ГО "Полесский государственный университет"
студент
Киевич А. В., доктор экономических наук, профессор кафедры финансового менеджмента, Полесский государственный университет
УДК 336.77
Введение
Малое и среднее предпринимательство (МСП) играет важную роль в рыночной экономике, способствуя социальной стабилизации, созданию новых рабочих мест и ускорению экономического роста. Развитие МСП является приоритетным направлением экономической политики Республики Беларусь.
Актуальность
Несмотря на свою значимость, МСП сталкиваются с различными трудностями, которые могут негативно сказаться на их развитии и устойчивости.
Цель - Оценить состояние развития малого предпринимательства в Республике Беларусь.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты МСП.
2. Проанализировать действующее состояние финансовой поддержки МСП.
Научная новизна - Исследование направлено на изучение теоретических и методических аспектов формирования благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь.
МСП в РБ имеет важное значение для экономики страны, способствуя созданию рабочих мест, развитию инноваций и повышению конкурентоспособности бизнес-сектора. Правительство Республики Беларусь последние годы предпринимает шаги для стимулирования развития МСП, включая упрощение процедуры регистрации бизнеса, снижение налоговых ставок и предоставление финансовых гарантий для предпринимателей [1,с.67].
Малый и средний бизнес рассматривается как приоритетная задача государства и включает в себя множество положительных моментов (рис. 1).
Рисунок 1. – Положительные моменты осуществления государственной помощи предприятиям малого и среднего бизнеса
В Республике Беларусь все больше внимания уделяется малому и среднему бизнесу со стороны государства. Предоставляется разнообразная поддержка, направленная на улучшение деловой среды, содействие развитию субъектов малого и среднего бизнеса, а также совершенствование инфраструктуры для их поддержки. Из-за нехватки внутренних источников финансирования субъекты малого и среднего бизнеса в Беларуси обращаются к внешним источникам, таким как государственные фонды финансовой поддержки предпринимателей, Банк развития, инновационные фонды и исполнительные комитеты (из бюджетов), а также получают финансирование от коммерческих банков и лизинговых организаций [2].
В стране действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки бизнеса, оказывающих начинающему бизнесу информационные и методические услуги, а также помощь в поиске партнеров, организации кооперационных и субконтракционных связей, получении финансовых и материально-технических ресурсов. На данный момент в Республике Беларусь система поддержки бизнеса включает в себя разнообразные заинтересованные стороны и поставщиков услуг. Среди них можно выделить следующие:
1. Государственный сектор:
- Государственные органы.
- Субъекты инфраструктуры поддержки предпринимательства.
- Технопарки и центры трансфера технологий.
- Белорусский инновационный фонд.
- Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей.
- Банк развития Республики Беларусь.
2. Частный сектор:
- Частные несертифицированные поставщики услуг поддержки предпринимательства (УПП).
3. Гражданское общество и учебные заведения:
- Некоммерческие организации (НПО) и бизнес-ассоциации.
- Вузы и научно-исследовательские институты.
4. Международные организации:
- Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) также активно поддерживает улучшение деловой среды в Беларуси. Это имеет важное значение для развития предпринимательства и экономики страны. На данный момент в Республике Беларусь функционируют 95 центров поддержки предпринимательства и 19 инкубаторов малого бизнеса. В 2023 году услугами этих центров воспользовались более 185 тысяч человек. Общий объем выделенных средств составил более 10 млрд рублей, что на 169 млн рублей больше, чем в 2022 году. Приоритетными являются проекты, ориентированные на экспорт и замещение импорта, а также инициативы, связанные с созданием новых высокотехнологичных производств.
Понятие эффективности инвестиций всегда связано с получением выгоды. Для бюджета доходами являются поступления от налогов. В прошлом году объем налоговых поступлений увеличился на 14% по сравнению с 2022 годом, и их доля в общем объеме поступлений в бюджет выросла до 35%. На (рис 2.) представлены поступления в бюджет от МСП.
Рисунок 2. Поступления в бюджет от МСП.
Количество индивидуальных предпринимателей сократилось, но объем поступивших платежей в бюджет за год увеличился. В 2022 году в бюджет было уплачено 1,018 млрд рублей, в то время как в 2021 году – 775 млн рублей. Это означает, что рост составил 30%.
В Республике Беларусь существуют законодательные акты, регулирующие финансовую поддержку МСП. Эти нормативно-правовые акты определяют правовые основы и механизмы предоставления такой поддержки. Важные документы в этой сфере включают: перспективы развития МСП представлены в «Стратегии развития МСП «Беларусь – страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года» и государственной программе «МСП на 2021 – 2025 годы»[3]. Госпрограмма «Малое и среднее предпринимательство» на 2021–2025 годы предоставляет гражданам широкий доступ к услугам поддержки и финансирования малого и среднего бизнеса. В 2021-2023 годах Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей профинансировано 114 проектов МСП на сумму около 19 миллионов рублей, организовано и проведено более 70 биржевых контактов. За последние 3 года объем кредитования субъектов хозяйствования со стороны Банка развития, Беларусбанка, Белинвестбанка и Белагропромбанка превысил 29 миллиардов рублей.
Планируемый объем расходов на финансовое обеспечение реализации Государственной программы представлен на (рис. 3).
Рисунок 3. Планируемый объем расходов на финансовое обеспечение реализации Государственной программы
Общий объем запланированного финансирования составляет 7 102 млн. рублей. Финансирование мероприятий Государственной программы будет осуществляться за счет следующих источников:
1. Республиканского бюджета.
2. Средств облисполкомов и Мингорисполкома.
3. Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей.
4. Банков Республики Беларусь, включая Банк развития, БФФПП, ОАО ”АСБ Беларусбанк“, ОАО ”Белагропромбанк“, ОАО ”Белинвестбанк“ и другие источники.
Кроме того, средства можно получить на безвозмездной основе из Республиканского централизованного инновационного фонда и местных инновационных фондов на конкурсной основе. Эти организации в первую очередь ориентируются на прогрессивные идеи и проекты с научно-технической направленностью.
Белорусский фонд поддержки предпринимателей и его партнеры предоставляют услуги по кредитованию на сумму до 555 тысяч рублей с процентной ставкой от 6,5% годовых, а также лизинговые услуги на сумму до 296 тысяч рублей. В качестве поддержки предпринимателей также могут использоваться банковские гарантии Банком заключается соглашение с клиентом, в котором говорится о том, что в случае невыплаты клиентом суммы долга, банк будет нести ответственность. Выплата за гарантию включает в себя 5 процентов от суммы предоставленной гарантии. Если местные исполкомы сочтут нужным, они могут предоставить субсидии. Это будет единовременная финансовая помощь, которую можно получить без процентов. Например, помощь в виде субсидий, предоставляемых органами по труду, занятости и социальной защите, позволяет безработным гражданам открыть свое дело. Средства можно потратить на приобретение материалов, сырья и оборудования для проведения исследований. Сумма составит 4 тысячи рублей. Кроме того, для научных целей будут предоставлены субсидии в размере 7,2 тысяч рублей.
В рамках госпрограммы на платной и возвратной основе Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей и банки оказывают услуги по кредитованию от 6,5% годовых на сумму до 555 тыс. рублей и лизингу на сумму до 296 тыс. рублей.
Еще один способ поддержки предпринимателей – банковские гарантии: банк заключает с кредитором клиента соглашение о том, что в случае невыплаты долга клиентом, возьмет эти обязательства на себя. Плата за гарантию устанавливается в размере 5% от суммы предоставленной гарантии.
Местные исполкомы могут предоставить субсидии - единовременную безвозмездную финансовую помощь. Например, субсидии при содействии органов по труду, занятости и соцзащите позволяют открыть свое дело безработным людям. Полученные средства можно направить на покупку материалов, сырья, оборудования, оплату услуг, которые связаны с открытием бизнеса в сумме 4 тыс. руб., а для научных исследований 7, 2 тыс. руб.
Для стимулирования поддержки развития малого и среднего бизнеса в Беларуси предусмотрены следующие налоговые льготы:
1. Снижение ставки налога на прибыль для малых и средних предприятий.
2. Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) при экспорте товаров и услуг.
3. Упрощенная система налогообложения для малых предприятий.
4. Отсрочка уплаты налогов для стартапов и молодых предприятий.
5. Льготы по налогу на имущество для малых и средних предприятий.
Для поддержки МСБ существует несколько способов создания благоприятных условий. Один из них — это инкубационные центры. Они предоставляют предпринимателям помещения, оборудование и необходимые услуги для успешного старта и развития бизнеса. Кроме того, инкубационные центры могут предоставлять обучение, консультации и сетевые возможности. Эти центры часто становятся платформой для инноваций и сотрудничества между предпринимателями, а также между предпринимателями и академическими или исследовательскими учреждениями. В Беларуси насчитывается 20 инкубаторов, которые распределены по всей стране: в столице Минске, а также в других областях, таких как Гомельская, Гродненская, Могилевская, Витебская и Брестская области.
Центры поддержки предпринимательства оказывают консультационную и методическую помощь по вопросам организации и осуществления предпринимательской деятельности. Они также содействуют в получении финансовых и материально-технических ресурсов, таких как льготные кредиты и лизинг.
МСП часто присоединяются к кластерам и бизнес-сообществам в одной отрасли или регионе для сотрудничества и совместного развития. Эти объединения предпринимателей предоставляют доступ к общим ресурсам, таким как оборудование, технологии или рынки сбыта. Кроме того, они предоставляют обучение, консультации и поддержку в области маркетинга, финансов и управления.
Министерство экономики в партнерстве с ПРООН разработало информационный ресурс "Карта инфраструктуры поддержки предпринимательства". На этой интерактивной карте возможно найти информацию о 117 субъектах инфраструктуры, поддерживающих малый и средний бизнес. За 2022 год эти организации оказали более 150 000 услуг и провели почти 4 тысячи мероприятий
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в Республике Беларусь созданы обширные условия для развития малого и среднего предпринимательства. Количество субъектов МСП растет с каждым годом, что свидетельствует об эффективности предлагаемой государственной поддержки.
Рецензии:
15.05.2024, 17:37 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: В статье "Роль и значение малого и среднего бизнеса в развитии экономики Республики Беларусь и источники его финансирования" автором проведен анализ состояния субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь. В статью имеющую актуальность рекомендую добавить нижеследующую информацию: Госпрограмма «Малое и среднее предпринимательство» на 2021–2025 годы предоставляет гражданам широкий доступ к услугам поддержки и финансирования малого и среднего бизнеса. В 2021-2023 годах Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей профинансировано 114 проектов МСП на сумму около 19 миллионов рублей, организовано и проведено более 70 биржевых контактов. За последние 3 года объем кредитования субъектов хозяйствования со стороны Банка развития, Беларусбанка, Белинвестбанка и Белагропромбанка превысил 29 миллиардов рублей - https://sdgs.by/en/news/small-and-medium-sized-businesses-are-supported-in-belarus/. Статью "Роль и значение малого и среднего бизнеса в развитии экономики Республики Беларусь и источники его финансирования" рекомендую к публикации после незначительной доработки.
8.06.2024, 21:58 Захаров Гавриил Давидович Отзыв: Аннотацию следует существенно увеличить, данный вид её сейчас не приемлем для научной журнальной статьи. Список литературы следует расширить, добавив в него интересные и важные работы предшественников работающих в данном направлении и кратко это обозначить и расписать в разделе "Обзора" который может располагаться в статье сразу после раздела "Научная новизна". Есть ещё один интересный момент на который не обратил своё внимание данный автор это новая (но планомерно растущая) категория людей которые являются "самозанятыми" на эту тему можно хотя бы кратко по размышлять в рамках данной научной статьи. Отмечу, что представители нового соц.,класса именуемого "прекариатом" (см.:статьи социолога С.В. Козина и коллег его) вырываясь из нестабильность своего существования видят стабильность и полную легальность своей работы в этой самозанятости как раз. |