Полесский государственный университет
Студент
Бухтик Марина Игоревна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента, Полесский государственный университет
УДК 336.25
Введение: Республиканский бюджет играет роль важного звена в государственной бюджетно-налоговой политике. Развитие данного компонента несет огромную экономическую пользу для страны, так как является фундаментом финансовой стабильности, который прогнозируется заранее на каждый новый финансовый год, отражая основную информацию о государственных денежных средствах. Благодаря данному аспекту, государство может принимать решения, в зависимости от прогнозируемых результатов, о том, как не допустить бюджетного дефицита в и обеспечить стабильное состояние экономики.
Актуальность изучаемой темы обусловлена тем, чтореспубликанский бюджет сохраняет социальную направленность, способствует экономическому росту в стране, обеспечивает экономическую безопасность Республики Беларусь.
Цель – выработка механизма укрепления доходов республиканского бюджета Республики Беларусь.
Задачи:
- Проанализировать структуру консолидированного бюджета, а также структуру и динамику доходов республиканского бюджета;
- Оценить взаимосвязь доходов республиканского бюджета с ВВП;
- Выявить направления развития доходов республиканского бюджета, привести пример их стимулирования.
Методы: сравнительный анализ, синтез, моделирование, группировка, экономико-статистический и абстрактно-логический метод.
Научная новизна:
Основу доходной части бюджетов всех уровней составляют налоги. При помощи налогов государство воздействует на экономику. Любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Важным элементом обоснования формирования доходов консолидированного бюджета, является четкое распределение долей в процентном выражении по основным уровням системы. Этими основными звеньями являются республиканский и местные бюджеты, которые распределяют между собой конкретное количество взимаемых доходов.
Распределение доходов консолидированного бюджета между бюджетами различных уровней, с учетом межбюджетных трансфертов, за плановый 2024 год в Республике Беларусь показаны на рисунке 1.
Рисунок 1 – Распределение доходов консолидированного бюджета между бюджетами различных уровней, с учетом межбюджетных трансфертов, за плановый 2024 год в Республике Беларусь, %
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [1, с. 10]
Рисунок 1 отражает, что большее количество налоговых доходов за 2022-2024 годы приходится на местные бюджеты, основными доходами для местных бюджетов являются: подоходный налог, налог на собственность и налог на прибыль, в 2024 году также увеличилась доля прочих налоговых и неналоговых доходов, поступающие в местные бюджеты и составила 95,1%. Для сравнения в 2022 году прочие налоговые доходы составляли 60,3% в доходах республиканского бюджета, в 2023 году ситуация на стороне местных бюджетов, которая равна 80,2%. За 2022-2024 годы, основными налоговыми доходами Республиканского бюджета являются: НДС, акциз и налоги от ВЭД. Темп роста доходов республиканского бюджета в динамике за 2022-2024 годы составили 97%, а абсолютный прирост составил 3%.
Не смотря на меньшее процентное содержание республиканского бюджета, именно он играет ключевую роль, так как обеспечивает экономические и социальные процессы страны. В этой связи, следует детально рассмотреть его доходную базу.
Основные доходы республиканского бюджета Республики Беларусь представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Доходы республиканского бюджета Республики Беларусь за 2022-2024 годы, млн руб.
Показатели |
2022 г |
2023 г |
2024 г (план) |
2022 г., в % к итогу |
2023 г., в % к итогу |
2024 г., в % к итогу |
Налоговые доходы |
22 694,6 |
22 369,9 |
29 430,3 |
81,6 |
67,1 |
73,7 |
Неналоговые доходы |
2 991 |
3 735,3 |
4 326 |
10,7 |
11,2 |
10,8 |
Безвозмездные поступления |
2 141,8 |
7 257,2 |
6 150 |
7,7 |
21,8 |
15,5 |
Итого доходы |
27 827,5 |
33 362,4 |
39 906,3 |
100 |
100 |
100 |
Примечание – Источник: [2]
Согласно данным таблицы 1, наблюдается рост налоговых доходов в денежном выражении за три года, несмотря на это, удельный вес налоговых доходов 2023 года по сравнению с 2022 годом уменьшился на 14,5 п.п, что обусловлено увеличением безвозмездных поступлений с 7,7 до 21,8 п.п в период за 2022-2023 год. Если рассматривать среднее значение поступлений налоговых доходов за три года, можно отметить, что 74 % доходов бюджета за рассматриваемый период приходилось на налоговые доходы. Далее по величине удельного веса доходов республиканского бюджета, располагаются безвозмездные поступления. В период за 2023-2024 год удельный вес безвозмездных поступлений сократился на 6,3 п.п. Доля неналоговых доходов, выросла за рассматриваемый период в денежном выражении. Наблюдается рост удельного веса неналоговых поступлений в период с 2022 по 2023 год на 0,5 п.п. Темп роста в денежном выражении за 2022-2024 год по налоговым поступлениям составил 129,6 процентов, по неналоговым поступлениям темп роста увеличился на 144,6 %. Безвозмездные поступления движутся скачкообразным методом, темп роста за 2022-2023 год составил 339%, а за 2023-2024 год равен 84,7%, что говорит об уменьшении на 15,3% по сравнению с 2023 годом.
В республиканском бюджете существует огромное количество источников его пополнения, в данном ключе особенно выделяются налоговые доходы, которые содержат в себе большую часть денежных средств распределяемых в бюджет. Но также стоит упомянуть неналоговые и безвозмездные поступления, меняющиеся от конкретных действий государства. На рисунке 2 показаны состав и структура доходов республиканского бюджета Республики Беларусь в 2022-2024 годах.
Рисунок 2 – Состав и структура доходов республиканского бюджета
Республики Беларусь в 2022 - 2024 годах, %
Примечание – Источник: [2]
Как видно из рисунка 2, наибольший удельный вес в доходах республиканского бюджета составляет налог на добавленную стоимость, который в 2024 году по сравнению с 2022 годом упал на 2,7 п.п. Следующим весомым показателем являются доходы от внешнеэкономической деятельности, удельный вес которого в период 2022-2023 годы уменьшился на 5,2 п.п, но затем наблюдается постепенное увеличение на 2024 год в размере 7 п.п. В доходах по акцизу наблюдается постепенное снижение удельного веса на 4,9 п.п. за весь трехлетний период. Иные налоги на товары и услуги (специальные сборы, пошлины; экологический налог; налог за добычу(изъятие) природных ресурсов), упали на 0,9 п.п. Налоговые поступления на доходы и прибыль, также наблюдаются в постепенном падении на 0,9 п.п за три года, но в 2024 году видна небольшая коррекция на 0,2 п.п. Неналоговые доходы находятся в стабильном положении, а безвозмездные резко возросли за 2022-2024 год на 7.7 п.п.
В таблице 2 размещены данные по доходу республиканского бюджета и внутреннего валового продукта Республики Беларусь за 2021-2023 годы.
Таблица 2 – Доходы республиканского бюджета и ВВП Республики Беларусь за 2021-2023 годы, млн руб.
Показатели |
2021 г |
2022 г |
2023 г |
Темп роста в %, 2022 года к 2021 году |
Темп роста в %, 2023 года к 2022 году |
Валовой внутренний продукт |
176 879,0 |
193 741,0 |
216 100,3 |
109,5 |
111,5 |
Доходы республиканского бюджета |
23 303, 5 |
27 827,5 |
33 362,4 |
119,4 |
119,9 |
Примечание – Источник: [2],[3]
По данным таблицы 2, следует упомянуть, положительный показатель темпа роста ВВП, абсолютный темп роста составил 9,5% в 2022 году, по сравнению с 2021 и в 2023 году по сравнению с 2022 годом составил 11,5%. Исходя из вышеперечисленных данных, можно определить какая доля ВВП распределяется, через республиканский бюджет. Данные за 2021 год равны 13,2%, за 2022 год показывают долю распределения ВВП в размере равном 14,4%, а в 2023 году показатель составил 15,4%. Исходя из данных расчетов можно говорить об увеличении степени централизации, что также говорит об увеличении экономического роста в стране.
Достижение увеличения централизации бюджетных средств в ВВП, характеризуется уровнем энергетичности доходов, идеальный показатель равен 1,0. На основании приведённых расчетов темпов роста, можно определить, что уровень энергетичности за 2021-2023 год составил 1,08, это говорит, что бюджетные средства увеличиваются немного быстрее, чем стоимость ВВП,
Соотношение налоговых поступлений к ВВП, показывает потенциальное налогообложение в зависимости от экономики. Это также позволяет получить представление об общем направлении налоговой политики страны, а также насколько эффективно правительство страны направляет свои экономические ресурсы за счет налогообложения. В период 2021-2023 годы показатель упал с 12,80% до 10,30%, то есть на 2,5 п.п, это говорит о постепенном снижении государством налоговой нагрузки, что положительно сказывается на состоянии экономических субъектов.
Согласно бюджетной политики основными путями увеличения доходов бюджета в период 2022-2024 годов являются:
Привлечение инвестиций является одной из важнейших задач для Республики Беларусь. В целях стимулирования деловой активности и предотвращения ухода капитала в регионы с более низким уровнем налогообложения нужно постепенно снижать ставки (прежде всего, для налога на прибыль для организаций) несмотря на то, что в Беларуси уже были приняты меры в 2012 году по сокращению налога на прибыль с 24 % до 20 %. Это позволит повысить конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность экономики, создаст дополнительные условия для прихода иностранных инвесторов и расширения активности действующих предприятий.
Рассчитаем величину налоговых поступлений в бюджет, снизив основную ставку налога на прибыль на с 20% до 17%.
Таким образом, можно сделать вывод, что, сократив ставку налога на прибыль с 20% до 17% доходы республиканского бюджета сократятся на 317,73 млн руб. И на эту же сумму увеличатся доходы экономических субъектов, например предприятия смогут модернизировать свое производство, настраивать новые производственные линии, тем самым смогут увеличивать свою прибыльность, что вследствие принесет доходы в бюджет.
Заключение: Исходя из выявленных результатов было выяснено, что налоговые доходы составляют большую часть республиканского бюджета. Соотношение налоговых поступлений к ВВП отражает налоговую нагрузку страны, что является проведением государством политики по эффективному направлению экономических ресурсов за счет налогообложения. Автором были исследованы изменения и оптимизация налоговой системы Республики Беларусь, которые могут повлиять на процентное содержание доходов бюджета в последующем.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий