Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 31.05.2023. Последняя правка: 02.06.2023.
Просмотров - 439

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ «СХЕМА ТЕЛА», КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПИСЬМА

Авдеева Елизавета Сергеевна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Курганская специальная (коррекционная) школа-интернат №25»

Учитель

Антипина Т.А., учитель индивидуальной работы ГБОУ «Курганская школа №8»


Аннотация:
В статье рассматривается понятие системы «Схема тела», основные компоненты, входящие в нее, а также обоснование необходимости формирования их для освоения навыка письма.


Abstract:
The article discusses the concept of the «Body Scheme» system, the main components included in it, as well as the rationale for the need to form them for mastering the skill of writing.


Ключевые слова:
схема тела; письмо; младшие школьники

Keywords:
body scheme; writing; junior schoolchildren


УДК 376.112.4

Введение.

Общие интегративные тенденции в развитии гуманитарных наук, приводят к активному внедрению и развитию междисциплинарного подхода. Большое значение это имеет в развитии наук, главным объектом изучения которых является человек. В данной работе основная проблема исследования лежит одновременно в области физиологии и коррекционной педагогики. 

Актуальность.

Освоение навыка письма является одной из основных задач в младшем школьном возрасте. Но для того, чтобы в полной мере овладеть письмом, необходимо ориентироваться в пространстве и владеть пространственной терминологией. Данные навыки лежат в основе системы «схема тела». А значит, одной из причин сложностей в овладении письмом является недостаточное развитие системы «схема тела». Давайте поподробнее остановимся на определении данного понятия и тех компонентах, входящих в него.

Цель исследования: определние маркеров системы "схема тела" и подбор приемов работы по ее формированию, в соответствии с выделенными маркерами.

Задачи исследования:

1. Определить понятие "Схема тела" и маркеры системы схема тела;

2. Определить направления развития и приемы работы по формированию системы "схема тела", как базиса для письма.

Новизна исследования состоит в отборе значимых на наш взгляд маркеров системы "схема тела", подборе методов и приемов по формированию базиса письма на основании данных маркеров.

Результаты исследования.

Вопросы изучения схемы тела рассматривались такими учеными как Р.Боньер, Ю.А. Стребкова, Г. Хэд,  Г. Холмс, Б.Г. Ананьев, Т.Н. Войтик, А.В. Семенович, И.А. Хватов, А.Ю. Соколов и А.Н. Харитонов и другими.

В современной литературе схема тела рассматривается с различных точек зрения, учеными различных специальностей. Приведем несколько из них.

Образ или схема тела - непосредственный образ собственного тела, представленный в сознании индивида [3].

Схема тела - сложный вид чувствительности, лежащий в основе ощущения взаимного расположения и соотношения размеров частей собственного тела [4].

Схема тела - может рассматриваться как психофизиологический информационный аппарат, где постоянно формируются и сопоставляются динамический и статический образы тела, а также оперативные образы - образы будущего движения [2].

По результатам изучения различных источников, мы определили следующие маркеры системы «Схема тела».

1. Чувствительное восприятие:
  • Поверхностная чувствительность;

  • Глубокая чувствительность;

  • Сложная чувствительность;

2. Статический образ тела.
3. Динамический образ тела.
4. Пространственные представления:
  • топологические представления;

  • координатные представления;

Таким образом, схема тела – это функциональная система, которая лежит в основе адекватной ориентации в пространстве, определяет понимание своего тела и объектов вокруг него. А значит, напрямую определяет и ориентацию на листе в процессе письма.

В основе письма лежит одновременно и чувствительное восприятие, обеспечивающее контроль кисти при письме; и статический и динамический образы тела, лежащие в основе управления своим телом, а значит и в основе сложных моторных действий; и пространственные представления, лежащие в основе ориентации в пространстве и на плоскости.

Схема тела и пространственные представления неразделимы и пронизывают все уровни построения произвольного акта письма. Представление о неделимой единице письма формируется на основе перцептивной интеграции разно-модальных ощущений. Мультимодальный образ графемы включает в себя оптический, фонематический, артикуляторный и кинетический компоненты, которые организованы в единую целостную пространственно-временную структуру. При недостаточном развитии пространственно-временных представлений в процессе письменной речевой деятельности у ребенка возникают нарушения в функционировании специфических звеньев цепи совершения произвольного акта письма [1].

Исходя из вышесказанного, можно определить направления развития и приемы работы.

  1. Чувствительное восприятие.

Цель: развитие поверхностной, глубокой и сложной чувствительности.

         Приемы работы:

  • Игры с крупами/песком;

  • Пальчиковое рисование;

  • Тактильное рисование (рисование на ладошке/спине/ступнях и тд.);

  • Тактильное домино;

  • «Волшебный мешочек»;

  • «Вспомни предмет».

  1. Статический образ тела.

Цель: развитие внутреннего образа тела, определение локализации прикосновений.

  • Расположение частей тела;

  • Найди пару варежкам/носкам;

  • «Что у тебя на одежде?»;

  • «Покажи правильно»;

  • «Собери человечка из частей».

  1. Динамический образ тела.

Цель: развитие пространственного восприятия и организации движения в пространстве.

  • «Море волнуется раз»;

  • «Зеркало»;

  • «Лицом друг к другу»;

  • Движения по инструкции;

  • «Скульптор»;

  1. Пространственные представления.

1) Топологические представления.

Цель: развитие способности ориентироваться в пространстве относительно собственного тела.

  • Игры с одеждой (поиск пары/элементов одежды);

  • «С какой стороны звук?»;

  • «Что вокруг?»;

  • «Жмурки»;

  • «Скажи наоборот»;

  • «Далеко и близко»;

2)  Координатные представления.

Цель: развитие способности ориентироваться в пространстве относительно собственного тела, описывать пространственное расположение объекта.

  • «Следопыт»;

  • Поиск клада по координатам;

  • «Магазин» (описание положения предмета);

  • «Куда я спрятался?»;

  • «Что изменилось»?

  • Графические диктанты;

  • Дорисовывание симметричного рисунка;

  • «Вратарь»;

Заключение.

Выделеные нами маркеры системы "схема тела" указывают на необходиость формирования не только мелкой моторики и пространственных представлений, что чаще всего понимают под основой письма, но и развитие глубокой и сложной чивствительности, образа тела. Поэтому предложеные нами упражнения способствуют формированию системы «Схема тела», закладывая более глубокий базис.

Библиографический список:

1. Защиринская О. В., Курчигина О. Л. Пространственно-временные представления как основа формирования навыков письма у детей с задержкой психического развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prostranstvenno-vremennye-predstavleniya-kak-osnova-formirovaniya-navykov-pisma-u-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 29.01.2023).
2. Левик Ю. С. Система внутреннего представления в управлении движениями и организации сенсомоторного взаимодействия : диссертация ... доктора биологических наук : 03.00.13.- Москва, 2006.- 192 с.
3. Нагорная А. В. Схема и образ тела как релевантные объекты лингвистического описания // Вестник ЧелГУ. 2010. №32. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shema-i-obraz-tela-kak-relevantnye-obekty-lingvisticheskogo-opisaniya (дата обращения: 06.01.2023)
4. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: Академия, 2002. - 232 с.




Рецензии:

31.05.2023, 14:00 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: Моторная антропология — раздел прикладной антропологии, изучающий движение как следствие биопсихосоциальной деятельности, которая исследует влияние движения на развитие и образование человека. Специалисты по психомоторике установили, что «оптимальным интервалом обучаемости» детей находится между 6 и 10 годами, в течение которого психомоторные навыки детей могут быть максимально развиты. У детей в детском саду обычно акцент делается не на психомоторику, а только на овладение языком, общения, рисования, музыку, при этом на физические упражнения приходится всего 10 % еженедельного учебного курса -https://www.researchgate.net/publication/313527188_Developing_Spatial_and_Body_Schema_Orientation_in_Preschoolers_and_Primary_School_through_Physical_Activities . По данным ряда исследований, в раннем возрасте уровень физической активности минимален, поэтому у детей, у которых не развиваются психомоторные навыки, может наблюдаться задержка когнитивного и социального развития. Игровая терапия — это психотерапевтическая техника, применяемая к детям, основанная на функциях умственного и интеллектуального упражнения, интеграции реальности, ментальное усвоение событий, социализации. Образовательная деятельность с дошкольниками и младшими школьниками должна включать также и физические упражнения (подвижно-игровые), направленные на совершенствование психомоторных навыков. А внедрение каллиграфии в класс может добавить еще одно измерение в учебную программу. Статья "ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ «СХЕМА ТЕЛА», КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПИСЬМА" имеет актуальность и научную новизну. Статью рекомендую к публикации в журнале SCI-ATRTICLE.RU

2.06.2023, 8:48 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Представленная статья посвящается актуальной проблеме - формированию системы "схемы тела", поэтому автор описывает маркеры системы «Схема тела», направления развития и приемы работы. Представленная на рецензию статья носит научный характер, материал имеет ярко выраженную авторскую линию. Статья хорошо структурирована, написана четким и научным языком, выводы обоснованны, литература соответствует, заявленной тематике. В качестве замечания можно отметить следующее: цель исследования требует корректировки, автор заявляет о разработке методов, в то время как в тексте их содержание не отражено, следовательно цель не достигнута. После доработки с статья рекомендуется к публикации.

02.06.2023 13:13 Ответ на рецензию автора Авдеева Елизавета Сергеевна:
Благодарю за рецензию и замечание. Корректировка цели выполнена.

21.06.2023, 14:27 Аюпова Елена Евгеньевна
Рецензия: В связи с большим количеством детей школьного возраста, имеющих нарушения письменной речи (доклад Министерства здравоохранения РФ от 17.10 2021) проблематика данной статьи весьма актуальна, формирование пространственных отношений у детей с проблемами в речевом развитии -сложный и трудоемкий процесс, которые недостаточно освещен в специальной литературе, нет конкретных методик и приемов формирования метрических, координатных, структурно-топологический, проекционных представлений у детей с ТНР, поэтому практическая значимость данных материалов очевидна.Однако концептуальные основы статьи не соответствуют ее содержанию, поэтому, считаем, необходимо доработать этот аспект, также изменить нумерацию (везде 1). После реализации данных рекомендаций статья может быть опубликована.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх