-
РУМЦ СПО на базе КГБПОУ "Красноярский колледж отраслевых технологий и предпринимательства"
аналитик РУМЦ СПО
УДК 159.9
Введение:
Расстройства аутистического спектра (РАС) – это специфические группы психических состояний. Как правило, к ним относятся комплексные нарушения развития психики, с сопутствующей ими социальной дезадаптацией. Среди других особенностей РАС выделяют: неспособность к взаимодействию в социуме, трудности в общении, а также стереотипность поведения. При всем этом, лица с РАС часто обладают достаточным (или даже высоким) уровнем интеллекта и могут приносить пользу своим трудом.
Актуальность:
Включение в общественную и трудовую жизнь лиц с РАС на сегодня является одним из наименее проработанных направлений в сфере образования и трудоустройства. Значительная часть людей с РАС в России не имеет работы. Данная ситуация обусловлена рядом причин: у лиц с РАС возникают сложности с формированием профессиональных навыков, к тому же процесс их переноса из учебной в рабочую среду часто затруднен. Потенциальный работодатель не готов принимать особого сотрудника, ведь для этого требуется создание особых условий. Неуверенность в новом сотруднике, отсутствие осведомленности об особенностях лиц с РАС укрепляют сложившиеся в обществе стереотипы, что мешает им включаться в обычную жизнь. Построение профессиональной траектории в наши дни не является простой задачей. Сейчас специалист, окончивший школу, колледж или техникум, институт или университет должен быть постоянно готов к изменениям: повышать квалификацию, проходить переподготовку, развивать новые навыки и быть гибким [2, с. 112]. Именно поэтому лицам с РАС существенно необходимо подобрать ту сферу деятельности, где подобные изменения не будут травмирующими, либо окажутся минимальными. Исходя их этого, мы определили цель нашей работы:
Цель: разработка модели построения профессиональной траектории подростков и лиц молодого возраста с РАС. Данная цель требует осуществления следующих задач:
Задачи:
-выделить основные этапы построения профессиональной траектории;
-определить основные направления деятельности специалистов на каждом этапе сопровождения;
-разработать модель построения профессиональной траектории лиц с РАС.
В этой статье мы представим процесс поэтапного формирования профессиональной траектории лица с РАС, рассмотрим основные трудности и особенности получения профессии и организации сопровождаемого трудоустройства.
Новизна:
Работа с лицами с РАС в поэтапно сменяемых учреждениях образования часто бывает разобщенной. Эта ситуация исключает комплексность развития и преемственность профессионального развития личности. Для совершенствования технологии сопровождения лиц с РАС необходимо обеспечить слаженную работу специалистов разного уровня образования, поэтому мы разработали доступную модель для совершенствования процесса профессионального сопровождения лиц с РАС в тесной взаимосвязи между учреждениями.
Профессиональное становление личности начинается с этапа школьного образования, однако уже в раннем детстве закладывается база для формирования будущих компетенций в дошкольных учреждениях, развивающих центрах и в семье. Уровень образования и подготовки родителей играет значимую роль в этом процессе. Многие семьи предпочитают домашнее обучение школьному, самостоятельно создают условия для всестороннего развития личности, другие семьи обращаются за помощью к компетентным специалистам: нанимают репетиторов, организуют посещение кружков и секций. В воспитании и обучении детей с РАС есть определенная специфика: в первую очередь им необходимо овладеть социально-бытовыми навыками для достижения самостоятельности, иначе не будут созданы условия для дальнейшего развития и адаптации а обществе для последующей трудовой деятельности [1].
Одномоментно на этапе формирования основных социально-бытовых навыков могут определиться склонности, увлечения и предпочтения детей. Профессиональные интересы активно раскрываются в школе, а далее профориентационная работа продолжается в учреждении профессионального или высшего образования силами специалистов психолого-педагогического сопровождения. Между образовательными учреждениями, через которые будет проходить лицо с РАС, должна быть выстроена преемственность. Чем раньше будет налажена связь и простроена примерная профессиональная траектория, тем более вероятно осуществится последующее успешное трудоустройство. Представим визуальное отображение построения профессионального пути лица с РАС:
Рисунок 1. Визуализация модели построения профессиональной траектории лица с РАС
В данной схеме представлено общее описание поэтапного развития лица с РАС, которое должно быть конкретизировано и наполнено информацией об учреждении, сопровождающих специалистах и дополнительных видах деятельности.
Процесс обобщения сведения необходим на каждом этапе построения профессионального пути лица с РАС. Анамнез, результаты диагностик, обследований позволят составить максимально подробный портрет личности с РАС на каждом этапе. Среди таких сведений также должны быть:
-актуальный уровень развития коммуникативных навыков, наличие социальных трудностей, ограничений во взаимодействии;
-проблемы, связанные с выполнением функций обучения и труда, имеющиеся требования и перечень необходимых условий для оборудования учебных или рабочих зон;
-информация о пройденном обучении и образовании на данный момент и планируемом позже, сведения о навыках и умениях;
-оформленный режим для последующей занятости, распределение дел в течении дня, недели, месяца;
-наличие других видов достижений.
На этапе получения общего или среднего общего образования происходит многоаспектная работа специалистов сопровождения. Здесь уместно подробно обозначить сферу деятельности и маршрут профессионального развития обучающегося с РАС совместно с работниками учреждения. Грамотно проведённая работа на этом этапе позволит легко определиться с учреждением послешкольного образования (либо же дополнительной переподготовки, если сфера будущей деятельности не предъявлять требований к дальнейшему обучению). Если решено продолжить обучение, то происходит повторение уже описанного порядка: сбор сведений и подготовка места обучения (или работы) к вхождению в нее лица с РАС.
В другом случае студент должен приступить к обучению.Для развития студента с РАС важно обеспечить возможность раннего включение в «рабочий режим»: своевременное ознакомление с перспективными видами трудовой деятельности позволит своевременно отсеять и исключить ситуации стресса новизны. В зависимости от вида РАС, период включения в профессию может отличаться.
Специалистам учреждения, где студент с РАС проходит обучение, рекомендуется отслеживать каждый шаг, все проблемы и нюансы, возникающие на этапе «примерки» профессии. Лучше всего с этой деятельностью справится профориентатор. Данный специалист может установить связь со множеством партнеров и работодателей, хотя важнее не столько их количество, сколько готовность и желание оказать поддержку в трудоустройстве лица с РАС.
Ранее полученные социально-бытовые навыки значительно упростят процесс привыкания к работе, а сопровождаемое трудоустройство позволит лицам с РАС намного быстрее интегрироваться в рабочую среду. В России осуществлением сопровождаемого трудоустройства лиц с РАС активно занимается Фонд «Обнажённые сердца». Профориентатор образовательного учреждения как правило имеет возможность оказывать подобную помощь: не исключены прямые договоренности с работодателями или специализированными посредниками. Отсюда, следующий шаг в построении профессиональной траектории для людей с РАС: постепенное вхождение в трудовую деятельность при поддержке сопровождающего специалиста. Этот этап начинается ближе к завершению обучения в образовательном учреждении. Также до трудоустройства проводятся переговоры с предполагаемыми работодателями о выделении особой вакансии и создании условий труда для нового сотрудника. После реализуется этап сопровождаемого трудоустройства. Отразим его основные принципы:
- индивидуальное планирование;
- обучение на рабочем месте;
- интегрирование (работа в тех же условиях, что и остальные сотрудники);
- обеспечение эмоциональной поддержки на рабочем месте.
Перед тем, как помочь человеку с РАС устроиться на работу, необходимо составить его индивидуальный план адаптации к профессии и рабочим функциям. Там должны быть отражены временные рамки привыкания, указаны сотрудники, которые могут помочь на рабочем месте. Непосредственно в самом учреждении может происходить подготовка наставников из числа сотрудников, которые возьмут на себя задачи по поддержке лица с РАС. После этого можно переходить к разработке рабочего места. Ключевым элементом его успешной разработки являются регулярные контакты с работодателем и наблюдение за процессом работы в компании. Важно присутствовать на рабочем месте, отслеживать ход и порядок выполнения рабочих задач при взаимодействии с другими работниками. Такой подход способствует успешному переносу трудовых и социальных навыков из учебной среды в рабочую. Специалист, сопровождающий человека с РАС, на первых этапах может напрямую помогать ему в выполнении заданий и налаживать коммуникацию с работодателем и коллегами. С течением времени объем помощи должен уменьшаться, ограничиваясь вербальными или визуальными подсказками.
Важно отмечать предполагаемое время вхождения, сопоставлять его с реальными временными затратами, чтобы в дальнейшем учитывать это при разработке профессиональной траектории лица с РАС. Помощь сопровождающего специалиста со временем должна прекратиться, если рабочее пространство качественно подготовлено и имеет ряд визуальных подсказок (инструкций, памяток). Все особенности, условия учреждений должны фиксироваться. Наблюдение специалиста позволит определить, какие основные проблемные зоны выделяются на рабочем месте, какие имеются варианты корректировки этой ситуации. В случае, если работодатель не обладает возможностями изменять и модифицировать рабочую среду, стоит рассмотреть другие варианты.
Результаты:
Мы разработали и описали модель построения профессионального пути лица с РАС. Она универсальна для наполнения, но может иметь свои специфические особенности, в зависимости от типов учреждения, через которые будет проходить лицо с РАС. В случае следования разработанной схеме лица с РАС не «выпадут» из единого процесса профессионального развития, а пласт информации, сведений о них позволит максимально легко встроить их в социум.
Заключение:
Таким образом, наша модель позволяет систематизировать поэтапное профессиональное развитие лица с РАС. С раннего детства формируются интересы и склонности, на основе которых затем выбирается учебное заведение для получения необходимого образования. Это образование является важным шагом на пути к будущему трудоустройству. лицам с РАС необходимо оказывать помощь при движении по разработанной профессиональной траектории. Правильная поддержка и сопровождение при трудоустройстве помогут лицам с РАС интегрироваться в трудовые отношения и, по мере возможности, строить свою карьеру.
Рецензии:
29.11.2024, 20:41 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Данная статья отвечает основным требованиям. Материал изложен научным языком. Предложена авторская модель. Рекомендуется к публикации.
1.12.2024, 13:17 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Тема статьи является значимой и актуальной на современном этапе. Автор углубляет представления читателя о проблеме подготовки и трудоустройства лиц с расстройствами аутистического спектра (РАС) в России. Выводы автора являются весьма обоснованными и позволяют установить ее направленность на решение актуальных научно-практических задач. Текст завершенный, логичный, целостный и обоснованный. Статья рекомендуется к публикации.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий