Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 26.10.2024.
Просмотров - 310

Пути увеличения доходов бюджета в условиях рыночной экономики

Бухтик Артур Александрович

Полесский государственный университет

Студент

Бухтик Марина Игоревна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента, Полесский государственный университет


Аннотация:
Статья содержит основные показатели доходов консолидированного и республиканского бюджета Республики Беларусь. Проведен анализ показателей доходов республиканского бюджета их взаимосвязь с ВВП. Отражены основные пути увеличения доходов бюджета.


Abstract:
The article contains the main income indicators of the consolidated and republican budgets of the Republic of Belarus. The analysis of the indicators of republican budget revenues and their relationship with GDP is carried out. The main ways of increasing budget revenues are reflected.


Ключевые слова:
консолидированный бюджет, республиканский бюджет, налоговые доходы, неналоговые и безвозмездные поступления, налоговая нагрузка, инвестиционная привлекательность

Keywords:
consolidated budget, republican budget, tax revenues, non-tax and gratuitous receipts, tax burden, investment attractiveness


УДК 336.25

Введение: Республиканский бюджет играет роль важного звена в государственной бюджетно-налоговой политике. Развитие данного компонента несет огромную экономическую пользу для страны, так как является фундаментом финансовой стабильности, который прогнозируется заранее на каждый новый финансовый год, отражая основную информацию о государственных денежных средствах. Благодаря данному аспекту, государство может принимать решения, в зависимости от прогнозируемых результатов, о том, как не допустить бюджетного дефицита в и обеспечить стабильное состояние экономики.

Актуальность изучаемой темы обусловлена тем, чтореспубликанский бюджет сохраняет социальную направленность, способствует экономическому росту в стране, обеспечивает экономическую безопасность Республики Беларусь.

Цель – выработка механизма укрепления доходов республиканского бюджета Республики Беларусь.

Задачи:

- Проанализировать структуру консолидированного бюджета, а также структуру и динамику доходов республиканского бюджета;

- Оценить взаимосвязь доходов республиканского бюджета с ВВП;

- Выявить направления развития доходов республиканского бюджета, привести пример их стимулирования.  

Методы: сравнительный анализ, синтез, моделирование, группировка, экономико-статистический и абстрактно-логический метод.

Научная новизна:

Основу доходной части бюджетов всех уровней составляют налоги. При помощи налогов государство воздействует на экономику. Любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Важным элементом обоснования формирования доходов консолидированного бюджета, является четкое распределение долей в процентном выражении по основным уровням системы. Этими основными звеньями являются республиканский и местные бюджеты, которые распределяют между собой конкретное количество взимаемых доходов.

Распределение доходов консолидированного бюджета между бюджетами различных уровней, с учетом межбюджетных трансфертов, за плановый 2024 год в Республике Беларусь показаны на рисунке 1.

 

 

Рисунок 1 – Распределение доходов консолидированного бюджета между бюджетами различных уровней, с учетом межбюджетных трансфертов, за плановый 2024 год в Республике Беларусь, %

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [1, с. 10]

Рисунок 1 отражает, что большее количество налоговых доходов за 2022-2024 годы приходится на местные бюджеты, основными доходами для местных бюджетов являются: подоходный налог, налог на собственность и налог на прибыль, в 2024 году также увеличилась доля прочих налоговых и неналоговых доходов, поступающие в местные бюджеты и составила 95,1%. Для сравнения в 2022 году прочие налоговые доходы составляли 60,3% в доходах республиканского бюджета, в 2023 году ситуация на стороне местных бюджетов, которая равна 80,2%. За 2022-2024 годы, основными налоговыми доходами Республиканского бюджета являются: НДС, акциз и налоги от ВЭД. Темп роста доходов республиканского бюджета в динамике за 2022-2024 годы составили 97%, а абсолютный прирост составил 3%.

Не смотря на меньшее процентное содержание республиканского бюджета, именно он играет ключевую роль, так как обеспечивает экономические и социальные процессы страны. В этой связи, следует детально рассмотреть его доходную базу.

Основные доходы республиканского бюджета Республики Беларусь представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Доходы республиканского бюджета Республики Беларусь за 2022-2024 годы, млн руб.

Показатели

2022 г

2023 г

2024 г (план)

2022 г., в % к итогу

2023 г., в % к итогу

2024 г., в % к итогу

Налоговые доходы

22 694,6

22 369,9

29 430,3

81,6

67,1

73,7

Неналоговые доходы

2 991

3 735,3

4 326

10,7

11,2

10,8

Безвозмездные поступления

2 141,8

7 257,2

6 150

7,7

21,8

15,5

Итого доходы

27 827,5

33 362,4

39 906,3

100

100

100

Примечание – Источник: [2]

 

Согласно данным таблицы 1, наблюдается рост налоговых доходов в денежном выражении за три года, несмотря на это, удельный вес налоговых доходов 2023 года по сравнению с 2022 годом уменьшился на 14,5 п.п, что обусловлено увеличением безвозмездных поступлений с 7,7 до 21,8 п.п в период за 2022-2023 год. Если рассматривать среднее значение поступлений налоговых доходов за три года, можно отметить, что 74 % доходов бюджета за рассматриваемый период приходилось на налоговые доходы. Далее по величине удельного веса доходов республиканского бюджета, располагаются безвозмездные поступления. В период за 2023-2024 год удельный вес безвозмездных поступлений сократился на 6,3 п.п. Доля неналоговых доходов, выросла за рассматриваемый период в денежном выражении. Наблюдается рост удельного веса неналоговых поступлений в период с 2022 по 2023 год на 0,5 п.п. Темп роста в денежном выражении за 2022-2024 год по налоговым поступлениям составил 129,6 процентов, по неналоговым поступлениям темп роста увеличился на 144,6 %. Безвозмездные поступления движутся скачкообразным методом, темп роста за 2022-2023 год составил 339%, а за 2023-2024 год равен 84,7%, что говорит об уменьшении на 15,3% по сравнению с 2023 годом.

В республиканском бюджете существует огромное количество источников его пополнения, в данном ключе особенно выделяются налоговые доходы, которые содержат в себе большую часть денежных средств распределяемых в бюджет. Но также стоит упомянуть неналоговые и безвозмездные поступления, меняющиеся от конкретных действий государства. На рисунке 2 показаны состав и структура доходов республиканского бюджета Республики Беларусь в 2022-2024 годах.

 

 

Рисунок 2 – Состав и структура доходов республиканского бюджета

Республики Беларусь в 2022 - 2024 годах, %

Примечание – Источник: [2]

 

Как видно из рисунка 2, наибольший удельный вес в доходах республиканского бюджета составляет налог на добавленную стоимость, который в 2024 году по сравнению с 2022 годом упал на 2,7 п.п. Следующим весомым показателем являются доходы от внешнеэкономической деятельности, удельный вес которого в период 2022-2023 годы уменьшился на 5,2 п.п, но затем наблюдается постепенное увеличение на 2024 год в размере 7 п.п. В доходах по акцизу наблюдается постепенное снижение удельного веса на 4,9 п.п. за весь трехлетний период. Иные налоги на товары и услуги (специальные сборы, пошлины; экологический налог; налог за добычу(изъятие) природных ресурсов), упали на 0,9 п.п. Налоговые поступления на доходы и прибыль, также наблюдаются в постепенном падении на 0,9 п.п за три года, но в 2024 году видна небольшая коррекция на 0,2 п.п. Неналоговые доходы находятся в стабильном положении, а безвозмездные резко возросли за 2022-2024 год на 7.7 п.п.

В таблице 2 размещены данные по доходу республиканского бюджета и внутреннего валового продукта Республики Беларусь за 2021-2023 годы.

Таблица 2 – Доходы республиканского бюджета и ВВП Республики Беларусь за 2021-2023 годы, млн руб.

Показатели

2021 г

2022 г

2023 г

Темп роста в %, 2022 года к 2021 году

Темп роста в %, 2023 года к 2022 году

Валовой внутренний продукт

176 879,0

193 741,0

216 100,3

109,5

111,5

Доходы республиканского бюджета

23 303, 5

27 827,5

33 362,4

119,4

119,9

Примечание – Источник: [2],[3]

 

По данным таблицы 2, следует упомянуть, положительный показатель темпа роста ВВП, абсолютный темп роста составил 9,5% в 2022 году, по сравнению с 2021 и в 2023 году по сравнению с 2022 годом составил 11,5%. Исходя из вышеперечисленных данных, можно определить какая доля ВВП распределяется, через республиканский бюджет. Данные за 2021 год равны 13,2%, за 2022 год показывают долю распределения ВВП в размере равном 14,4%, а в 2023 году показатель составил 15,4%. Исходя из данных расчетов можно говорить об увеличении степени централизации, что также говорит об увеличении экономического роста в стране.

Достижение увеличения централизации бюджетных средств в ВВП, характеризуется уровнем энергетичности доходов, идеальный показатель равен 1,0. На основании приведённых расчетов темпов роста, можно определить, что уровень энергетичности за 2021-2023 год составил 1,08, это говорит, что бюджетные средства увеличиваются немного быстрее, чем стоимость ВВП,

Соотношение налоговых поступлений к ВВП, показывает потенциальное налогообложение в зависимости от экономики. Это также позволяет получить представление об общем направлении налоговой политики страны, а также насколько эффективно правительство страны направляет свои экономические ресурсы за счет налогообложения. В период 2021-2023 годы показатель упал с 12,80% до 10,30%, то есть на 2,5 п.п, это говорит о постепенном снижении государством налоговой нагрузки, что положительно сказывается на состоянии экономических субъектов.

Согласно бюджетной политики основными путями увеличения доходов бюджета в период 2022-2024 годов являются:

  • Расширение сферы применения нормативных методов бюджетного планирования с поэтапным включением в нормативное финансирование большинства расходов социальных отраслей;
  • Формирование общедоступных информационных ресурсов для граждан в целях повышения открытости бюджета, а также более широкое их вовлечение в бюджетный процесс;
  • Развитие администрирования неналоговых доходов бюджета;
  • Минимизация фискальных рисков на основе аналитического инструментария (системы) оценки фискальных рисков;
  • Обеспечение стабильности поступлений в доходы местных бюджетов посредством сохранения нормативов отчислений от республиканских налогов и сборов в доходы консолидированных бюджетов областей;
  • Обеспечение сбалансированности республиканского и местных бюджетов в пределах имеющихся доходов и источников финансирования дефицита [4, с.16].

Привлечение инвестиций является одной из важнейших задач для Республики Беларусь. В целях стимулирования деловой активности и предотвращения ухода капитала в регионы с более низким уровнем налогообложения нужно постепенно снижать ставки (прежде всего, для налога на прибыль для организаций) несмотря на то, что в Беларуси уже были приняты меры в 2012 году по сокращению налога на прибыль с 24 % до 20 %. Это позволит повысить конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность экономики, создаст дополнительные условия для прихода иностранных инвесторов и расширения активности действующих предприятий.

Рассчитаем величину налоговых поступлений в бюджет, снизив основную ставку налога на прибыль на с 20% до 17%.

Таким образом, можно сделать вывод, что, сократив ставку налога на прибыль с 20% до 17% доходы республиканского бюджета сократятся на 317,73 млн руб. И на эту же сумму увеличатся доходы экономических субъектов, например предприятия смогут модернизировать свое производство, настраивать новые производственные линии, тем самым смогут увеличивать свою прибыльность, что вследствие принесет доходы в бюджет.

 

Заключение: Исходя из выявленных результатов было выяснено, что налоговые доходы составляют большую часть республиканского бюджета. Соотношение налоговых поступлений к ВВП отражает налоговую нагрузку страны, что является проведением государством политики по эффективному направлению экономических ресурсов за счет налогообложения. Автором были исследованы изменения и оптимизация налоговой системы Республики Беларусь, которые могут повлиять на процентное содержание доходов бюджета в последующем.

Библиографический список:

1. Сайт Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Бюджет Республики Беларусь для граждан на 2024 г. // – Режим доступа: https://minfin.gov.by/upload/bp/budjet/budjet2024.pdf/ (дата обращения: 17.10.2024)
2. Сайт Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Законы Республики Беларусь о республиканском бюджете и постановления Совета Министров Республики Беларусь о мерах по их реализации за 2022-2024 годы//–Режим доступа: https://minfin.gov.by/ru/budgetary_policy/budgetary_legislation/da8d2db88c99a337.html (дата обращения: 17.10.2024)
3. Сайт Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Национальная страница сводных данных за 2023 год. // – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/ssrd-mvf_2/natsionalnaya-stranitsa-svodnyh-dannyh/vvp-rasschitannyi-metodom-ispolzovaniya-dohodov/2023-god/ (дата обращения: 17.10.2024)
4. Сайт Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Бюджет Республики Беларусь для граждан с 2022-2024 годы // – Режим доступа: https://minfin.gov.by/upload/bp/budjet/budjet2024.pdf/ (дата обращения: 17.10.2024)




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх