Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Информационные технологии, Правоведение, Юриспруденция
Размещена 17.08.2024.
Просмотров - 335

СМИ В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Карпичко Полина Александровна

Магистрант

ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая

студентка кафедры информационного права и цифровых технологий

Чурикова Анна Юрьевна, доцент кафедры информационного права и цифровых технологий, ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия»


Аннотация:
В данной статье исследуется актуальный вопрос информационной безопасности национального уровня. Статья подчеркивает сложность достижения полной информационной безопасности в современном журналистском сообществе из-за технических и социально-экономических аспектов, а также расширение цифрового неравенства между странами. Статья также подчеркивает важность информационной составляющей государственного суверенитета и законодательных гарантий свободы слова в глобальном информационном обществе.


Abstract:
This article examines the current issue of information security at the national level. The article highlights the difficulty of achieving complete information security in the modern journalistic community due to technical and socio-economic aspects, as well as the widening digital divide between countries. The article also emphasizes the importance of the information component of state sovereignty and legislative guarantees of freedom of speech in the global information society.


Ключевые слова:
информационная безопасность; глобальные сети; СМИ; свобода слова; суверенитет

Keywords:
securitatea informațiilor; rețele globale; Mass-media; libertatea de exprimare; suveranitate


УДК 354

Введение

В современном мире информационная безопасность приобретает особую значимость, особенно в контексте деятельности средств массовой информации (СМИ). С развитием цифровых технологий и глобальных коммуникационных сетей, СМИ становятся не только основным источником информации для населения, но и потенциальным инструментом воздействия на общественное мнение, политические процессы и национальную безопасность. В условиях растущих киберугроз и дезинформации обеспечение информационной безопасности становится важным компонентом государственной политики и международных отношений. Данная статья посвящена исследованию роли СМИ в обеспечении информационной безопасности Российской Федерации, анализу существующих угроз и подходов к их нейтрализации.

Актуальность

Актуальность проблематики информационной безопасности обусловлена современными вызовами и угрозами, которые сопровождают современное общество. Средства массовой информации играют ключевую роль в сегодняшнем мире, формируя общественное мнение, влияя на политические процессы и обеспечивая доступ к информации. СМИ, будучи мощным инструментом информационного воздействия, могут быть использованы как для конструктивных целей, так и для нанесения ущерба, включая дестабилизацию общества, дискредитацию органов власти, распространение дезинформации и т. д. В связи с этим, исследование информационной безопасности в контексте современных СМИ имеет большое значение для обеспечения стабильности, безопасности и суверенитета наций.

Цель статьи

Цель статьи заключается в анализе роли средств массовой информации в обеспечении информационной безопасности Российской Федерации и выявлении ключевых вызовов, с которыми сталкиваются государственные и медийные структуры в этом процессе.

Задачи работы

  1. Исследовать основные угрозы информационной безопасности в контексте современных СМИ.
  2. Проанализировать роль государственных органов и СМИ в обеспечении информационной безопасности.
  3. Оценить существующие меры и механизмы защиты информационного пространства России.
  4. Предложить рекомендации по повышению эффективности взаимодействия между СМИ и государством в области информационной безопасности.

Научная новизна данной работы заключается в комплексном подходе к исследованию роли средств массовой информации в обеспечении информационной безопасности Российской Федерации

В соответствии с Соглашением о сотрудничестве государств–участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения информационной безопасности от 20 ноября 2013 года термин «информационная безопасность» означает «состояние защищенности личности, общества и государства и их интересов от угроз, деструктивных и иных негативных воздействий в информационном пространстве» [5].

Согласно пункту 28 Доктрины информационной безопасности Российской Федерации 2016 года: «Стратегической целью обеспечения информационной безопасности в области стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства является формирование устойчивой системы неконфликтных межгосударственных отношений в информационном пространстве» [6].

Основными направлениями обеспечения информационной безопасности в области стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства стали: защита суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве; создание международно-правовых механизмов, учитывающих специфику информационных технологий, в целях предотвращения и урегулирования межгосударственных конфликтов в информационном пространстве; продвижение в рамках деятельности международных организаций позиции России и т. д.

Представляется очевидным, что обеспечение информационной безопасности Российской Федерации, согласно основным направлениям национальной политики, представляет значительные вызовы, и достижение этой цели требует активного взаимодействия редакций российских средств массовой информации в глобальном контексте. Эффективное сотрудничество между государственными органами России и ключевыми участниками национальной и международной журналистики также является неотъемлемой частью этого процесса. Данное взаимодействие необходимо для обеспечения информационной безопасности и национальной суверенности России в современном мире.

Проблематика информационной безопасности в деятельности средств массовой информации приобрела особую актуальность с распространением интернета. Мировая сеть Интернет стала неотъемлемой частью мировой торговли, политики, журналистики и искусства. Проекты интернета функционируют на основе международно-правовых принципов открытости и универсальности, которые сегодня играют определяющую роль для глобальной сети общего пользования в ее современном состоянии.

Стратегическая идея медиабезопасности как системы политико-правовых гарантий информационной безопасности в сфере массовых коммуникаций сформирована на основе политических подходов к решению конкретных практических задач, стоящих перед государственными органами в медиапространстве. С внедрением информационных технологий, внутри страны для политических и юридических институтов стал вызовом стремительный рост использования глобальных сетей связи. В конкурентной борьбе между государствами и транснациональными медиа-корпорациями за влияние на формирование актуальных политических повесток дня единственно правильным решением стало учет интересов медиа-сообщества и политической элиты страны, при условии достижения консенсуса по ключевым ценностям, вокруг защиты которых объединяются общие усилия [1, с. 36].

Информационная безопасность в контексте средств массовой информации представляет собой абстрактную цель, которой добиться в полной мере чрезвычайно сложно из-за сложных технических аспектов и социально-экономических условий, характерных для современного журналистского сообщества. В силу неизбежности сбоев в сложных технических системах и решающей роли человеческого фактора в журналистике, возникает широкий спектр угроз информационной безопасности [4, с. 635].

В результате нестабильность в современных медиа расширяется, а цифровое неравенство между развитыми и развивающимися странами продолжает углубляться. Аудитория СМИ все чаще сомневается в эффективности существующих мер безопасности в компьютерных системах. Этот недостаток доверия также применительно к новым законодательным инициативам в области информационной безопасности.

Исходя из современных обстоятельств, выявляется явная потребность в создании и реализации протоколов информационной безопасности, центральным принципом которых является установление взаимного доверия между государством, средствами массовой информации и обычными гражданами, которые регулярно употребляют информацию из различных источников, таких как телевизионные и радиоэфиры.

В современном контексте формирования политической повестки дня на телевидении акцентируется информационная составляющая государственного суверенитета, что не только обеспечивает высший уровень независимости и автономности государственной власти при формировании и реализации информационной политики, но также предполагает активное участие государственных органов и институтов гражданского общества в глобальной конкуренции на международном рынке массовой информации. Законодательные гарантии свободы слова и выражения исходят за рамки национальных границ, приобретая важное место в международном политическом контексте и становясь отражением качества государства в информационном обществе.

В результате интенсивного распространения и интеграции мультимедийных информационных технологий в различные сферы социокультурной деятельности постиндустриального общества, система обеспечения информационной безопасности государства выросла в многосоставное образование, включающее три относительно автономных подразделения информационной безопасности:

–       медиабезопасность – система обеспечения устойчивого развития национальной культуры и актуальности экономически целесообразных коммуникативных социальных институтов;

–       кибербезопасность – состояние адекватного противодействия угрозам в сфере компьютерных технологий и применения искусственного интеллекта;

–       дисекретность – защита информации от несанкционированного доступа и утечки по техническим каналам связи.

В сфере современных медиа, где радио и телевидение все глубже интегрируются в мультимедийное пространство Интернета, необходимо предпринять усилия по совершенствованию технических и политических аспектов протоколов информационной безопасности. Такой подход обусловлен потребностью адаптации средств массовой информации к современным вызовам и рискам, с которыми они сталкиваются в информационном пространстве. Развивая и обновляя технические и политические меры в области информационной безопасности, средства массовой информации смогут более эффективно защищать и соблюдать национальные интересы в сфере информационной коммуникации.

Результат

В результате проведенного исследования выявлены основные проблемы и риски, связанные с обеспечением информационной безопасности в сфере массовых коммуникаций. Также предложены меры, направленные на укрепление информационной безопасности и повышение устойчивости СМИ к внешним и внутренним угрозам.

Заключение

С учетом роста комплексных угроз и кибератак, а также расширения использования интернета и новых медиа, средства массовой информации должны принимать более активное участие в обеспечении информационной безопасности. Однако достижение этой цели требует не только технических средств, но и согласованных усилий на уровне политики и законодательства.

Библиографический список:

1. Информационно-правовая политика в современной России. Словарь-справочник: словарь / под ред. Малько А.В., Солдаткиной О.Л. М.: Проспект, 2019. 240 с.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Федеральным конституционным законом «О поправках к Конституции РФ» от 30 декабря 2008 года № 6 ФКЗ, от 30 декабря 2008 года № 7 ФКЗ, от 5 февраля 2014 года № 2 ФКЗ, от 21 июля 2014 года № 11 ФКЗ, от 14 марта 2020 года № 1 ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 5-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 6-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 7-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 8-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 дек.; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru. 06.10.2022.
3. Копылов В.А. Информационное право: учебник / В.А. Копылов. М.: Норма, 2013. 512 с.
4. Руденко А.М. Проблема манипуляции массовым сознанием как фактор дестабилизации информационной безопасности современного российского общества // Молодой ученый. 2015. № 14 (94). С. 635-638.
5. Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий (Заключено в г. Душанбе 28.09.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2022. – № 33. – Ст. 5883.
6. Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // Собрании законодательства Российской Федерации. – 2016. – № 50. – Ст. 7074.
7. Ясносокирский Ю.А. К вопросу о применимости международного права в информационной сфере // Международная жизнь. 2021. № 7. С. 12-17.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх