Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №131 (июль) 2024
Разделы: Психология
Размещена 12.07.2024. Последняя правка: 13.07.2024.
Просмотров - 532

Саморегуляция как инструмент психологической устойчивости личности

Лесун Ольга Игоревна

студент магистратуры факультета "Практическая психология"

Московский социально-педагогический институт

Кафедра практической психологии и арт-терапии

Саякин Вадим Юрьевич, кандидат психологических наук, Факультет практической психологии, кафедра практической психологии и арт-терапии, Московский социально-педагогический институт


Аннотация:
В статье рассматривается проблема психологической устойчивости человека в ситуации напряженной психоэмоциональной деятельности. Даны определения понятий «саморегуляция» и «психологическая устойчивость». Описывается механизм влияния стресса на работу отдельных органов и гормональной системы. Представлены телесные и эмоциональные техники саморегуляции, техника «работа с мыслями». Рассматривается возможность применения этих техник для представителей профессий, сталкивающихся на постоянной основе с острыми стрессовыми ситуациями.


Abstract:
The article deals with the problem of psychological stability of a person in a situation of intense psycho-emotional activity. Definitions of the concepts of "self-regulation" and "psychological stability" are given. The mechanism of stress influence on the work of individual organs and the hormonal system is described. Bodily and emotional techniques of self-regulation, the technique of "working with thoughts" are presented. The possibility of using these techniques for representatives of professions who are constantly faced with acute stressful situations is being considered.


Ключевые слова:
саморегуляция; стресс; страх; эмоции; мысли; психологическая устойчивость

Keywords:
self-regulation; stress; fear; emotions; thoughts; psychological stability


УДК 159.9

Введение. Тему саморегуляции и психологической устойчивости личности в последние десятилетия поднимают часто в психологии и в ряде других научных областей знаний. Современный человек ежедневно сталкивается с информационным шумом и переизбытком впечатлений: многозадачная и напряженная работа с использованием различной сложной вычислительной техники, жизнь в мегаполисе с многомиллионным населением и многотысячными транспортными средствами, компьютерные игры, неограниченное общение в социальных сетях и потребление мультимедийного контента, как направленного действия, так и в качестве фона.  Вместе с тем, подрастающее поколение уже с раннего возраста «включено» в многообразие кибернетических отношений. 

Актуальность. Всё это выступает стресс-факторами, то есть неблагоприятными условиями, чаще внешнего воздействия, которые вызывают стрессовое состояние, что вызывает рост неопределенности в профессиональной и личной жизни человека, усугубление самочувствия, сложность в принятии решений. 

Человек как целостная самоорганизующаяся система имеет в своей основе адаптивные механизмы регулирования помех, связанных с психическим или физическим состоянием. Способность организма справляться с воздействиями внешней среды и самостоятельно преодолевать внутриличностные конфликты без негативных последствий для здоровья называется психологической устойчивостью. Военный психолог Варваров В.В. определил «психологическую устойчивость», как «способность противостоять негативному влиянию напряженности на поведение и действие человека» [1].

Цель рассмотреть техники создания и укрепления психологической устойчивости как способ естественной адаптации человека к высоким психоэмоциональным нагрузкам, чтобы избежать развития психологической травмы в дальнейшем. В качестве задач выступает рассмотрение непосредственно техник саморегуляции психического состояния человека, применение их как в быту, так и для разрешения сложных ситуаций профессионального характера, заручившись данными исследовательской базы известных психологов и ученых.

Психологическую устойчивость, как и ряд других способностей, можно развить. В качестве средств психической защиты применяются техники саморегуляции, которые позволяют переживать последствия стресс-факторов. Вопросами саморегуляции занимаются такие видные ученые, как: В.И. Моросанова, И.Н. Бондаренко, Л.И. Божович, Л.Г. Дикая, А. Лазарус, В.Ф. Родин, П.К. Анохин.

Новизна. Российский народ живет в непростое историческое время: нестабильность в экономике, медицине, на международной арене вызывает психоэмоциональное напряжение у гражданского населения, а также повышает градус ответственности и давление у представителей ряда профессий. Несмотря на возросший интерес к психологии, не все верят в способность саморегулирования психического состояния, а также не все готовы идти к психологам, психотерапевтам, считая это пустой тратой времени. Тогда как волонтеры поисково-спасательных отрядов, военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел на ежедневной основе сталкиваются как с жертвами экстремальных ситуаций, родственниками, чьи близкие без вести пропали, так и сами в рамках рабочего процесса получают психологические травмы, не имея знаний о технике создания психологической устойчивости до того, как обратятся к квалифицированному специалисту, тем самым, усугубляя свое психологическое состояние. Вижу в этом задачу по изучению саморегуляции для внедрения ее в виде техник в рабочий повседневный процесс представителей особых профессий.

Саморегуляция – это фундаментальное свойство живого организма, обеспечивающее приспособление и сохранение в сложных по психоэмоциональному напряжению ситуациях. Понятие «саморегуляция» от латинского слова regulare означает «приводить в порядок, налаживать» и изучается в разных дисциплинах как психологический инструмент работы со стрессовыми ситуациями. В.Ф. Родин рассматривает саморегуляцию «как сознательную активацию определенных качеств, свойств и состояний личности для осуществления ею какой-либо деятельности» [4].

Стресс – это психологическое напряжение в результате внешнего воздействия. Стресс подразделяется на «бытовой» и «профессиональный», свойственный спасателям, военнослужащим, сотрудникам «скорой помощи», волонтерам поисково-спасательных отрядов. Постоянный контакт с родственниками пропавших без вести, с людьми, пережившими аварии или жертвами природных катаклизмов, представляет собой психогенный фактор и негативно влияют на здоровье. А. Лазарус считал, что «соматические [травмы] могут приводить к серьезным заболеваниям и социальным проблемам, как у отдельного человека, так и у групп людей, и общества, в целом» [2, стр.7]. Такой точки зрения придерживается и доктор медицины и биологической физики Питер А. Левин, говоря, что «травматические симптомы имеют не только психологическую, но и физиологическую природу» [7].

Чтобы освободиться от симптомов полученной психоэмоциональной травмы, необходимо «пробудить глубокие физиологические ресурсы» [6], то есть завершить цикл стресса.

В условиях постоянных психотравмирующих факторов на первый план выступает задача выработать у специалистов, чья работа напрямую связана с многочисленными стресс-факторами, навыки адаптации и поддержания психологической устойчивости к стрессу. 

«Отец биологического стресса» канадский ученый Ганс Селье выработал гипотезу общего адаптационного синдрома, из которой развилась концепция стресса [8]: «синдром ответной физиологической реакции на стресс представляет универсальную модель защитных реакций, направленных на сохранение целостности организма, и одинаков как для человека, так и для животных» [8]. Но в отличие от животных, физиологическая реакция человека определяется «психологическим воздействием на личность». Селье доказал, что стресс выражается в отрицательной (дистресс) и положительной (эустресс) формах, имеющих по степени воздействия одинаковый удар на нервную систему человека. Хронический стресс, или дистресс, характеризуется серьезными изменениями в организме: «увеличение надпочечников, атрофия вилочковой железы и желудочно-кишечные изъязвления» [8] из-за роста выработки адреналина и норадреналина, сами надпочечники вырабатывают больше кортизола, именуемого «гормоном стресса», что приводит к повышению сахара в крови, учащению дыхания и сердечных сокращений, влияющих на тонус кровеносных сосудов и повышение давления. Постоянное состояние напряжения вызывает переутомление, истощение отдельных органов и организма, в целом. «Несоответствие адаптационных возможностей человека» приводит к возникновению патологий [10].

Ганс Селье в книге «Стресс без дисстресса» заключил, что организм, столкнувшись впервые со стрессовой ситуацией, выстраивает этапность реагирования: «активной [реакцией], или борьбы, и пассивной, или бегства из трудности, или готовности терпеть ее» [8]. Но такие паттерны реагирования можно изменять.

Такой точки зрения придерживается и доктор психологических наук В.И. Моросанова, научно обосновывая, что саморегуляция как «многоуровневая и динамическая метасистема» поддержания активности может быть осознанной и неосознаваемой [5]. Сам факт наличия механизмов осознанной саморегуляции ставит человека на отдельную ступень эволюции от животных, у которых присутствуют регуляторные процессы на уровне инстинктов. Человек способен обдуманно корректировать своё поведение и самоощущение.

В спокойном режиме работы структуры мозга, отвечающие за мышление, память и эмоциональную регуляцию взаимодействуют синхронно. Но при возникновении стресс-фактора, информация об опасности идет напрямую, минуя кору головного мозга, – в систему стрессового ответа и эмоционального реагирования. Реакция на стресс всегда неосознанная, человеку иной раз непросто быстро взять себя в руки, а ситуацию – под контроль. Для поддержания жизнестойкости организма, сократить время между защитной экстренной реакцией и запуском мыслительной функции, специалистами разрабатываются приемы саморегуляции. 

Техники саморегуляции выступают «отражением окружающей действительности и самого носителя психики, а также моделирование деятельности, поведения, состояния, развития» [4]. В качестве ситуативных результатов берется достижение поставленной задачи и реализованного общения, улучшение психофизиологического состояния. Приемы саморегуляции позволяют развить новые устойчивые психические качества, такие как: «повышение устойчивости внимания, креативности мышления, настойчивости, выдержки, а также новообразования психического развития (абстрактно-логическое мышление, рефлексия и др.)».

К. А. Абульханова-Славская выявила следующие уровни саморегуляции:

- регуляция психических процессов;

- регуляция действий с помощью этих психических процессов;

- регуляция обстоятельств жизни посредством этих действий;

- управление собой в процессе изменения этих обстоятельств [3].

Существует несколько техник регуляции психоэмоционального состояния человека, в числе которых: эмоциональные и телесные техники саморегуляции и техника «работа с мыслями».

Телесные техники саморегуляции. В стрессе усиливается дыхание, а расширение бронхиальных трубок делает дыхание быстрым и поверхностным. Переизбыток кислорода, как и недостаток его – может вызывать паническую реакцию. Для регуляции «гормона стресса» – кортизола – нужно нормализовать дыхание за счет регуляции диафрагмы при помощи удлиненной фазы выдоха (которая приносит расслабление) и долгого вдоха. В результате этого происходит выравнивание газового состава крови, что, в свою очередь, служит сигналом в мозг – «возвращаемся в привычный ритм жизни».

Дыхание в диафрагмальной технике – «животом» – позволяет массировать блуждающий нерв, расположенный вертикально по всей площади живота и диафрагмы. Человек может лечь на живот или обнять, прижать подушку, куртку или другой мягкий предмет, чтобы также воздействовать на блуждающий нерв. Так же на нерв можно воздействовать техникой «напевание» – humming – что приводит к вибрации голосовых связок.

В качестве упражнения на концентрацию специалисты предлагают найти в окружающем пространстве пять предметов одного цвета (происходит вращение глазных яблок и задействование нервных систем). Также работает техника заземления «5-4-3-2-1»: назвать 5 вещей, которые человек видит вокруг; 4 – которые может потрогать; 3 – которые слышит; 2 – которые может понюхать и 1 вещь, которую может попробовать.

Психоэмоциональное восстановление человеку дает отдых на 10-15 минут между рабочими задачами, выпитый стакан воды или сладкого чая (в мозге человека сохранен паттерн поведения предков, когда древние люди ели и пили в условиях безопасности). 

Ряд упражнений телесной техники саморегуляции воздействуют на парасимпатическую систему, которая тормозит стрессовую реакцию и обеспечивает расслабление организма. Например, обнять себя за плечи или похлопать ладонями по плечам, скрестив руки. В этом же ключе работает приём «пощипывание», упражнение разогреть руки, потереть нос, уши и кончики пальцев, сделать несколько круговых движений языком по внутренней полости рта. Помогают запустить энергию в теле такие приемы: потрясти руками, сделать несколько круговых движений в кистях и в локтевом суставе – в одну сторону и в другую. Сюда относится самомассаж, здоровый сон, сбалансированное и вовремя принятое питание. 

Человек в нервном напряжении скован, и для исправления, можно либо усилить физическое напряжение (сжать сильно кулаки, напрячь мышцы ног и спины), либо расслабить – потянуться, растянуть связки. 

Для эффекта «заземления» в качестве телесной практики саморегуляции, человеку в стрессе можно снять обувь и, если позволяет время года и температурный режим, – пройтись голыми стопами по траве.

Эмоциональные техники саморегуляции. В своих трудах И.М. Сеченов указывал на важность «согласования движения с чувствованием» [9], что позволяет достать внутренние резервы для адаптации к обстоятельствам.

Саморегуляция способна корректировать деструктивные мысли и эмоции (раздражение, разочарование, ярость, злость, уныние, ощущение беспомощности), которые вызывают утомленность, апатию и безрадостность бытия. Первый шаг – дать определение испытываемым эмоциям.

Профессор клинической психиатрии Давид Серван-Шрейбер экспериментально доказал влияние положительных эмоций на выработку иммуноглобулина А, белка, выступающего защитным барьером от различного рода инфекций, возбуждаемых бактериями, вирусами и грибами. В книге «Антистресс» автор приводит пример, как негативные воспоминания и эмоции вызывают изменения в организме, в том числе, снижают выработку иммуноглобулина А, уменьшая сопротивляемость слизистых (рта, носа, влагалища) к инфекциям на шесть часов. И, наоборот, положительное воздействие обеспечивает надежную секрецию и защиту [12]. Это доказывает, что негативное психоэмоциональное состояние может приводить к серьезным физическим заболеваниям. 

Самым простым упражнением в эмоциональной технике саморегуляции выступает практика улыбки, когда задействуются лицевые мышцы, что дает импульс в мозг и запускает выработку эндорфинов, способных снизить уровень стресса. В качестве естественного способа очищения организма от негативной эмоции действуют слезы, которые сдерживать нельзя.

Визуализацией можно подправить эмоциональное состояние. В рамках упражнения человек представляет, как откусывает дольку лимона, что, в свою очередь, запускает автоматически слюноотделение, отправляя сигнал в мозг и вызывая положительный выброс гормонов. Так работает и визуальное представление любимого блюда, которое готовится или подается на стол. Острые ощущения запускают волну впечатлений, положительно влияющих на состояние человека. К эмоциональной технике саморегуляции относится релаксация с визуализацией шума прибоя, теплоты солнечных лучей на пляже. В помощь идет медитативная практика, если для этого располагает пространство и время. 

Техника саморегуляции: «работа с мыслями». Мысль запускает эмоциональный ответ и становится симптомом общего состояния. Мысль о неудаче вызывает тревожное состояние, позитивное мышление – улучшает общий психоэмоциональный фон человека. 

В первую очередь, человеку важно определить себя во временной шкале – «я здесь» – в настоящем и испытываю сложные чувства. Чтобы распутать сложный клубок из тревожных мыслей, можно начать выговариваться о своем состоянии сотоварищу или себе вслух в виде «Я-высказываний» о своих ощущениях. 

Рабочим упражнением также считается мотивационная манифестация положительного настроя: «Я смогу», «Всё получается». Помогает фокусироваться на положительных моментах техника отмечать то, что удалось выполнить из поставленных задач (фиксирование от руки на бумаге списка выполненных работ помогает человеку осознавать себя в состоянии «здесь и сейчас» и видеть результаты). В технике работы с мыслями фигурирует упражнение: написание благодарностей, как себе за проделанную работу, так и – товарищам, близким людям.

Появление зевоты по окончанию упражнений является признаком заслуженного расслабления. 

Саморегуляция как инструмент психологической устойчивости личности носит междисциплинарный характер и рассматривается в биологии, философии, нейробиологии, психологии и других областях знания, а техники саморегуляции применяются как в условиях бытового перенапряжения, так и – профессионального стресса. 

Также есть отдельная тема для рассуждения – религиозное верование, как способ справиться со стрессом и продолжительными трудностями. Вера в Бога – на каких бы языках это ни звучало – помогает человеку оставаться в моменте здесь и сейчас, отдавая судьбу в руки Всевышнего. В психологии это подразумевает принятие ситуации, «позитивное мышление» и шаг к осознанию себя как части большой и стройной структуры мира, где общее не зависит от одного человека, но в чьих руках заключается сила веры в благополучный исход.

Религия определяет моральные и этические принципы жизни, по которым человек живет и принимает решения. В священных писаниях и ритуалах – христианских, мусульманских, индуистских и других – человек находит успокоение – это упорядочивание действий, это соответствие семейным и общекультурным взглядам или – единственно выбранный путь единения тела, души, мыслей. Вера в Бога помогает человеку чувствовать себя в безопасности. Психиатр Гарольд Г. Кениг в результате длительного исследования показал, что верующие люди, регулярно посещающие церкви или мечети, в разы меньше подвержены заболеванию депрессии. [13]

В этом отношении религия, ее принципы, культурные обряды, календарь праздников, выступают в качестве дисциплинарных основ развития личности и регуляции психоэмоционального состояния человека.

Психоэмоциональная устойчивость личности выражается в уверенном поведении, взвешенностью в принятии решений, профессиональной эффективности, надежностью в поступках и способна адаптироваться к напряженным условиям внешней среды таким, как перегруз визуальной или аудиоинформации, многозначная работа в дефиците времени, деятельность, сопряженная с опасностью для жизни.

Заключение. Психологическая устойчивость, развитая за счет техник саморегуляции позволяет улучшить результаты профессиональной деятельности и экологично вести общение с коллегами и близкими, решать поступающие задачи, определяя их по важности исполнения. Пользуясь в нестабильной эмоциональной ситуации техниками саморегуляции, например, телесными, человек может стать «хозяином положения», максимально использовать ресурсы психики и не поддаться негативным эмоциям. Упражнения из телесной техники саморегуляции подкрепляют процессы парасимпатической нервной системы человека, отвечающей за урегулирование стрессовой реакции, что ускоряет нормализацию психоэмоционального состояния.

Приведённые в статье техники саморегуляции – телесные, эмоциональные и «работа с мыслями» – актуальны для представителей профессий, чья деятельность связана напрямую с высоким уровнем психоэмоционального и психофизиологического перенапряжения (военнослужащие, спасатели МЧС, сотрудники скорой медицинской помощи, волонтеры поисково-спасательной деятельности). Система саморегуляции и повышения жизнестойкости организма к психоэмоциональным перегрузкам позволяет избежать в дальнейшем психических расстройств и физических патологий.

Библиографический список:

1. Варваров В.В. Об оценке психологической устойчивости // Военный вестник. №1. – М.: Министерство обороны СССР, 1982.
2. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход). – М.: ИП РАН, 2003. – 318 с.
3. Лазарус А. Краткосрочная мультимодальная психотерапия. – СПб: Речь, 2001. – 255 с.
4. Левин А. Питер. Пробуждение тигра. Исцеление травмы. – М.: Эксмо, Бомбора, 2022. – 368 с.
5. Моросанова В.И., Кондратюк Н. Г., Красников В. Н. Разработка шкалы «Надежность саморегуляции» для опросника «Стиль саморегуляции поведения – ССПМ» // Теоретическая и экспериментальная психология. Т. 3. №4. под. ред. В.С. Воробьева, Е.Д. Гиндиной, П.А. Малыхиной, Л.М. Никульниковой, Н.В. Савостьяновой. – М.: Учреждение РАО «Психологический институт», 2010. – С. 79-83.
6. Моросанова В.И. О науке и о жизни: Интервью с выдающимися российскими учеными-психологами. – М.: ДМК Пресс, 2022. – 256 с.
7. Родин В.Ф. Саморегуляция психических состояний сотрудников органов внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. №3. 2019. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samoregulyatsiya-psihicheskih-sostoyanii-sotrudnikov-organov-vnutrennih-del/viewer (дата обращения: 14.06.2023)
8. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1982. – 128 с.
9. Сеченов К.М. Избр. произв. Т. 1. – М.: АН СССР, 1952. – 772 с.
10. Тодышева Т.Ю. Особенности саморегуляции спасателей // Вестник красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. №4. под ред. В.А. Ковалевского. – К.: ФГБОУ ВО «КГПУ им. В. П. Астафьева», 2016. – С. 186-190.
11. Шойгу Ю.С. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных. – М.: Смысл, 2007. – 319 с.
12. Серван-Шрейбер Д. Антистресс. Как победить стресс, тревогу и депрессию без лекарств и психоанализа. – М.: Рипол-Классик, 2013. – 352 с.
13. Koenig HG. Religion, spirituality, and health: the research and clinical implications // Nation Library of Medicine. ISRN Psychiatry. 2012 // [Электронный ресурс] URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3671693/ (дата обращения: 13.07.2024)




Рецензии:

12.07.2024, 19:56 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: В обзорной статье "Саморегуляция как инструмент психологической устойчивости личности" автор исследует проблему психологической устойчивости человека в ситуации напряженной психоэмоциональной деятельности. Автором показано, что система саморегуляции и повышения жизнестойкости организма к психоэмоциональным перегрузкам позволяет избежать в дальнейшем психических расстройств и физических патологий. Однако, автор в статье не приводит мощнейший инструмент саморегуляции для людей - религию. Религиозные убеждения могут дать людям мотивацию и дисциплину, необходимые для развития самоконтроля. Религиозные убеждения предоставляют людям набор моральных и этических принципов, которые определяют их действия и решения. Религия часто вызывает идентификацию с гораздо большими временными масштабами, чем повседневная жизнь. Например, христианская Пасха выполняет аналогичную функцию, как и мусульманский Рамадан и индуистский праздник Джанмаштами. Небольшая, но довольно устойчивая положительная корреляция между соблюдением религиозных обрядов и психическим здоровьем обусловлена, отчасти, стабилизирующим эффектом расширенного временного горизонта - https://orbitermag.com/religion-help-self-control/. Независимо от типа стрессора (например, смерть близких, личные проблемы и т.д.), часто люди используют свою религиозность, чтобы справиться с стрессом, отдавая свою судьбу «в руки Бога» и принимая свой опыт как «волю Бога», они чувствуют себя в безопасности, поддерживают и упорствуют, чтобы выстоять в стрессовых ситуациях. Исследователи обнаружили, что люди, регулярно посещающие мечеть или церковь, демонстрируют минимально низкий уровень депрессии. Самодисциплина – это «обращаться к себе, формировать и направлять жизненную деятельность, корректировать мотивацию и считать, что конечной целью и направлением деятельности человека является удовлетворение Бога [file:///C:/Users/Work/Downloads/1206-3590-1-PB.pdf]. Актуальную статью "Саморегуляция как инструмент психологической устойчивости личности" имеющую научную новизну рекомендую к публикации после доработки о роли религии как инструмента саморегуляции.

13.07.2024 16:16 Ответ на рецензию автора Лесун Ольга Игоревна:
Доброго дня! Спасибо за рецензирование и совет по редактуре. Изначально я сомневалась, будет ли верно добавить информацию о религии. Теперь добавила и рассмотрела те труды, которые вы прикрепили в качестве ссылки.

21.08.2024, 11:52 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: В статье "Саморегуляция как инструмент психологической устойчивости личности" автором исследуется проблема психологической устойчивости человека в ситуации напряженной психоэмоциональной деятельности. Автором показано, что саморегуляция может применяться и в условиях бытового перенапряжения, и при возникновение стресса, а система саморегуляции и повышения жизнестойкости организма к психоэмоциональным перегрузкам позволяет избежать психические расстройства. Показано, что религиозные убеждения могут дать человеку мотивацию и дисциплину, необходимые для развития самоконтроля. Статью "Саморегуляция как инструмент психологической устойчивости личности" имеющую актуальность и научную новизну рекомендую к публикации в журнале SCI-ARTICLE.RU.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх