Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:

Статья опубликована в №134 (октябрь) 2024
Разделы: Религиоведение
Размещена 29.10.2024. Последняя правка: 12.11.2024.
Просмотров - 585

Понятие греха в исламе: теологические основы и социальные последствия

Хасанов Марат Хадыевич

Башкирский государственный педагогический университет имени Акмуллы

Студент-магистр

Леонова Т.А., кандидат исторических наук, доцент, Башкирский государственный педагогический университет имени Акмуллы


Аннотация:
В статье рассматривается понятие греха в исламе, его теологические основы и социальные последствия. Ислам, как одна из монотеистических религий, предоставляет широкую интерпретацию греха, включая как личные, так и коллективные аспекты. В исследовании анализируются концепции больших (кабира) и малых (сагира) грехов в контексте священных текстов: Корана и хадисов. Особое внимание уделяется влиянию учений о грехе на моральные нормы и социальное поведение мусульман, рассматриваются социальные последствия греховных деяний для индивида и общества, включая аспекты наказания, покаяния и возможности прощения. Статья исследует, как грех интерпретируется в различных исламских текстах, и как эти интерпретации влияют на восприятие греха в мусульманском мире. Результаты показывают, что понимание греха не только формирует индивидуальные моральные ориентиры, но и влияет на общественные структуры и взаимодействия, что подчеркивает важность этого концепта в современной исламской теологии и социологии.


Abstract:
Islam, as one of the monotheistic religions, provides a broad interpretation of sin, including both personal and collective aspects. The study analyzes the concepts of big (kabir) and small (saghir) sins in the context of sacred texts: The Quran and Hadith. Special attention is paid to the influence of the teachings of sin on the moral norms and social behavior of Muslims, the social consequences of sinful acts for the individual and society, including aspects of punishment, repentance and the possibility of forgiveness, are considered. The article explores how sin is interpreted in various Islamic texts, and how these interpretations affect the perception of sin in the Muslim world. The results show that the understanding of sin not only forms individual moral guidelines, but also influences social structures and interactions, which underlines the importance of this concept in modern Islamic theology and sociology.


Ключевые слова:
грех; ислам; теология; социальные последствия; мораль

Keywords:
sin; Islam; theology; social consequences; morality


УДК 297

Введение

Понятие греха в исламе играет ключевую роль в формировании моральных и этических норм мусульманского общества, а также оказывает значительное влияние на мировосприятие и поведение верующих. В условиях глобализации и быстрого изменения социальных парадигм, исследование теологических основ понятия греха и его последствия становится особенно актуальным. Ислам, как одна из крупнейших мировых религий, предлагает уникальную систему взглядов на моральные категории, которая может служить ориентиром для адекватного понимания добродетельного и порочного поведения.

Цель и задачи

Цель данной статьи заключается в комплексном анализе понятия греха в исламе, включая его теологические основы и социальные последствия. Для достижения этой цели предполагается решить несколько задач: во-первых, определить основные категории греха и его классификации в исламских учениях; во-вторых, изучить роль греха в личной жизни мусульман и его влияние на общественные отношения; в-третьих, проанализировать влияние современных интерпретаций греха на поведение верующих в контексте современной социокультурной среды.

Для решения поставленных задач используются теоритические методы исследования такие, как контент-анализ, изучение, обобщение. описание и аналогия религиозных текстов. Материалом для исследования служат священные тексты Коран и хадисы, а также тафсир и учебные пособия по Исламу. 

Научная новизна

Научная новизна исследования заключается в попытке интеграции теологических и социальных аспектов понятия греха в исламе, что позволит лучше понять его многогранную природу и влияние на поведение и мировосприятие мусульман. Кроме того, данное исследование может способствовать улучшению диалога между культурами и религиями, а также углубить понимание религиозных основ социальных норм и ценностей в мусульманских обществах. 

Грех в исламе определяется как действие или помышление, противоречащее заповедям Аллаха и нормам шариата. Классификация грехов в исламской теологии делится на две основные категории: большие грехи (кабира) и малые грехи (сагира). Большие грехи, такие как ширк (поклонение кому-то другому, кроме Аллаха) или убийство, рассматриваются как серьезные преступления против Бога и требуют особого покаяния. Малые грехи, хотя и менее тяжкие, также имеют значение и могут накапливаться, порождая большие грехи.

Ислам считает, что грех — это следствие свободы воли человека. Каждый индивид наделен правом выбора[1, 17:84], а соответственно и возможностью ошибаться. Основой исламской теологии является концепция «хаджр» (запрет) и «тауба» (покаяние). Грехи считаются не завершенными, пока человек не попросил прощения у Аллаха. Процесс покаяния требует искренности, раскаяния и соблюдения правильных действий для искупления.

Исламская теология также подчеркивает влияние иерархии грехов на личное и общественное благополучие. По мнению ряда мусульманских теологов, правильное понимание греха помогает достичь духовной чистоты и гармонии [5, c.223]. Многие исламские учения (в частности, как труды Аль-Газали) рассматривают грех не только как духовное нарушение, но и как фактор, приводящий к социальным бедствиям. 

Грех в исламе имеет далеко идущие социальные последствия. Он может влиять как на отдельного человека, так и на общество в целом. В случае постоянного нарушения религиозных норм, это ведет к ослаблению духа общества, что может вызвать волнения, распады и различные социальные проблемы. Например, злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими запрещенными веществами повлечет за собой не только личные проблемы, но и проблемы для семьи и общества.

Есть некоторые грехи, вред которых носит общий характер. Раздоры и беспорядки, которые он вызовет, беды и несчастья, которые он вызовет, не только ограничиваются угнетателями, которые совершили этот грех, начали его первыми и таким образом преследовали себя и других, но и сжигают дотла. Ошибка одного человека может уничтожить целую армию [4, c.193].

Сподвижник Нуман бин Башир советовал мусульманам с минбара: «О люди! Предотвратите зло беспутных среди вас. Я слышал от Посланника Аллаха (с.а.в.) следующее: (О люди! Подумайте об этом сейчас.) Некоторые люди на корабле, плывущем по морю, делят комнаты на корабле, и у каждого есть место.

Один из людей на самом нижнем этаже этого корабля пытается пробить днище корабля топором в руке. Когда другие спрашивают этого человека: «Что ты делаешь?», он отвечает: «Это мое, я делаю здесь то, что хочу». Если люди на корабле помешают ему, взявшись за руки этого человека, будут спасены как люди на корабле, так и этот человек. Но если этому человеку никто не помешает, корабль тонет, и люди на корабле тонут, и этот человек тонет».

Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Избегайте семи разрушительных вещей». Сподвижники спросили: «Каких, о Посланник Аллаха? Он сказал: «Придавать сотоварищей Всевышнему Аллаху (ширк), колдовство, бесправно лишать человека жизни, незаконно расходовать собственность сироты для своих личных нужд, риба (ростовщичество), оставлять поле боя и безосновательно обвинять женщину в прелюбодеянии».

В этих священных хадисах Посланник Аллаха (с.а.в.) запрещает семь основных разрушительных вещей, которые вызовут бедствия в этом мире и в будущем. А именно:

1. Приобщение сотоварищей Аллаху. Это непризнание Единства Всевышнего Аллаха и приобщение к Нему того, что Он создал. Такая ложная вера вызывает бедствие человечества. Кто придает сотоварищи Аллаху, навсегда останется в Аду, это установлено религией. Нет сомнения, что вселенная всеми своими частицами свидетельствует о том, что Всевышний Аллах Един и не имеет равных или сотоварищей по Своей сущности и атрибутам. Об этом ясно сообщали все Пророки. Поэтому люди должны признавать и подтверждать Единство Всевышнего Аллаха и избегать ширка и неверия. Это возможно только при приверженности религии Ислам.

2. Колдовство – это один из величайших грехов и низкий поступок. Кто так делает, действует против религиозного воспитания. И сами, и те, кто им следует, совершают великий грех и заслуживают сурового наказания. С помощью колдовства хотят причинить вред отдельным людям и обществу. Крайне необходимо избегать подобных действий.

3. Бесправно лишать человека жизни. Несправедливо лишать жизни невиновного человека является большим грехом. Лишать жизни человека под любым предлогом так же плохо, как лишить жизнь всего человечества. Таких жестоких действий следует избегать. Кто покушается на чью-то жизнь, должен знать, что его ждут великие муки.

4. Незаконно расходовать собственность сироты для своих личных нужд. Великий грех – пользоваться слабостью сироты и несправедливо пожирать его имущество. Поощряется чтобы сироту взял кто-то из его родственников. Кто сумеет взять на себя ответственность воспитывать сироту, непременно получит награду. Нужно расходовать из имущества сироты столько, сколько ему надо, а оставшуюся часть нужно хранить. Когда же он достигает совершеннолетнего возраста, его имущество передается ему. Растрачивать его имущество попусту, пользуясь его слабостью – это явная жестокость.

5. Риба (ростовщичество). Риба (проценты), что означает превышение, означает указание суммы в качестве условия между контрактами без какой-либо компенсации при покупках. Это подобно обмену дирхама серебра на два дирхама серебра и бушеля пшеницы на два бушеля. Риба означает отказ от законных способов заработка и действий в ущерб другим. Поэтому может произойти много прискорбных инцидентов: сколько людей могут быть лишены экономической активности и отказаться от более прибыльных путей торговли и деятельности. И ради выгоды немногих подавляющее большинство могут лишится своими многочисленными состояниями.

6. Оставлять поле боя. Оставить силы Ислама и отстраниться во время нападения или обороны, пока враг находится в состоянии войны, является большим грехом. Такой шаг может ослабить силу ислама и привести к победе врага. Человек, вызвавший такое бедствие, предал свой народ и родину, пожертвовал жизнью вечной ради жизни преходящей.

7. Обвинять женщину в прелюбодеянии. Тяжёлый грех приписывать безнравственность (зина) чистым, целомудренным женщинам-мусульманкам. Те, кто хотят бесчестить невинного человека таким приписыванием, показали низость своей собственной природы, они заслуживают наказания Всевышнего Аллаха. Те, кто посмеет это сделать, непременно понесут великое наказание за свои дурные дела.

Поэтому, следует быть очень бдительным в таких вопросах, и следует избегать действий, которые противоречат воле Всемогущего Аллаха.

Факих Абуллейс Самарканди (рахимахуллах) перечислил десять видов вреда за один грех следующим образом:

  • Из-за того, что он не подчинился приказу Создателя, получает гнев Господа.

  • Радует шайтана – своего и врага Аллаха.

  • Отдаляет от Рая.

  • Приближает в Ад.

  • Притесняет самого себя.

  • Это оскверняет душу, которую Аллах сотворил чистой.

  • Приносит страдание ангелам Хафаза (хранители) мучает, которые совсем не мучают его, а наоборот, оберегают его от бед.

  • Огорчает Пророка (с.а.в.). Потому что деяния его уммы представляются ему в могиле.

  • Земля, день и ночь являются свидетелями о его грехе.

  • Предает всех существ. Потому что дожди уменьшаются из-за его греха.

Это состояние грешника, который совершил лишь один грех. Что можно сказать о человеке, который совершает всякого рода грехи?

Когда Муса, мир ему, собирался уйти от Хыдра (а.с.), сказал: «Дай мне наставление». Хыдр (а.с.) дал следующее наставление: «Будь полезен, не причиняй вред, будь открытым, не сердись, не упрямься, не ходи (по рынку) просто так, не обвиняй никого из-за грехов, плачь (с сожалением) о своих грехах». Мухаддис Ибн Саммака (рахимахуллах), поясняет, что люди по грехам делятся на три категории:

«Человек, который винит себя за свои грехи, который скорбит из-за своих грехов, и который больше никогда не хочет возвращаться к совершенным грехам. Его покаяния принимаются.

Человек, который снова грешит и в конце концов жалеет об этом, но не выдерживая снова грешит, а потом плачет из-за своих грехов. Хотя у этих людей есть надежда, есть и страх быть разочарованным.

Человек, который совершает грех и не сожалеет о нем, если даже сожалеет о нем, этот грех не печалит его, и он грешит снова и снова и не плачет из-за своих грехов. Он предал себя, сбился с пути Рая и встал на путь Ада». 

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я слышал, как Посланник Аллаха(с.а.в.) сказал: “Клянусь Аллахом, поистине, я прошу Аллаха о прощении и приношу Ему покаяние более семидесяти раз в день”» [2, аль-Бухари 6307]

Ислам призывает к строгости в отношении грехов и активно развивает механизмы социального контроля, такие как общинные нормы и традиции, чтобы предотвратить греховные поступки и способствовать укреплению социальной справедливости. Такие концепции, как «умма» (мусульманская община) и коллективная ответственность, формируют подход к поведению индивидов и их влиянию на окружающее общество

Понимание греха в исламе требует комплексного подхода, который охватывает как теологические аспекты, так и их социальные последствия. Исламская концепция греха призывает верующих к постоянному самосовершенствованию и духовному развитию, что в свою очередь способствует формированию морального и этического общества. В условиях современных вызовов особенно актуально переосмысливать традиционные представления о грехе и развивать дискуссии о методах снижения его негативных последствий на общество.

Библиографический список:

1. Священный Коран.Перевод-тафсир Корана "аль-мунтахаб фи тафсир аль-Куран аль-Карим" (Аль-азхар). – URL: https://falaq.ru/quran/kuli/ (дата обращения: 29.10.2024)
2. Хадисы пророка Мухаммада (Сахих аль-Бухари). – URL: https://isnad.link/book/sahih-al-buhari (дата обращения: 29.10.2024)
3. Основы ислама: учебное пособие / Исламский колледж Московский области. – Москва: Исламская книга, 2017. - 210 с.
4. Исмаиль Хаккы Бурсави. Рухуль-Байан. Рассказы и назидания. - Казань: Хузур - Спокойствие, 2013. - 256 с.
5. Имам Абу Хамид Аль-Газали. Наставления верующим. Настольная книга мусульман. - Москва: Эксмо, 2014. - 720 с.




Рецензии:

29.10.2024, 11:35 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: Статья "Понятие греха в исламе: теологические основы и социальные последствия" является актуальной. Рекомендую статью к публикации после незначительной доработки. Рекомендую доработать статью на основание следующего: Самые большие грехи в Исламе [https://medinaschool.org/library/creed/grehi/grehi-v-islame] - это вид грехов в Исламе, которые является наитягчайшими: • Самый большой грех по степени в Исламе – это идолопоклонничество, многобожие (ширк), которое является грехом смертным, великим; • Клевета и обвинение невиновной женщины в прелюбодеянии; • Убийство любого человека запрещено Всевышним Аллахом, но убийство мусульманина, который верует в Единого Создателя - это наиболее тяжкий грех в Исламе, и кара за это будет беспощадна; • Колдовство, в котором колдун становится причиной выхода из Ислама или любого другого вреда человеку; • Ростовщичество – дача денег под проценты или жизнь на проценты; • Посягательство на имущество сироты; • Оставление надежды на то, что грехи в Исламе могут быть прощены и искуплены; • Лжесвидетельство; • Прелюбодеяние; • Гомосексуализм; • Употребление в пищу свинины, а также мертвечины и тех продуктов, которые употреблять в пищу харам (запрещенное); • Употребление спиртных напитков, наркотиков. Также большими грехами в Исламе являются: - пропуск поста в Рамадан, если на это нет причины; - организация совершения греха – к такому роду действий относится организация публичного дома, сутенерство; - отказ от того, чтобы выплачивать закят, если человек подпадает под категорию тех, кто должен выплачивать закят; - нечистоплотные отношения в сделках по купле-продаже, обман; - разрыв отношений со своими родителями или родственниками; - пропуск обязательного пятикратного намаза, если на то нет уважительной причины. 6 деяний, за совершение которых Аллах прощает грехи: 1. Покаяние; 2. Дуа о прощении; 3. Благие деяния; 4. Поклонение Всевышнему; 5. Скрытие грехов (В Исламе не приветствуется придавать огласке свои грехи, это то что должно оставаться между верующим и Всевышним); 6. Испытания (Аллах – Милостив и Милосерден, какие бы испытания не коснулись верующего, в этом заключено для него благо и искупление его грехов [https://islam-today.ru/veroucenie/poklonenie/6-deanij-za-soversenie-kotoryh-allah-prosaet-nasi-grehi/].

29.10.2024 13:13 Ответ на рецензию автора Хасанов Марат Хадыевич:
Благодарю за отзыв! Обязательно учту вашу рекомендацию!

30.10.2024, 22:15 Идиатуллов Азат Корбангалиевич
Рецензия: Статья написана на актуальную тему, но требует существенной доработки. Во-первых, на сайте Педагогического альманаха (https://www.pedalmanac.ru/421386) уже опубликована данная статья (тем же автором), что требует, как минимум разъяснения. Во-вторых, автор пишет, что материалом для анализа служат современные академические исследования. Но ни одного академического исследования в списке литературы нет. Автор опирается исключительно на священные тексты, такие как Коран и хадисы, теологическую литературу и религиозный учебник. Всё это само по себе странно, так как данная тема очевидно не осталась в стороне от внимания отечественных и зарубежных исследователей. В-третьих, автор пишет, что для решения поставленных задач в работе использовались социологические исследования, проведенные среди мусульман в различных регионах. Однако ни одного социологического исследования не упомянуто ни в тексте статьи, ни в списке литературы. В-четвертых, автор начинает предложение и не завершает его: «в мусульманских обществах. А также,» В-пятых, важно более четко обозначить авторство высказывания: «Правильно понимая грех, мусульмане могут достичь духовной чистоты и гармонии, что выделяет данное учение среди других религий». Если оно принадлежит имаму Абу Хамид Аль-Газали, то это следует подчеркнуть. Если это мнение автора, то оно не обосновано. Представитель другой религии очевидно с ним не согласиться. В-шестых, автор, ссылаясь на Коран и хадисы, почти ничего не говорит о конкретных изданиях и сборниках, один раз упоминая Сахих аль-Бухари. В-седьмых, источник №3 в библиографическом списке оформлен неверно. В-восьмых, в аннотации автор пишет: «Статья исследует, как грех интерпретируется в различных исламских сектах и как культурные контексты влияют на восприятие греха в мусульманском мире». Тем не менее, в тексте отсутствует даже упоминание исламских сект и культурных контекстов, не говоря уже об интерпретациях в них понятия греха. То есть автору следует сформулировать, о каком именно исламе идёт речь, либо существенно переработать статью. Наконец, перед предложением «Многие исламские учения (такие как труды Аль-Газали) рассматривают грех не только как духовное нарушение, но и как фактор, приводящий к социальным бедствиям», не стоит «точка».
07.11.2024 14:14 Ответ на рецензию автора Хасанов Марат Хадыевич:
Благодарю за проявленный интерес к тематике моей статьи и столь глубокий анализ! Это действительно очень ценно! Написание и опубликование статей для меня в новинку, потому я не был осведомлён о том, что неэтично публиковать одну и ту же статью в разных изданиях. Конечно, незнание не освобождает от ответственности, но тем не менее на ошибках ведь тоже учатся. Я взял во внимание все ваши комментарии и максимально постарался исправить все недочёты. Ещё раз благодарю вас за проявленный интерес и от души желаю вам всего самого хорошего!

7.11.2024, 18:34 Идиатуллов Азат Корбангалиевич
Рецензия: Уважаемый Марат Хадыевич! Спасибо за ответ и добрые пожелания. Видно, что Вы поработали над частью замечаний, что не может не радовать. Статья действительно преобразилась. Однако следует ещё немного потрудиться и убрать или изменить ряд очень спорных моментов, о которых я уже писал в прошлый раз (см. мою рецензию выше). Во-первых, фразу в аннотации «Статья исследует, как грех интерпретируется в различных исламских сектах и как культурные контексты влияют на восприятие греха в мусульманском мире» следует убрать или заменить: «Статья исследует, как грех интерпретируется в различных исламских текстах, и как эти интерпретации влияют на восприятие греха в мусульманском мире». Тоже самое следует сделать в английском переводе. Во-вторых, фразу «Правильно понимая грех, мусульмане могут достичь духовной чистоты и гармонии, что выделяет данное учение среди других религий» следует убрать или заменить: 1) «По мнению мусульман, правильное понимание греха помогает достичь духовной чистоты и гармонии» или 2) «По мнению ряда мусульманских теологов, правильное понимание греха помогает достичь духовной чистоты и гармонии». В-третьих, третий источник в библиографическом списке следует оформить так: Основы ислама: учебное пособие / Исламский колледж Московский области. – Москва: Исламская книга, 2017. - 210 с. В-четвёртых, описывая два первых источника в библиографическом списке, следует указать на конкретные издания или ресурсы, с которыми лично Вы работали. Например: Перевод Корана Эльмира Кулиева. – URL: https://falaq.ru/quran/kuli/ (дата обращения: 07.11.2024). Хадисы пророка Мухаммада (Сахих аль-Бухари). – URL: https://isnad.link/book/sahih-al-buhari (дата обращения: 07.11.2024). Успехов!
12.11.2024 19:19 Ответ на рецензию автора Хасанов Марат Хадыевич:
Искренне благодарю вас, Азат Корбангалиевич, за четкие указания и комментарии по доработке моей статьи! Все ваши комментарии учел. Благодаря вам, статья действительно преобразилась. Да благословит вас Всевышний и дарует вам свою Милость!

13.11.2024, 8:23 Идиатуллов Азат Корбангалиевич
Рецензия: Уважаемый Марат Хадыевич! Вы проделали большую работу. Все замечания, указанные в рецензиях, учтены. В нынешнем виде статья безусловно заслуживает публикации в журнале Sci-article. Она написана на актуальную тему, грамотно оформлена, логично выстроена, соответствует научному стилю изложения. Выводы аргументированы и имеют важное научное значение. Желаю Вам успехов в дальнейшей научной деятельности! Благодарю за добрые слова!
18.11.2024 11:11 Ответ на рецензию автора Хасанов Марат Хадыевич:
Благодарю, Азат Корбангалиевич!



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх