендую статью к публикации в SCI-ARTICLE.RU.
4.06.2023, 13:32 Черных Вероника Валерьевна
Рецензия: На рецензирование представлена статья "Проблемы формирования товарной политики предприятия" автора Мокроусовой Марины Николаевны - статья на наш взгляд достойна внимание, но тем не менее теория представленная в статье должна быть обоснована примерами формирования товарной политики из практики крупных компаний. В этом случае статью можно будет порекомендовать к публикации.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий