Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №118 (июнь) 2023
Разделы: Экономика
Размещена 05.06.2023. Последняя правка: 24.06.2023.
Просмотров - 780

АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РУСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Минич Виктория Павловна

Полесский государственный университет

Студент

Галкина Марина Николаевна, ассистент кафедры финансового менеджмента, Полесский государственный университет


Аннотация:
В данной статье исследованы теоретические аспекты социальной защиты населения, проведен анализ структуры доходов и расходов Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2019-2021 гг. Выявлены проблемы и перспективы развития социальной защита населения в Республике Беларусь.


Abstract:
This article examines the theoretical aspects of social protection of the population, analyzes the structure of income and expenses of the Social Protection Fund of the Republic of Belarus for 2019-2021. The problems and prospects of development of social protection of the population in the Republic of Belarus are revealed.


Ключевые слова:
социальная защита; Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь; динамика расходов и доходов Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь; проблемы и перспективы развития

Keywords:
Social Protection; Social Protection Fund of the Population of the Republic of Belarus; dynamics of expenditures and incomes of the Social Protection Fund of the Republic of Belarus; problems and prospects of development


УДК 336.233.2

Введение. Успешное развитие современной экономики невозможно без поворота к нуждам и потребностям человека. Социальная защита является одной из наиболее важных составляющих деятельности государства. 

Для Республики Беларусь вопрос социальной политики, политики социальных гарантий и защиты, политики регулирования доходов населения является довольно актуальным. Согласно Конституции, Республика Беларусь имеет статус социального, что подразумевает высокие социальные расходы государства на нужды общества.

В Республике Беларусь ведется активная поддержка социальной сферы, разрабатываются и совершенствуются мероприятия по социальной защите. Предусматривается создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности к базовым социальным услугам, а также расширение возможностей выбора их населением.

Актуальность темы заключается в том, что социальная защита населения Республик Беларусь является важной составляющей на современном этапе развития. Именно с помощью социальной политики государства обеспечивается социальная устойчивость общества.

Целью исследования является обоснование объективной необходимости социальной защиты, ее места и роли в системе развития национальной экономики.

Научная новизна исследования заключается в следующем: исследованы теоретические аспекты личного страхования, проанализирована структура доходов и расходов фонда социальной защиты населения за 2019-2021 гг.

В категории «социальная защита» находят отражение два термина. Термин «социальная» указывает на общественное происхождение этого явления, относящегося к жизни людей и их отношениям в обществе, термин «защита» — осуществление соответствующими органами и организациями защитных мер экономического, правового характера, направленных на ограждение любого лица от экономической, социальной и физиологической деградации при воздействии неблагоприятных факторов объективного и субъективного характера.

Необходимость системы социальной защиты связана с социальными рисками. Риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. Социальные риски сопровождаются нарушением нормального социального положения людей. Они могут быть обусловлены существованием угрозы полной или частичной потери трудоспособности из-за болезни или по возрасту, потери кормильца, а также наличием многодетных или неполных семей, необходимостью ухода за детьми-инвалидами и прочими факторами личного характера [1, с.144-145].

Социальная защита также подразумевает под собой выполнение обязательств государства перед своими гражданами. Все эти обязательства изложены в Конституции Республики Беларусь. В соответствии с ними каждый гражданин имеет право социальную защиту.

В Республике Беларусь существует Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, который является органом государственного управления средствами государственного социального страхования в структуре Министерства труда и социальной защиты [2].

На рисунке 1 представлена структура доходов Фонда социальной защиты за 2019-2021 гг..

 

Рисунок 1. Структура доходов Фонда социальной защиты населения за 2019-2021 гг., %

Примечание – Источник: собственная разработка на основании [3, 4, 5]

На рисунке 1 можно видно, что во всех годах наибольший удельный вес приходился на обязательные страховые взносы и приблизительно равен 90% от суммы всех доходов. К обязательным страховым взносам относятся обязательные страховые взносы в ФСЗН Республики Беларусь и взносы на профессиональное пенсионное страхование. Наименьшую часть доходов составляют неналоговые доходы.

Следовательно, основным источником средств Фонда являются взносы на государственное социальное страхование, а именно обязательные страховые взносы организаций работодателей, работающих граждан и физических лиц, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы.

На рисунке 2 мы можем увидеть структуру расходов ФСЗН за 2019-2021 гг.

  

Рисунок 2. Структура расходов средств ФСЗН в 2019 - 2021 гг.

Примечание – Источник: собственная разработка на основании [3, 4, 5]

На рисунке отчетливо видно, что значительную часть расходов занимают выплаты трудовых пенсий, которые составляют в среднем 77%. Что касается остальных показателей они составляют малую часть от общих расходов.

Несмотря на то, что государство старается улучшать жизнь населения, время от времени возникают различные ситуации, которые влекут за собой множество проблем.

Можно выделить несколько самых значительных проблем в Республике Беларусь, таковыми являются следующие:

- неравномерное размещение трудовых ресурсов;

- несоответствие спроса и предложения рабочей силы по числу занятых, профессиям и уровню образования;

- необходимость совершенствования системы оплаты труда;

- в 2022 году наблюдалась рекордная низкая занятость населения;

- демографическая проблема;

- также существуют и иные проблемы из которых многие были вызваны появлением коронавирусной инфекции Covid-19..

Для того, что решить проблемы, возникающие в социальной сфере, государство разрабатывает план мероприятий направленный на решении данных проблем.

Главной целью развития страны на 2021 - 2025 годы является повышение качества жизни населения за счет эффективной занятости, устойчивого роста доходов и улучшения социальной среды. В центре внимания - социальная безопасность и благополучие граждан.

Развитие социальной защиты населения будет направлено на:

- улучшение демографического положения страны;

- создание необходимых условий для эффективной занятости населения;

- обеспечение устойчивого роста заработных плат;

- обеспечение доступности социальной помощи, усиление ее адресности и повышение качества социальных услуг;

- повышение качества и доступности образования;

- создание возможностей для развития и самореализации молодежи.

Адресная социальная помощь - это финансовая поддержка определенной категории граждан, которая осуществляется государством. Данная поддержка может осуществляться в виде:

- ежемесячного или единовременного пособия;

- обеспечения продуктами питания детей в возрасте до двух лет;

- материальной помощи на проезд студентам и учащимся;

- денежных средств, которые могут расходоваться на покупку одежды, обуви, лекарственных препаратов, продуктов питания, иных предметов первой необходимости, а также на улучшение жилищных условий и другие нужды для обеспечения нормальной жизнедеятельности. 

Вывод: Под социальной защитой населения понимается совокупность гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан, а также мероприятий по предоставлению минимально доступных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных групп населения.

Что касается Фонда социальной защиты населения, его основной задачей является обеспечение соответствующего уровня доходов граждан при наступлении предусмотренных законодательством страховых случаев.

Также, в Республики Беларусь, как и в любом другом государстве, существуют различные социальные проблемы, которые возникают по различным причинам. Исходя из этих проблем, государство разрабатывает пути их преодоления. Для устойчивого развития страны государство проводит социальную политику. Основной целью проведения этой политики, является улучшение качества жизни населения. А значит, что социальное положение как общества, так и страны в целом является важной составляющей.

Библиографический список:

1. Василевская, Т. И. Финансы : учеб.-метод. пособие 1 часть / Т. И. Василевская, Т. Е. Бондарь. –– Минск : БГЭУ, 2019. – 252 с.
2. Закон Республики Беларусь «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» от 15.07.2021 № 118-3. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ssf.gov.by/uploads/folderForLinks/h12100118-1626728400.pdf. - Дата доступа: 05.05.2023.
3. Итоги работы Фонда социальной защиты населения за 2019 год [Электронный ресурс] / Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. – Режим доступа https://www.ssf.gov.by/ru/budget-2019-ru/. – Дата доступа: 05.05.2023.
4. Итоги работы Фонда социальной защиты населения за 2020 год [Электронный ресурс] / Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. – Режим доступа https://www.ssf.gov.by/ru/budget-2020-ru/. – Дата доступа: 06.05.2023.
5. Итоги работы Фонда социальной защиты населения за 2021 год [Электронный ресурс] / Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. – Режим доступа https://www.ssf.gov.by/ru/budget-2021-ru/. – Дата доступа: 07.05.2023.




Рецензии:

6.06.2023, 8:42 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: В статье "АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РУСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ" автором Минич В.П. анализируется модель социальной защиты населения Республик Беларусь. Статья актуальная и имеется научная новизна. Социальная защита населения – это система правовых, социально-экономических и политических гарантий предоставления условий для обеспечения средств существования: трудоспособным гражданам – за счет личного трудового вклада; социально уязвимым слоям – за счет государства не ниже установленного законом бюджета прожиточного минимума. Анализ литературных источников показал, что Беларусь классифицируется как страна с доходом выше среднего с ВВП на душу населения 6 713 долларов США в 2020 г. - file:///C:/Users/Work/Downloads/EBRD_Belarus%20Country%20Brief_People%20with%20disabilities%20and%20Older%20Workers.pdf. Республике Беларусь создана эффективная система социального обеспечения населения. Приоритетом службы занятости является помощь безработным в поиске постоянной работы. Безработным оказывается материальная помощь (в размере от 11 до 20 прожиточных минимумов) на безвозмездной основе для начала предпринимательской и ремесленной деятельности. Материальная помощь оказывается малообеспеченным гражданам, семьям с несовершеннолетними детьми, инвалидам в рамках системы государственной адресной социальной помощи. Государственная система адресной социальной помощи включает 4 социальных пособия: ежемесячное пособие малообеспеченным гражданам и семьям, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума (критерий оценки потребности); единовременное пособие гражданам и семьям, испытывающим затруднения и чей доход ниже критерия оценки потребности на 150%; социальная выплата на компенсацию расходов на средства личной гигиены для детей с 4 группой инвалидности, инвалидов 1 группы; поставки продуктов питания для детей до двух лет в малообеспеченные семьи и при многоплодии в семьи независимо от дохода. В 2019 году государственную адресную социальную помощь получили 295 тыс. человек на общую сумму 94,2 млн рублей. Государство покрывает расходы работодателей на выплату заработной платы людям с ограниченными возможностями или приобретение необходимого оборудования, материалов и снаряжения. - https://president.gov.by/ru/belarus/social/social-protection. Статью рекомендую к публикации после доработки с описанием Государственной системы адресной социальной помощи.

24.06.2023 21:21 Ответ на рецензию автора Минич Виктория Павловна:
Здравствуйте! Благодарю за рецензию, доработка статьи выполнена.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх