Полесский государственный университет
Студент
Ковальчук Дарья Юрьевна, студентка; Бухтик Марина Игоревна, кандидат экономических наук, доцент, Полесский государственный университет
УДК 338.27
Введение: В условиях изменяющейся экономической ситуации в мире прогнозирование деятельности предприятий любой отрасли становится не только желательным, но и критически важным для их устойчивого развития. Для предприятий оценка будущей выручки от реализации является ключевым фактором для планирования и управления бизнес-процессами.
Актуальность исследования обусловлена динамично развивающимся рынком строительных материалов и необходимостью эффективного планирования для достижения устойчивого роста предприятия. Отсутствие грамотного финансового планирования и прогнозирования может привести к финансовым потерям, поэтому предприятия заинтересованы в оптимизации этих процессов.
Цель исследования - спрогнозировать объём выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) на следующий год, используя метод экспоненциального сглаживания.
Научная новизна заключается в прогнозировании выручки от реализации ОАО «Гомельстройматериалы» методом экспоненциального сглаживания.
ОАО «Гомельстройматериалы» является одним из крупнейших производителей широкого спектра строительных материалов в Республике Беларусь, а также единственным производителем теплоизоляционных изделий торговой марки БЕЛТЕП и занимает лидирующую позицию среди производителей строительных материалов в Республике Беларусь, специализируясь на выпуске широкого ассортимента продукции. Основным видом деятельности является производство строительных материалов. Большая часть продукции уходит на экспорт. Основная часть экспортной продукции реализуется в Российскую Федерацию [1].
Анализ финансовой отчетности ОАО «Гомельстройматериалы» демонстрирует положительную динамику деятельности предприятия, выражающуюся в устойчивом росте объемов выпуска продукции и, как следствие, увеличении прибыли. Тем не менее, даже в условиях положительного тренда, прогнозная деятельность остается необходимым элементом стратегического управления.
В данном исследовании, проводимом на примере ОАО «Гомельстройматериалы», будет применим метод экспоненциального сглаживания, отличающийся простотой вычислений и способностью учитывать весовые коэффициенты исходной информации. Метод позволяет эффективно анализировать исторические данные о продажах и прогнозировать будущие тенденции.
Экспоненциальное сглаживание обладает высокой адаптивностью, позволяя оперативно реагировать на изменения в выручке и корректировать прогноз в соответствии с динамикой рынка. Это делает его ценным инструментом для планирования и управления в условиях нестабильной экономической среды.
На Рисунке 1 представлены исходные данные для расчета.
Рисунок 1 – Динамика выручки от реализации продукции за 2016-2023гг., тыс. руб.
Примечание – Источник: собственная разработка на основании [1]
Таким образом, на протяжении рассматриваемого периода наблюдается положительная динамики выручки от реализации продукции, которая за данный период выросла на 94 537 тыс. руб., что почти в 3 раза.
Для применения метода экспоненциального сглаживания применяется следующая формула [2, с. 10]:
Ut+1 = α yt + (1 – α) × Ut,
где, в нашем случае t – период, предшествующий прогнозному; t + 1 – прогнозный период; Ut+1 – прогнозируемая выручка от реализации; α – параметр сглаживания; yt – фактическое значение выручки от реализации за период,предшествующий прогнозному; Ut – экспоненциально взвешеннаясредняя для периода, предшествующего прогнозному.
Первым определим параметр сглаживания по формуле, которую предложил профессор Браун:
α = α = 2/(n+1),
где n - число наблюдений в интервале сглаживания [2, с. 11].
Полученное нами значение параметра сглаживания, равное 0,2, указывает на медленное убывание весовых коэффициентов при взвешивании уровней временного ряда. Это свидетельствует о том, что при прогнозировании учитываются все, или почти все, прошлые наблюдения, что позволяет учесть как краткосрочные, так и долгосрочные тренды в динамике выручки.
Прогнозирование выручки осуществляется двумя способами, предусматривающими различные начальные значения (U0) модели экспоненциального сглаживания.
В первом варианте начальное значение U0 определяется как среднее арифметическое выручки за рассматриваемый период, равное у нас 88 995 тыс. руб. Во втором варианте в качестве U0 используется первое фактическое значение выручки в рассматриваемом периоде, составляющее в нашей работе 49 680 тыс. руб.
Далее осуществляется расчет экспоненциально взвешенной средней для каждого периода с использованием формулы определения параметра сглаживания. Та же формула применяется для определения прогнозного значения выручки.
Для определения точности прогноза рассчитаем среднюю относительную ошибку по формуле [2, с. 5]:
Полученные результаты представлены в Таблице 1.
Таблица 1 – Прогнозирование выручки от реализации продукции ОАО «Гомельстройматериалы»
Год |
Фактическое значение (Uф), тыс. руб. |
Ut, тыс. руб. |
Средняя относительная ошибка, % |
||
1 способ |
2 способ |
1 способ |
2 способ |
||
2016 |
49680 |
88995,00 |
49680,00 |
79,14 |
0,00 |
2017 |
57030 |
80258,33 |
49680,00 |
40,73 |
12,89 |
2018 |
68266 |
75096,48 |
51313,33 |
10,01 |
24,83 |
2019 |
75696 |
73578,60 |
55080,59 |
2,80 |
27,23 |
2020 |
82293 |
74049,13 |
59661,79 |
10,02 |
27,50 |
2021 |
103648 |
75881,10 |
64690,95 |
26,79 |
37,59 |
2022 |
131130 |
82051,52 |
73348,07 |
37,43 |
44,06 |
2023 |
144217 |
92957,85 |
86188,50 |
35,54 |
40,24 |
Сумма |
242,46 |
214,34 |
|||
Прогнозное значение на 2024 год |
104348,77 |
100999,02 |
30,31 |
26,79 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основании [1, 2]
Таким образом, прогнозное значение выручки от реализации продукции, рассчитанное первым способом, превышает прогнозное значение, полученное вторым способом, на 3 349,75 тыс. руб., что выше на 3,32%.
Анализ среднего относительного отклонения прогнозных значений показывает, что второй способ прогнозирования обеспечивает более точную оценку выручки от реализации по сравнению с первым способом. Несмотря на это, среднее относительное отклонение прогнозных значений выручки от реализации продукции лежит в пределах 20-50%, что свидетельствует об удовлетворительной точности прогноза.
Следует отметить, что метод экспоненциального сглаживания, не всегда обеспечивает высокую точность при работе с короткими временными рядами, характеризующимися значительным темпом роста. В данном исследовании временной ряд содержит лишь 8 наблюдений, что не позволяет методу экспоненциального сглаживания полностью учесть все изменения в динамике выручки.
Для достижения более высокой точности прогнозирования рекомендуется использовать временные ряды, содержащие не менее 20 наблюдений. Однако в данном исследовании доступны только 8 наблюдений. Это обусловлено денежной реформой, проведенной в Республике Беларусь в 2016 году, которая привела к изменению денежной единицы и невозможности использования данных за предыдущие годы.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий