Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Философия
Размещена 31.05.2023. Последняя правка: 31.05.2023.
Просмотров - 1479

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

Сулова Ксения Дмитриевна

студент

Ульяновский государственный технический университет

кафедра "Экономика, налогообложение и бухгалтерский учет"

Морозова Дарья Фаразхановна, старший преподаватель кафедры «Философия», Ульяновский государственный технический университет


Аннотация:
Статья обсуждает вопросы, связанные с философией виртуальной реальности. Автор обращает внимание на то, что виртуальная реальность не является просто технологическим достижением, но представляет собой важную философскую проблему. Основной аргумент автора состоит в том, что виртуальная реальность изменяет нашу перспективу на мир и нашу способность взаимодействовать с ним. Такая важная философская проблема должна быть изучена и анализирована на всех уровнях общества.


Abstract:
The article discusses issues related to the philosophy of virtual reality. The author draws attention to the fact that virtual reality is not just a technological achievement, but represents an important philosophical problem. The author's main argument is that virtual reality changes our perspective on the world and our ability to interact with it. Such an important philosophical problem should be studied and analyzed at all levels of society.


Ключевые слова:
виртуальная реальность; технологии; философия; «виртуалистика»; настоящая реальность; общество; виртуальность

Keywords:
virtual reality; technology; philosophy; «virtualism»; real reality; society; virtuality


УДК 740

Введение: В последнее время виртуальная реальность стала неотъемлемой частью современной жизни и технологического прогресса. Однако этот феномен не является просто новой игрушкой для развлечения, а представляет собой глубокую философскую проблему, вызывающую вопросы и размышления у философов и общественности в целом. 
Виртуальная реальность меняет нашу восприимчивость к окружающему нам миру и воздействует на нашу человеческую природу. Она создает новые возможности для взаимодействия между людьми и открывает дверь к неизведанным мирам и перспективам.
Однако виртуальная реальность также представляет собой ряд этических и моральных проблем, таких как контроль за использованием виртуального пространства и защита от нарушений прав человека в этой среде.

АктуальностьАктуальность статьи по философии виртуальной реальности заключается в том, что данная тема является не только актуальной, но и очень важной для современного общества. Виртуальная реальность уже сегодня влияет на нашу жизнь и окружающую среду, изменяет наши взгляды на мир и создает новые возможности для наших действий. Однако, вместе с тем, она также вызывает ряд философских вопросов и проблем, требующих тщательного анализа и изучения. Статья по данной теме поможет читателям лучше понять проблематику виртуальной реальности, а также ее влияние на общество. Она также станет полезным материалом для всех, кто интересуется технологическими достижениями и философскими проблемами нашего времени.

ЦелиРассмотреть основные концепции и проблемы, связанные с виртуальной реальностью, и проанализировать их философский контекст; понять, как виртуальная реальность влияет на нашу жизнь и общество в целом; понять, какие проблемы затрагивает виртуальная реальность.

Задачи: Проанализировать основные теории, связанные с виртуальной реальностью; рассмотреть воздействие виртуальной реальности на личность человека и на общество в целом.

Научная новизна статьи по философии виртуальной реальности заключается в следующем:

  1. Анализирование проблем, связанных с виртуальной реальностью, в контексте философии.

  2. Рассмотрение концепций и теорий, которые связаны с виртуальной реальностью.

  3. Исследование влияния виртуальной реальности на человека и его личность, а также на общество в целом.

Все эти аспекты делают статью научно новаторской, потому что обращение к философии позволяет взглянуть на проблемы виртуальности с новых позиций, а также возможности для анализа их влияния на общество.

Введение в проблему виртуальной реальности как нового информационного пространства

В настоящее время происходит стремительное развитие инновационных технологий. Человечество смогло за сравнительно короткий срок перейти от выпуска первых мобильных телефонов до разработки технологий, которые позволяют создать виртуальную реальность. По мере того как различные информационные и компьютерные технологии проникают в жизнь человека, изменяется сам окружающий мир и окружающая действительность. Изменения затрагивают как объективную, так и субъективную реальности, всё большое количество людей следует глобальным тенденциям виртуализации, повышается значение и приоритетность технического прогресса. Постепенно создаётся новое «информационное пространство, которое характеризуется генезисом применительно к ней новых способов и средств передачи и восприятия различного рода и вида данных» [2, с. 258].

Таким образом, становится актуальной проблема философского осмысления проникновения в жизнь индивида разнообразных цифровых технологий. Особенно важной можно считать проблему виртуализации, меняющей роль человека в окружающем мире, а также его собственное восприятие окружающего и взаимодействие с обществом.

Виртуальная реальность в своей современной интерпретации была создана самим обществом, т.е. человеческими усилиями и движением соответствующей преобразовательной мысли. Еще в конце XX в. отечественные исследователи, пытаясь осуществить ретроспективный анализ появления виртуальной реальности как особой среды, «отмечали определяющее значение квантовой физики и компьютерной техники в становлении новой, альтернативной реальности, которую сегодня принято называть реальностью виртуальной» [2, с. 258-259]. 

Несомненно, сама идея виртуальности имеет более длительный путь в истории научной мысли и уходит своими корнями в средневековую схоластику. Данный тип религиозной философии соотносит понятие виртуальности с пространством, которое помогало решить вопрос онтологического сосуществования общего и частного, образования сложного из простого [1, с. 34]. Фома Аквинский также рассматривал понятие виртуальности. Философ с помощью данной категории разрешал проблему онтологического совместного существования реальностей, относящихся к различным иерархическим уровням. Другими словами, Фома Аквинский считал, что при смешенииотдельных элементов получается новая форма субстанции, то есть их виртуальное сосуществование. Один из представителей немецкой философии и теологии, Николай Кузанский видит в виртуальности абсолютную силу и первостепенную причину, именно «virtus» даёт бытие всему, что существует. Философ под виртуальностью понимает возможность, которая при определённых условиях должна стать явной, может и должна проявиться. Главным же условием для Николая Кузанского представляется Бог, так как в нём и заключаются все возможности существования вселенной и мира вещей [1, с. 34].

Феномен виртуальности в современнной науке и технике

В современности феномен виртуальности рассматривается как с технической позиции, так и с философской. Это наделяет объект исследования двойственным характером и указывает на осторожность в высказывании строго однозначных мнений и суждений на его счет.

Н.А. Носовым было создано философское направление «виртуалистика», рассматривающее различные проблемы виртуальной реальности и виртуальности в целом. Он писал о возможности существования виртуальной реальности, а также утверждал, что она порождает виртуальную реальность другого уровня. Кроме того, Носов наделял её такими свойствами как порождённость, актуальность, автономность [3, с. 417]. 

Если рассматривать виртуальную реальность с технической точки зрения, то она представляет собой конструируемую с помощью компьютерных технологий интерактивную среду, в которой происходит создание воображаемых объектов с помощью специальных приспособлений, производится симуляция их физических свойств и воздействия, а также их самостоятельного присутствия в пространстве. При помощи специального оборудования человек ощущает эффект присутствия в данной среде, у него возникают чувства пространства, ощущения и т.п. [4, с. 16].

Виртуальная реальность как средство для обучения и развлечения

«Таким образом, в результате компьютерного моделирования и воздействия различных симуляторов одна реальность, обычная, порождает другую, виртуальную реальность, которая, в свою очередь может порождать следующую и так до бесконечности» [4, с. 16]. 

На данном этапе развития цифровых технологий человек, погружающийся в виртуальную реальность, может разорвать связь с настоящей реальностью. Кроме того, виртуальная реальность позволяет человеку приобретать свойства, которые противоречат физическим и физиологическим свойства. Люди, использующие виртуальную реальность в развлекательных целях, могут всоздаваемом пространстве летать, наделяться бессмертием, воскресать и т.д. Это порождает идею множественности миров, изначальную неопределённость и относительность реального мира [4, с. 16]. 

Однако виртуальные технологии могут применяться и при обучении сложным профессиям, исключающим возможность допущения ошибок в работе: хирургия, космонавтика, летное дело, атомное производство, управление поездами и вагонами метро. Виртуальная реальность позволяет людям подготовиться к решению нестандартных задач в ситуациях, которые нельзя специальносоздать в обычной реальности. Например, виртуальные технологии используются при подготовке к ликвидации последствий природных и техногенных катастроф.

Академически выстроенное и признанное большинством философов правило о соподчиненности природной реальности и реальности виртуальной, в которой первая порождает вторую и поддерживает ее существование, а вторая существует лишь до тех пор, пока реальность природная инициирует соответствующие процессы и явления для поддержания жизнедеятельности реальности виртуальной, сегодня не кажется столь однозначным, как это было раньше [5, с. 46-47]. 

Заключение

В настоящее время виртуальная реальность позволяет человеку разрушить все допустимые границы его существования, делает его игроком в искусственно созданных событиях и явлениях, что оказывает немалое воздействие на его эмоции и психологическое состояние.

Таким образом, идея виртуальности и виртуальной реальности затрагивает множество философских проблем, прежде всего онтологию, а также порождает моральные и этические проблемы. Это делает рассматриваемую тему особенно актуальной на сегодняшний день и для дальнейшего существования человечества.

Библиографический список:

1. Гонгало Е. Ф. Историко-философские предпосылки онтологии виртуальности [Электронный ресурс] // Вестник БГУ. – 2011. – С. 31-35. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21715764 (дата обращения: 19.04.2023).
2. Кадесникова М. А., Мухаметьянова Л. З., Насибуллина Д. А. Философские проблемы виртуальной реальности [Электронный ресурс] // Технологическое и художественное образование учащейся молодежи: проблемы и перспективы. – 2020. – С. 257-265. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44323325 (дата обращения: 19.04.2023).
3. Носов Н. А. Виртуальная психология [Электронный ресурс] / Н. А. Носов // Труды лаборатории виртуалистики. – Выпуск 6. – М.: Аграф, 2000. – 432 с. Режим доступа: https://djvu.online/file/KwIsma2fUIywz (дата обращения: 19.04.2023).
4. Ряховская Е. С., Маркова Т. В. Виртуальная реальность как социально-философская проблема [Электронный ресурс] // Инновационные научные исследования в современном мире: теория, методология, практика. – 2019. – С. 14-20. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41179022 (дата обращения: 19.04.2023).
5. Шаповалов Е.А. Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры / Е.А.Шаповалов // Первый Всероссийский симпозиум. – СПб, 1995. – С. 46-47.




Рецензии:

31.05.2023, 17:27 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: Виртуальная реальность - это особая реальность, взаимодействуя с которой человек может «входить» в нее, трансформировать ее и вступать в контакт с другим субъектом. Виртуальная реальность неуклонно набирает популярность не только в играх и развлечениях, но и во многих других областях. Нельзя отрицать недостатки и вред для здоровья виртуальной реальности в играх: 1) Головные боли; 2) Укачивание; 3) Близорукость - чрезмерное использование очков может повлиять на глаза, что приведет к миопии или близорукости. 4) Потеря слуха; 5) Заблуждения - чем больше человек пытается убежать от реальности и существовать в виртуальном мире, тем сложнее ему приспособиться затем к реальности. 6) Зависимость - форма психологической зависимости и, как любая другая зависимость, она разрушает личность человека. Под ее воздействием дети утрачивают свободу воли, им легко манипулировать и таких детей легко вовлечь в различные секты, банды, подчинить любому влиянию. Однако, виртуальная реальность и искусственный интеллект в медицине могут произвести революцию в здравоохранении, предоставив врачам и пациентам улучшенный доступ к медицинской информации и методам лечения. Виртуальную реальность можно использовать для оказания помощи медицинским работникам во многих аспектах их работы, от моделирования операций до клинической диагностики, выявления и диагностики заболеваний, прогнозирования результатов и анализа лечения. Одним из примеров использования виртуальной реальности является компьютерная программа по обнаружению и обезвреживанию несанкционированных источников ионизирующего излучения в виртуальной реальности, которая служит при обучение специалистов и дозиметристов. Статья "ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА" автора Суловой К.Д. является актуальной и имеет научную новизну. Статью рекомендую к публикации в журнале SCI-ARTICLE.RU

1.06.2023, 9:37 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Сусловой К.Д. описательно представляет понятие достаточно популярное, практически не бесценное. Однако не оговорено, что этот термин иностранный, латинский, означающий «возможный» (лат. virtualis). Философии он служит не полаганию недоказанного выражения объективной реальностью. Но реальность может даться со временем как сама по себе, природно, так и в результате целеустремленных, практических действий человека, общества. Все это достойно учета, хотя это не всем дается. Такая ситуация оправдывает публикацию предложенной Сусловой К.Д. статьи, но её содержание стоит дополнить приведенными замечаниями.

1.06.2023, 12:16 Мирмович Эдуард Григорьевич
Рецензия: Актуальность постановки задачи, по мнению рецензента, несомненна. Библиографический перечень источников адекватен теме. Научной новизны в статье, конечно, нет. Не сформулирована проблема объекта и предмета исследования. А если нет конфликта известного, ортодоксального представления объекта исследования с предлагаемым прочтением понятия автором, то статья не очень интересна. Но вот для предложения дискуссии по данной тематике она может представлять интерес. Сам термин "виртуальная реальность" противоречив. Создание новой философской категории. Место понятию "интерактивность". Возможно, встроенность "голографии" в этой теме. Много нужного и интересного можно обсудить и встроить в существующую "виртуальную реальность", которой является само "Знание", превращающееся в "Умение" и "Навыки". Студентка молодец, что обратила внимание на это понятие. Хорошо бы, если бы она продлила и углубила свой интерес в этой области. Проверить грамматику и другие ошибки и описки типа "смешенииотдельных элементов". Рецензент рекомендует к печати после минимальных корректив.

1.06.2023, 16:57 Колесников Анатолий Сергеевич
Рецензия: Статья констатирующая отдельные всем известные истины. Есть проблем виртуальности, есть решения, есть огромная литература, правда, на иноязыках. Автор ничего нового не предлагает. Она неинформационна, неитересна и явно предполагает какие-то меркантильные задачи, но никак не научные. Не рекомендую Проф. А.С. Колесников СПбГУ Институт философии



Комментарии пользователей:

25.07.2023, 3:04 Рыбаков Станислав Владимирович
Отзыв: Прекрасная статья, очень характерно показывает усилия автора по соединению несоединимого, а именно, технологического прогресса и классики философии. Фома Аквинский предстаёт как "адепт "этой реальности! Хотя конечно теперь многое становится понятным в истории науки! А, именно, отчего многие открытия древности оказались невостребованными в средние века например!


Оставить комментарий


 
 

Вверх