Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Педагогика, Психология
Размещена 04.09.2024. Последняя правка: 03.09.2024.
Просмотров - 212

Особенности оценки риска буллинга в подростковом возрасте в школьной среде

Рубашная Полина Юрьевна

Южный федеральный университет

Ассистент

Панкратова Ирина Анатольевна, доцент Южный федеральный университет


Аннотация:
В данной работе рассматриваются особенности оценки риска буллинга среди подростков в школьной среде. Буллинг представляет собой серьезную проблему, влияющую на психоэмоциональное состояние молодежи и пролегающую в различных формах: вербальном, физическом и социальном. Основные цели исследования заключаются в выявлении факторов, способствующих возникновению буллинга, а также в анализе способов его оценки с учетом индивидуальных и социальных особенностей подростков.


Abstract:
This paper examines the features of assessing the risk of bullying among adolescents in a school environment. Bullying is a serious problem that affects the psycho-emotional state of young people and occurs in various forms: verbal, physical and social. The main objectives of the study are to identify factors contributing to the occurrence of bullying, as well as to analyze ways of assessing it, taking into account the individual and social characteristics of adolescents.


Ключевые слова:
буллинг; подростки

Keywords:
bullying; teenagers


УКД 1

Введение: Долгое время проблему насилия в отечественной науке не рассматривали как специфический феномен. Однако в современных реалиях все больше растёт интерес к теме буллинга, которые сейчас приобретает устойчивый характер. Поэтому исследуемая тема в современном обществе, в период развития информационных технологий и непостоянной международной обстановки, которая оказывает воздействие на эмоциональную сферу подростка, имеет особую значимость и актуальность.

Актуальность: Когда подросток в школе отличается от других учеников в физическом, психическом и других аспектах, то это порой приводит к частым издевательствам и насмешкам со стороны других учащихся. Это могут быть акты агрессии, оскорбления и угрозы. Буллинг отличается от конфликта тем, что он имеет долговременный статус. Подросток создает для другого человека статус «жертвы» и стремится сохранить у другого этот статус как можно дольше.

Цель исследования: изучить особенности риска буллинга в подростковом возрасте.

Задачи исследования:

Теоретические задачи исследования:

1. Провести анализ существующих подходов в научной отечественной и зарубежной литературе к определению понятия «буллинг».

2. Изучить феномен буллинга как агрессивного поведения в подростковом возрасте.

Эмпирические задачи:

1. Выявить преобладающие показатели риска буллинга.

Методы исследования:

Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ идей и концепций, методы обработки данных.

Психодиагностический инструментарий:

1. Опросник риска буллинга (ОРБ) А.А. Бочавер, В.Б. Кузнецова, Е.М. Бианки, П.В. Дмитриевский, М.А. Завалишина, Н.А. Капорская, К.Д. Хломов [4].

Научная новизна определяется тем, что в нем уточнено понятие буллинга применительно к условиям образовательного процесса в школе, определены психологические особенности риска буллинга в подростковом возрасте.

Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования дают представление о взаимосвязи копинг-стратегии и риска буллинга у подростков, могут лечь в основу разработки программы психолого-педагогической работы с молодёжью, в целях снижения конфликтов и риска буллинга в подростковом возрасте.

Д. Лэйн в своих исследованиях, «буллинг» описывал, как травлю, которая представляет собой насилие, носящее либо кратковременный, либо длительный характер. Оно подразделяется на физическое и психическое, влияет не только на одну «жертву» травли, но также и на группы людей, которые не способны защититься в конфликте. Он подробно описал феномен буллинга и сделал акцент на структуру процесса и факторы, способствовавшие его проявлению. Важную роль в причинах буллинга автор отводил: семье, личностным особенностям и микроклимату школы. Исходя и этих факторов можно сделать прогноз поведения в будущем.  Также Д. Лэйн указывал, что множественный стресс может стать ещё одним фактором проявления буллинга. Плохое физическое состояние, низкий социальный статус, плохие отношения со советниками, семейное неблагополучие характерны для жертв буллинга [1].

В. Бесаг в 1989 году начал выдвигать свои представления о понятии «буллинг». Автор считал, что буллинг – это поведение, которое может проявляться как неоднократное нападение (физическое, психологическое, социальное, вербальное). Проявляется неоднократно у людей, которые намерены причинить страдание для достижения собственного удовлетворения [2].

Р. Дж. Хейзлер (1996) говорил о том, что буллинг может быть, как индивидуальным, так и групповым. Он провоцирует нарушение правил взаимодействия, в котором «обидчик» показывает поведение, которое вводит в замешательство «жертву». «Обидчик» получает удовлетворение от преимущества над «жертвой», которая более слаба в физическом и психологическом плане. Такое поведение обесценивает человека и позволяет выделиться на его фоне [3].

В школьной травле выделяются несколько основных ролей:

1) Жертва – обычно ими становятся дети, которые не могут за себя постоять и лишены настойчивости. Зачастую они чувствуют себя одиноко, изолированы от общества, у них низкая самооценка и повышенная тревожность. В такую категорию могут также попасть подростки, которые отличаются по внешним признакам от большинства, либо не соблюдающие гигиену. Длительное негативное эмоциональное напряжение повышает риск, что жертва решится на другие способы разрешения конфликта: самоубийство или неприемлемое поведение.

2) Обидчики – часто такую роль занимают подростки-лидеры. Это обусловлено желанием самоутвердиться и выделиться в группе за счёт «жертвы». Обидчики стараются проявиться себя всеми возможными способами в окружении сверстников. Подростки испытывают потребность в утверждении и признании. В такую категорию попадают подростки, которые физически сильнее ровесников, импульсивные или агрессивные, а также не идущие на компромиссы.

3) Сторонние наблюдатели – это категория подростков, которые бездействуют в ситуации буллинга. Такую же позицию занимают учителя, что только поощряет травлю.  Они замалчивают проблему, однако всё же испытывают психологическое давление. Даже если травля никак не связана со сторонними наблюдателями, то они всё равно могут начать испытывать чувство вины, потому что не помогают жертве. В дальнейшем это может перерасти в цинизм.

Зачастую феномен буллинга меняется с возрастом детей. В младшем школьном возрасте роль обидчика не приветствуется среди детей, а в подростковом возрасте, ситуация складывается напротив, такие дети становятся лидерами компаний и пользуются популярностью. Компании обидчиков формируются из агрессивных и неуравновешенных подростков, тогда буллинг может носить массовый характер. Проблема буллинга достаточна актуальна во многих семьях. Подростки направляют своё агрессивное поведение на родителей, а в школе на учителей. Они хотят доказать, что уже достаточно взрослые и ждут понимания со стороны взрослых. Им важно чтобы их мнение учитывали и поддерживали инициативу. Популярный в школе стиль авторитарного руководства во многом препятствует подросткам проявить себя, что вызывает негативные эмоции. Тогда это может проявиться у подростка во враждебном отношении к окружающим, хулиганстве, нецензурной лексике, лжи, прогулах, жестокости и физической агрессии. Травля в школьный период может привести к антисоциальному и девиантному поведению подростка.

Для изучения особенностей копинг-стратегий в подростковом возрасте я использовала методику «Опросник риска буллинга», разработанный коллективом авторов во главе с А.А. Бочавер, В.Б. Кузнецовой, Е.М. Бианки, П.В. Дмитриевский, М.А. Завалишина, Н.А. Капорская, К.Д. Хломов [4].

Научное исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 4 им. Нисанова Х.Д. города Пролетарска Ростовской области. Общий объем выборки составил 52 респондента. Подростки в возрасте от 16 до 17 лет. Из них 27 девочек и 25 мальчиков. Результаты представлены в таблице 1 и на рисунке 1.

 Таблица 1. Результаты исследования по методике «Опросник риска буллинга»

 

Шкала небезопасности

Шкала благополучия

Шкала разобщенности

Шкала равноправия

Высокий уровень

46%

31%

35%

19%

Средний уровень

42%

33%

36%

64%

Низкий уровень

12%

36%

29%

17%

 

 

Рисунок 1. Результаты исследования по методике «Опросник риска буллинга»

В результате проведенного исследования по данной методике было выявлено, что по шкале небезопасности у 42% и 12% диагностируемых выявлены средний и низкий показатель соответственно. Данные результаты свидетельствуют о том, что в группе присутствует негативные аспекты в психологической атмосфере, наблюдается фоновое напряжение.

По шкале разобщенности у 36% и 29% диагностируемых выявлен средний и низкий уровни соответственно. Агрессивные установки в группе подростков достаточно слабо выражены, что говорит, о хорошей связи испытуемых друг с другом. 

По шкале равноправия у 64% средний и у 19% высокий уровни показателя. Взаимодействие подростков сочетается с уважительными и принимающими разнообразие отношениями.

По шкале благополучия у 33% и 31% диагностируемых выявлены средний и высокий уровни соответственно. Большая часть испытуемых соблюдает психологические границы, а также имеют уважительное отношение к сверстникам.

Результаты исследования рисков буллинга с применение «Опросника риска буллинга» (ОРБ) А.А. Бочавер, В.Б. Кузнецова, Е.М. Бианки, П.В. Дмитриевский, М.А. Завалишина, Н.А. Капорская, К.Д. Хломов показало, что наличие в группе потенциальных жертв и рисков различных способов совладания с тревогой выявлено в небольшом количестве. Это даёт понимание того, что в группе хорошо выстроены доверительные отношения, для профилактики можно провести беседу с педагогом и учащимися.

Библиографический список:

1. Лейн Д. А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Дэвида Лейна и Эндрю Миллера. – СПб.: Питер, 2001. – С. 240–274.
2. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. райс – СПб.: 2000.
3. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан // Психологический журнал. – 1996. - № 5.
4. Опросник риска буллинга (ОРБ) А.А. Бочавер, В.Б. Кузнецова, Е.М. Бианки, П.В. Дмитриевский, М.А. Завалишина, Н.А. Капорская, К.Д. Хломов.




Рецензии:

5.09.2024, 2:44 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: В статье "Особенности оценки риска буллинга в подростковом возрасте в школьной среде" автор исследует актуальную тему. Травля — это агрессивное поведение, которое является намеренным и подразумевает дисбаланс власти или силы. Это повторяющееся поведение, которое может быть физическим, вербальным или реляционным. В то время как мальчики могут травить других, используя больше физических средств, девочки часто травят других посредством социальной изоляции. Следствия буллинга могут быть очень плачевными, например "12-летний подозреваемый в стрельбе в финской школе был жертвой буллинга, сообщили в полиции. В ведомстве считают, что он мог решиться на преступление из-за травли - https://ru.euronews.com/2024/04/03/finland-shooting-bullying. Немецкий политический деятель, философ и историк Фридрих Энгельс говорил так: «Семья — это экономическая ячейка общества». Рекомендую статью к публикации после доработки о важности семьи и религии в воспитание детей для решения данной проблемы.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх