Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Психология, Социология
Размещена 27.11.2024. Последняя правка: 24.11.2024.
Просмотров - 164

Цифровая зависимость и студенческая жизнь: как социальные сети меняют восприятие времени и пространства

Фалеева Елена Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Иркутский государственный университет путей сообщения»

Факультет «Системы обеспечения транспорта»

Гузик М. В., доцент кафедры, Иркутский государственный университет путей сообщения


Аннотация:
Актуальность стремительного распространения цифровых платформ обусловила исследование влияния социальных медиа на самооценку студентов. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости повышения осведомленности о воздействии цифровой среды на психическое здоровье молодежи и разработки программ психологической поддержки студентов.


Abstract:
The relevance of the rapid spread of digital platforms has led to a study of the impact of social media on students' self-esteem. The results indicate the need to raise awareness about the impact of the digital environment on the mental health of young people and to develop psychological support programs for students.


Ключевые слова:
социальные медиа; формирование идентичности; молодежь; самовыражение; самооценка молодежи; контент

Keywords:
social media; identity formation; youth; self-expression; youth self-esteem; content


УДК.316.62

Актуальность: проблема цифровой зависимости приобретает всё большую остроту в контексте стремительного развития информационных технологий и повсеместного распространения социальных сетей. Студенческий возраст, период интенсивного психосоциального развития и формирования личности, особенно уязвим перед воздействием цифровых платформ. Изменение восприятия времени и пространства под влиянием социальных сетей оказывает существенное влияние на учебный процесс, социальную адаптацию и общее благополучие студентов. Отсутствие адекватного понимания этих процессов и недостаток научно-обоснованных рекомендаций по профилактике и коррекции цифровой зависимости создают серьезные риски для психического и физического здоровья молодежи, а также для эффективности системы образования. 

Целью данной статьи является анализ влияния активного использования социальных сетей на самооценку у студентов

Научная новизна статьи заключается в комплексном подходе к изучению проблемы цифровой зависимости у студентов, сочетающем анализ влияния социальных сетей на самооценку молодежи. 

В современном мире социальные медиа стали неотъемлемой частью повседневной жизни, особенно среди молодежи. Социальные сети и мессенджеры предоставляют пользователям возможность обмениваться информацией, выражать свои мысли и эмоции, а также взаимодействовать с другими людьми на глобальном уровне [1, с. 356]. Однако с ростом популярности социальных медиа возникает множество вопросов о их влиянии на психическое здоровье, особенно на самооценку студенческой молодежи.

Актуальность исследования влияния социальных медиа на самооценку студентов обусловлена несколькими факторами:

1. Психологическое здоровье. В условиях постоянного сравнения с идеализированными образами, представленными в социальных сетях, студенты могут испытывать давление, что негативно сказывается на их самооценке и общем психоэмоциональном состоянии.

2. Формирование идентичности. Период студенчества является ключевым этапом формирования личной идентичности. Социальные медиа играют значительную роль в этом процессе, влияя на восприятие себя и своих достижений.

3. Адаптация к новым условиям: Студенты часто сталкиваются с новыми социальными и академическими вызовами. В таких условиях влияние социальных медиа может как поддерживать, так и подрывать уверенность в себе.

4. Необходимость исследований. Несмотря на растущее количество исследований в этой области, многие аспекты влияния социальных медиа на самооценку молодежи остаются недостаточно изученными. Это создает потребность в более глубоких исследованиях, которые помогут понять, как именно социальные медиа влияют на психоэмоциональное состояние студентов.

Изучение влияния социальных медиа на самооценку студенческой молодежи является важной задачей для психологов, педагогов и социологов, так как это поможет разработать стратегии поддержки и улучшения психического здоровья молодежи в условиях цифровой эпохи.

Самооценка — это субъективная оценка человеком собственных качеств, способностей и ценности. Она формируется на основе личного опыта, социальных взаимодействий и внешних оценок. Самооценка может быть высокой, низкой или адекватной, что влияет на поведение и эмоциональное состояние человека. Необходимо более подробно рассмотреть роль самооценки в жизни молодёжи [2, с. 73]. Во-первых, она играет важную роль в формировании идентичности. Молодые люди активно ищут своё место в обществе и строят свою идентичность. Во-вторых, молодёжь с высокой самооценкой чаще устанавливает здоровые отношения с окружающими, легче общается и проявляет инициативу, а низкая самооценка может приводить к социальной изоляции и трудностям в общении. Также самооценка влияет на мотивацию к учёбе и успехи в учебе. Студенты с адекватной самооценкой более уверены в своих силах и готовы принимать вызовы. Молодые люди с адекватной самооценкой лучше справляются с неудачами и стрессом, так как верят в свои способности и возможности. Так же самооценка помогает молодым людям определять свои жизненные цели и ценности, что важно для их дальнейшего развития и самореализации.

Таким образом, самооценка является важным аспектом жизни студенческой молодёжи, влияя на их эмоциональное состояние, социальные связи и успехи в различных сферах.

Социальные сети играют важную роль в коммуникации и связи, обеспечивая студентам удобный и доступный способ общения с друзьями, семьей и однокурсниками, независимо от их местоположения [3, с. 123]. Студенты имеют возможность создавать онлайн-сообщества, вступая в группы по интересам и общаясь с людьми, разделяющими их увлечения и ценности. Эти платформы также служат удобным инструментом для обмена информацией, включая объявления, новости и обсуждения учебных и других тем.

С точки зрения информационного и образовательного аспекта, социальные сети предоставляют доступ к разнообразной информации, включая новости, образовательный контент и ресурсы для учебы и профессионального развития. Многие студенты используют их для поиска работы, стажировок и подработок, а также используют специализированные образовательные платформы, которые интегрируют социальные медиа для взаимодействия между студентами и преподавателями.

Социальные сети также стали источником развлечений, включая видео, музыку, игры и мемы, обеспечивая студентам возможность самовыражения. Они могут делиться своими мыслями, опытом и творчеством, а также развивать личный бренд, продвигая свои интересы и проекты. Кроме того, социальные сети способствуют социальному взаимодействию, создавая возможности для виртуального общения и знакомства с новыми людьми. Студенты находят сообщества, где их поддерживают и принимают, и могут выстраивать сеть контактов, которая окажется полезной в будущем.

Социальные медиа предлагают студентам широкий спектр возможностей для коммуникации, получения информации, развлечений, самовыражения и социального взаимодействия, что делает их крайне популярными среди этой целевой аудитории.

Результаты проведенного опроса предоставили интересные инсайты о времени, проведенном пользователями в социальных сетях, их предпочтениях в выборе платформ и влиянии этих медиа на общее настроение и мотивацию.

Исследование, направленное на анализ влияния социальных медиа на самооценку студентов, было проведено среди студентов  вузов города Иркутска. На основании квотной выборки было опрошено 250 человек в возрасте от 18 до 25 лет, опрос проводился в период с 21 по 31 октября 2024г.

Первый вопрос касался времени, которое респонденты проводят в социальных сетях. Результаты опроса показали, что респонденты проводят значительную часть времени в социальных сетях. 34,5% участников опроса проводит более 5 часов в день на этих платформах. Далее также является популярным ответом 3-5 часов в день, что составило 27,6%, только 17,2% ограничиваются менее чем одним часом проведения времени в социальных медиа.

Что касается предпочтений в социальных сетях, результаты показали, что  наиболее популярной платформой у респондентов является VK (41,1%) и Telegram (44,8%). На наш взгляд, популярность Telegram может свидетельствовать о возросшей популярности мессенджеров, используемых для социальных интеракций, для обмена информацией и создания сообществ. В то время, как популярный сейчас TikТok используют 24,1% от всех респондентов.

На вопрос о влиянии социальных медиа на эмоциональное состояние пользователей более половины студентов 55,2% отметили, что оно положительно сказывается на их настроении, вызванном общением с близкими по духу людьми. Однако, в то же время, 17,2% опрошенных сообщили о негативном влиянии, связанное с раздражением в процессе общения.

Также студентам были заданы вопросы о сравнении себя с другими пользователями. Примечательно, что 31% участников заявили, что никогда не проводят такие сравнения, в то время как 17,2% делают это часто, только 27,6% респондентов иногда этим занимаются.  Эти данные могут указывать на наличие как здоровой самооценки, так и потенциального риска для психического здоровья у тех, кто склонен часто сравнивать себя с другими.

Отвечая на вопрос о влиянии новостей из социальных сетей на настроение, 41,4% респондентов указали, что новости могут негативно повлиять на их эмоциональное состояние и только 20,7% ответили, что это не влияет на их настроение.

На вопрос о важности лайков и комментариев, 27,6% участников считают, что им очень важно получать обратную связь и моральную поддержку, безразличными к этому всего 17,2% студентов, в то время как значительная доля 31% вообще не публикует посты, то есть не для всех важно признание в интернете.

Студентам было предложено ответить на вопрос: «Влияют ли истории успеха других людей в социальных сетях на вашу мотивацию и стремление к достижениям?». 41,4% участников сообщили, что успехи других напрямую влияют на их мотивацию, в то время как 34,5% считают это всего лишь «картинкой для привлечения внимания».

Результаты опроса свидетельствуют о том, что социальные сети оказывают значительное влияние на настроение и мотивацию опрошенных студентов. Во-первых, стоит отметить, что социальные медиа предоставляют студентам платформу для самовыражения и взаимодействия с окружающими. Это может способствовать повышению самооценки, когда молодые люди получают положительные отзывы и поддержку от своих сверстников. Однако, с другой стороны, постоянное сравнение себя с идеализированными образами жизни и внешности, представленными в социальных сетях, может привести к негативным последствиям. Это показывает, что такие сравнения часто приводят к снижению уровня самооценки и возникновению чувства неполноценности. В условиях повышенного стресса и давления со стороны сверстников, которые могут проявляться через комментарии и оценки, студенты нередко испытывают трудности с формированием адекватной самооценки.

Кроме того, следует учитывать и положительные аспекты использования социальных медиа. Платформы могут служить источником информации, поддержки и вдохновения. Студенты могут находить единомышленников, делиться своими достижениями и получать признание за свои усилия. Это может способствовать развитию уверенности в себе и повышению уровня самооценки.

При анализе данной проблемы необходимо учитывать индивидуальные различия среди студентов. Некоторые студенты более устойчивы к влиянию социальных медиа, в то время как другие могут быть более уязвимыми. Такие факторы как личностные характеристики, уровень социальной поддержки и предшествующий опыт использования технологий, играют важную роль в том, как студенты воспринимают информацию из социальных медиа.

Несмотря на положительные аспекты, связанные с общением и доступом к информации, частое сравнение себя с другими, негативные комментарии и иллюзия успеха могут негативно сказываться на эмоциональном состоянии.

Таким образом, влияние социальных медиа на самооценку студенческой молодёжи является динамичным и многообразным. Важно не только учитывать негативные аспекты, но и использовать потенциал социальных сетей для развития самооценки и достижения личных целей. Ключевым фактором в этом процессе является формирование критического мышления и здорового подхода к использованию социальных сетей.

Библиографический список:

1. Лукашевич А. А. Влияние социальных сетей на самооценку и формирование идентичности / А. А. Лукашевич // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. – 2024. – № 1. – С. 354-358.
2. Красова В. М. Влияние инфлюенсеров в социальных сетях на самооценку девушек (на примере студенток Финансового университета) / В. М. Красова, А. А. Широкова // Взаимодействие науки и общества в контексте междисциплинарных исследований : Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Воронеж, 03 мая 2024 года. – Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований", 2024. – С. 70-74.
3. Юрицын А. А. Влияние социальных сетей на самооценку и психическое благополучие / А. А. Юрицын // Мировые научные исследования и разработки: современные достижения, риски, перспективы : Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 30 октября 2023 года. – Ростов-на-Дону: ООО "Издательство "Манускрипт", 2023. – С. 123-124.




Рецензии:

27.11.2024, 12:17 Барабанов Родион Евгеньевич
Рецензия: Статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме. Носит достаточно развернутый характер. Убедительно демонстрирует нынешнее состояние молодежной среды. Выводы обоснованы. Рекомендуется к публикации.

27.11.2024, 15:19 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Представленная на рецензию тема статьи является актуальной и значимой на современном этапе развития общества. Целью данной статьи является анализ влияния активного использования социальных сетей на самооценку у студентов Научная новизна статьи заключается в комплексном подходе к изучению проблемы цифровой зависимости у студентов, сочетающем анализ влияния социальных сетей на самооценку молодежи. Отдельного внимания заслуживают результаты проведенного исследования, в котором приняли участие 250 студентов г. Иркутска. В ходе исследования автором приходит к выводу, что влияние социальных медиа на самооценку студенческой молодёжи является динамичным и многообразным. Статья хорошо структурирована, написана четким и научным языком. Материал статьи имеет ярко выраженную авторскую линию. Статья содержит ряд выводов, представляющих практический интерес. Текст завершенный, логичный, целостный и обоснованный. Статья соответствует всем предъявляемым требованиям к работам такого рода и может быть рекомендована к публикации.

27.11.2024, 15:37 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Данная статья полностью отвечает требованиям: актуальности, научности, новизны представленного материала. Рекомендуется к опубликованию.

28.11.2024, 11:07 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Фалеевой Е.Н. выражает обращенность молодежи к сведениям, выражаемым в Интернете. Но, если говорить о недостатках работы, то придется указать неясность в посещаемости молодежью библиотек и работе их с бумажными информаторами. Действия с электронными осведомителями обязывают располагать компьютером, платить за использование Интернета,но это особая финансовая нагрузка. Обо всем этом не мешало бы оговорить.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх