Кандидат исторических наук, доцент
Московский Автомобильно-Дорожный Гсударственный Технический Университет (МАДИ)Северо-Кавказский Филиал
Доцент кафедры Автомобильных дорог и автомобильного транспорта
Ягудаева Ирина Анатольевна, кандидат исторических наук, доцент, Московский Автомобильно-Дорожный Государственный Технический Университет (МАДИ) Северо-Кавказский филиал, доцент кафедры Автомобильных дорог и автомобильного транспорта
УДК 376.1
Введение. Инклюзивное образование (от англ. inclusion — включение, присоединение, вхождение) – это вид системы обучения, при которой все лица, независимо от индивидуальных особенностей развития и состояния здоровья, имеют равный доступ к образованию. Однако основная идея этой системы образования состоит в том, чтобы предоставить лицам с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) доступ к качественному образованию в общем образовательном учреждении, а не отдельно в специальных учебных заведениях.
История данной системы образования в России уходит корнями в прошое, однако на сегодняшний день имеет большую актуальность и испытывает ряд сложностей, обусловленных современной геополитической обстановкой и рядом иных факторов. В чем суть этих сложностей? В каких сферах лежат ключевые вопросы, связанные с дальнейшим развитием инклюзивного образования в стране? Что необходимо учесть и предпринять для решения этих вопросов? Эти сведения важны в динамике современных условиий жизнедеятельности общества.
Актуальность темы исследования заключается в увеличении числа обучающихся с ограниченными возможностями в последние годы в стране.
Объект исследования – система инклюзивного образования в России.
Предмет исследования – проблемы инклюзивного образования, их причины и пути решения.
Задачи исследования: изучить научные публикации на тему инклюзивного образования, определить основные его этапы, а также предпосылки к его зарождению и эволюции в России. Определить сферы, в рамках которых лежат наиболее существенные проблемы инклюзивного образования в стране на сегодняшний день, а также выявить факторы, влияющие на принципы реализации и качество инклюзивного образования.
Цель исследования – комплексный подход к предмету с учетом специфики политического, экономического, социального и культурного аспектов.
Новизна исследования заключается в показе комплексного подхода к предмету.
Основные этапы развития системы инклюзивного образования в России. Первый этап – появление монашеских приютов с 988 года, а также начало реформаторской деятельности Петра Великого, в частности, указ императора от от 1704 года, содержащий запрет на убийство детей с врожденными физическими и умственными отклонениями.
Второй этап берет свое начало с XIX века, он ознаменовал заботу государства о лицах с ограниченными возможностями, что выражалось в социальной поддержке и возможности получения образования.
Третий этап затрагивает правовой аспект, а именно – становление с начала XIX века по 1930-е годы специализированного образования в России, ставшего частью государственной системы образования.
Четвертый этап – период XX века начиная с 1950-х годов, который характеризуется совершенствованием государственной системы специального образования для лиц с ограниченными возможностями, что выражается в появлении новых типов специализированных учебных заведений и коррекционных классов. Однако инклюзивное образование в контексте его основной идеи (создание безбарьерной среды) не нашло поддержки в советской системе массового образования, существуя лишь в эксперементальном виде [4].
Пятый этап предполагает становление инклюзивного образования как перспективное направление развития всей системы образования. Здесь следует отметить присоединение Российской Федерации к Саламанкской и Дакарской декларациям, а также одобрение Россией Конвенции ООН о правах лиц с ограниченными возможностями здоровья [1], принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 2006 году [5]. Сюда же следует отнести закрепление в федеральном законе «Об образовании в РФ» [10] права лиц с ОВЗ на особые условия обучения.
Инклюзивное образование в современной России с учетом общемирового опыта и опыта СССР. В соответствии с вышеупомянутым законом обобразовании, на сегодняшний день все учебные заведения России вляются инклюзивными, как и во многих других странах мира. В отечественной системе образования в настоящее время применяются три вида обучения лиц с особыми образовательными портебностями:
- дифференцированное обучение в специальных (коррекционных) учреждениях;
- интегрированное обучение в специальных группах образовательных организаций;
- инклюзивное обучение (совместное обучение лиц с ОВЗ и остальных обучаемых).
Необходимо выделить общие и специфические современные тенденции инклюзивного образования с учетом опыта ряда стран:
- Италия. В 1977 году был принят закон об интеграции, что также подразумевало смену образовательных программ. Обязанность поощрять интеграцию была закреплена за властями всех уровней. На сегодняшний день в Италии предусмотрены специалисты, оказывающие поддержку обучающимся с ОВЗ по индивидуальным образовательным программам;
- Израиль. Закон о специальном образовании был принят в 1988 году. В соответствии с этим законом, обучающиеся с ОВЗ получают образование в общих учебных заведениях, а в специальные учебные заведения направляются лишь в исключительных случаях. Главным ориентиром обучения является прогресс обучаемых по сравнению с прошлым уровнем их успеваемости;
- Швеция. В Швеции право на обучение лиц с ОВЗ в массовых учебных заведениях также закреплено на законодательном уровне. В программах подготовки педагогов содержатся курсы по специальному образованию;
- Дания. Здесь также имеет место интеграция, однако для лиц с ОВЗ проводятся дополнительные занятия отдельно от остальных обучаемых. Созданы специальные педагогические консилиумы для обсуждения проблем каждого обучаемого с ОВЗ;
- Норвегия. В Норвегии на уровне университетов будущие педагоги изучают курс специальной педагогики, где предусмотрен раздел, посвященный инклюзивному обучению, а на практике имеет место их ознакомление с опытом инклюзивного образования в других странах Евросоюза. Специальное образование позиционируется как средство, к которому следует прибегать в последнюю очередь;
- Великобритания. С 2014 года были введены индивидуальные планы по образованию, здравоохранению и уходу. Данный документ выдаеся местными властями по просьбе одной из сторон образовательного процесса. В учебных заведениях предусмотрено наличие ответственного лица – координатора по особым образовательным потребностям;
- Финляндия. В 2010 году были нормативно закреплены положения о трехуровневой системе поддержки обучаемых. Это – общая поддержка, интенсивная поддержка и специальная поддержка, предусматривающая специальную программу и работу социального педагога;
- США. В США действует программа «Inclusion», цель которой – предоставление помощи обучаемым с ОВЗ в общих учебных заведениях. Обучение лиц с ОВЗ в специальных учебных заведениях осуществляется лишь в крайних случаях.
Таким образом, очевидно, что в большинстве преимущественно западных стран сложился определенный консенсус относительно важности и необходимости вопроса интеграции. Что касаемо развития инклюзивного образования в современной России, то здесь фундментальное значение имеет, прежде всего, опыт СССР, который ключевым образом повлиял на данный процесс в современном контексте.
До 1950-х годов в Советском Союзе инклюзия не нашла четкого пути развития вследствие нехватки финансовых ресурсов. Однако лица с ОВЗ могли получать образование и трудовые навыки в государственных приютах и специальных учебно-воспитательных заведениях. В этот период были заложены основы управления процессом предупреждения и преодоления недостатков в развитии и поведении обучающихся с ОВЗ. Важно отметить, что с начала XX века и в течение 70 лет значительное развитие получила дефектология (отрасль научного знания об особенностях и закономерностях психосоциального развития детей с ОВЗ), идеи и разработки которой используются специалистами в настоящее время. Неоценимый вклад в развитие дефектологии внесли такие знаменитые ученые XX века как В. М. Бехтерев, П. П. Блонский, В. П. Кащенко, а также советский психолог-педагог Л. С. Выготский, создавший теорию социальной обусловленности процесса развития ребенка с нарушениями [11].
Период 1950-1960-х г.г. как период экономического роста, знаменателен созданием в СССР специальных школ-интернатов. Однако далее лица с ОВЗ столкнулись с барьерами в получении высшего образования ввиду методической и технической неготовности высших учебных заведений к приему таких абитуриентов. Чтобы преодолеть эту ситуацию, были созданы образовательные учреждения для лиц с ОВЗ, а также школы коррекционной педагогики и дефектологии, упомянутой выше. Также был принят ряд законодательных актов, закрепляющих право всеобщего обучения.
В настоящее время инклюзивное образование в России находится на очередном этапе своего развития. После распада СССР, а именно осенью 1992 года, в России было положено начало реализации проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате были созданы площадки интегрированного обучения более чем в 10-ти регионах страны. Таким образом, с начала 1990-х годов актуализировался процесс интеграции лиц с ОВЗ в образовательные учреждения, что стало устойчивой тенденцией. Однако данная тенденция послужила причиной закрытия ряда специальных учебных заведений и уменьшению числа коррекционных классов. Это вызвало ряд существенных проблем, исследуемых на различных уровнях, лежащих в различных сферах и требующих соответственного подхода к решению [6].
Политико-правовой аспект. Несмотря на документы, являющиеся международной правовой основой инклюзивного образования, такие как «Конвенция о правах ребенка» (1989), «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1990), «Стандартные правила по созданию равных возможностей для людей с инвалидностью» (1993), «Декларация о развитии включающего образования», а также приняте Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», введшем понятие «инклюзивное образование» (ст.2) и подтвердившем гарантии права на его получение (ст.5), в стране отсутствуют аналогичные законы, принятые на федеральном уровне. Также отсутствует положение об инклюзивном обучении, где были бы определены права и обязанности учебных заведений и лиц с ОВЗ, находящихся в совместном образовательном процессе [3].
Экономический аспект. В условиях экономического кризиса реформирование системы образования является одним из основных стратегических приоритетов государственной политики. В этом контексте развитие системы инклюзивного образования приобретает особую значимость, ибо здесь решаются две задачи: адаптация данной системы к социально-экономическому кризису и ее дальнейшее развитие в контексте актуальности на современном этапе, где важно отметить следующее:
- недостаточное финансирование инклюзивных образовательных учреждений;
- нехватку специальных технических средств и оборудования для обучаемых с ОВЗ;
- недостаточное оборудование помещений для занятий, проводимых специалистами, работающими по модели инклюзивного образования;
- недостаточную степень применения дистанционных технологий обучения, особенно в малых городах и селах;
- нехватку специалистов в области коррекционной педагогики вследствие низкой оплаты труда;
- недостаточное финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Социальный аспект. Вследствие интеграции лиц с ОВЗ в образовательные учреждения, процесс обучения этих лиц осуществляется учителями и преподавателями, не владеющими знаниями и методиками специального образовательного процесса. Более того, в своей работе они вынуждены ориентироваться на уровень результативности лиц с ОВЗ, в то время как у остальных обучаемых наблюдаются снижение интереса к учебе и уровня успеваемости в целом. Также здесь следует отметить существенную дополнительную нагрузку на педагогов, не предполагающую соответствующей материальной компенсации. Отсутствует система подготовки кадров для обучения лиц с ОВЗ в системе общего образования, ибо в настоящее время такая подготовка ориентирована лишь на работу в специальных учебных заведениях.
Духовно-культурный аспект. Важно отметить, что инклюзивная система образования включает в себя, помимо обучения, воспитательный процесс, досуг как форму социокультурной реабилитации, а также необходимую социализацию. Фундаментом успешной реализации вышеперечисленного является наличие инклюзивной культуры, предполагающей интегративное личностное качество, включающее в себя мировоззренческий, личностно-коммуникативный, когнитивный, ценностно-смысловой и аксиологический компоненты. Однако невозможно разделять инклюзивную культуру и культуру личности в целом. Согласно социологическим исследованиям [9], на сегодняшний день наблюдается недостаточная готовность общества к принятию лиц с ОВЗ вследствие наличия отрицательных социальных и психологических установок, а также предвзятое отношение к инклюзивному образованию. Это говорит о явном «перекосе» в системе ценностей современного общества. Именно отношение к другим людям определяет ценность личности, являясь главным содержанием ее внутренней жизни [8]. Помимо ценностей, прививаемых в воспитательно-образовательных учреждениях и в семье, немаловажна роль науки, в частности, инклюзивной педагогики, которая начала развиваться в результате активизации общественного запроса на теорию и методику обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях образовательной инклюзии. В условиях кризиса отечественной науки последнее весьма актуально.
Выводы:
- инклюзивное образование в России берет свое начало с древних времен, прошло ряд этапов, однако реализовалось в полной мере с начала 1990-х годов;
- существенную роль в развитии отечественного инклюзивного образования сыграли использование научных разработок и опыта СССР;
- опыт реализации инклюзивного образования в России и за рубежом имеет общие и специфические тенденции развития;
- число обучающихся с ограниченными возможностями в последние годы в стране возросло в силу геополитических, социальных, экологических, а также генетических факторов;
- актуальность совершенствования системы инклюзивного образования в стране очевидна, однако в силу различных причин его дальнейшее развитие подвержено ряду сложностей;
- проблемы инклюзивного образования лежат в рамках различных сфер и требуют учета их специфики, что обуславливает комплексный подход к решению;
- необходимо обеспечение нормативно-правовой базы процесса инклюзивного образования на всех уровнях системы общего образования;
- актуален вопрос должного уровня финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также инклюзивных образовательных учреждений;
- большую важность имеет вопрос обеспечения образовательного процесса профессиональными педагогами общего образования и специалистами в области инклюзивного подхода;
- необходима разработка программно-методического обеспечения инклюзивного образования;
- важно активное использование возможностей дистанционного образования как эффективного инструмента реализации компетентностного подхода в образовании;
- большое значение должно придаваться инклюзивному воспитанию, прививающему инклюзивную культуру, что предполагает формирование толерантного пространства лиц с ОВЗ и социального окружения;
- в ходе рассмотренных аспектов, дальнейшее развитие и совершенствование инклюзивного образования в стране предполагает создание «безбарьерной среды» - пространственной, социальной и информационной.
Рецензии:
22.07.2024, 14:45 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: В статье "Инклюзивное образование в России: опыт и уроки" автор исследует актуальную тему. Эксперты отмечают необходимость системного подхода к внедрению и развитию инклюзивного образования в России. Однако, в статье автором не рассмотрено использование опыта СССР и зарубежных стран. В Вашингтоне, США в 1817 году открылся первый в мире Галлодетский частный университет для глухих и слабослышащих студентов. В России в 1806 г. при поддержке церкви и благотворительности в Павловске было открыто первое училище для 12 глухонемых детей, а уже в 1807 г. – учебно-воспитательное учреждение для слепых детей. В Советском Союзе инклюзия не нашла четкого пути развития ни в системе массового, ни в системе специального образования. Однако, во время экономического роста 1950–1960-х гг. в Советском Союзе были созданы специальные школы-интернаты, где дети были классифицированы как «способные и неспособные к обучению», а статус «ребенок-инвалид» в СССР был впервые сформулирован Постановлением ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР 23 мая 1979 года № 469 «Об улучшении материального обеспечения инвалидов с детства». Огромный вклад в развитие дефектологии внесли В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.П. Кащенко, В.Г. Россолимо и др. Советский психолог Л. С. Выготский создал теорию, где процесс развития ребенка с определенными нарушениями социально обусловлен и это объясняет влияние среды, в которой находится ребенок, на его образование и развитие. Сегодня в России специальное образование представляет собой сложную систему, состоящую из детских садов, школ, профессиональных колледжей и институтов. Это и детские сады для детей от 3 до 6 лет, специальные школы-интернаты с периодом обучения в 10 лет для детей в возрасте от 7 лет и выше, а также профессиональные университеты с периодом обучения в 4–5 лет [https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12117]. Статью рекомендую доработать на основание вышеуказанных данных.