д-р филос. наук, профессор
ТГМПИ им. С.В. Рахманинова
заведующая кафедрой музыкальной педагогики и художественного образования
Подкорытова Анастасия Павловна, магистрант, Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова»
УДК 786/789
……..379.8
Введение.
Молодость — это период жизни, когда человек активно исследует окружающий мир, ищет своё место в нём и определяет свою идентичность. В этот период люди часто стремятся к новым впечатлениям, экспериментам и открытиям. Это может проявляться в различных видах деятельности: от поиска новой работы или места жительства до исследования незнакомых культурных традиций или потребностей.
Важной сферой жизни молодого человека является досуг. В рамках досуга, занимаясь спортом, музыкой, искусством, молодые люди могут проявить свою энергию, творческие задатки и экспериментировать с различными идеями и возможностями. Это помогает им развить свои способности, получить новые впечатления и эмоции, удовлетворить художественные потребности. Можно описать художественную потребность как интерес и стремление к познанию внутреннего и внешнего мира, а также как гармонию между ними, готовность к художественной деятельности, приносящей чувство радости от восприятия искусства и самого процесса этой деятельности [12, с. 15].
Всеми особенностями такой творческой деятельности обладает игра на укулеле. Эта маленькая гитара, прочно внедрившаяся в культуру народа Гавайев [18, с. 32] и в образовательные программы, получила широкое распространение по всему миру и набирает популярность в России [6, с. 343]. Онлайн-обучение игре на укулеле открывает своего рода портал в мир музыкального искусства, соединяет в себе обучение и общение, создавая возможности для самореализации и развития художественных потребностей.
Укулеле подходит для обучения музыке различных возрастных групп [19, с. 607]. Молодёжь выбирает этот инструмент за лёгкость, яркость и весёлый характер, за возможность самостоятельного творчества, получения радости и удовольствия от самого творческого процесса. Простота освоения этого инструмента делает возможным обучаться онлайн из любой точки мира.
Актуальность выбранной темы подтверждается статистическими данными, которые показывают, что основными потребителями образовательных онлайн-услуг становятся молодые люди в возрасте от 25 до 44 лет [4, с. 14]. Значительную долю таких услуг занимают программы, связанные с хобби, творчеством и личностным развитием, к чему относится обучение музыке и в частности, обучение игре на укулеле. Доступность и гибкость онлайн-образования идеально подходит для активной и прогрессивной молодёжи, которая стремится совмещать учёбу с общением и хочет быстро достигать результатов в обучении. Онлайн-обучение игре на укулеле открывает своего рода портал в мир искусства, создавая возможности для самореализации и развития художественных потребностей
Цель статьи — показать преимущества тематических программ по обучению музыке в рамках молодёжного досуга в онлайн-формате, которые вовлекают участников в процесс обучения, творчества, развивают художественные потребности.
Задачи:
– изучить отечественную и зарубежную литературу по онлайн-обучению игре на укулеле;
– представить авторскую программутематического онлайн-курса «Колыбельные мира на укулеле»;
– подтвердить эффективность программы для развития художественных потребностей молодежи с помощью результатов экспериментальной проверки.
Научная новизна доказывается недостаточной разработанностью данной проблемы. Литература, касающаяся самой укулеле, ограничена по объёму, особенно в отношении онлайн-обучения. В основном она посвящена истории инструмента в Северной Америке и на Гавайях. Историю возникновения и популяризацию укулеле в западных странах изучали J. King и J. Tranquada. Зарубежные исследования в области обучения игре на укулеле и музыкального образования молодёжи и взрослых проводили Bernard C. F., Cayari C., Kruse N. B., Thibeault M. D., O’Leary E. J., различные методики и опыт преподавания игры на укулеле в разных странах были предложены R. Sakuma, J. Chalmers Doan, P. Loungo, J. Hill. Одно из последних исследований посвящено изучению «третьей волны» популярности укулеле в Англии (E. Winston «Everyone is musical»), которое в том числе затрагивает аспекты онлайн-обучения. В России подобные исследования не проводились, а литература по укулеле ограничена в основном нотными сборниками. Общие понятия дистанционных образовательных технологий определяют правовые документы Российской Федерации, крупное исследование российского рынка онлайн-образования было проведено онлайн-платформой «Нетология», пользователей социальных сетей проанализировал Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Онлайн-практики в социальных сетях рассмотрели А. В. Швецова, И. А. Симонова, А. Г. Оболенская, М. С. Кривощёкова; особенности удалённой работы и дистанционного обучения исследовала Группа компаний СКБ Контур. Зарубежную практику онлайн-обучения музыке и, в частности, обучения игре на укулеле, подробно описали E. Winston, E. J. O’Leary, N. B. Kruse, K. K. Veblen, в российской практике – Д. О. Забродина.
Основная часть.
Авторская программа тематического онлайн-курса по обучению игре на укулеле «Колыбельные мира» не только формирует базовые навыки игры на укулеле, но и, благодаря разнообразному музыкальному репертуару, включающему песни на иностранных языках, в полной мере решает и другие художественные задачи.
Описание программы:
Направленность программы: художественная.
Предмет изучения:гавайский струнно-щипковый музыкальный инструмент укулеле.
Цель: развитие музыкально-исполнительских навыков игры на укулеле на основе колыбельных песен.
Задачи курса:
- знакомство с музыкальным инструментом укулеле;
- знакомство с культурой стран, на языке которых представлены песни курса [17];
- формирование и развитие художественных, в частности, музыкальных потребностей;
- формирование и развитие художественно-эстетического вкуса;
- развитие «наслушанности» и расширение музыкального кругозора;
- развитие чувства ритма, музыкального слуха, музыкальной памяти, вокальных данных.
Формат обучения: онлайн, все участники получают заранее записанные материалы согласно расписанию курса.
Формы обучения: под контролем и с обратной связью с преподавателем, с открытой сдачей домашних работ в неформальной обстановке в общем чате курса.
Срок освоения: 1 месяц
Целевая аудитория курса: женщины и мужчины 25–44 лет с базовыми навыками игры на укулеле.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в дифференцированном подходе к обучению учащихся с различными стартовыми способностями, а также в комплексном художественном подходе, соединяющем различные виды искусств.
Материалы онлайн-курса:
- Видеоразбор, где пошагово объясняется, как играть и исполнять песню на укулеле;
- Pdf-файл с текстом песни, аккордовой цифровкой, схемой аккордов и схемой аккомпанемента;
- Текст песни предлагается в виде текста на оригинальном языке, с транскрипцией и художественным переводом на русском языке [5];
- Файл программы Musescore с нотами и табулатурой для укулеле;
- Ссылки на различные исполнения песни (аудио и видео);
- Видео и аудиопример исполнения данной песни на укулеле;
- Мотивационный трекер для фиксирования ежедневных занятий.
Видеоразбор песни является основным учебным материалом на курсе [20, с. 77]. 33% участников курса отмечают, что без видео они бы хуже освоили песню, остальные 67% участников говорят, что видеоразбор и печатный материал сработали в комплексе, что тоже подчёркивает важность именно видеоматериала.
План видеоразбора: на каждую песню готовится отдельное видео, длительностью от 10 до 40 минут, по следующему плану:
- Приветствие
- Краткая информация о песне, её авторах, интересные факты о песне
- Структура песни
- Тональность, аккорды песни, аппликатура, связки аккордов
- Исполнение основных частей песни (как правило, куплета и припева) на «трунь» (1 удар по струнам укулеле сверху вниз на сильную долю), для того, чтобы уловить общую структуру песни, понять, где меняются аккорды.
- Разбор аккомпанемента. Подробное описание ритмического рисунка, работы правой руки, соединение ритма и аккордов, соединение ритма и мелодии песни.
- Разбор отдельных нюансов песни: модуляция, смена ритма, вступление или окончание, технические приёмы исполнения и другое.
- «Играем вместе»: в этой части обучающемуся предлагается сыграть часть песни вместе с преподавателем на видео. Преподаватель играет в медленном темпе, на экран выводятся аккорды и текст, обучающийся играет одновременно с видео.
- Заключение: напутственные слова, общие рекомендации к исполнению.
Методика построения курса: материал курса выстроен от простого к сложному по следующим параметрам:
- Аккорды: в начале курса идут песни с простыми аккордами, с удобной аппликатурой и без баррэ (способ зажатия струн на укулеле или гитаре);
- Гармония: в начале курса расположены песни с простыми гармоническими последовательностями (I–IV–V), количество аккордов в песне — от 2–3х, отсутствует модуляция;
- Вокальная мелодия: сначала идут песни с простым и понятным движением мелодии, нет больших интервальных скачков, небольшой диапазон, к концу курса мелодия усложняется;
- Аккомпанемент: от простого удара по струнам сверху вниз до сложных ритмических рисунков;
- Язык исполнения: первыми идут песни на русском языке, затем добавляются песни на языках из разных языковых групп (романские, тюркские и другие);
- Инструментальные вставки (вступление, проигрыши) или полностью инструментальные пьесы размещаются в конце курса.
Формы и способы контроля:
Вводный контроль осуществляется во время беседы с потенциальными участниками с целью самостоятельного определения их уровня игры на инструменте.
Текущий контроль осуществляется в форме сдачи домашних работ в видеоформате по итогам каждого занятия. Домашней работой считается видео с полностью или частично записанной песней, исполняемой участником под собственный аккомпанемент на укулеле, с учётом всех рекомендаций.
Итоговый контроль освоения игры на инструменте учитывается во время сдачи финального домашнего задания и на онлайн-выпускном, где каждый участник исполняет понравившуюся ему песню из курса.
Система оценивания участников курса не используется!
Всем участникам, успешно сдавшим все домашние задания, выдаётся сертификат о прохождении курса.
Учебная программа курса: 2 вводных и 8 основных занятий.
Занятие 1:Настройка укулеле, постановка корпуса и рук, основные приёмы звукоизвлечения.
Занятие 2: Вокальные и ритмические упражнения, работа с дыханием.
Занятие 3: Сибирская колыбельная «Ай ту-ту», русская народная, язык исполнения — русский. В качестве примера взята этнографическая запись и версия Натальи Фаустовой из альбома «Колыбельные мира» [7].
Онлайн-курс по обучению игре на укулеле не случайно начинается с русской колыбельной. Это культура родной страны, русский фольклор, история. Слушая и напевая простую колыбельную с понятными образами, обучающийся максимально погружается в песню, чувствует связь с детством, с русскими сказками [10]. Напевность и монотонность колыбельной позволяет быстро запомнить мелодию.
Структура песни состоит из четырёх куплетов с повторяющейся мелодией. Сюжет песни движется по спирали, раскручивается от небольшого двора к целой вселенной, таким образом, формируя у маленького ребёнка, для которого исполняется колыбельная, базовые представления об устройстве мира во время прослушивания этой колыбельной.
Тональность песни Eb (ми-бемоль мажор), именно в этой тональности звучат два приложенных музыкальных примера. В качестве упрощённого варианта участникам курса предлагается взять более удобную для игры на укулеле тональность С (до мажор) с основными аккордами C, F, G.
Аккомпанемент для песни предлагается один из самых простых: базовые удары по струнам (вверх и вниз) без пауз. Такой ритмический рисунок также создаёт некоторую монотонность, идеально подходящую для исполнения колыбельной.
Дополнительным материалом, но необязательным для изучения, является нотная запись вокальной мелодии песни и соответствующая ей табулатура для укулеле. Для объяснения принципов чтения нот и табулатуры участникам предлагается посмотреть специальный видеоурок. Этот материал даётся для более полного музыкального восприятия композиции, чтобы, играя песню по нотам, обучающиеся смогли точнее воспроизвести интонацию и ритм песни.
Таким образом, первая колыбельная знакомит участников курса с базовыми навыками игры на укулеле: постановкой основных аккордов, простым ритмическим рисунком и чтением нот по табулатуре.
Занятие 4:Гавайская народная колыбельная «Ke Ao Nani» («Прекрасный мир») в исполнении гавайского певца Каумакаива Канака’оле [16].
Вторая колыбельная — гавайская — погружает участников в мир гавайской культуры, знакомит с основными сюжетами гавайских песен. Укулеле — важная часть гавайской культуры, поэтому, изучая игру на этом инструменте, необходимо знакомиться и с традиционной музыкой Гавайев [15, с. 7].
Гавайский алфавит содержит всего 13 букв, и, хотя он не так прост в изучении, является довольно удобным для чтения и пения даже для тех, кто совсем не знаком с языком. Транскрипция и русский перевод облегчают работу над песней, помогают более полно прочувствовать её.
Тональность, аккорды: песня строится на двух базовых аккордах — C и G7, эти два аккорда часто используются в традиционной гавайской музыке, но в песне есть 2 модуляции, что также является характерной особенностью гавайских песен.
Аккомпанемент: при изучении этой песни обучающиеся знакомятся с техникой арпеджио (4+1)_2-3_1-2-3 (где цифры — это нумерация струн укулеле, (4+1) — струны щипаются одновременно , 2-3 — последовательно, _ — пауза).
Средний уровень сложности иностранного языка.
Занятие 5: «Колыбельная тишины», автор и исполнитель Женя Любич, саундтрек к фильму «Он — дракон» [8].
«Колыбельная тишины» Жени Любич выбрана в качестве примера современной авторской колыбельной. Песня была написана специально для фильма «Он — дракон», снятого в стиле славянского фэнтези, в ней много художественных образов и смыслов. Песню можно изучать и отдельно от фильма, но сюжет фильма даёт понять, что песня посвящена взрослому человеку, а не ребёнку.
Тональность, аккорды: Em C G D
Аккомпанемент: сочетание арпеджио 4-3-2-3-1-3-2-3 и боя ↓_↓↑↓↑ (где ↓ — удар по всем струнам сверху вниз, _ — пауза, ↑ — удар по всем струнам снизу вверх).
Занятие 6: Греческая колыбельная Насти из киносериала «Великолепный век» в исполнении греческой певицы Катерины Пападопулу. Авторы: Федерико Гарсия Лорка, Никос Гатсос, Манос Хадзидакис [2].
Турецкая историческая мелодрама даёт большой пласт для развития художественных потребностей: глубокое погружение в историю, язык, культуру, исторические костюмы, женские образы, два из которых — невестки и свекрови — и обыгрываются в колыбельной.
Тональность, аккорды: Dm C G
Аккомпанемент: бой ↓_↓↑, инструментальный проигрыш.
Высокий уровень сложности иностранного языка.
Занятие 7:Ирландская колыбельная «Amhran Na Farraige», саундтрек к мультфильму «Песнь моря» в исполнении ирландской певицы Лизы Ханниган [14]. Автор: Брюно Куле.
Мультфильм основан на ирландской истории и фольклоре. В качестве дополнения к мультфильму и его понимания предлагается прочитать ирландскую сказку «Дик и его жена Морская Дева», ознакомиться и сравнить образы русалок в разных культурах, например, в кельтской мифологии и славянской.
Тональность, аккорды: Gm Bb Am C
Аккомпанемент: арпеджио 4-3-2-1
Высокий уровень сложности иностранного языка.
Занятие 8:Неаполитанская колыбельная «Ninna Nanna» в исполнении группы «Pink Martini» [21]. Авторы: Альба Клемента и Массимо Аудиелло.
Колыбельная рассказывает о любви русалки к моряку. Дополнительным материалом к песне служат мифы и легенды о русалках, иллюстрации. Эта колыбельная продолжает морскую, русалочью тематику из предыдущей песни.
Тональность, аккорды: Cm Fm G7 Am7no5 Bb Eb
Аккомпанемент: испанский бой
Низкий уровень сложности иностранного языка. Это обусловлено тем, что в завершающей части курса возрастает трудности в исполнении аккомпанемента, аккордов, переходов между ними. В связи с этим иностранный язык песни выбирается низкого или среднего уровня сложности, с целью не снижать мотивацию участников, стимулировать их к прохождению курса до конца [3, с. 125].
Занятие 9:Казахская народная колыбельная «Ай бопем» в исполнении казахстанской группы «Мюзикола» [9].
Песня является ярким образцом фольклора кочевых народов [1]. Многие участники отметили актуальность данной песни, так как молодёжь сейчас тоже живёт, не привязываясь к месту жительства, меняя города и страны.
Тональность, аккорды: Am C Dm G Cm Eb Fm Bb
Аккомпанемент: арпеджио 4-3-(2+1)-3 в куплете и бой ↓_↓↑ в припеве
Средний уровень сложности иностранного языка.
Занятие 10:Инструментальная пьеса — Колыбельная И. Брамса (нем. Wiegenlied), опус 49, № 4 [11, с. 50].
Колыбельная знакомит участников с популярной классикой. На этом уроке предлагается соединить мелодию песни с аккордами, выучить новые технические приёмы исполнения. Произведение играется не по нотам, а по табулатуре, что облегчает процесс восприятия композиции для начинающих.
Комплексный подход к обучению наглядно демонстрирует пример с изучением песни «Amhran Na Farraige» [14]. Это ирландская колыбельная, написанная специально к мультфильму «Песнь моря» в исполнении ирландской певицы Лизы Ханниган. Для её разбора участникам предлагается для начала посмотреть мультфильм, отметить те эпизоды, в которых звучит эта песня. Следующим смысловым уровнем будет поиск дополнительной информации: почитать о мифическом ирландском персонаже «шелки», сравнить её с русскими и европейскими русалками, найти ирландские мифы и легенды о шелки и морских девах, отметить схожесть и различия образа в сказках и в мультфильме, найти образы русалок в живописи (Г. Дрейпер, М. Шагал, И. Крамской, Уоттерхауз и другие). Далее участники слушают эту песню на ирландском, английском и русском языках, разбирают транскрипцию и перевод песни, чтобы лучше понять её смысл. Необходимо обратить внимание обучающихся, что песню поёт коренная ирландка Лиза Ханниган, на произношение которой можно и нужно ориентироваться. Преподаватель может всего лишь задать направление поисков, и участники с удивлением обнаружат, что Лиза Ханниган тоже играет на укулеле и даже сняла несколько клипов с этим музыкальным инструментом. После таких самостоятельных открытий интерес к песне возрастает многократно. Затем они выбирают для себя, на каком языке будут исполнять песню, в каком образе будут записывать видео с домашним заданием. Чаще всего участники выбирают образ русалки, он может отличаться от образа шелки в мультфильме и быть обозначен лишь штрихами, иногда они могут ограничиваться только соответствующим антуражем: зелёные и синие цвета, ракушки или аквариум в кадре, тематический морской футаж (шаблонный фон для видео). Музыкальный материал не ограничивается только разбором на укулеле. В оригинале песни во вступлении играет окарина, имитирующая звучание морской ракушки. Поэтому часто участники также стремятся подобрать это вступление на другом духовом инструменте: окарине, блокфлейте, пимаке и других. А рекомендации по вокалу включают в себя нежное, воздушное исполнение на пиано с приёмом «субтон» (пение с придыханием). Это лишь примерный спектр художественных интересов в рамках одной песни: музыка (включая вокал и игру на музыкальных инструментах), живопись, кинематография, литература и прочее.
Результатом данного исследования стали показатели возросшего уровня художественных потребностей молодёжи, оценивавшегося по следующим критериям:
Познавательный критерий развитости художественных потребностей включает в себя знания об укулеле в целом, представление о музыкальных жанрах и стилях, интерес к гавайской музыке, культуре и истории укулеле, уровень знаний музыкальной теории, знание укулеле-исполнителей, интерес к другим видам искусства.
Деятельностный критерий оценивает уровень владения инструментом до начала занятий и после окончания курса, интерес к освоению других музыкальных инструментов, регулярность музыкальных занятий, навыки анализа музыкального произведения для его последующего воспроизведения.
Эмоциональный критерий связан не только с потребностью глубокого прочувствования музыкального произведения и соприкосновения с миром искусства, получения удовольствия и удовлетворения от занятий музыкой, но и с потребностью в понимании, принятии, взаимодействии, эмоциональной поддержке и связи с другими людьми, потребностью в публичных выступлениях и открытостью в социальных сетях.
Мотивационный критерий отражает осознанное, заинтересованное отношение, положительную мотивацию к музыкальной деятельности, устойчивую потребность к занятиям музыкой и игре на укулеле. Уровень мотивации растёт также благодаря эмоциональной поддержке родных и близких и наличию поддерживающего сообщества, а значит, непосредственно связан с эмоциональным критерием.
На основе этих признаков были выявлены следующие уровни развития художественных потребностей:
Низкий характеризуется неустойчивой мотивацией к осуществлению музыкальной деятельности, несформированной потребностью в игре на укулеле; скудностью знаний в области музыкальной теории, истории укулеле и особенностей музыкального инструмента, отсутствием сформированных умений и навыков игры на укулеле, самостоятельного анализа музыкального произведения для его последующего воспроизведения на укулеле, низким интересом к незнакомым музыкальным жанрам и исполнителям, отсутствием потребности в публичном проявлении себя как музыканта.
Средний предполагает наличие положительной мотивации к осуществлению музыкальной деятельности, устойчивую потребность в совершенствовании навыков игры на укулеле; достаточно полные знания в области музыкальной теории, истории укулеле и особенностей музыкального инструмента; сформированные базовые умения и навыки игры на укулеле; устойчивый интерес к незнакомым музыкальным жанрам и исполнителям.
Высокий характеризуется большой положительной мотивацией и устойчивой потребностью в осуществлении музыкальной деятельности; прочными знаниями в области музыкальной теории, истории укулеле и особенностей музыкального инструмента; сформированными умениями и навыками игры на укулеле, высоким интересом к овладению другими музыкальными инструментами; устойчивой потребностью в применении художественного образа в интерпретации музыкального произведения, в проявлении себя в социальных сетях и публичных выступлениях.
Начальная диагностика по указанным критериям среди 72 участников эксперимента 26–44 лет показала, что 23 человека (32%) имели низкий уровень развития художественных потребностей, 49 человека (68%) — средний уровень и 0% — высокий уровень.
После проведения занятий было сделано контрольное диагностирование, которое выявило улучшение показателей: 51 человека (70,8%) имеют средний уровень и 18 человек (25%) — высокий уровень, низкий остался лишь у 3 человек (4,2%)
В целом, можно отметить, что в процессе обучения улучшились не только навыки игры на укулеле, хотя это являлось основной целью для большинства участников, но вырос и уровень знаний об укулеле, о музыке, в частности, о гавайской. Появилась потребность в изучении и исполнении новых музыкальных жанров. Для многих с совершенствованием навыков игры на укулеле стала расти потребность в развитии навыков вокала, освоении музыкальной теории, новых музыкальных инструментов, использовании программ по звуко- и аудиомонтажу.
Заключение. Одним из важных, основополагающих факторов, который способствует развитию художественных, в том числе музыкальных потребностей, формированию художественного вкуса учеников в процессе онлайн-обучения игре на укулеле, становится репертуар, вбирающий в себя широкий круг музыкально-стилистических направлений различных эпох, жанров, музыкальных форм [22, с. 89]. Поэтому программа онлайн-курса представляет собой преимущественно песенный материал, который сопровождается дополнительными обучающими ресурсами. Последовательная и обширная работа над каждым произведением включает в себя выявление типичных особенностей жанра, определение характера музыки, анализ текста. Через внимание к музыкальному материалу и его практическому освоению воспитывается интерес и к его теоретическому изучению, развивается художественный вкус [13, с. 30]. Наличие в репертуаре песен на иностранных языках, особенно этнической музыки, даёт информацию для изучения культурных особенностей и традиций других народов и стран. К окончанию курса более 70% участников творчески подходят к сдаче домашних работ: используют видеомонтаж, обработку звука, наряжаются в соответствующие сюжету и тематике песни костюмы, привлекают к записи видеороликов своих родных, таким образом реализуя свои художественные потребности. Большинство участников также отмечают терапевтический эффект от колыбельных: гармонизация состояния, душевное равновесие, удовольствие от времени с самим собой и от семейных встреч. Чтобы проанализировать тексты иностранных песен, участникам приходится дополнительно изучать литературу, смотреть соответствующие фильмы, общаться с носителями языка или профессиональными переводчиками, чтобы глубже понять смысл музыкального произведения, иногда даже заниматься лингвистическими изысканиями. Такое разностороннее музыкальное обучение приводит к наиболее глубокому художественному развитию, а многогранный репертуар отвечает на актуальные для молодёжи вопросы.
Рецензии:
4.08.2024, 19:39 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: Укулеле была изобретена португальцем Мануэлем Нуньесом в 1880-е годы. В основу нового инструмента он положил брагинью (миниатюрную гитару с острова Мадейра) и кавакиньо (португальскую миниатюрную гитару). Укулеле быстро распространилась на островах Тихого океана, а в Европе и Северной Америке стала известна благодаря гастролям тихоокеанских музыкантов в Сан-Франциско в начале 20 века. Укулеле — гавайский инструмент с беззаботным, веселым звучанием. Его небольшой размер обеспечивает удобство переноски и дает игрокам всех возрастов возможность играть и совершенствоваться. В статье "ПРОГРАММА ТЕМАТИЧЕСКОГО ОНЛАЙН-КУРСА «КОЛЫБЕЛЬНЫЕ МИРА НА УКУЛЕЛЕ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ МОЛОДЁЖИ" автор предлагает программу по обучению игре на укулеле на основе колыбельных песен мира – одного из древнейших жанров фольклора, традиционно не требующий при вокальном исполнении инструментального сопровождения. Однако, автор предлагает молодежи соединение программы по обучению игре на укулеле с популяризацией колыбельных песен мира. Статья актуальная с научной новизной. Рекомендую статью к публикации.
5.08.2024, 9:33 Барабанов Родион Евгеньевич
Рецензия: Статья написана в классическом научном стиле, присутствуют необходимые исследовательские разделы. Логика изложения представляется последовательной, аргументированной. Статья рекомендуется к публикации в журнале.
5.08.2024, 15:33 Макарова Наталья Александровна
Рецензия: статья ПРОГРАММА ТЕМАТИЧЕСКОГО ОНЛАЙН-КУРСА «КОЛЫБЕЛЬНЫЕ МИРА НА УКУЛЕЛЕ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ МОЛОДЁЖИ написана в рамках академического стиля, содержит актуальность, научную новизну, цели и задачи исследования, интерес авторской методики представляет расширение возможностей у молодых людей для изучения особенностей различных культур через творчество, статья изложена хорошим научным языком и может быть рекомендована к опубликованию в журнале, при этом из текста статьи непонятны следующие моменты:
Библиографический список включает 22 литературных источника, при этом стиль изложения литературных источников не одинаков. Например [1], [3, с. 125]
Текст статьи оформлен через разный интервал, что затрудняет визуализацию и прочтение.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий