Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Психология
Размещена 28.11.2024. Последняя правка: 28.11.2024.
Просмотров - 99

Модель построения профессиональной траектории подростков и лиц молодого возраста с расстройствами аутистического спектра

Шарабарина Христина Александровна

-

РУМЦ СПО на базе КГБПОУ "Красноярский колледж отраслевых технологий и предпринимательства"

аналитик РУМЦ СПО

Аннотация:
Данная статья раскрывает проблему трудоустройства лиц с расстройствами аутистического спектра (РАС) в России. Раскрываются особенности построения профессиональное траектории лиц с РАС, начиная с раннего возраста и до поступления в профессиональные и высшие учебные заведения. Проанализированы вероятные трудности при трудоустройстве данной категории людей. Предложены способы их преодоления.


Abstract:
This article reveals the problem of employment of persons with autism spectrum disorders (ASD) in Russia. The features of constructing the professional trajectory of persons with ASD, starting from an early age and before entering vocational and higher educational institutions, are revealed. Possible difficulties in finding employment for this category of people are analyzed. There are proposed the ways to overcome this dufficultis.


Ключевые слова:
расстройства аутистического спектра; профессиональное самоопределение; профессии; профессиональная траектория

Keywords:
autism spectrum disorders; professional self-determination; professions; professional trajectory


УДК 159.9

Введение:

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это специфические группы психических состояний. Как правило, к ним относятся комплексные нарушения развития психики, с сопутствующей ими социальной дезадаптацией. Среди других особенностей РАС выделяют: неспособность к взаимодействию в социуме, трудности в общении, а также стереотипность поведения. При всем этом, лица с РАС часто обладают достаточным (или даже высоким) уровнем интеллекта и могут приносить пользу своим трудом.

Актуальность:

Включение в общественную и трудовую жизнь лиц с РАС на сегодня является одним из наименее проработанных направлений в сфере образования и трудоустройства. Значительная часть людей с РАС в России не имеет работы. Данная ситуация обусловлена рядом причин: у лиц с РАС возникают сложности с формированием профессиональных навыков, к тому же процесс их переноса из учебной в рабочую среду часто затруднен. Потенциальный работодатель не готов принимать особого сотрудника, ведь для этого требуется создание особых условий. Неуверенность в новом сотруднике, отсутствие осведомленности об особенностях лиц с РАС укрепляют сложившиеся в обществе стереотипы, что мешает им включаться в обычную жизнь. Построение профессиональной траектории в наши дни не является простой задачей. Сейчас специалист, окончивший школу, колледж или техникум, институт или университет должен быть постоянно готов к изменениям: повышать квалификацию, проходить переподготовку, развивать новые навыки и быть гибким [2, с. 112].  Именно поэтому лицам с РАС существенно необходимо подобрать ту сферу деятельности, где подобные изменения не будут травмирующими, либо окажутся минимальными. Исходя их этого, мы определили цель нашей работы:

Цель: разработка модели построения профессиональной траектории подростков и лиц молодого возраста с РАС. Данная цель требует осуществления следующих задач:

Задачи:

-выделить основные этапы построения профессиональной траектории;
-определить основные направления деятельности специалистов на каждом этапе сопровождения;
-разработать модель построения профессиональной траектории лиц с РАС.

В этой статье мы представим процесс поэтапного формирования профессиональной траектории лица с РАС, рассмотрим основные трудности и особенности получения профессии и организации сопровождаемого трудоустройства.

Новизна:

Работа с лицами с РАС в поэтапно сменяемых учреждениях образования часто бывает разобщенной. Эта ситуация исключает комплексность развития и преемственность профессионального развития личности. Для совершенствования технологии сопровождения лиц с РАС необходимо обеспечить слаженную работу специалистов разного уровня образования, поэтому мы разработали доступную модель для совершенствования процесса профессионального сопровождения лиц с РАС в тесной взаимосвязи между учреждениями.

Профессиональное становление личности начинается с этапа школьного образования, однако уже в раннем детстве закладывается база для формирования будущих компетенций в дошкольных учреждениях, развивающих центрах и в семье. Уровень образования и подготовки родителей играет значимую роль в этом процессе. Многие семьи предпочитают домашнее обучение школьному, самостоятельно создают условия для всестороннего развития личности, другие семьи обращаются за помощью к компетентным специалистам: нанимают репетиторов, организуют посещение кружков и секций. В воспитании и обучении детей с РАС есть определенная специфика: в первую очередь им необходимо овладеть социально-бытовыми навыками для достижения самостоятельности, иначе не будут созданы условия для дальнейшего развития и адаптации а обществе для последующей трудовой деятельности [1].

Одномоментно на этапе формирования основных социально-бытовых навыков могут определиться склонности, увлечения и предпочтения детей. Профессиональные интересы активно раскрываются в школе, а далее профориентационная работа продолжается в учреждении профессионального или высшего образования силами специалистов психолого-педагогического сопровождения.  Между образовательными учреждениями, через которые будет проходить лицо с РАС, должна быть выстроена преемственность. Чем раньше будет налажена связь и простроена примерная профессиональная траектория, тем более вероятно осуществится последующее успешное трудоустройство. Представим визуальное отображение построения профессионального пути лица с РАС:



 Рисунок 1. Визуализация модели построения профессиональной траектории лица с РАС

В данной схеме представлено общее описание поэтапного развития лица с РАС, которое должно быть конкретизировано и наполнено информацией об учреждении, сопровождающих специалистах и дополнительных видах деятельности.

Процесс обобщения сведения необходим на каждом этапе построения профессионального пути лица с РАС. Анамнез, результаты диагностик, обследований позволят составить максимально подробный портрет личности с РАС на каждом этапе. Среди таких сведений также должны быть:

-актуальный уровень развития коммуникативных навыков, наличие социальных трудностей, ограничений во взаимодействии;
-проблемы, связанные с выполнением функций обучения и труда, имеющиеся требования и перечень необходимых условий для оборудования учебных или рабочих зон;
-информация о пройденном обучении и образовании на данный момент и планируемом позже, сведения о навыках и умениях;
-оформленный режим для последующей занятости, распределение дел в течении дня, недели, месяца;
-наличие других видов достижений.

На этапе получения общего или среднего общего образования происходит многоаспектная работа специалистов сопровождения. Здесь уместно подробно обозначить сферу деятельности и маршрут профессионального развития обучающегося с РАС совместно с работниками учреждения. Грамотно проведённая работа на этом этапе позволит легко определиться с учреждением послешкольного образования (либо же дополнительной переподготовки, если сфера будущей деятельности не предъявлять требований к дальнейшему обучению). Если решено продолжить обучение, то происходит повторение уже описанного порядка: сбор сведений и подготовка места обучения (или работы) к вхождению в нее лица с РАС.

В другом случае студент должен приступить к обучению.Для развития студента с РАС важно обеспечить возможность раннего включение в «рабочий режим»: своевременное ознакомление с перспективными видами трудовой деятельности позволит своевременно отсеять и исключить ситуации стресса новизны. В зависимости от вида РАС, период включения в профессию может отличаться.

Специалистам учреждения, где студент с РАС проходит обучение, рекомендуется отслеживать каждый шаг, все проблемы и нюансы, возникающие на этапе «примерки» профессии. Лучше всего с этой деятельностью справится профориентатор. Данный специалист может установить связь со множеством партнеров и работодателей, хотя важнее не столько их количество, сколько готовность и желание оказать поддержку в трудоустройстве лица с РАС.

Ранее полученные социально-бытовые навыки значительно упростят процесс привыкания к работе, а сопровождаемое трудоустройство позволит лицам с РАС намного быстрее интегрироваться в рабочую среду. В России осуществлением сопровождаемого трудоустройства лиц с РАС активно занимается Фонд «Обнажённые сердца». Профориентатор образовательного учреждения как правило имеет возможность оказывать подобную помощь: не исключены прямые договоренности с работодателями или специализированными посредниками. Отсюда, следующий шаг в построении профессиональной траектории для людей с РАС: постепенное вхождение в трудовую деятельность при поддержке сопровождающего специалиста. Этот этап начинается ближе к завершению обучения в образовательном учреждении. Также до трудоустройства проводятся переговоры с предполагаемыми работодателями о выделении особой вакансии и создании условий труда для нового сотрудника. После реализуется этап сопровождаемого трудоустройства. Отразим его основные принципы:

- индивидуальное планирование;
- обучение на рабочем месте;
- интегрирование (работа в тех же условиях, что и остальные сотрудники);
- обеспечение эмоциональной поддержки на рабочем месте.

Перед тем, как помочь человеку с РАС устроиться на работу, необходимо составить его индивидуальный план адаптации к профессии и рабочим функциям. Там должны быть отражены временные рамки привыкания, указаны сотрудники, которые могут помочь на рабочем месте. Непосредственно в самом учреждении может происходить подготовка наставников из числа сотрудников, которые возьмут на себя задачи по поддержке лица с РАС. После этого можно переходить к разработке рабочего места. Ключевым элементом его успешной разработки являются регулярные контакты с работодателем и наблюдение за процессом работы в компании. Важно присутствовать на рабочем месте, отслеживать ход и порядок выполнения рабочих задач при взаимодействии с другими работниками. Такой подход способствует успешному переносу трудовых и социальных навыков из учебной среды в рабочую. Специалист, сопровождающий человека с РАС, на первых этапах может напрямую помогать ему в выполнении заданий и налаживать коммуникацию с работодателем и коллегами. С течением времени объем помощи должен уменьшаться, ограничиваясь вербальными или визуальными подсказками.

Важно отмечать предполагаемое время вхождения, сопоставлять его с реальными временными затратами, чтобы в дальнейшем учитывать это при разработке профессиональной траектории лица с РАС. Помощь сопровождающего специалиста со временем должна прекратиться, если рабочее пространство качественно подготовлено и имеет ряд визуальных подсказок (инструкций, памяток). Все особенности, условия учреждений должны фиксироваться. Наблюдение специалиста позволит определить, какие основные проблемные зоны выделяются на рабочем месте, какие имеются варианты корректировки этой ситуации. В случае, если работодатель не обладает возможностями изменять и модифицировать рабочую среду, стоит рассмотреть другие варианты.

Результаты:

Мы разработали и описали модель построения профессионального пути лица с РАС. Она универсальна для наполнения, но может иметь свои специфические особенности, в зависимости от типов учреждения, через которые будет проходить лицо с РАС. В случае следования разработанной схеме лица с РАС не «выпадут» из единого процесса профессионального развития, а пласт информации, сведений о них позволит максимально легко встроить их в социум.

Заключение:

Таким образом, наша модель позволяет систематизировать поэтапное профессиональное развитие лица с РАС. С раннего детства формируются интересы и склонности, на основе которых затем выбирается учебное заведение для получения необходимого образования. Это образование является важным шагом на пути к будущему трудоустройству. лицам с РАС необходимо оказывать помощь при движении по разработанной профессиональной траектории. Правильная поддержка и сопровождение при трудоустройстве помогут лицам с РАС интегрироваться в трудовые отношения и, по мере возможности, строить свою карьеру.

Библиографический список:

1. Субботина А. С., Доронцева К. А. / Методика адаптации к жизни в обществе подростков с расстройствами аутистического спектра средствами адаптивной физической культуры // Ученые записки университета Лесгафта. - 2021. - №3 (193). - С. 409-413
2.Тактарова С. В., Щетинина Н. Ю. / Индивидуальная профессиональная траектория: формирование условий для непрерывного обучения // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. – 2017. - №2 (22), С.101-113




Рецензии:

29.11.2024, 20:41 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Данная статья отвечает основным требованиям. Материал изложен научным языком. Предложена авторская модель. Рекомендуется к публикации.

1.12.2024, 13:17 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Тема статьи является значимой и актуальной на современном этапе. Автор углубляет представления читателя о проблеме подготовки и трудоустройства лиц с расстройствами аутистического спектра (РАС) в России. Выводы автора являются весьма обоснованными и позволяют установить ее направленность на решение актуальных научно-практических задач. Текст завершенный, логичный, целостный и обоснованный. Статья рекомендуется к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх