Кандидат технических наук
Пенсионер
Свободный исследователь
УДК 811.111
Введение: Понятия являются не просто важнейшей частью философии, а определяющей. В зависимости от того, как мы определяем то или иное понятие, или подменяем его каким-либо термином, мы, по сути, создаём ту или иную философию, на основе которой формулируем идеологию, признаём власть над собой тех или иных людей и определяем свою жизнь.
Актуальность: В настоящее время, используя подмену понятий, ведутся когнитивные войны против самой природы человека, правильных основ человеческого общежития и в целом всего мироустройства.
Цель: Целью данной работы является уяснение процессов познания нашего мира, понимание его стадий и определение понятий отвечающих им.
Задачей данной работы является установление факторов влияющих на правильное понимание нашего мира и на основании их определить условия для правильного формулирования понятий и терминов.
Основная часть.
Понимание нашего мира и правильность поступков в процессе его изменения опираются на те понятия которые мы используем в ходе своей деятельности. Понимание это сложный и многоступенчатый процесс и, следовательно, понятия которые мы используем в этом должны соответствовать ступеням познания. Поэтому здесь очень важно понять, что такое понятие, какие виды понятий существуют и чем оно отличается от термина.
А здесь накопилась большая путаница. Мы даже говорим о термине «понятие», т.е. о чём-то неизменном, хотя тут же ссылаемся на то, что понятие постоянно меняется («Понятия не неподвижны, а – сами по себе, по своей природе – переход» [13]) и даём множество противоречивых определений термина (С.Д. Шелов, например, приводит их более тридцати [33]), при этом представляя его как вид понятия.
Так что для начала в своих суждениях надо разграничить понятия и термины. Современное понимание «термина» и «понятия» лучше всего показывает Философский энциклопедический словарь [27]:
«Термин» (от лат. terminus – граница, предел, конец) это:
– имя с оттенком специального (научного) значения, уточняемого в контексте какой-либо теории или отрасли знания;
– в античной философии – понятие фиксирующее устойчивые и непреходящие аспекты реальности в противоположность разнообразным и изменчивым её чувствительным образам».
Понятие же – это «общее имя с относительно чётко очерченным объёмом понятий … Отчётливой границы между теми именами, которые можно назвать “понятиями”, и теми, которые не относятся к ним, не существуют». И далее: «В истолковании содержания самого имени “понятие” единства мнений нет. В одних случаях под понятием имеют в виду все имена, включая единичные и пустые, в других случаях понятие понимается как общие имена, отражающие предметы и явления в их общих и существенных признаках. Иногда понятие отождествляют с содержанием общего имени, со смыслом, стоящим за таким именем. Термин “понятие” широко употреблялся в традиционной логике ... В современной логике этот термин почти не используется».
Как видим понятие отождествляют с именем, именем какого-то объекта или процесса, но не раскрывающее его понимание и не отожествляющее единство с ним. Понять «понятия», также стараются через другие похожие объекты и его элементы («понятие – это элемент мышления, представляющий черты (признаки) общие ряду объектов» [22]), а не объекты и их признаки понимать через понимание идей заложенных в них.
В истории философии понятие представляется как элемент мышления и определяется через [28]:
1. Сращение номинализма, эмпиризма и психологизма (Демокрит, Локк), т.е. на основе: даваемых имён; абсолютизации опыта, чувственного познания; раскрытие объективного мира через психические свойства людей. Здесь представление сути объекта (понятия) происходит через восприятие человека.
2. Сращение реализма, априоризма и спекулятизма (Платон, Спиноза, Гегель), т.е. через: соответствие реальности; определение понятий до опыта, которые имеют преимущества над опытными; получение понятий без обращения к опыту, выделение особенного из всеобщего, как продукта синтеза. Здесь определение понятия происходит по средствам рассудочной деятельности человека.
Согласования между собой этих направлений понимания сути понятий и их места в процессе познания мира до сих пор не наблюдается. Примирение Аристотелем направлений определения понятий по средствам чувственного восприятия и рассудочной деятельности человека, как утверждается, приводило впоследствии к ещё большей их поляризации.
Отличия понятий и терминов лучше всего можно заметить при рассмотрении их синонимов. Так синонимы к слову «понятие»: мысль, смысл, взгляд, идея, знание, представление, понимание, концепт [20]. Синонимы к слову «термин»: имя, название, детерминант, определитель [21]. Согласно этому – понятие раскрывает представление, суть его качеств и свойств заложенных в объектах, а термин является лишь его именем, выделяющий конкретный объект из ряда подобных объектов с идентичными свойствами.
Для правильного понимания объекта необходимо рассматривать его как элемент системы, в которую он входит, то есть сначала стараться понять систему, в которую входит элемент, тогда можно будет правильно понять и сам объект (элемент системы). Так для понимания элемента какого-либо механизма мы должны рассматривать этот элемент с позиции самого механизма, т.е. необходимо понять для чего этот элемент нужен в нём и какими качествами он должен для этого обладать. А не рассматривать сам по себе или похожесть его на другие.
Наш мир – это огромная система, система систем, элементы которых тоже системы. Любое изменение любого элемента системы влечёт изменение этой системы, которая, изменившись влияет на систему, в которую она входит и на системы, которые входят в неё как её элементы.
Каждая система имеет свои законы развития и каждый элемент этой системы подчиняется законам этой системы и выполняет требования, может быть, не схожие с подобным элементом соседней системы. Даже одинаковые структуры, находящиеся в разных условиях, могут проявлять разные качества.
Любой объект имеет множество качеств. Одни из них обеспечивают жизненность элементов своей системы, а другие качества необходимы системе, в которой данный объект сам является элементом. Поэтому объект надо рассматривать и давать ему характеристики исходя из системы, условий в которых он находится, а не рассматривать его обособленно.
Из анализа современных философских статей о понятии складывается впечатление что сейчас превалирует определение понятий Канта: «Понятие… есть общее представление или представление того, что обще многим объектам, следовательно – представление, имеющее возможность содержаться в различных объектах» [16].
Но ведь «представление того, что обще многим объектам» не является единой системой, а есть лишь классификация внешних признаков объектов. «Общее» надо понимать не как похожесть, а то, что относится ко всем элементам данной среды, это сама система, которая и диктует требования к своим элементам!
Поэтому определение понятия как «общее представление» надо понимать как представление общего, т.е. как это «общее» представляет, как оно видит, конкретный объект в своей системе! Это точка зрения, с которой мы должны анализировать рассматриваемый объект для его понимания! При этом не надо забывать и точку зрения того, кто формулирует понятие.
Мы и среда, в которой мы живём, постоянно меняются двигаясь в своём развитии и поэтому изменяются наши точки зрения на объекты. Следовательно, и сами понятия должны постоянно изменяется и потому «понятие – переход». Термин же обозначает то, что находится в конкретных условиях и поэтому не изменим.
Если определение понятий зависит от точки зрения, а само понятие – это «элемент мышления», т.е. элемент умственной деятельности, то давайте рассмотрим какие виды понятий могут существовать исходя из их определения с позиции стадий самой умственной деятельности.
Умственная деятельность, согласно Христианской Теории Развития [32], это та деятельность, которая обеспечивает получение новых знаний и продвижение их в жизнь. Эта деятельность включает в себя несколько стадий и их комбинаций.
Первая стадия задействует непосредственно Ум (Интеллект) – способность человека получать принципиально новые знания из другого уровня развития, где наша логика не действует, интуитивные знания [29]. Интеллект от латинского intellego – ощущать, чувствовать, воспринимать [11] и потому напрямую зависит от нравственности человека, точки зрения того кто осуществляет эту умственную деятельность. На основе ума возникает искусство, получают откровения и открытия, определяются направления развития, то есть то, что ведёт к Истине.
На стадии ощущений рождаются интуитивные, бессознательные знания – эмоциональные тона ощущений, которые и являются фундаментом искусства. Ведь что стараются передать композиторы, поэты, художники в своих творениях? Эмоции!
Вторая стадия – это понимание знаний, полученных по средствам ума, включение их в систему уже известных знаний и передачу для практического применения. Для этого используется Рассудок (от слова судить) – способность человека увязывать полученные понятий с осознанными знаниями.
В этой стадии умственной деятельности две ступени познания. Первая – переход ощущений в чувства. Ощущения, в отличие от чувств, мы не можем объяснить однозначно. При ощущении мы ухватываем только отдельные отражения объектов Мироздания [18], которые мы не можем ясно объяснить.
Чувства же конкретны. При переходе ощущений в чувства, рождаются чувственные понятия. Они отражают реальные или абстрактные объекты, которые мы способны воспринять чувствами.
При переходе же чувственных понятий в рассудочные (логически объяснимые) рождаются дискурсивные понятия. Если чувственные понятия отражают субъективную оценку понятий, то дискурсивные – объективную. «Дискурсивные понятия основывается на доказательствах разума, на последовательном соединении, посылок и выводов в суждении, противополагается интуитивному познанию, покоящемуся на чувственных представлениях» [6].
В процессе рассуждений, при правильном понимании, мораль конкретного общества должна сочетаться с общечеловеческой нравственностью. На основе рассудка делают научные исследования, выводы, объясняют откровения и совершают открытия, формулируют и оформляют идеи.
Третья стадия – это Мудрость – глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт [24]. Это духовно-практическое знание [30]. Другими словами, это способность человека правильно понимать и правильно применять имеющие знания с учётом конкретных условий.
Правильно для кого? Здесь в правильности применения знаний явно просматривается мораль конкретного общества, а в правильности понимания знаний – насколько эта мораль сочетается с общечеловеческой нравственностью диктуемой нам законами Мироздания. На основе мудрости появляются научно-практические знания, которые мы используем для познания существующих объектов или созидания новых для конкретных условий. Таким объектам, находящимся в конкретных условиях или помещённые в них, мы даём свои имена.
Монады понятий. Если «понятие есть форма мысли, отражающая наиболее существенные признаки объектов и явлений окружающего мира» [5], то Монады понятий и отражают те самые первые, признаки объектов и явлений, которые человек постиг, это его ощущения свойств элементов этих объектов, процессов и сил, существующих и действующих в окружающем нас мире.
Первым к проблеме определения понятия через «первоэлементы» (монады понятий) подошёл Демокрит [2]. Он же заложил основы логики атомизма, в которой понятие войска определяется числом его солдат, понятие повозки – суммой её частей, слога –суммой букв (Платон, Теэтет, 204). Однако же определение этих «первоэлементов», которыми можно было бы объяснить процесс познания, оказалось дать невозможно.
Лейбниц тоже указывает на то, что «уже в смутных бессознательных представлениях в человеке "дремлют" понятия». Он не только признаёт изначальное наличие, существованиепростых идей, определения которых дать невозможно [12], но и указывает на то, что даже в простой субстанции (монаде) «...должна существовать множественность состояний и отношений, хотя частей она не имеет» (там же, с. 341).
Монады понятий – это первые ощущения человека выраженные через эмоции к тому, что его окружает. Это эмоциональные тона ощущений основных свойств объектов, действующих процессов и сил, характеризующих наш мир. Выражение этих эмоциональных ощущений у людей и есть их первые коммуникационные сигналы – это их первые звуки, жесты, мимика, которые характеризуют объекты и выражают ощущения элементов окружающего мира.
Ощущения в человеке проявляются по средствам эмоций. Вызванные эмоциональные ощущения или точнее эмоциональные тона ощущений (низший уровень врождённого, безусловно-рефлекторного, эмоционального реагирования) [35] и являются монадами понятий, которые человек может выражать по средствам отдельных звуков. И наоборот – эти звуки порождают те же эмоциональные тона в человеке, которые при «прикладывании» к конкретным условиям дают нам понимание о чём идёт речь.
Первые коммуникационные сигналы людей – это их звуки, которые выражают их первые понятия – ощущения мира. Эти первые, фундаментальные понятия, как ноты в музыке, стали составляющими более сложных (сложенных) чувственных понятий. Буквы же – это графическое изображение звуков выражающие монады понятий, наши фундаментальные понятия.
Монады понятий одинаковы у всех народов мира и понятны всем людям. Хороший пример этому балет, кластическая музыка, немое кино (Чайковский и Чарли Чаплин, например, говорят сразу на всех языках мира).
При рассмотрении значений звуковых монад понятий надо помнить о множественности их значений (как указывали Демокрит, Аристотель, Платон и Лейбниц) возникающих в связи с тем, что в разных условиях они могут проявлять различные эмоциональные ощущения, порождая воображения («способность человека к спонтанному созданию или преднамеренному построению образов, представлений, идей объектов, которые в пережитом опыте воображающего в целостном виде ранее не воспринимались или же вообще не могут быть восприняты по средствам органов чувств» [9]).
Значение монады также зависит от «точки зрения» наблюдателя, который может видеть то, что важно для рассматриваемого им объекта и среды где тот находится или для него самого! То есть правильность, корректность восприятия монад, также зависит и от эмоционального состояния самого наблюдателя.
Конкретное определение монад дать очень сложно. Монады – это эмоции, а они должны быть направлены на что-то. Какая-то определённость монад возникает только в конкретных условиях. Например, при стыковке одной монады с другой (образование слога), когда одна эмоция об каком-то свойстве объекта дополняется другой эмоцией. В этом случае возникает некоторая направленность характеристик воображаемого объекта и тогда мы получаем какое-то понимание происходящего или что перед нами.
Далее приведены графические изображения основных звуковых монад понятий (в порядке парности звуков и их типов) и частичное объяснение эмоциональных ощущений, которые возникают при их восприятии. Причину приблизительности значений и изменчивости монад, которыми являются эмоциональные тона наших ощущения, в какой-то степени может объяснить «цветок эмоций» [23]. Значения монад в статье даны очеть коротко, но сама их направленность видна и, следовательно, понимание их может быть расширeнно.
А – Самое первое, а часто и последнее, слово людей. Пространство, среда обитания, система. «А» (коротко) – личное пространство, отклик; «аа» – связь с другим личным пространством, понимание; «ааа…» – беcконечность, Бог Единый.
Я – Восприятие, осознание себя, сознание (совместное знание). «Я» или «иаа» – то что внутри личного пространства и что воспринимает окружающий мир, т.е. Эго. («Эго – часть человеческой личности, которая осознаётся как “Я” и находится в контакте с окружающим миром» [34]).
И – Воздействие внутрь, внутри, далее, другое, следующее, после, потом.
Ы – Противоположность "И" – воздействие объекта наружу, на выход.
Й – Краткое, локальное воздействие. Указание на объект или необходимое действие.
Б – Независимое, самостоятельное, доминирующее, что учитывают или чему подчиняются. То что меняет, препятствует. Баа – удивил. Брр – ощущение чуждого. Бы – что было бы при проявлении в объекте чего-то нового.
П – Принуждение, толчок, помощь, подготовка, позволение, определёние действия.
Ф – Мягкое, лёгкое воздействие. Влияние объекта, информирование, фон. Фу, Фи – плохое воздействие. Фууу – уходит плохое. Фон – нормализующее воздействие объекта.
В – Вход или выход, возможность, решение, входящее, веды, вера. Место, где возможно изменение, проникновение. «Во!» – объект подходит. Вот – конкретный объект подходит.
Г – Реализованная идея, обретённая ценность, грунт, полезное, хорошее, влияющее. Ого-го – восхищение. Ага – одобрение.
К – Сдерживание, защита, ответная реакция. Имеет направление. Приближение, прыжок.
Х – Не материальное. Переходящая стадия, изменение (улучшение или ухудшение). Время. АХ – ошибся; ХМ – думать надо; ОХ – разрушение, поломка; УХ – получилось; ЭХ – как-то не так.
Р – Ощущение жизни, жизненная энергия, сила эмоции, переживание, влияние. Реакция внутренней идеи или радость (работа, рост, творение), или раздражение (разруха, ремонт). То, что даёт энергию, то что ведёт.
Л – Вытянутое, подчиняющееся, податливое, легко меняется, согласное, переходящее из одного состояния в другое.
М – Хорошее, полезное, уют, защита, помощь. Необходимая для саморазвития идея. Ммм... – хорошее, вкусное; маа – мама; ам – мне приятно.
Н – Нормализующее, спасающее, оберегающее. Контроль, баланс возможности и необходимости. Норматив идей (На – тебе надо, НЕ – ограничение, НУ – начинай нужное).
Д – Деяние, созидание, результат. Действие, которое ведёт к изменению, преобразованию. Даа – согласен, делай. До – ограничение действия.
Т – Конкретное, прочное, устойчивое, завершённое, конец. Идея не терпящая изменений. Простое, понятное, твёрдое. То, ту, те – конкретные объекты, направления или усилия.
Е – Сила, энергия воздействующая на объект. Что-то активное, изменяющее, имеющее энергию и возможность. Сравните: видеть, выдать, ведать.
Э – Неизвестное, непонятное, безликое. Эээ... – непонятное, поиск. Эй – оклик незнакомца. Это – выбор. Эх – ошибка.
О – Ограниченное, круг, структура, объект. Ооо – значительное что-то. Об – вокруг чего-либо. От – конкретное место.
Ё – Сила объекта (ЕО) направленная наружу, заставляющая изменяться среду при адаптации объекта.
У – Указание направления, уходящее в даль, в конкретное место. Расстояние. У – рядом (у двери). Ууу … – далеко . Аууу – призыв к себе. Ураа – демонстрация радости.
Ю – Скользящее, притягивающее, изменяющее, изгибающее. Действие по наклонной, по заданной, по инерции. Предсказуемое и понятное.
С – Соединение, собирание, слияние, дающее, скользящее, впечатляющее, ведущее к новому. Начало, старт.
З – Нарушение, завершённое, сзади, опасность, тревога, зов, призыв, предупреждение. Требующее срочной реализации. За – позади; Из – изнутри; Из-за – действие с другой стороны объекта.
Ж – Единение, синтез, жизненный процесс, сжатое, плотное, важное, трудно преодолимое, жёсткое, тяжёлое.
Ш – Не жёсткий контакт. Не окончательное, проба, множественный контакт без агрессии. Плоское, просторное. Множество безликого, одинакового.
Щ – Множественный контакт с небольшой агрессией, предупреждение или разведка, привлечение.
Ц – Цепляющий контакт, отскок с частью объекта или идеи, отражение.
Ч – Индивидуальное, качество. Не живое, несущее, переносящее, зависимое, не самостоятельное, часть (чей, чьё, что, чем – спрашивается о принадлежности).
Ь – Ограничение, уменьшение, смягчение контакта, Показывает акцент на главное качество в объекте.
Ъ – Разделение двойного воздействия, двух действующих идей, сил.
Все народы мира испытываю одинаковые эмоциональные тона ощущений и выражают их одинаковыми звуками. Комбинация же звуков для выражения нового, более сложного чувственного понятия, может зависеть от среды обитания, точек зрения и потребностей людей. Поэтому при одинаковости эмоциональных ощущений и выражении их одинаковыми звуками в мире насчитывается 2676 языков и более 7000 диалектов. И это очень важно, ведь это позволяет одним людям видеть то что не способны видеть другие, а при сотрудничестве всем лучше понимать наш Мир. Это подталкивает людей к сотрудничеству, к виденью объектов с других сторон, к развитию и объясняет почему мир людей должен быть многолик, многогранен, многополярен!
Чувственные понятия, по сравнению с монадами понятий, которые исходят только из эмоциональных ощущений, конкретны и отражают реальные или абстрактные объекты и опираются на образы и представления, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека – зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания [31].
В отличие от эмоциональных ощущений, которые порождают воображения возможных объектов, чувства дают представления о конкретных объектах («воспроизведённый образ предмета или явления, которые здесь и сейчас человек не воспринимает и который основывается на прошлом опыте субъекта» [19]).
А если под понятием подразумевается постигнутое представление, т.е. представление, в котором признаётся его согласование с конкретным объектом, то чувственные понятия возникают при восприятии предметов с помощью чувственных органов и постигаются посредствам эмоциональных ощущений. То есть при чувственном восприятии объекта мы также накладываем на этот образ, и те ощущения его свойств, которые мы получили посредством эмоциональных ощущений его характеристик, которые и ложатся в основу названия данного понятия.
В дальнейшем, в чувственном понятии, мы эти представления воспринимаем комплексно – когда мы воспринимаем внешний вид объекта, его внешние характеристики, то в голове возникают и характеристики его свойств в виде эмоциональных ощущений, которые мы стремимся описать звуковыми монадами. Когда же мы получаем описание этих характеристик по средствам звуковых монад (букв), в нашем сознании возникает образное представление этого объекта. Так наше представление согласуется с объектом о котором мы думаем или о котором идёт речь.
Чувственные понятия – это целостное, осмысленное видение происходящего, куда входят и чувственное представление объекта и переработанные умом ощущения его свойств [10].
Таким образом чувственное понятие формируется как комбинация образа объекта получаемого от восприятия его по средствам чувственных органов и эмоциональных ощущений его свойств и передаются между людьми по средствам эмоциональных звуковых сигналов, т.е. набором эмоциональных ощущений, выражающих свойства объектов, действующие силы или процессы связывающие их между собой (по сути это эмоциональная дескрипция объекта по средствам звуковых монад).
Описание характеристик объекта в чувственном его восприятии всегда сводится к описанию тех свойств объекта, которые связаны с интересами самого субъекта рассматривающего объект, то что важно ему, что его впечатляет. Слово означающее чувственное понятие – это эмоциональное описание того, что люди способны почувствовать, это субъективный взгляд на объективный мир и потому здесь описание объекта производится эмоциональными впечатлениями не только от самого объекта, а также какое впечатление объект производит на человека в его эмоциональном фоне.
Чувственные понятия не дают полного понимания. Чувственное понимание это субъективный взгляд и потому в нём мы видим не то что требуется объективному миру, а конкретному субъекту. Понимание о чём идёт речь при использовании чувственных понятий, т.е. при субъективном взгляде, возможны только в конкретном контексте или ситуации. Иначе могут происходить ошибки или непонимания ведь при субъективном взгляде человек видит только то что интересно ему, то что он может ощущать и чувствовать, то что важно для него или конкретному кругу людей в данной ситуации. Например, согласно монадам, "медведь" в чувственном восприятии это зверь, который ведает, где есть мёд, а "дом" означает объект дающий защиту, уют.
А вот пример использования чувственных понятий в философии. В современной философии используются три определения личности [15], которые трактуют её или как идентичность (Локк), или как автономию (Кант) или как индивидуальность (Лейбниц). Идентичность человека определяется его фундаментом (как физическим, так и интеллектуальным), то, откуда он вышел. Автономия объявляет принцип самостоятельности бытия. Индивидуальность выражает право быть не похожим на других. То есть, согласно Локку, Канту и Лейбницу, человек проявляет себя как личность если он понимает уникальность своего происхождения или когда он независим от других или чем он не похож на других.
Такие понимания «личности» и их различия вызваны тем, что Локк, Кант и Лейбниц рассматривают «личность» как чувственное понятие! Это их личные, субъективные взгляды. Они вкладывают в него то, что важно им, а не то что важно Мирозданию элементом которого должен являться человек. А если каждый будет говорить только о своём, то понимания между людьми не будет, т.к. не будет единого, правильного понимания объектов. Для правильного понимания объектов надо смотреть на них с позиции системы в которой те находятся!
Дискурсивные понятия – это рассудочные понятия, т.е. познанные путём логических умозаключений, опосредованно в отличие от чувственных, непосредственных. Эти понятия постигаются априорно, без обращения к опыту. Рассудочные понятия, имеют причинно-следственные доказательства, то есть они осмысленные и осознанные.
Дискурсивный (позднелатинский discursivus, от discursus – рассуждение, довод, аргумент), рассудочный, понятийный, логический – опосредованный (в отличие от чувственного, созерцательного, интуитивного, непосредственного) [3]. Деление истин на непосредственные (интуитивные) и опосредованные (принимаемые на основе доказательства) встречаются уже у Платона и Аристотеля, а понятие Дискурс – у Фомы Аквинского [14].
Если монады понятий порождают ощущение, а чувственные понятия дают представление, то дискурсивные, рассудочные, научные понятия – понимание, постижение самого объекта, а не его представления. Дискурсивные понятия в отличие от монад понятий (интуитивных, вызванных эмоциональными ощущениями) и чувственных понятий, которые человек воспринимает физически, мы познаём опосредовано – в процессе рассуждений и научных исследований. «Дискурсивные понятия – это те понятия, которые мы не ощущаем, не чувствуем … это научные понятия, которые являются результатом научного, теоретического обобщения, выражение определённой теории, научной системы знаний» [7].
Понятия, в отличие от представлений, должны отражать сущность вещей [17] и это достигается объективным взглядом на объект. Дискурсивное понятие даёт понимание идеи формирования объекта и объясняет причину проявления его свойств в различных условиях внешней среды.«Научное понятие развивается сверху вниз, от более сложных и высших свойств к более элементарным и низшим» [1].
Формирование дискурсивных понятий в нашем сознании, так же как и в чувственном восприятии, базируются на воображении постигаемого объекта, но воображение его в данном случае рождается не от эмоциональных ощущений и ранее воспринимаемых объектов, а на понимании самой сути рассматриваемых объектов и явлений. Да, дискурсивные понятия также, как чувственные понятия проявляются из нашего воображения, только вот если в чувственном восприятии используются репродуктивные воображения (образы чего-то существующего), то в рассудочном – продуктивные, творческие (образы не имеющие непосредственных аналогов в действительности) [26].
Дискурсивные понятия первичны, а объекты этих понятий вторичны. Это объясняется тем, что объекты рассудочных понятий мы можем воспринимать только после их понимания и обнаружения (например, неизвестные химические элементы, которые описал Д.И. Менделеев и которые только после этого и благодаря этому были открыты) или после их физического созидания (велосипед, радио, луноход, карта, компьютер). То есть дискурсивные понятия, по своей природе, первичны, а объекты, которые они отражают – вторичны. Здесь в начале было понимание, понятие, слово.
Набор монад эмоциональных ощущений, то есть интуитивные знания дают законченное воображение объекта, которое человек хочет ощущать, чувствовать и если такой объект существует, то возникает представление его в чувственном восприятии. Если же такого объекта ещё нет или мы его не осознаём, то этот набор ощущений (и объектов дающие эти ощущения) становится базой для понимания или созидания этого объекта, т.е. идеей нового творения, усовершенствования или изобретения. Такой объект, после реализации идеи, уже будет описываться дискурсивным понятием. Следовательно, для правильного понимания нашего мира мы должны использовать объективный, опосредованный взгляд на объекты.
Если опять вернуться к пониманию понятия «личности» в философии, то давайте рассмотрим личность с позиции дискурсивного понимания.
Согласно дискурсивного понимания личностью надо называть не просто человека, а того, кто стремится к развитию, к соответствию требованиям системы Мироздания, быть значимым её элементом. Так если принять за личность того, кто стремится к развитию, то все определения «личности» Локка, Канта и Лейбница можно включить в единое понятие «личности», т.к. все они, в этом случае, будут характеризовать этапы пути развивающего человека. Идентичность – то, что каждый человек имеет свой индивидуальный (со своими особенностями) старт для развития; автономия – то, что, из-за того, что у каждого человека свой старт, он проходит свой, уникальный путь, и поэтому ему надо принимать свои собственные решения; индивидуальность – то, что каждый, двигаясь своим путём не похож на других.
Мироздание – это огромная постоянно развивающаяся и изменяющаяся система и человек, как её активный элемент, должен постоянно не только соответствовать ей, но и способствовать её развитию. Критерием же развития в человеческом обществе может служить только повышение нравственности в деятельности людей. Ведь чем значительнее создаваемые разработки людей, тем выше влияние их на окружающую среду и значит тем выше должна быть ответственность людей разрабатывающих, внедряющих и применяющих их.
Любые изменения в науке, технике, экономики или искусстве можно считать прогрессом только если это повышает нравственность в человеческом обществе. Повышение нравственности общества это показатель того что все эти изменения вписываются в систему Мироздания. Если же идёт падение нравственности, то это показатель того, что общество идёт не правильным путём и рано или поздно, но людям придётся отвечать за это, придёт беда!
Термин является именем понятия (имя – это личное название[25]), выделяющий именно конкретный объект из ряда подобных объектов с идентичными свойствами, но находящимся в уникальных условиях, которые и диктуют его неповторимость! «Термин также нуждается в определении – описании, объяснении. Понятие обобщает, а термин конкретизирует, разграничивает. Понятие относится к познанию, термин – к классификации.» [8]. Дискурсивное понятие даёт понимание как может проявлять себя объект в различных системах внешней среды. Термин же показывает какие свойства объект имеет в конкретной системе. Но если «Термин – граница, предел, конец», то какое тогда ему нужно описание, объяснение?
Термин действительно характеризует определённое понятие, но ему требуется описание не столько объекта, данного понятия, а условий, среды, области знаний где находится указанный объект, что и определяет конкретность, уникальность данного понятия. Термин должен характеризовать, свойства, качество конкретной структуры (объекта), её место в системе, в которую она входит, а также особенности проявления определённого понятия в конкретных условиях, которые диктуются данной системой (средой). Например, перечислите чем понятие «река Волга» отличается от понятия «река Енисей»? Все отличия здесь будут связаны с влиянием местности расположения рек, а не их сути.
Исходя из сказанного термин – это проявление понятия в конкретной сфере деятельности где оно демонстрирует свою суть в специфических условиях, характеризуя этим не только рассматриваемый объект и систему, в которую данный объект входит, но и объясняя какое место данный объект занимает в этой системе и какие специфические функции исполняет там.
В отличие от монад понятий, порождающие ощущение, чувственных понятий дающих постигнутое представление и дискурсивных понятий, которые позволяют понимать суть объекта, термины дают знания – «реальное положение дел, обоснованное фактами и рациональными аргументами» [4]. И потому термины могут применяться только для конкретных структур, условий или системы знаний.
Иностранные слова характеризующие объекты – это всегда термины, т.к. у них, хоть немного, но другие (свои) значения, отличающиеся от наших. Это легко проверить сравнив их синонимы слова с нашими. Это, кстати, относится и к нерусскому слову «термин». Если бы назвали «термин» его русским синонимом – «имя», то споров об отличиях или идентичности «понятия» и «термина» у нас бы не было. Поэтому мы можем до бесконечности спорить с нашими зарубежными оппонентами, при использовании терминов вместо понятий, и не находить понимания. Ведь «Языки становятся мёртвыми, когда понятия заменяются терминами и между ними не видят отличий» (Николай Мигашкин).
Если вернуться к точке зрения, то понятие надо рассматривать с позиции общечеловеческой нравственности (основополагающий критерий всех религий Мира и значит от Бога), а термин с позиции интересов определённого общества, с позиции его нравов, его моральных устоев.
Точкой зрения является также и время – «О времена, о нравы». Наш мир постоянно развивается и то что было важно вчера сегодня может не иметь значения. Это хорошо видно по литературе. Как много недавно очень популярных книг уже забыты, а старые книги, где рассматриваются общечеловеческие, нравственные ценности (кластические произведения) актуальны и сейчас.
Заключение. Как видно из статьи, что правильное понимание объекта должно идти от общего к частному, от системы к его элементам, а правильное использование объекта должно вестись с учётом требований общего, системы в которой этот объект, как элемент, будет работать.
Общий язык, понимание между людьми и народами можно найти если только оперировать не терминами и чувственными понятиями, а дискурсивными, рассудочными понятиями. Дискурсивные понятия понятны для всех людей так как они показывают почему мы можем воспринимать одно и тоже по-разному. Поэтому они могут применяться у любых народов и в любых слоях населения не нарушая при этом их морали, культуры и традиций, при обязательном условии, конечно, что моральные устои этих обществ согласовываются с нравственными, общечеловеческими требованиями. Несоблюдение требований общечеловеческой нравственности ведёт к нарушению стабильности обществ и вражды между народами.
Рецензии:
14.11.2024, 15:25 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: Монада (от греч. monas «единица») – это элементарная индивидуальная субстанция, отражающая порядок мира и из которой выводятся материальные свойства. Джордано Бруно в работе «О монаде, числе и фигуре» (1591) описал 3 основных типа: Бог, души и атомы. Идея монад популяризировал Готфрид Вильгельм Лейбниц в «Monadologia» (1714). В системе метафизики Лейбница монады являются основными субстанциями, составляющими вселенную, но не имеющими пространственной протяженности и, следовательно, нематериальными. Каждая монада является уникальной, неразрушимой, динамической, душевной сущностью, свойства которой являются функцией ее восприятий и аппетитов. Монады не имеют истинной причинной связи с другими монадами, но все они идеально синхронизированы друг с другом Богом в предустановленной гармонии. Объекты материального мира являются просто проявлениями совокупностей монад [https://www.britannica.com/topic/monad]. В статье «Монады, понятий, чувственные и дискурсивные понятия, термины» автором описана актуальная тема. В статье автор правильно пишет, что «Монады понятий одинаковы у всех народов мира и понятны всем людям». Статью рекомендую к публикации после доработки на основание того факта, что при описании понятия монады и общечеловеческой нравственности нужно обязательно упомянуть о Боге – Аллахе на основание вышеуказанных.