Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 04.08.2024.
Просмотров - 198

ПРОГРАММА ТЕМАТИЧЕСКОГО ОНЛАЙН-КУРСА «КОЛЫБЕЛЬНЫЕ МИРА НА УКУЛЕЛЕ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ МОЛОДЁЖИ

Карцева Галина Александровна

д-р филос. наук, профессор

ТГМПИ им. С.В. Рахманинова

заведующая кафедрой музыкальной педагогики и художественного образования

Подкорытова Анастасия Павловна, магистрант, Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова»


Аннотация:
В статье предлагается программа по обучению игре на укулеле на основе колыбельных мира, рассчитанная на молодых людей возраста 25–44 лет. Методично выстроенный от простого к сложному материал курса предполагает интенсивное обучение, в рамках которого развиваются не только музыкально-исполнительские навыки, но и художественные потребности. На примере изучения одной из песен курса рассматривается комплексный подход: связь различных видов искусства и форм обучения. Актуальность данной программы отражает всё возрастающий интерес к укулеле у молодёжи, растущее количество музыкальных студий и педагогов, занимающихся обучением игре на укулеле, но при этом отсутствие методических пособий и другой учебной литературы. Поэтому практическое использование данной программы позволит повысить качество досуговых программ художественной направленности для молодёжи.


Abstract:
The article proposes a program for learning to play the ukulele based on world lullabies, designed for young people aged 25–44 years. Methodically built from simple to complex, the course material involves intensive training, within the framework of which not only musical and performing skills are developed, but also artistic needs. Using the example of studying one of the songs of the course, an integrated approach is considered: the connection between various types of art and forms of education. The relevance of this program reflects the growing interest in the ukulele among young people, the growing number of music studios and teachers involved in teaching the ukulele, but the lack of teaching aids and other educational literature. Therefore, the practical use of this program will improve the quality of artistic leisure programs for young people.


Ключевые слова:
укулеле; молодёжь; художественные потребности; колыбельные; онлайн-обучение

Keywords:
ukulele; young people; artistic needs; lullabies; online learning


УДК 786/789

……..379.8

Введение.

Молодость — это период жизни, когда человек активно исследует окружающий мир, ищет своё место в нём и определяет свою идентичность. В этот период люди часто стремятся к новым впечатлениям, экспериментам и открытиям. Это может проявляться в различных видах деятельности: от поиска новой работы или места жительства до исследования незнакомых культурных традиций или потребностей.

Важной сферой жизни молодого человека является досуг. В рамках досуга, занимаясь спортом, музыкой, искусством, молодые люди могут проявить свою энергию, творческие задатки и экспериментировать с различными идеями и возможностями. Это помогает им развить свои способности, получить новые впечатления и эмоции, удовлетворить художественные потребности. Можно описать художественную потребность как интерес и стремление к познанию внутреннего и внешнего мира, а также как гармонию между ними, готовность к художественной деятельности, приносящей чувство радости от восприятия искусства и самого процесса этой деятельности [12, с. 15].

Всеми особенностями такой творческой деятельности обладает игра на укулеле. Эта маленькая гитара, прочно внедрившаяся в культуру народа Гавайев [18, с. 32] и в образовательные программы, получила широкое распространение по всему миру и набирает популярность в России [6, с. 343]. Онлайн-обучение игре на укулеле открывает своего рода портал в мир музыкального искусства, соединяет в себе обучение и общение, создавая возможности для самореализации и развития художественных потребностей.

Укулеле подходит для обучения музыке различных возрастных групп [19, с. 607]. Молодёжь выбирает этот инструмент за лёгкость, яркость и весёлый характер, за возможность самостоятельного творчества, получения радости и удовольствия от самого творческого процесса. Простота освоения этого инструмента делает возможным обучаться онлайн из любой точки мира.

Актуальность выбранной темы подтверждается статистическими данными, которые показывают, что основными потребителями образовательных онлайн-услуг становятся молодые люди в возрасте от 25 до 44 лет [4, с. 14]. Значительную долю таких услуг занимают программы, связанные с хобби, творчеством и личностным развитием, к чему относится обучение музыке и в частности, обучение игре на укулеле. Доступность и гибкость онлайн-образования идеально подходит для активной и прогрессивной молодёжи, которая стремится совмещать учёбу с общением и хочет быстро достигать результатов в обучении. Онлайн-обучение игре на укулеле открывает своего рода портал в мир искусства, создавая возможности для самореализации и развития художественных потребностей

Цель статьи — показать преимущества тематических программ по обучению музыке в рамках молодёжного досуга в онлайн-формате, которые вовлекают участников в процесс обучения, творчества, развивают художественные потребности.

Задачи:

– изучить отечественную и зарубежную литературу по онлайн-обучению игре на укулеле;

– представить авторскую программутематического онлайн-курса «Колыбельные мира на укулеле»;

– подтвердить эффективность программы для развития художественных потребностей молодежи с помощью результатов экспериментальной проверки.

Научная новизна доказывается недостаточной разработанностью данной проблемы. Литература, касающаяся самой укулеле, ограничена по объёму, особенно в отношении онлайн-обучения. В основном она посвящена истории инструмента в Северной Америке и на Гавайях. Историю возникновения и популяризацию укулеле в западных странах изучали J. King и J. Tranquada. Зарубежные исследования в области обучения игре на укулеле и музыкального образования молодёжи и взрослых проводили Bernard C. F., Cayari C., Kruse N. B., Thibeault M. D., O’Leary E. J., различные методики и опыт преподавания игры на укулеле в разных странах были предложены R. Sakuma, J. Chalmers Doan, P. Loungo, J. Hill. Одно из последних исследований посвящено изучению «третьей волны» популярности укулеле в Англии (E. Winston «Everyone is musical»), которое в том числе затрагивает аспекты онлайн-обучения. В России подобные исследования не проводились, а литература по укулеле ограничена в основном нотными сборниками. Общие понятия дистанционных образовательных технологий определяют правовые документы Российской Федерации, крупное исследование российского рынка онлайн-образования было проведено онлайн-платформой «Нетология», пользователей социальных сетей проанализировал Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Онлайн-практики в социальных сетях рассмотрели А. В. Швецова, И. А. Симонова, А. Г. Оболенская, М. С. Кривощёкова; особенности удалённой работы и дистанционного обучения исследовала Группа компаний СКБ Контур. Зарубежную практику онлайн-обучения музыке и, в частности, обучения игре на укулеле, подробно описали E. Winston, E. J. O’Leary, N. B. Kruse, K. K. Veblen, в российской практике – Д. О. Забродина.

Основная часть.

Авторская программа тематического онлайн-курса по обучению игре на укулеле «Колыбельные мира» не только формирует базовые навыки игры на укулеле, но и, благодаря разнообразному музыкальному репертуару, включающему песни на иностранных языках, в полной мере решает и другие художественные задачи.

Описание программы:

Направленность программы: художественная.

Предмет изучения:гавайский струнно-щипковый музыкальный инструмент укулеле.

Цель: развитие музыкально-исполнительских навыков игры на укулеле на основе колыбельных песен.

Задачи курса:

- знакомство с музыкальным инструментом укулеле;

- знакомство с культурой стран, на языке которых представлены песни курса [17];

- формирование и развитие художественных, в частности, музыкальных потребностей;

- формирование и развитие художественно-эстетического вкуса;

- развитие «наслушанности» и расширение музыкального кругозора;

- развитие чувства ритма, музыкального слуха, музыкальной памяти, вокальных данных.

Формат обучения: онлайн, все участники получают заранее записанные материалы согласно расписанию курса.

Формы обучения: под контролем и с обратной связью с преподавателем, с открытой сдачей домашних работ в неформальной обстановке в общем чате курса.

Срок освоения: 1 месяц

Целевая аудитория курса: женщины и мужчины 25–44 лет с базовыми навыками игры на укулеле.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в дифференцированном подходе к обучению учащихся с различными стартовыми способностями, а также в комплексном художественном подходе, соединяющем различные виды искусств.

Материалы онлайн-курса:

- Видеоразбор, где пошагово объясняется, как играть и исполнять песню на укулеле;

- Pdf-файл с текстом песни, аккордовой цифровкой, схемой аккордов и схемой аккомпанемента;

- Текст песни предлагается в виде текста на оригинальном языке, с транскрипцией и художественным переводом на русском языке [5];

- Файл программы Musescore с нотами и табулатурой для укулеле;

- Ссылки на различные исполнения песни (аудио и видео);

- Видео и аудиопример исполнения данной песни на укулеле;

- Мотивационный трекер для фиксирования ежедневных занятий.

Видеоразбор песни является основным учебным материалом на курсе [20, с. 77]. 33% участников курса отмечают, что без видео они бы хуже освоили песню, остальные 67% участников говорят, что видеоразбор и печатный материал сработали в комплексе, что тоже подчёркивает важность именно видеоматериала.

План видеоразбора: на каждую песню готовится отдельное видео, длительностью от 10 до 40 минут, по следующему плану:

- Приветствие

- Краткая информация о песне, её авторах, интересные факты о песне

- Структура песни

- Тональность, аккорды песни, аппликатура, связки аккордов

- Исполнение основных частей песни (как правило, куплета и припева) на «трунь» (1 удар по струнам укулеле сверху вниз на сильную долю), для того, чтобы уловить общую структуру песни, понять, где меняются аккорды.

- Разбор аккомпанемента. Подробное описание ритмического рисунка, работы правой руки, соединение ритма и аккордов, соединение ритма и мелодии песни.

- Разбор отдельных нюансов песни: модуляция, смена ритма, вступление или окончание, технические приёмы исполнения и другое.

- «Играем вместе»: в этой части обучающемуся предлагается сыграть часть песни вместе с преподавателем на видео. Преподаватель играет в медленном темпе, на экран выводятся аккорды и текст, обучающийся играет одновременно с видео.

- Заключение: напутственные слова, общие рекомендации к исполнению.

Методика построения курса: материал курса выстроен от простого к сложному по следующим параметрам:

- Аккорды: в начале курса идут песни с простыми аккордами, с удобной аппликатурой и без баррэ (способ зажатия струн на укулеле или гитаре);

- Гармония: в начале курса расположены песни с простыми гармоническими последовательностями (I–IV–V), количество аккордов в песне — от 2–3х, отсутствует модуляция;

- Вокальная мелодия: сначала идут песни с простым и понятным движением мелодии, нет больших интервальных скачков, небольшой диапазон, к концу курса мелодия усложняется;

- Аккомпанемент: от простого удара по струнам сверху вниз до сложных ритмических рисунков;

- Язык исполнения: первыми идут песни на русском языке, затем добавляются песни на языках из разных языковых групп (романские, тюркские и другие);

- Инструментальные вставки (вступление, проигрыши) или полностью инструментальные пьесы размещаются в конце курса.

Формы и способы контроля:

Вводный контроль осуществляется во время беседы с потенциальными участниками с целью самостоятельного определения их уровня игры на инструменте.

Текущий контроль осуществляется в форме сдачи домашних работ в видеоформате по итогам каждого занятия. Домашней работой считается видео с полностью или частично записанной песней, исполняемой участником под собственный аккомпанемент на укулеле, с учётом всех рекомендаций.

Итоговый контроль освоения игры на инструменте учитывается во время сдачи финального домашнего задания и на онлайн-выпускном, где каждый участник исполняет понравившуюся ему песню из курса.

Система оценивания участников курса не используется!

Всем участникам, успешно сдавшим все домашние задания, выдаётся сертификат о прохождении курса.

Учебная программа курса: 2 вводных и 8 основных занятий.

Занятие 1:Настройка укулеле, постановка корпуса и рук, основные приёмы звукоизвлечения.

Занятие 2: Вокальные и ритмические упражнения, работа с дыханием.

Занятие 3: Сибирская колыбельная «Ай ту-ту», русская народная, язык исполнения — русский. В качестве примера взята этнографическая запись и версия Натальи Фаустовой из альбома «Колыбельные мира» [7].

Онлайн-курс по обучению игре на укулеле не случайно начинается с русской колыбельной. Это культура родной страны, русский фольклор, история. Слушая и напевая простую колыбельную с понятными образами, обучающийся максимально погружается в песню, чувствует связь с детством, с русскими сказками [10]. Напевность и монотонность колыбельной позволяет быстро запомнить мелодию.

Структура песни состоит из четырёх куплетов с повторяющейся мелодией. Сюжет песни движется по спирали, раскручивается от небольшого двора к целой вселенной, таким образом, формируя у маленького ребёнка, для которого исполняется колыбельная, базовые представления об устройстве мира во время прослушивания этой колыбельной.

Тональность песни Eb (ми-бемоль мажор), именно в этой тональности звучат два приложенных музыкальных примера. В качестве упрощённого варианта участникам курса предлагается взять более удобную для игры на укулеле тональность С (до мажор) с основными аккордами C, F, G.

Аккомпанемент для песни предлагается один из самых простых: базовые удары по струнам (вверх и вниз) без пауз. Такой ритмический рисунок также создаёт некоторую монотонность, идеально подходящую для исполнения колыбельной.

Дополнительным материалом, но необязательным для изучения, является нотная запись вокальной мелодии песни и соответствующая ей табулатура для укулеле. Для объяснения принципов чтения нот и табулатуры участникам предлагается посмотреть специальный видеоурок. Этот материал даётся для более полного музыкального восприятия композиции, чтобы, играя песню по нотам, обучающиеся смогли точнее воспроизвести интонацию и ритм песни.

Таким образом, первая колыбельная знакомит участников курса с базовыми навыками игры на укулеле: постановкой основных аккордов, простым ритмическим рисунком и чтением нот по табулатуре.

Занятие 4:Гавайская народная колыбельная «Ke Ao Nani» («Прекрасный мир») в исполнении гавайского певца Каумакаива Канака’оле [16].

Вторая колыбельная — гавайская — погружает участников в мир гавайской культуры, знакомит с основными сюжетами гавайских песен. Укулеле — важная часть гавайской культуры, поэтому, изучая игру на этом инструменте, необходимо знакомиться и с традиционной музыкой Гавайев [15, с. 7].

Гавайский алфавит содержит всего 13 букв, и, хотя он не так прост в изучении, является довольно удобным для чтения и пения даже для тех, кто совсем не знаком с языком. Транскрипция и русский перевод облегчают работу над песней, помогают более полно прочувствовать её.

Тональность, аккорды: песня строится на двух базовых аккордах — C и G7, эти два аккорда часто используются в традиционной гавайской музыке, но в песне есть 2 модуляции, что также является характерной особенностью гавайских песен.

Аккомпанемент: при изучении этой песни обучающиеся знакомятся с техникой арпеджио (4+1)_2-3_1-2-3 (где цифры — это нумерация струн укулеле, (4+1) — струны щипаются одновременно , 2-3 — последовательно, _ — пауза).

Средний уровень сложности иностранного языка.

Занятие 5: «Колыбельная тишины», автор и исполнитель Женя Любич, саундтрек к фильму «Он — дракон» [8].

«Колыбельная тишины» Жени Любич выбрана в качестве примера современной авторской колыбельной. Песня была написана специально для фильма «Он — дракон», снятого в стиле славянского фэнтези, в ней много художественных образов и смыслов. Песню можно изучать и отдельно от фильма, но сюжет фильма даёт понять, что песня посвящена взрослому человеку, а не ребёнку.

Тональность, аккорды: Em C G D

Аккомпанемент: сочетание арпеджио 4-3-2-3-1-3-2-3 и боя ↓_↓↑↓↑ (где ↓ — удар по всем струнам сверху вниз, _ — пауза, ↑ — удар по всем струнам снизу вверх).

Занятие 6: Греческая колыбельная Насти из киносериала «Великолепный век» в исполнении греческой певицы Катерины Пападопулу. Авторы: Федерико Гарсия Лорка, Никос Гатсос, Манос Хадзидакис [2].

Турецкая историческая мелодрама даёт большой пласт для развития художественных потребностей: глубокое погружение в историю, язык, культуру, исторические костюмы, женские образы, два из которых — невестки и свекрови — и обыгрываются в колыбельной.

Тональность, аккорды: Dm C G

Аккомпанемент: бой ↓_↓↑, инструментальный проигрыш.

Высокий уровень сложности иностранного языка.

Занятие 7:Ирландская колыбельная «Amhran Na Farraige», саундтрек к мультфильму «Песнь моря» в исполнении ирландской певицы Лизы Ханниган [14]. Автор: Брюно Куле.

Мультфильм основан на ирландской истории и фольклоре. В качестве дополнения к мультфильму и его понимания предлагается прочитать ирландскую сказку «Дик и его жена Морская Дева», ознакомиться и сравнить образы русалок в разных культурах, например, в кельтской мифологии и славянской.

Тональность, аккорды: Gm Bb Am C

Аккомпанемент: арпеджио 4-3-2-1

Высокий уровень сложности иностранного языка.

Занятие 8:Неаполитанская колыбельная «Ninna Nanna» в исполнении группы «Pink Martini» [21]. Авторы: Альба Клемента и Массимо Аудиелло.

Колыбельная рассказывает о любви русалки к моряку. Дополнительным материалом к песне служат мифы и легенды о русалках, иллюстрации. Эта колыбельная продолжает морскую, русалочью тематику из предыдущей песни.

Тональность, аккорды: Cm Fm G7 Am7no5 Bb Eb

Аккомпанемент: испанский бой

Низкий уровень сложности иностранного языка. Это обусловлено тем, что в завершающей части курса возрастает трудности в исполнении аккомпанемента, аккордов, переходов между ними. В связи с этим иностранный язык песни выбирается низкого или среднего уровня сложности, с целью не снижать мотивацию участников, стимулировать их к прохождению курса до конца [3, с. 125].

Занятие 9:Казахская народная колыбельная «Ай бопем» в исполнении казахстанской группы «Мюзикола» [9].

Песня является ярким образцом фольклора кочевых народов [1]. Многие участники отметили актуальность данной песни, так как молодёжь сейчас тоже живёт, не привязываясь к месту жительства, меняя города и страны.

Тональность, аккорды: Am C Dm G Cm Eb Fm Bb

Аккомпанемент: арпеджио 4-3-(2+1)-3 в куплете и бой ↓_↓↑ в припеве

Средний уровень сложности иностранного языка.

Занятие 10:Инструментальная пьеса — Колыбельная И. Брамса (нем. Wiegenlied), опус 49, № 4 [11, с. 50].

Колыбельная знакомит участников с популярной классикой. На этом уроке предлагается соединить мелодию песни с аккордами, выучить новые технические приёмы исполнения. Произведение играется не по нотам, а по табулатуре, что облегчает процесс восприятия композиции для начинающих.

Комплексный подход к обучению наглядно демонстрирует пример с изучением песни «Amhran Na Farraige» [14]. Это ирландская колыбельная, написанная специально к мультфильму «Песнь моря» в исполнении ирландской певицы Лизы Ханниган. Для её разбора участникам предлагается для начала посмотреть мультфильм, отметить те эпизоды, в которых звучит эта песня. Следующим смысловым уровнем будет поиск дополнительной информации: почитать о мифическом ирландском персонаже «шелки», сравнить её с русскими и европейскими русалками, найти ирландские мифы и легенды о шелки и морских девах, отметить схожесть и различия образа в сказках и в мультфильме, найти образы русалок в живописи (Г. Дрейпер, М. Шагал, И. Крамской, Уоттерхауз и другие). Далее участники слушают эту песню на ирландском, английском и русском языках, разбирают транскрипцию и перевод песни, чтобы лучше понять её смысл. Необходимо обратить внимание обучающихся, что песню поёт коренная ирландка Лиза Ханниган, на произношение которой можно и нужно ориентироваться. Преподаватель может всего лишь задать направление поисков, и участники с удивлением обнаружат, что Лиза Ханниган тоже играет на укулеле и даже сняла несколько клипов с этим музыкальным инструментом. После таких самостоятельных открытий интерес к песне возрастает многократно. Затем они выбирают для себя, на каком языке будут исполнять песню, в каком образе будут записывать видео с домашним заданием. Чаще всего участники выбирают образ русалки, он может отличаться от образа шелки в мультфильме и быть обозначен лишь штрихами, иногда они могут ограничиваться только соответствующим антуражем: зелёные и синие цвета, ракушки или аквариум в кадре, тематический морской футаж (шаблонный фон для видео). Музыкальный материал не ограничивается только разбором на укулеле. В оригинале песни во вступлении играет окарина, имитирующая звучание морской ракушки. Поэтому часто участники также стремятся подобрать это вступление на другом духовом инструменте: окарине, блокфлейте, пимаке и других. А рекомендации по вокалу включают в себя нежное, воздушное исполнение на пиано с приёмом «субтон» (пение с придыханием). Это лишь примерный спектр художественных интересов в рамках одной песни: музыка (включая вокал и игру на музыкальных инструментах), живопись, кинематография, литература и прочее.

Результатом данного исследования стали показатели возросшего уровня художественных потребностей молодёжи, оценивавшегося по следующим критериям:

Познавательный критерий развитости художественных потребностей включает в себя знания об укулеле в целом, представление о музыкальных жанрах и стилях, интерес к гавайской музыке, культуре и истории укулеле, уровень знаний музыкальной теории, знание укулеле-исполнителей, интерес к другим видам искусства.

Деятельностный критерий оценивает уровень владения инструментом до начала занятий и после окончания курса, интерес к освоению других музыкальных инструментов, регулярность музыкальных занятий, навыки анализа музыкального произведения для его последующего воспроизведения.

Эмоциональный критерий связан не только с потребностью глубокого прочувствования музыкального произведения и соприкосновения с миром искусства, получения удовольствия и удовлетворения от занятий музыкой, но и с потребностью в понимании, принятии, взаимодействии, эмоциональной поддержке и связи с другими людьми, потребностью в публичных выступлениях и открытостью в социальных сетях.

Мотивационный критерий отражает осознанное, заинтересованное отношение, положительную мотивацию к музыкальной деятельности, устойчивую потребность к занятиям музыкой и игре на укулеле. Уровень мотивации растёт также благодаря эмоциональной поддержке родных и близких и наличию поддерживающего сообщества, а значит, непосредственно связан с эмоциональным критерием.

На основе этих признаков были выявлены следующие уровни развития художественных потребностей:

Низкий характеризуется неустойчивой мотивацией к осуществлению музыкальной деятельности, несформированной потребностью в игре на укулеле; скудностью знаний в области музыкальной теории, истории укулеле и особенностей музыкального инструмента, отсутствием сформированных умений и навыков игры на укулеле, самостоятельного анализа музыкального произведения для его последующего воспроизведения на укулеле, низким интересом к незнакомым музыкальным жанрам и исполнителям, отсутствием потребности в публичном проявлении себя как музыканта.

Средний предполагает наличие положительной мотивации к осуществлению музыкальной деятельности, устойчивую потребность в совершенствовании навыков игры на укулеле; достаточно полные знания в области музыкальной теории, истории укулеле и особенностей музыкального инструмента; сформированные базовые умения и навыки игры на укулеле; устойчивый интерес к незнакомым музыкальным жанрам и исполнителям.

Высокий характеризуется большой положительной мотивацией и устойчивой потребностью в осуществлении музыкальной деятельности; прочными знаниями в области музыкальной теории, истории укулеле и особенностей музыкального инструмента; сформированными умениями и навыками игры на укулеле, высоким интересом к овладению другими музыкальными инструментами; устойчивой потребностью в применении художественного образа в интерпретации музыкального произведения, в проявлении себя в социальных сетях и публичных выступлениях.

Начальная диагностика по указанным критериям среди 72 участников эксперимента 26–44 лет показала, что 23 человека (32%) имели низкий уровень развития художественных потребностей, 49 человека (68%) — средний уровень и 0% — высокий уровень.

После проведения занятий было сделано контрольное диагностирование, которое выявило улучшение показателей: 51 человека (70,8%) имеют средний уровень и 18 человек (25%) — высокий уровень, низкий остался лишь у 3 человек (4,2%)

В целом, можно отметить, что в процессе обучения улучшились не только навыки игры на укулеле, хотя это являлось основной целью для большинства участников, но вырос и уровень знаний об укулеле, о музыке, в частности, о гавайской. Появилась потребность в изучении и исполнении новых музыкальных жанров. Для многих с совершенствованием навыков игры на укулеле стала расти потребность в развитии навыков вокала, освоении музыкальной теории, новых музыкальных инструментов, использовании программ по звуко- и аудиомонтажу.

Заключение. Одним из важных, основополагающих факторов, который способствует развитию художественных, в том числе музыкальных потребностей, формированию художественного вкуса учеников в процессе онлайн-обучения игре на укулеле, становится репертуар, вбирающий в себя широкий круг музыкально-стилистических направлений различных эпох, жанров, музыкальных форм [22, с. 89]. Поэтому программа онлайн-курса представляет собой преимущественно песенный материал, который сопровождается дополнительными обучающими ресурсами. Последовательная и обширная работа над каждым произведением включает в себя выявление типичных особенностей жанра, определение характера музыки, анализ текста. Через внимание к музыкальному материалу и его практическому освоению воспитывается интерес и к его теоретическому изучению, развивается художественный вкус [13, с. 30]. Наличие в репертуаре песен на иностранных языках, особенно этнической музыки, даёт информацию для изучения культурных особенностей и традиций других народов и стран. К окончанию курса более 70% участников творчески подходят к сдаче домашних работ: используют видеомонтаж, обработку звука, наряжаются в соответствующие сюжету и тематике песни костюмы, привлекают к записи видеороликов своих родных, таким образом реализуя свои художественные потребности. Большинство участников также отмечают терапевтический эффект от колыбельных: гармонизация состояния, душевное равновесие, удовольствие от времени с самим собой и от семейных встреч. Чтобы проанализировать тексты иностранных песен, участникам приходится дополнительно изучать литературу, смотреть соответствующие фильмы, общаться с носителями языка или профессиональными переводчиками, чтобы глубже понять смысл музыкального произведения, иногда даже заниматься лингвистическими изысканиями. Такое разностороннее музыкальное обучение приводит к наиболее глубокому художественному развитию, а многогранный репертуар отвечает на актуальные для молодёжи вопросы.

Библиографический список:

1. Бердалы Оспан, Почему у казахов для каждого младенца своя колыбельная – традиция Бесiк жырын айту [Электронный ресурс] // Газета «Огни Алатау», 18.05.2020 – URL: https://ognialatau.kz/news/cat-6/9293/ (дата обращения: 28.01.2023).
2. Великолепный век. Империя Кёсем: группа в Вконтакте [Электронный ресурс] – URL: https://vk.com/great_seljuks (дата обращения: 09.12.2023).
3. Ермолаева М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии / М. В. Ермолаева – М.: Ось-89, 2003. – 416 с.
4. Исследование российского рынка онлайн-образования // Образовательная платформа Нетология. [Электронный ресурс] – 2022. – 253 с. – URL: https://netology.ru/edtech_research_2022 (дата обращения: 08.01.2023).
5. Карпенко Е. С. Казахская колыбельная. Перевод с казахского. [Электронный ресурс] – URL: https://stihi.ru/2012/10/04/1890 (дата обращения: 09.02.2023).
6. Кирпич Даша. Укулеле по шагам: для начинающих и продолжающих. Самоучитель/ Даша Кирпич. – Москва: Эксмо, 2023. – 368 с.
7. Колыбельные для всей семьи [Электронный ресурс] – URL: https://dreamsong.ru/ (дата обращения: 26.02.2022).
8. Любич Женя. Колыбельная тишины (Из к/ф "Он - дракон"), [Электронный ресурс], официальный клип, – URL: https://www.youtube.com/watch?v=500MbIR9gxo (дата обращения: 07.12.2023).
9. Мюзикола, Ай бопем (Колыбельная): [Электронный ресурс], официальный клип: https://www.youtube.com/watch?v=una-zwUqrHI (дата обращения: 09.04.2023).
10. Подкаст «Колыбельная “Ай, ту-ту“» // Крымская республиканская библиотека для молодёжи [Электронный ресурс] – URL: https://krbm.ru/podkast-kolybelnaya-aj-tu-tu/ (дата обращения: 29.06.2022).
11. Популярные миниатюры. Переложение для фортепиано, скрипки и виолончели. Партитура и голоса. Выпуск 1. – 2021. – 56 с.
12. Светлов Б. В. Эстетические потребности личности в сфере мультимедийной культуры: автореф. дис. … канд. филос. Наук: 09.00.04 / Б. В. Светлов; Институт философии НАН Беларуси. – Минск, 2003. – 115 с.
13. Ушкарёв А. А. Динамика художественных потребностей: причины и следствия / А. А. Ушкарёв // Культура и искусство. - 2018 – №8. - С. 15-30.
14. Amhrán Na Farraige. Irish Lyrics + Translation [Электронный ресурс] - [на ирл.яз.]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=5FkiHtTO-mk – (дата обращения: 06.01.2023).
15. Jones A. N. (2013), A cultural study of «Ukulele in the music classroom», The Pennsylvania State University, Schreyer Honors College, School of music – 37 p. [на англ.яз.].
16. Hawaiian Music and Hula Archives [на англ.яз.]. [Электронный ресурс] - URL: https://www.huapala.org/Ke/Ke_Ao_Nani.html (дата обращения 22.01.2023).
17. International music and culture [на англ.яз.]. [Электронный ресурс] – URL: https://www.mamalisa.com/ (дата обращения 22.01.2023).
18. King John and Tranquada Jim (2012). The ukulele: a history // University of Hawai’s Press – 282 p. [на англ.яз.].
19. Kruse N. B. (2018). The jumping flea diaspora: An ethnographic exploration of music and culture in a Hawaiian ‘ukulele club. Music Education Research, 20(5), 603–615. [на англ.яз.]. [Электронный ресурс] URL: https://doi.org/10.1080/14613808.2018.1516745 (дата обращения 25.10.2023).
20. Nathan B. Kruse, Kari K. Veblen, 2012. «Music teaching and learning online: Considering YouTube instructional videos». Journal of Music, Technology & Education, Volume 5, Issue 1, May 2012, p. 77 – 87. [на англ.яз.]. [Электронный ресурс] - URL: https://doi.org/10.1386/jmte.5.1.77_1 (дата обращения 02.02.2023).
21. Pink Martini, Ninna Nanna: live concert: - URL: https://www.youtube.com/watch?v=JabGg_RH03g [Электронный ресурс] - Дата обращения: 12.12.2022
22. Winston, E. (2022). Everyone Is Musical: a contemporary ethnography of ‘third-wave’ ukulele musicking, online and offline. Goldsmiths, University of London, 2022 – 363 p. [на англ.яз.].




Рецензии:

4.08.2024, 19:39 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: Укулеле была изобретена португальцем Мануэлем Нуньесом в 1880-е годы. В основу нового инструмента он положил брагинью (миниатюрную гитару с острова Мадейра) и кавакиньо (португальскую миниатюрную гитару). Укулеле быстро распространилась на островах Тихого океана, а в Европе и Северной Америке стала известна благодаря гастролям тихоокеанских музыкантов в Сан-Франциско в начале 20 века. Укулеле — гавайский инструмент с беззаботным, веселым звучанием. Его небольшой размер обеспечивает удобство переноски и дает игрокам всех возрастов возможность играть и совершенствоваться. В статье "ПРОГРАММА ТЕМАТИЧЕСКОГО ОНЛАЙН-КУРСА «КОЛЫБЕЛЬНЫЕ МИРА НА УКУЛЕЛЕ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ МОЛОДЁЖИ" автор предлагает программу по обучению игре на укулеле на основе колыбельных песен мира – одного из древнейших жанров фольклора, традиционно не требующий при вокальном исполнении инструментального сопровождения. Однако, автор предлагает молодежи соединение программы по обучению игре на укулеле с популяризацией колыбельных песен мира. Статья актуальная с научной новизной. Рекомендую статью к публикации.

5.08.2024, 9:33 Барабанов Родион Евгеньевич
Рецензия: Статья написана в классическом научном стиле, присутствуют необходимые исследовательские разделы. Логика изложения представляется последовательной, аргументированной. Статья рекомендуется к публикации в журнале.

5.08.2024, 15:33 Макарова Наталья Александровна
Рецензия: статья ПРОГРАММА ТЕМАТИЧЕСКОГО ОНЛАЙН-КУРСА «КОЛЫБЕЛЬНЫЕ МИРА НА УКУЛЕЛЕ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ МОЛОДЁЖИ написана в рамках академического стиля, содержит актуальность, научную новизну, цели и задачи исследования, интерес авторской методики представляет расширение возможностей у молодых людей для изучения особенностей различных культур через творчество, статья изложена хорошим научным языком и может быть рекомендована к опубликованию в журнале, при этом из текста статьи непонятны следующие моменты: Библиографический список включает 22 литературных источника, при этом стиль изложения литературных источников не одинаков. Например [1], [3, с. 125] Текст статьи оформлен через разный интервал, что затрудняет визуализацию и прочтение.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх