Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №131 (июль) 2024
Разделы: Образование
Размещена 22.07.2024. Последняя правка: 30.07.2024.
Просмотров - 542

Инклюзивное образование в России: опыт и уроки

Адибекян Наринэ Оганесовна

Кандидат исторических наук, доцент

Московский Автомобильно-Дорожный Гсударственный Технический Университет (МАДИ)Северо-Кавказский Филиал

Доцент кафедры Автомобильных дорог и автомобильного транспорта

Ягудаева Ирина Анатольевна, кандидат исторических наук, доцент, Московский Автомобильно-Дорожный Государственный Технический Университет (МАДИ) Северо-Кавказский филиал, доцент кафедры Автомобильных дорог и автомобильного транспорта


Аннотация:
Рассмотрение актуальных проблем развития инклюзивного образования в России необходимо с учетом его трансформаций на разных этапах исторического развития, а также с учетом специфики политико-правового, экономического, социального и духовно-культурного аспектов.


Abstract:
Consideration of the urgent problems of the development of inclusive education in Russia is necessary taking into account its transformations at different stages of historical development, as well as taking into account the specifics of political, legal, economic, social and spiritual and cultural aspects.


Ключевые слова:
инклюзивное образование; лица с ограниченными возможностями здоровья; интеграция; социализация; инклюзивная культура

Keywords:
inclusive education; people with disabilities; integration; socialization; inclusive culture


УДК 376.1

Введение. Инклюзивное образование (от англ. inclusion — включение, присоединение, вхождение) – это вид системы обучения, при которой все лица, независимо от индивидуальных особенностей развития и состояния здоровья, имеют равный доступ к образованию. Однако основная идея этой системы образования состоит в том, чтобы предоставить лицам с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) доступ к качественному образованию в общем образовательном учреждении, а не отдельно в специальных учебных заведениях.

История данной системы образования в России уходит корнями в прошое, однако на сегодняшний день имеет большую актуальность и испытывает  ряд сложностей, обусловленных современной геополитической обстановкой и рядом иных факторов. В чем суть этих сложностей? В каких сферах лежат ключевые вопросы, связанные с дальнейшим развитием инклюзивного образования в стране? Что необходимо учесть и предпринять для решения этих вопросов? Эти сведения важны в динамике современных  условиий жизнедеятельности общества.

Актуальность темы исследования заключается в увеличении числа обучающихся с ограниченными возможностями в последние годы в стране.

Объект исследования – система инклюзивного образования в России.

Предмет исследования – проблемы инклюзивного образования, их причины и пути решения.

Задачи исследования: изучить научные публикации на тему инклюзивного образования, определить основные его этапы, а также предпосылки к его зарождению и эволюции в России. Определить сферы, в рамках которых лежат наиболее существенные проблемы инклюзивного образования в стране на сегодняшний день, а также выявить факторы, влияющие на принципы реализации и качество инклюзивного образования.

Цель исследования – комплексный подход к предмету с учетом специфики политического, экономического, социального и культурного  аспектов.

Новизна исследования заключается в показе комплексного подхода к предмету.

Основные этапы развития системы инклюзивного образования в России. Первый этаппоявление монашеских приютов с 988 года, а также начало реформаторской деятельности Петра Великого, в частности, указ императора от от 1704 года, содержащий запрет на убийство детей с врожденными физическими и умственными отклонениями.

Второй этап берет свое начало с XIX века, он ознаменовал заботу государства о лицах с ограниченными возможностями, что выражалось в социальной поддержке и возможности получения образования.

Третий этап затрагивает правовой аспект, а именно – становление с начала XIX века по 1930-е годы специализированного образования в России, ставшего частью государственной системы образования.

Четвертый этап  – период XX века начиная с 1950-х годов, который характеризуется совершенствованием государственной системы специального образования для лиц с ограниченными возможностями, что выражается в появлении новых типов специализированных учебных заведений и коррекционных классов. Однако инклюзивное образование в контексте его основной идеи (создание безбарьерной среды) не нашло поддержки в советской системе массового образования, существуя лишь в эксперементальном виде [4].

Пятый этап предполагает становление инклюзивного образования как  перспективное направление развития всей системы образования. Здесь следует отметить присоединение Российской Федерации к Саламанкской и Дакарской декларациям, а также одобрение Россией Конвенции ООН о правах лиц с ограниченными возможностями здоровья [1], принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 2006 году [5]. Сюда же следует отнести закрепление в федеральном законе «Об образовании в РФ» [10] права лиц с ОВЗ на особые условия обучения.

Инклюзивное образование в современной России с учетом общемирового опыта и опыта СССР. В соответствии с вышеупомянутым законом обобразовании, на сегодняшний день все учебные заведения России вляются инклюзивными, как и во многих других странах мира.  В отечественной системе образования в настоящее время применяются три вида обучения лиц с особыми образовательными портебностями:

- дифференцированное обучение в специальных (коррекционных) учреждениях;

- интегрированное обучение в специальных группах образовательных организаций;

- инклюзивное обучение (совместное обучение лиц с ОВЗ и остальных обучаемых).

Необходимо выделить общие и специфические современные тенденции инклюзивного образования с учетом опыта ряда стран:

- Италия.  В 1977 году был принят закон об интеграции, что также подразумевало смену образовательных программ. Обязанность поощрять интеграцию была закреплена за властями всех уровней. На сегодняшний день в Италии предусмотрены специалисты, оказывающие поддержку обучающимся с ОВЗ по индивидуальным образовательным программам;

- Израиль. Закон о специальном образовании был принят в 1988 году. В соответствии с этим законом, обучающиеся с ОВЗ получают образование в общих учебных заведениях, а в специальные учебные заведения направляются лишь в исключительных случаях. Главным ориентиром обучения является прогресс обучаемых по сравнению с прошлым уровнем их успеваемости;

- Швеция. В Швеции право на обучение лиц с ОВЗ в массовых учебных заведениях также закреплено на законодательном уровне. В программах подготовки педагогов содержатся курсы по специальному образованию;

- Дания. Здесь также имеет место интеграция, однако для лиц с ОВЗ проводятся дополнительные занятия отдельно от остальных обучаемых. Созданы специальные педагогические консилиумы для обсуждения проблем каждого обучаемого с ОВЗ;

- Норвегия. В Норвегии на уровне университетов будущие педагоги изучают курс специальной педагогики, где предусмотрен раздел, посвященный инклюзивному обучению, а на практике имеет место их ознакомление с опытом инклюзивного образования в других странах Евросоюза. Специальное образование позиционируется как средство, к которому следует прибегать в последнюю очередь;

- Великобритания. С 2014 года были введены индивидуальные планы по образованию, здравоохранению и уходу. Данный документ выдаеся местными властями по просьбе одной из сторон образовательного процесса. В учебных заведениях предусмотрено наличие ответственного лица – координатора по особым образовательным потребностям;

- Финляндия. В 2010 году были нормативно закреплены положения о трехуровневой системе поддержки обучаемых. Это – общая поддержка, интенсивная поддержка и специальная поддержка, предусматривающая специальную программу и работу социального педагога;

- США. В США действует программа «Inclusion», цель которой – предоставление помощи обучаемым с ОВЗ в общих учебных заведениях. Обучение лиц с ОВЗ в специальных учебных заведениях осуществляется лишь в крайних случаях.

Таким образом, очевидно, что в большинстве преимущественно западных стран сложился определенный консенсус относительно важности и необходимости  вопроса интеграции. Что касаемо развития инклюзивного образования в современной России, то здесь фундментальное значение имеет, прежде всего, опыт СССР, который ключевым образом повлиял на данный процесс в современном контексте.

До 1950-х годов в Советском Союзе инклюзия не нашла четкого пути развития вследствие нехватки финансовых ресурсов. Однако лица с ОВЗ могли получать образование и трудовые навыки в государственных приютах и специальных учебно-воспитательных заведениях. В этот период были заложены основы управления процессом предупреждения и преодоления недостатков в развитии и поведении обучающихся с ОВЗ. Важно отметить, что с начала XX века и в течение 70 лет значительное развитие получила дефектология (отрасль научного знания об особенностях и закономерностях психосоциального развития детей с ОВЗ), идеи и разработки которой используются специалистами в настоящее время. Неоценимый вклад в развитие дефектологии внесли такие знаменитые ученые XX века как В. М. Бехтерев, П. П. Блонский, В. П. Кащенко, а также советский психолог-педагог Л. С. Выготский, создавший теорию социальной обусловленности процесса развития ребенка с нарушениями [11].

Период 1950-1960-х г.г. как период экономического роста, знаменателен созданием в СССР специальных школ-интернатов. Однако далее лица с ОВЗ столкнулись с барьерами в получении высшего образования ввиду методической и технической неготовности высших учебных заведений к приему таких абитуриентов. Чтобы преодолеть эту ситуацию, были созданы образовательные учреждения для лиц с ОВЗ, а также школы коррекционной педагогики и дефектологии, упомянутой выше. Также был принят ряд законодательных актов, закрепляющих право всеобщего обучения.

В настоящее время инклюзивное образование в России находится на очередном этапе своего развития. После распада СССР, а именно осенью 1992 года, в России было положено начало реализации проекта  «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате были созданы площадки интегрированного обучения более чем в 10-ти регионах страны.  Таким образом, с начала 1990-х годов актуализировался процесс интеграции лиц с ОВЗ в образовательные учреждения, что стало устойчивой тенденцией. Однако данная тенденция послужила причиной закрытия ряда специальных учебных заведений и уменьшению числа коррекционных классов. Это вызвало ряд существенных проблем, исследуемых на различных уровнях, лежащих в различных сферах и требующих соответственного подхода к решению [6].

Политико-правовой аспект. Несмотря на документы, являющиеся международной правовой основой инклюзивного образования, такие как «Конвенция о правах ребенка» (1989), «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1990), «Стандартные правила по созданию равных возможностей для людей с инвалидностью» (1993), «Декларация о развитии включающего образования», а также приняте Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», введшем понятие «инклюзивное образование» (ст.2) и подтвердившем гарантии права на его получение (ст.5), в стране отсутствуют аналогичные законы, принятые на федеральном уровне. Также отсутствует положение об инклюзивном обучении, где были бы определены права и обязанности учебных заведений и лиц с ОВЗ, находящихся в совместном образовательном процессе [3].

Экономический аспект. В условиях экономического кризиса реформирование системы образования является одним из основных стратегических приоритетов государственной политики. В этом контексте развитие системы инклюзивного образования приобретает особую значимость, ибо здесь решаются две задачи: адаптация данной системы к социально-экономическому кризису и ее дальнейшее развитие в контексте актуальности на современном этапе, где важно отметить следующее:

- недостаточное финансирование инклюзивных образовательных учреждений;

- нехватку специальных технических средств и оборудования для обучаемых с ОВЗ;

- недостаточное оборудование помещений для занятий, проводимых специалистами, работающими по модели инклюзивного образования;

- недостаточную степень применения дистанционных технологий обучения, особенно в малых городах и селах;

- нехватку специалистов в области коррекционной педагогики вследствие низкой оплаты труда;

- недостаточное финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Социальный аспект. Вследствие интеграции лиц с ОВЗ в образовательные учреждения, процесс обучения этих лиц  осуществляется учителями и преподавателями, не владеющими знаниями и методиками специального образовательного процесса. Более того, в своей работе они вынуждены ориентироваться на уровень результативности лиц с ОВЗ, в то время как у остальных обучаемых наблюдаются снижение интереса к учебе и уровня успеваемости в целом. Также здесь следует отметить существенную дополнительную нагрузку на педагогов, не предполагающую соответствующей материальной компенсации. Отсутствует система подготовки кадров для обучения лиц с ОВЗ в системе общего образования, ибо в настоящее время такая подготовка ориентирована лишь на работу в специальных учебных заведениях.

Духовно-культурный аспект. Важно отметить, что инклюзивная система образования включает в себя, помимо обучения, воспитательный процесс, досуг как форму социокультурной реабилитации, а также необходимую социализацию. Фундаментом успешной реализации вышеперечисленного является наличие инклюзивной культуры, предполагающей интегративное личностное качество, включающее в себя мировоззренческий, личностно-коммуникативный, когнитивный, ценностно-смысловой и аксиологический компоненты. Однако  невозможно разделять инклюзивную культуру и культуру личности в целом.  Согласно социологическим исследованиям [9], на сегодняшний день наблюдается недостаточная готовность общества к принятию лиц с ОВЗ вследствие наличия отрицательных социальных и психологических установок, а также предвзятое отношение к инклюзивному образованию. Это говорит о явном «перекосе» в системе ценностей современного общества. Именно отношение к другим людям определяет ценность личности, являясь главным содержанием ее внутренней жизни [8]. Помимо ценностей, прививаемых в воспитательно-образовательных учреждениях и в семье, немаловажна роль науки, в частности, инклюзивной педагогики, которая начала развиваться в результате активизации общественного запроса на теорию и методику обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях образовательной инклюзии. В условиях кризиса отечественной науки последнее весьма актуально.

Выводы:

- инклюзивное образование в России берет свое начало с древних времен, прошло ряд этапов, однако реализовалось в полной мере с начала 1990-х годов;

- существенную роль в развитии отечественного инклюзивного образования сыграли использование научных разработок и опыта СССР;

- опыт реализации инклюзивного образования в России и за рубежом имеет общие и специфические тенденции развития;

- число обучающихся с ограниченными возможностями в последние годы в стране возросло в силу геополитических, социальных, экологических, а также генетических факторов;

- актуальность совершенствования системы инклюзивного образования в стране очевидна, однако в силу различных причин его дальнейшее развитие подвержено ряду сложностей;

- проблемы инклюзивного образования лежат в рамках различных сфер и требуют учета их специфики, что обуславливает комплексный подход к решению;

- необходимо обеспечение нормативно-правовой базы процесса инклюзивного образования на всех уровнях системы общего образования;

- актуален вопрос должного уровня финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также инклюзивных образовательных учреждений;

- большую важность имеет вопрос обеспечения образовательного процесса профессиональными педагогами общего образования и специалистами в области инклюзивного подхода;

- необходима разработка программно-методического обеспечения инклюзивного образования;

- важно активное использование возможностей дистанционного образования как эффективного инструмента реализации компетентностного подхода в образовании;

- большое значение должно придаваться инклюзивному воспитанию, прививающему инклюзивную культуру, что предполагает формирование толерантного пространства лиц с ОВЗ и социального окружения;

- в ходе рассмотренных аспектов, дальнейшее развитие и совершенствование инклюзивного образования в стране предполагает создание «безбарьерной среды» - пространственной, социальной и информационной.

Библиографический список:

1. Алехина С. В. Инклюзивное образование: история и современность // Педагогический университет «Первое сентября». 2013. URL: https://www.ooazeya.ru/sites/default/files/doc/inkluz_obr_istoriya.pdf
2. Алехина С. В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. C. 136–145. URL: https://psyjournals.ru/files/81000/pno_2016_n1_alekhina.pdf
3. Гребенникова В. М. Нормативно-правовые основы развития инклюзивного образования в России // Совпеменные проблемы науки и образования. – 2014. - № 6.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15926
4. Кириллова Е. A. История становления системы инклюзивного образования в Российской Федерации // инклюзивное профессиональное образование: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Челябинск, 21–22 ноября. 2014 г./ ОТВ. Ред. M. V. Овчинников. Челябинск: Изд-во Челябгу. гос. ун-та, 2015. – С.190192. URL: https://kpfu.ru/staff _files/F1085029745/Statya_Kirillovoj_E._A._Chelyabinsk_21.11.14_.pdf
5. Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/2565085/
6. Никитина Е. Л. Проблемы развития инклюзивного образования // научно- методический журнал «Концепт». – 2014. – Т. 29. – С. 31 – 35. – URL: http:|//e-koncept.ru/2014/65278.htm.
7. Огольцова Е. Г. Развитие инклюзивного образования в России / Е. Г. Огольцова,А. Э. Тимохина, Е. А. сергеева. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2017. - № 50 (184). – С. 249 – 252. – URL: https:// moluch/ru.archive/184/47136/
8. Старовойт Н. В. инклюзивная культура образовательной организации: подходы к пониманию и формированию . [Электронный ресурс]: / Н. В. Старовойт // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8 – С. 31 – 35 // [сайт] – Режим доступа: https:// e-koncept.ru/2016/56117. Htm
9. Степанова О. С., Николаева А. А. Актуальные проблемы развития инклюзивного образования в России: опыт социологического исследования. //Социодинамика. 2019. №1. С. 49 – 56. DOI:10.25136/2409-7144.2019.1.28902 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=28902
10. Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ, Ст.2 п.24. URL: https://base.garant.ru/77308190/
11. Шлеина Е. С., Большанина Л. В. Теоретический обзор; развитие инклюзивного образования в России // Международный журнал экспериментального образования. – 2023. - №1 – С. 27 – 31; URL: https://expeducation.ru/ru/article/vieu?id=12117




Рецензии:

22.07.2024, 14:45 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: В статье "Инклюзивное образование в России: опыт и уроки" автор исследует актуальную тему. Эксперты отмечают необходимость системного подхода к внедрению и развитию инклюзивного образования в России. Однако, в статье автором не рассмотрено использование опыта СССР и зарубежных стран. В Вашингтоне, США в 1817 году открылся первый в мире Галлодетский частный университет для глухих и слабослышащих студентов. В России в 1806 г. при поддержке церкви и благотворительности в Павловске было открыто первое училище для 12 глухонемых детей, а уже в 1807 г. – учебно-воспитательное учреждение для слепых детей. В Советском Союзе инклюзия не нашла четкого пути развития ни в системе массового, ни в системе специального образования. Однако, во время экономического роста 1950–1960-х гг. в Советском Союзе были созданы специальные школы-интернаты, где дети были классифицированы как «способные и неспособные к обучению», а статус «ребенок-инвалид» в СССР был впервые сформулирован Постановлением ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР 23 мая 1979 года № 469 «Об улучшении материального обеспечения инвалидов с детства». Огромный вклад в развитие дефектологии внесли В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.П. Кащенко, В.Г. Россолимо и др. Советский психолог Л. С. Выготский создал теорию, где процесс развития ребенка с определенными нарушениями социально обусловлен и это объясняет влияние среды, в которой находится ребенок, на его образование и развитие. Сегодня в России специальное образование представляет собой сложную систему, состоящую из детских садов, школ, профессиональных колледжей и институтов. Это и детские сады для детей от 3 до 6 лет, специальные школы-интернаты с периодом обучения в 10 лет для детей в возрасте от 7 лет и выше, а также профессиональные университеты с периодом обучения в 4–5 лет [https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12117]. Статью рекомендую доработать на основание вышеуказанных данных.

30.07.2024 12:12 Ответ на рецензию автора Адибекян Наринэ Оганесовна:
Уважемый Ашрапов Улугбек Товфикович! Искренне благодарим Вас за внимание и время, уделенные нашей статье, а также за ценные замечания и важные рекомендации. В соответствии с Вашими рекомендациями статья «Инклюзивное образование в России: опыт и уроки» была доработана, а именно – в структурном компоненте статьи «Инклюзивное образование в современной России с учетом общемирового опыта и опыта СССР» было рассмотрено использование в современной отечественной системе инклюзивного образования опыта СССР и опыта зарубежных стран, что также отражено в выводах. Кроме того, была изучена и использована рекомендуемая Вами литература, ссылка на которую содержится в Вашей рецензии (библиографический список, №11). С уважением, Адибекян Н. О. (автор), Ягудаева И. А. (соавтор)



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх