кандидат педагогических наук
Тамбовский музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова
доцент
УДК 373.21
Введение
Вопросы эстетического развития относятся к разряду «вечных», постоянно находясь в фокусе внимания исследователей различных областей научного знания. Педагогика дошкольного образования своей основной задачей ставит поиск оптимальных эффективных путей развития детей, в котором ведущую роль выполняет искусство, что обусловлено прежде всего образным, художественным мышлением дошкольников. Большое значение художественно-эстетическому воспитанию придавали русские педагоги В.П. Острогорский, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский и др.
В.П. Острогорский считал, что эстетические отношения человека к самому себе, окружающим людям, искусству, природе создают особый духовный мир [3]. В дальнейшем П. П. Блонский утверждал, что эстетическое воспитание должно исходить из естественной потребности человека в красоте и пробуждать в нём стремление к искусству, вырабатывать привычку общения с ним [6]. Ценность музыкально-эстетического воспитания очевидна для детей любого возраста, но раннее музыкально-эстетическое воспитание дает более эффективные и устойчивые результаты в развитии способностей маленьких детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда закладывается фундамент всего последующего развития. Зачастую эмоциональные проявления дошкольников требуют расширения и корректировки и в этом направлении неоценимую роль может сыграть музыка, передающая огромный спектр различных чувств и эмоций.
Традиционно педагогика рассматривает возможности музыкального искусства через призму реализации его эстетической функции. Музыкально-эстетическое развитие подрастающего поколения трактуется как развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные, расширяя и обогащая духовный мир человека и открывая широчайшие возможности для творческой самореализации личности. В современной музыкальной педагогике тема раннего эстетического развития дошкольников средствами музыки расценивается как приоритетное направление работы, так как раннее детство является периодом формирования основных способностей, базисом всего дальнейшего развития личности. Развитие эмоционально-чувственной сферы в дошкольном возрасте имеет особенное значение как основы личностной культуры ребёнка. Общаясь с музыкой, ребёнок легко выражает свою эмоциональную активность и творческую инициативу. По мнению Выготского, генетическими формами регуляции поведения в детстве долго остаются эмоции и, вероятно, именно им в процессе развития принадлежит роль регуляторов становления личности, как целостного образования [8].
Актуальность процесса формирования и развития эмоциональной отзывчивости младших дошкольников средствами музыки определяют следующие аспекты:
социальной сферах нашей жизни оказывают огромное влияние на современного дошкольника, что отрицательно сказывается на эмоциональном развитии детей, искажая этот процесс;
младшего дошкольного возраста недостаточно отвечает потребностям современной практики;
и в их повседневной жизни выявили тот факт, что дети очень часто выражают свои эмоции не совсем адекватно и не всегда правильно оценивают эмоции других детей; всё это выступает существенным препятствием для налаживания хороших и доброжелательных отношений с окружающими, а также мешает детям общаться конструктивно;
отзывчивости ребенка возможности музыки используются недостаточно, в то время как эмоции, чувства и настроения являются ее содержанием. Это представляется довольно важным, поскольку эмоциональная отзывчивость ребенка, которая хорошо развивается именно в процессе ранней музыкально-эстетической деятельности, тесным образом связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни детей, воспитывая тем самым такие качества личности как доброта и умение сочувствовать, т.е. эмпатию (от греч. еmpatheia – сопереживание). «Прекрасное по своему содержанию тождественно с добрым» – эти слова Чернышевского могли бы стать <…> девизом эстетического воспитания детей, юношества, молодежи» [12, с.116].
Цель работы – выявить эффективные способы активизации эмоциональной отзывчивости младших дошкольников на музыкальных занятиях. Реализация цели достигается посредством решения следующих задач: 1) определить специфику музыкальных занятий с младшими дошкольниками; 2) разработать программу раннего эстетического воспитания младших дошкольников на музыкальных занятиях, направленную на активизацию их эмоциональной отзывчивости; 3) провести опытно-экспериментальную работу и проанализировать её результаты.
Научная новизна исследования заключается в расширении педагогического знания о возможностях использования музыкального искусства в направлении активизации эмоциональной отзывчивости дошкольников на основе специально разработанной программы, а также в определении необходимых для этого педагогических условий.
Основная часть
Основатель «Лейпцигской школы» в психологии Ф. Крюгер назвал детское восприятие мира «эмоциоподобным» и «чувствоподобным» [16, с.108], поскольку чувство сопричастности помогает ребенку приобретать опыт переживания всего живого мира как части себя самого. В связи с этим можно отметить, что эмоциональная отзывчивость является обогащённым субъективным эмоциональным опытом человека, переходящим в системное личностное образование, т.к. «прежде чем в нашем сознании под воздействием объективной ситуации сформируется какое-либо завершённое дифференцированное содержание, например то или иное восприятие или мысль, возникает некое безликое целостное переживание, характеризующее скорее состояние субъекта, нежели объективную ситуацию, переживаемое в виде своеобразного эмоционального процесса» [21, с.93].
Воспитание младшего дошкольника невозможно без разносторонней хорошо продуманной и организованной музыкальной деятельности, поскольку она, как считают О.В. Гончарова и Ю.С. Богачинская: «…является одним из проявлений общей способности человека к познанию и освоению окружающего мира, и поэтому на её основе можно развивать весь комплекс эмоциональных, познавательных, психических процессов» [9, с.4]. Музыкальная деятельность является наиболее природосообразной для дошкольников, поскольку полностью соответствует их психофизиологическим особенностям – наглядно-образному мыслительному типу, сенсомоторной ступени сензитивного развития, двигательной природе восприятия и др.
Музыкальные занятия являются основной формой организации музыкальной деятельности младших дошкольников, которая дает возможность детям переживать разнообразные эмоциональные состояния, делиться своим эмоциональным опытом со сверстниками в вербальной и невербальной форме, поэтому современная музыкальная педагогика рассматривает музыкальные занятия как основную форму активизации эмоциональной отзывчивости дошкольников. Поиск оптимальных эффективных способов развития эмоциональной отзывчивости младших дошкольников привел к разработке программы «Волшебные звуки музыки», основанной на традиционных видах музыкальной деятельности детей: слушание музыки, пение, ритмика, игра на музыкальных инструментах.
Программа предполагает проведение занятий с детьми от 3-х до 5-тилетнего возраста. Каждая возрастная группа имеет свой репертуарный план и темп обучения. Группы формируется из детей одного возраста в количестве 8-10 человек. Периодичность проведения занятий – 2 урока в неделю продолжительностью 30 мин. Части общего плана занятий могут варьироваться. Каждое занятие начинается с разминки (ходьба под музыку), приветствия и пальчиковой гимнастики. После занятия обязательно проводится беседа с родителями, дается задание на дом. Каждый ребенок снабжается музыкальным материалом для домашних прослушиваний.
Рассмотрим более подробно особенности каждого вида музыкальной деятельности в работе с младшими дошкольниками по разработанной программе. Слушание музыки, как учебная дисциплина, была разработана Б. Яворским в конце 90-х гг. XIX века и предназначена для всех желающих научиться понимать классику. Б. Яворский отмечал: «Слушание музыки – это наука, которой предстоит стать основой всей системы /музыкального/ воспитания, образования…» [2, с.59]. Идея ученого нашла свое продолжение в трудах и деятельности виднейших отечественных педагогов-музыкантов и методистов: Б.В. Асафьева, Н.А. Ветлугиной, Н.Л. Гродзенской, Д.Б. Кабалевского и др., став основой создания целостной системы массового музыкального воспитания.
Слушание музыки, как вид деятельности младших дошкольников своей целью ставило развитие восприятия музыкальных произведений и умения осознавать свои возникающие при этом эмоциональные состояния. Большое значение в данном виде работы имеет репертуар, который, как правило, должен строиться преимущественно на программных произведениях, содержащих яркие образные эмоции. К таковым относятся: цикл К. Сен-Санса «Карнавал животных», «Балет невылупившихся птенцов» из цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского, «Марш деревянных солдатиков» и «Баба-Яга» из «Детского альбома» П. Чайковского, «Смелый наездник» и «Первая утрата» Р. Шумана из «Альбома для юношества» и тому подобные произведения. Нельзя не согласиться с мнением О. П. Радыновой, считающей, что основным критерием доступности музыкальных произведений является полное соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту ребёнка, а также его способности сопереживать тем чувствам, которые являются основой музыкального образа [20].
Безусловно, словесные методы в данном направлении работы выступают наиболее действенными и эффективными, поскольку призваны настроить ребенка на восприятие конкретной музыки, на нужный эмоционально-образный тон. Накопленный опыт в данном направлении работы показал, что применимы в доступной для младших дошкольников форме следующие методы: «биографии произведения» Д.Б. Кабалевского [13], предполагающий рассказ о композиторе, о его музыке; «метод наведения» Б.В. Асафьева, который незаметно для детей вводит их в выразительную атмосферу произведения и нацеливает внимание на музыкальные контрасты – темповые, динамические, регистровые [4, с.69]; близкий методу Асафьева «метод предварительных вопросов» Н.Л. Гродзенской, помогающий обратить внимание при прослушивании на конкретные детали целого и «напряженно слушать», чтобы ответить на вопросы [10, с.25].
В добавление к словесным методам для активизации эмоциональной отзывчивости младших дошкольников в процессе восприятия музыки используется прием многократного прослушивания произведений для закрепления их в памяти дошкольников, который практиковала Н.Л. Гродзенская в работе с учащимися общеобразовательной школы и «метод возвращения к пройденному» Д.Б. Кабалевского [14]. Также можно использовать прием так называемого «активного слушания» (Н.А. Метлов), который предполагает дополнить музыкальное звучание игрой на простейших инструментах.
Еще одним из основных видов деятельности младших дошкольников на музыкальных занятиях является пение, также содержащее большой потенциал для активизации их эмоциональной отзывчивости, благотворно способствуя при этом развитию детского голоса. Как правило, пение является одним из любимых видов музыкальной деятельности детей, так как простые и понятные слова песни и доступная красивая мелодия вызывают целую гамму чувств у детей. Благодаря своему словесному тексту, эмоционально-музыкальный образ песни понятен и близок ребенку. Весьма значимо, что, «музыка не описывает и не показывает человеческих чувств – она непосредственно их воплощает. В истоках музыки, в основе ее лежит человеческий голос – поющий и говорящий, и ритм человеческого движения...» [11, с.249].
Основой пения на музыкальных занятиях служит метод речевого интонирования, использование которого опирается на идеи Б. В. Асафьева, Б. Л. Яворского, К. Орфа, В.В. Медушевского об общности речевой и музыкальной интонации, об интонационной природе всех художественных языков. Речевое интонирование помогает маленькому ребенку открыть разнообразие выразительных красок собственного голоса, расширить диапазон, координировать голос со слухом, то есть подготовить его к певческой деятельности. «Кроме того, выразительное интонирование слова-образа в художественной игре развивает воображение детей, их общую интонационную выразительность, естественно связывается с выразительными движениями (пластическим интонированием образа) и различными способами звукоподражания: голосом, “звучащими” жестами, извлечением звуков из разных предметов и музыкальных инструментов» [1, c.304]. Очень важно, что метод речевого интонирования помогает в работе с непоющими детьми (так называемыми гудошниками), процент которых достаточно велик среди детей дошкольного возраста (по данным современных исследования к началу школьного обучения наблюдается до 80% неточно интонирующих детей). Данный метод также способствует развитию общего интонационного багажа, музыкальности младших дошкольников.
Поэтому вся вокально-хоровая методика в работе с маленькими детьми опирается на интонационно-речевой опыт ребенка и его игровую деятельность, которая основана на речевом звукоподражании. Общее направление методики – от слова к пению. Звуки музыки на занятиях превращаются в жуков, кошечек, комариков, дождевые капельки, солнечные лучики и другие персонажи, и дошкольники интонационно проговаривают их голосом, при этом показывая, как летает (и жужжит) жук, капают капли дождя, восходят лучи солнца. И что особенно важно: эти игровые речевые упражнения не требуют унисона, занятия проходят в условиях речевого и хорового кластера. «Произношение слова-образа опирается на его изобразительное интонирование, звукоподражание, тем самым раскрывается музыка слова» [1, с.305].
В начале работы с дошкольниками используются простейшие попевки на 3-х или 4-х звуках, постепенно расширяющие диапазон до квинты (пяти звуков). Подбор текста может быть различным, близким и понятным маленьким детям.
Рис.1
1.Солнышко-солнце, 2. Заинька-зайка
Загляни в оконце! Скачет по дорожке.
Рис.2
Вот наш Тузик – славный пес!
Гав, гав!
Белый лобик, черный нос –
Гав, гав!
Рис.3
Дождик, дождик, кап, кап, кап!
Намочил он всех ребят!
Рис.4
Скачет, скачет мячик,
Вниз по мостовой!
«Между эмоциями и способом их выражения, как в речи, так и пении существует тесная связь. Работая <…> над активизацией интонационно-речевого опыта дошкольников, мы можем воздействовать на их эмоции, и, что особенно важно, формировать физиологические механизмы интонационно-окрашенного голосообразования, которые непосредственно перенесутся в пение, послужат основой той “палитры” интонационных красок, которые обуславливают выразительность вокального интонирования» [18, с.90].
Во время пения младших дошкольников следует приучать отчетливо и выразительно произносить слова; петь громко или тихо, соответственно настроению и содержанию попевки, эмоционально передавать характер мелодии. Попутно детям наглядно объясняется, каким звуком петь (легко, отрывисто или напевно, протяжно), как правильно сидеть, брать дыхание. В дальнейшем уже обращается внимание на темп и динамические оттенки во время пения. С маленькими детьми целесообразнее сочетать вокальное исполнение с музыкально-ритмическим движением.
Ритмика. В настоящее время, помимо слушания музыки и вокализации, на музыкальных занятиях с маленькими детьми широко применяется обращение к выразительному жесту, активизирующему эмоциональный отклик на восприятие музыки, ее характер. Показательно в этом отношении мнение Б.В. Асафьева о том, что «… музыкальная интонация никогда не теряет связи ни со словом, ни с танцем, ни с мимикой (пантомимой) тела человеческого, но “переосмысливает” закономерности их форм и составляющих форму элементов в свои музыкальные средства выражения» [5, с.212]. В.В. Медушевский подтверждает высказывание Б.В. Асафьева словами, что музыкальная интонация представляет собой «свернутое высказывание всего тела» [17, с.170]. При этом нужно иметь в виду, что «степень определенности эмоций в танце, – как отмечает М.С. Боголюбская, – нагляднее, чем в музыке, в силу присущей хореографии высокой меры изобразительности движений, жестов, поз» [7, с.42].
Обращение к двигательным реакциям детей на музыкальное звучание имеет уже длительную историю практического применения в педагогических целях. Впервые использовать телесные упражнения, как отклик на музыку, начал швейцарский композитор и педагог Э. Жак-Далькроз, назвавший свою педагогическую систему ритмической гимнастикой. Его нововведение оказалось настолько плодотворным, что привело к созданию множества подобных методов и приемов музыкального обучения. К таковым относится метод музыкальных зеркал В. Коэн, отмечавшей, что «мои руки – это зеркала, в которых отражается музыка» [15], а также методы пластического интонирования Т.Е. Вендровой, тактирования текстов песен и скороговорок М.М. Кольцова, имитации игры на музыкальных инструментах Н.А. Ветлугиной.
Технология отражения музыкальной ткани в телесных движениях предполагает в двигательно-пластическом воплощении передавать свой эмоциональный отклик на особенности темпа, настроения, динамики и т.п. музыкального звучания. Практика показывает, что дети с удовольствием занимаются ритмикой, относясь к ней как к игре, к возможности в пластической форме выразить свои эмоции и реализовать энергию. Педагогическая цель такого вида деятельности – помочь дошкольникам научиться осознанно выражать свои эмоции в ритмических движениях, соответствующих ритму, темпу, характеру музыки, а также управлять ими. Методы пластического интонирования могут включать: звукоподражание; пластическое рисование музыки; воспроизведение (моделирование) жестами ритмических особенностей музыки; ритмизацию стихотворного текста, свободное дирижирование. В целом музыкально-ритмические движения теснейшим образом связаны с развитием творческих способностей дошкольников, поскольку стимулируют процесс импровизации у детей, создание «своего» музыкально-игрового образа.
Также способствует развитию эмоциональной отзывчивости маленьких детей на музыку игра на простейших детских музыкальных инструментах, прежде всего, шумовых – бубнах, бубенцах, маракасах, тамбуринах, трещотках, ложках. Включение в занятия с младшими дошкольниками игры на инструментах направлено на развитие у них ощущения метроритмической стороны музыки, начиная с выделения только сильной доли, и постепенно развивая умение выстукивать простейший ритмический рисунок. В ходе дальнейшей работы постепенно добавляются звуковысотные инструменты – металлофон, треугольник, колокольчики и т.п.
Целесообразно сочетать инструментальное исполнительство с пением и музыкально-ритмическими движениями: одни дети играют, а другие – поют или импровизационно двигаются, воссоздавая эмоционально зримо образ песни.
Примеры на ритмические упражнения:
Рис.5
Что ты хочешь., кошка?
Молока немножко!!
Рис.6
Солнце лучи льет!
Спать ребятам не дает!
Рис.7
Серые гуси к ручейку идут.
Серые гуси гусяток ведут.
Педагогические условия реализации программы «Волшебные звуки музыки» обосновываются целесообразностью применения следующих технологий:
личности каждого ребенка, учитывая, прежде всего, ее самобытность, самоценность. В ходе занятий педагог отталкивается от особенностей темперамента, памяти, процессов восприятия, умения сосредоточиваться каждого дошкольника, что обусловливает, в конечном счете, темпоритм усвоения содержания урока каждым ребёнком. Технология личностно-ориентированного обучения опирается на принцип природосообразности обучения и воспитания; идею активизации и использования внутренних саморегулирующих механизмов развития личности;
видом деятельности является игра. Свободная форма общения дошкольников с педагогом и другими детьми, по существу, есть развернутая игровая форма. Игровая деятельность соответствует понятиям легкости, удовольствия и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Игра – это всегда диалог. В процессе игры часто возникают непредсказуемые ситуации, открывающие простор фантазии и воображения, что, в конечном счете, способствует творческим проявлениям;
формирование и развитие в ходе образовательного процесса позитивной эмоциональной сферы детей, элементарных нравственных понятий, таких как доброта, вежливость, честность. Активные двигательные упражнения, используемые на каждом занятии, также способствуют укреплению здоровья дошкольников;
современной педагогике и психологии и как технология, и как тип педагогического взаимодействия. Во многих работах ученых убедительно показано, что развитие личности возможно только в условиях сотрудничества, которое дает ребенку возможность чувствовать себя активным членом группы. Сотрудничество охватывает не только внутренний процесс взаимоотношений педагога с детьми, но и внешний – с родителями, фактически представляя собой курс, направленный на педагогизацию всей окружающей среды.
Выявление эффективности программы «Волшебные звуки музыки» осуществлялось в
процессе проведения опытно-экспериментальной работы на базе МБДОУ «Детский сад «Росиночка» г. Тамбова. В эксперименте приняли участие две группы младших дошкольников 3-4 лет; контрольная группа состояла из 15 человек, а экспериментальная – из 17-ти. В качестве критериев эмоциональной отзывчивости дошкольников были взяты три компонента: осознанность, точность, яркость. Для определения исследуемых компонентов эмоциональной отзывчивости младших дошкольников широко использовался метод включенного наблюдения, позволяющий изучать степень проявления эмоциональной отзывчивости дошкольников на музыкальных занятиях на констатирующем этапе, а на контрольном этапе, после проведения работы на формирующем, судить о динамике ее изменений. Проявление эмоциональной отзывчивости дошкольников оценивалось по трем уровням: низкий, средний и высокий. Единство всех трех компонентов, а также их достаточная развитость являются показателем высокого уровня развития эмоциональной отзывчивости дошкольников на музыкальных занятиях.
На констатирующем этапе эксперимента был проведён анализ составляющих каждого из компонентов эмоциональной отзывчивости в каждой из групп, из которых затем суммарно были выявлены показатели уровней развития эмоциональной отзывчивости дошкольников на начало эксперимента в контрольной и экспериментальной группах. Полученные результаты отражены в Таблице №1.
Контрольная группа |
||
Низкий уровень – 46,66% |
Средний уровень – 40% |
Высокий уровень – 13,33% |
Экспериментальная группа |
||
Низкий уровень – 47,05% |
Средний уровень – 41,17% |
Высокий уровень – 11,76% |
Музыкальные занятия на формирующем этапе эксперимента проводились на основе программы «Волшебные звуки музыки». Дошкольники слушали классические произведения, доступные уровню их восприятия (П.И. Чаковский, К. Сен-Санс, Р. Шуман и др.), учились с помощью педагога вербально, а также движениями, жестами и мимикой передавать свои возникшие эмоции (радости, печали, возбуждения, умиротворения, восторга и т.п.). Простейшие вокальные упражнения, основанные на народных попевках, потешках, считалках активизировали эмоции и чувства детей, развивали их умение петь в соответствии с настроением текста, нередко дополняя пение шумовым фоном музыкальных инструментов (трещоток, бубнов, маракасов, ложек).
Следует отметить, что в начале работы по данной программе дети были скованны, замкнуты, не активны. В процессе занятий эти черты преодолевались; постоянно развивалась ответная реакция (рефлексия), уверенность в собственных силах. Большое значение имело создание определенной атмосферы на музыкальных занятиях: это должна быть атмосфера успеха, заинтересованности, увлеченности, во многом обусловленная поддержкой со стороны педагога, одобрением действий подопечных и помощи в затруднительных моментах. Ориентация на позитив помогает детям не бояться ошибок, которые на самом деле являются показателем роста ребенка, движения вперед, а не признаком их несостоятельности. Результативность музыкальных занятий и достижение поставленных целей во многом обусловлены спецификой взаимодействия с маленькими детьми. В первую очередь, это применение диалогической формы общения с детьми, при которой «педагог предполагает будущее развитие ученика, он как бы “авансирует” его, допуская и даже воспитывая равноправие с собой. И общение ученика с музыкальным произведением педагог организует на основе равновеликости, ибо ценность музыки велика, а величина постигается с определенной дистанции (временной, пространственной и личностной)» [19, с.37]. Если на занятиях нет диалога и взаимопонимания, если педагог смотрит на детей как на объект своих педагогических целей с позиции доминирования над ними, часто исправляя их высказывания, то младшие дошкольники отстраняются от общения, «уходят в себя», замыкаются, эмоционально закрепощаются, ставя барьер между собой и взрослым.
Результаты проведенного эксперимента по активизации и развитию эмоциональной отзывчивости дошкольников в основных видах их музыкальной деятельности по разработанной программе «Волшебные звуки музыки» были выявлены на контрольном этапе, показавшем положительную динамику развития исходных уровней компонентов (критериев) эмоциональной отзывчивости в экспериментальной группе, в то время как в контрольной группе исходные показатели не изменились (Таблица №2).
Контрольная группа |
||
Низкий уровень – 46,66% |
Средний уровень – 40% |
Высокий уровень – 13,33% |
Экспериментальная группа |
||
Низкий уровень – 23,52% |
Средний уровень – 47,05% |
Высокий уровень – 29,41% |
Заключение
Повышение уровней развития эмоциональной отзывчивости младших дошкольников по каждому из компонентов в экспериментальной группе свидетельствует о процессе ее активизации, а, в целом, об эффективности педагогической работы на формирующем этапе эксперимента.
Успешность педагогического процесса во многом была обусловлена применением
определенных методов (метод наведения, предварительных вопросов, активного слушания, речевого и пластического интонирования), а также технологий взаимодействия, обучения и воспитания:
- личностно-ориентированной, при которой учитываются персональные особенности каждого ребенка, его эмоциональное состояние, оказание при необходимости педагогической поддержки;
- игрового обучения, т.к. игра – основной вид деятельности дошкольников, эмоционально насыщенный, открывающий простор фантазии и воображения;
- здоровьесберегающей, основанной на развитии позитивной эмоциональной сферы детей в различных видах их деятельности, что в целом укрепляет их здоровье;
- сотрудничества, дающей возможность младшему дошкольнику чувствовать себя уверенно, наравне с другими, не боясь сделать ошибку.
В работе с младшими дошкольниками следует помнить, что «…в самом раннем возрасте учения в специальном смысле этого слова вообще еще не существует; вместе с тем в дошкольные годы, когда человек вообще только формируется, у ребенка вся деятельность имеет своим результатом научение, овладение новыми знаниями, умениями, формами поведения. Поэтому положение, согласно которому ребенок развивается, обучаясь и воспитываясь, фактически “объемно” совпадает с положениемо развитии ребенка в процессе его деятельности» [18, с.38], в том числе музыкальной, которая полностью соответствует психофизиологическим особенностям детей дошкольного возраста.
В целом можно отметить, что в процессе музыкальных занятий у младших дошкольников не только активизировалась и значительно развилась эмоциональная отзывчивость, что было основной целью исследования, но также улучшились речевые данные дошкольников, чему способствовало соединение речевой и музыкальной интонаций, а, кроме того, проявились ростки творческих потенций детей в виде простейших песенных импровизаций, танцевальных и ритмических движений, в которых дошкольники спонтанно и непосредственно выражали свои чувства и эмоции.
Рецензии:
13.08.2024, 9:44 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: Музыкальные впечатления в детстве могут фактически ускорить развитие мозга, особенно в области освоения языка и навыков чтения, а обучение игре на музыкальном инструменте может улучшить математическое обучение. Музыка развивает все области развития ребенка и навыки (интеллектуальные, социально-эмоциональные, двигательные и языковые) для подготовки в школе. Воздействие музыки на детей в раннем возрасте помогает им изучать звуки, значения слов, а также развивает слух ребенка. Музыка приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира. Танцы под музыку помогают детям развивать двигательные навыки, позволяя им практиковать самовыражение. Для детей и взрослых музыка помогает укреплять навыки памяти. Статья "АКТИВИЗАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ КАК ДОМИНАНТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ" имеет актуальность и научную новизну. Рекомендую статью к публикации.
21.08.2024, 14:45 Островская Галина Ивановна Отзыв: Спасибо за рецензию! Мне очень важно мнение специалистов. Извините, что сразу не ответила, так как была в отъезде. Программа "Волшебные звуки музыки" авторская. Примеры все сочинялись самостоятельно. у меня диссертация имеет непосредственную связь с темой статьи и в этом направлении работаю давно. В настоящее время больше направила по этому пути своих студентов, которые работают с дошкольниками, кто в д/с. а кто на подготовительном отделении ДМШ. Критерии (компоненты)оценивались в процессе наблюдения по 5-ти бальной системе (вместе с муз. руководителем на занятиях всегда присутствовал воспитатель, он и помогал оценивать детей). Конечно, в известной степени, в оценивании присутствует субъективность, тем не менее, яркость. как компонент, была связана с эмоциональной реакцией ребенка, насколько его "тронуло" определенное задание, как он откликается на него. Конечно, очень многое не вошло в статью, поскольку старалась предельно сжать материал. Но ваши вопросы очевидны и правомерны. Спасибо! |