Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Иркутский государственный университет путей сообщения»
Факультет «Системы обеспечения транспорта»
Гузик М. В., доцент кафедры, Иркутский государственный университет путей сообщения
УДК.316.62
Актуальность: проблема цифровой зависимости приобретает всё большую остроту в контексте стремительного развития информационных технологий и повсеместного распространения социальных сетей. Студенческий возраст, период интенсивного психосоциального развития и формирования личности, особенно уязвим перед воздействием цифровых платформ. Изменение восприятия времени и пространства под влиянием социальных сетей оказывает существенное влияние на учебный процесс, социальную адаптацию и общее благополучие студентов. Отсутствие адекватного понимания этих процессов и недостаток научно-обоснованных рекомендаций по профилактике и коррекции цифровой зависимости создают серьезные риски для психического и физического здоровья молодежи, а также для эффективности системы образования.
Целью данной статьи является анализ влияния активного использования социальных сетей на самооценку у студентов
Научная новизна статьи заключается в комплексном подходе к изучению проблемы цифровой зависимости у студентов, сочетающем анализ влияния социальных сетей на самооценку молодежи.
В современном мире социальные медиа стали неотъемлемой частью повседневной жизни, особенно среди молодежи. Социальные сети и мессенджеры предоставляют пользователям возможность обмениваться информацией, выражать свои мысли и эмоции, а также взаимодействовать с другими людьми на глобальном уровне [1, с. 356]. Однако с ростом популярности социальных медиа возникает множество вопросов о их влиянии на психическое здоровье, особенно на самооценку студенческой молодежи.
Актуальность исследования влияния социальных медиа на самооценку студентов обусловлена несколькими факторами:
1. Психологическое здоровье. В условиях постоянного сравнения с идеализированными образами, представленными в социальных сетях, студенты могут испытывать давление, что негативно сказывается на их самооценке и общем психоэмоциональном состоянии.
2. Формирование идентичности. Период студенчества является ключевым этапом формирования личной идентичности. Социальные медиа играют значительную роль в этом процессе, влияя на восприятие себя и своих достижений.
3. Адаптация к новым условиям: Студенты часто сталкиваются с новыми социальными и академическими вызовами. В таких условиях влияние социальных медиа может как поддерживать, так и подрывать уверенность в себе.
4. Необходимость исследований. Несмотря на растущее количество исследований в этой области, многие аспекты влияния социальных медиа на самооценку молодежи остаются недостаточно изученными. Это создает потребность в более глубоких исследованиях, которые помогут понять, как именно социальные медиа влияют на психоэмоциональное состояние студентов.
Изучение влияния социальных медиа на самооценку студенческой молодежи является важной задачей для психологов, педагогов и социологов, так как это поможет разработать стратегии поддержки и улучшения психического здоровья молодежи в условиях цифровой эпохи.
Самооценка — это субъективная оценка человеком собственных качеств, способностей и ценности. Она формируется на основе личного опыта, социальных взаимодействий и внешних оценок. Самооценка может быть высокой, низкой или адекватной, что влияет на поведение и эмоциональное состояние человека. Необходимо более подробно рассмотреть роль самооценки в жизни молодёжи [2, с. 73]. Во-первых, она играет важную роль в формировании идентичности. Молодые люди активно ищут своё место в обществе и строят свою идентичность. Во-вторых, молодёжь с высокой самооценкой чаще устанавливает здоровые отношения с окружающими, легче общается и проявляет инициативу, а низкая самооценка может приводить к социальной изоляции и трудностям в общении. Также самооценка влияет на мотивацию к учёбе и успехи в учебе. Студенты с адекватной самооценкой более уверены в своих силах и готовы принимать вызовы. Молодые люди с адекватной самооценкой лучше справляются с неудачами и стрессом, так как верят в свои способности и возможности. Так же самооценка помогает молодым людям определять свои жизненные цели и ценности, что важно для их дальнейшего развития и самореализации.
Таким образом, самооценка является важным аспектом жизни студенческой молодёжи, влияя на их эмоциональное состояние, социальные связи и успехи в различных сферах.
Социальные сети играют важную роль в коммуникации и связи, обеспечивая студентам удобный и доступный способ общения с друзьями, семьей и однокурсниками, независимо от их местоположения [3, с. 123]. Студенты имеют возможность создавать онлайн-сообщества, вступая в группы по интересам и общаясь с людьми, разделяющими их увлечения и ценности. Эти платформы также служат удобным инструментом для обмена информацией, включая объявления, новости и обсуждения учебных и других тем.
С точки зрения информационного и образовательного аспекта, социальные сети предоставляют доступ к разнообразной информации, включая новости, образовательный контент и ресурсы для учебы и профессионального развития. Многие студенты используют их для поиска работы, стажировок и подработок, а также используют специализированные образовательные платформы, которые интегрируют социальные медиа для взаимодействия между студентами и преподавателями.
Социальные сети также стали источником развлечений, включая видео, музыку, игры и мемы, обеспечивая студентам возможность самовыражения. Они могут делиться своими мыслями, опытом и творчеством, а также развивать личный бренд, продвигая свои интересы и проекты. Кроме того, социальные сети способствуют социальному взаимодействию, создавая возможности для виртуального общения и знакомства с новыми людьми. Студенты находят сообщества, где их поддерживают и принимают, и могут выстраивать сеть контактов, которая окажется полезной в будущем.
Социальные медиа предлагают студентам широкий спектр возможностей для коммуникации, получения информации, развлечений, самовыражения и социального взаимодействия, что делает их крайне популярными среди этой целевой аудитории.
Результаты проведенного опроса предоставили интересные инсайты о времени, проведенном пользователями в социальных сетях, их предпочтениях в выборе платформ и влиянии этих медиа на общее настроение и мотивацию.
Исследование, направленное на анализ влияния социальных медиа на самооценку студентов, было проведено среди студентов вузов города Иркутска. На основании квотной выборки было опрошено 250 человек в возрасте от 18 до 25 лет, опрос проводился в период с 21 по 31 октября 2024г.
Первый вопрос касался времени, которое респонденты проводят в социальных сетях. Результаты опроса показали, что респонденты проводят значительную часть времени в социальных сетях. 34,5% участников опроса проводит более 5 часов в день на этих платформах. Далее также является популярным ответом 3-5 часов в день, что составило 27,6%, только 17,2% ограничиваются менее чем одним часом проведения времени в социальных медиа.
Что касается предпочтений в социальных сетях, результаты показали, что наиболее популярной платформой у респондентов является VK (41,1%) и Telegram (44,8%). На наш взгляд, популярность Telegram может свидетельствовать о возросшей популярности мессенджеров, используемых для социальных интеракций, для обмена информацией и создания сообществ. В то время, как популярный сейчас TikТok используют 24,1% от всех респондентов.
На вопрос о влиянии социальных медиа на эмоциональное состояние пользователей более половины студентов 55,2% отметили, что оно положительно сказывается на их настроении, вызванном общением с близкими по духу людьми. Однако, в то же время, 17,2% опрошенных сообщили о негативном влиянии, связанное с раздражением в процессе общения.
Также студентам были заданы вопросы о сравнении себя с другими пользователями. Примечательно, что 31% участников заявили, что никогда не проводят такие сравнения, в то время как 17,2% делают это часто, только 27,6% респондентов иногда этим занимаются. Эти данные могут указывать на наличие как здоровой самооценки, так и потенциального риска для психического здоровья у тех, кто склонен часто сравнивать себя с другими.
Отвечая на вопрос о влиянии новостей из социальных сетей на настроение, 41,4% респондентов указали, что новости могут негативно повлиять на их эмоциональное состояние и только 20,7% ответили, что это не влияет на их настроение.
На вопрос о важности лайков и комментариев, 27,6% участников считают, что им очень важно получать обратную связь и моральную поддержку, безразличными к этому всего 17,2% студентов, в то время как значительная доля 31% вообще не публикует посты, то есть не для всех важно признание в интернете.
Студентам было предложено ответить на вопрос: «Влияют ли истории успеха других людей в социальных сетях на вашу мотивацию и стремление к достижениям?». 41,4% участников сообщили, что успехи других напрямую влияют на их мотивацию, в то время как 34,5% считают это всего лишь «картинкой для привлечения внимания».
Результаты опроса свидетельствуют о том, что социальные сети оказывают значительное влияние на настроение и мотивацию опрошенных студентов. Во-первых, стоит отметить, что социальные медиа предоставляют студентам платформу для самовыражения и взаимодействия с окружающими. Это может способствовать повышению самооценки, когда молодые люди получают положительные отзывы и поддержку от своих сверстников. Однако, с другой стороны, постоянное сравнение себя с идеализированными образами жизни и внешности, представленными в социальных сетях, может привести к негативным последствиям. Это показывает, что такие сравнения часто приводят к снижению уровня самооценки и возникновению чувства неполноценности. В условиях повышенного стресса и давления со стороны сверстников, которые могут проявляться через комментарии и оценки, студенты нередко испытывают трудности с формированием адекватной самооценки.
Кроме того, следует учитывать и положительные аспекты использования социальных медиа. Платформы могут служить источником информации, поддержки и вдохновения. Студенты могут находить единомышленников, делиться своими достижениями и получать признание за свои усилия. Это может способствовать развитию уверенности в себе и повышению уровня самооценки.
При анализе данной проблемы необходимо учитывать индивидуальные различия среди студентов. Некоторые студенты более устойчивы к влиянию социальных медиа, в то время как другие могут быть более уязвимыми. Такие факторы как личностные характеристики, уровень социальной поддержки и предшествующий опыт использования технологий, играют важную роль в том, как студенты воспринимают информацию из социальных медиа.
Несмотря на положительные аспекты, связанные с общением и доступом к информации, частое сравнение себя с другими, негативные комментарии и иллюзия успеха могут негативно сказываться на эмоциональном состоянии.
Таким образом, влияние социальных медиа на самооценку студенческой молодёжи является динамичным и многообразным. Важно не только учитывать негативные аспекты, но и использовать потенциал социальных сетей для развития самооценки и достижения личных целей. Ключевым фактором в этом процессе является формирование критического мышления и здорового подхода к использованию социальных сетей.
Рецензии:
27.11.2024, 12:17 Барабанов Родион Евгеньевич
Рецензия: Статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме. Носит достаточно развернутый характер. Убедительно демонстрирует нынешнее состояние молодежной среды. Выводы обоснованы. Рекомендуется к публикации.
27.11.2024, 15:19 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Представленная на рецензию тема статьи является актуальной и значимой на современном этапе развития общества.
Целью данной статьи является анализ влияния активного использования социальных сетей на самооценку у студентов
Научная новизна статьи заключается в комплексном подходе к изучению проблемы цифровой зависимости у студентов, сочетающем анализ влияния социальных сетей на самооценку молодежи.
Отдельного внимания заслуживают результаты проведенного исследования, в котором приняли участие 250 студентов г. Иркутска.
В ходе исследования автором приходит к выводу, что влияние социальных медиа на самооценку студенческой молодёжи является динамичным и многообразным.
Статья хорошо структурирована, написана четким и научным языком. Материал статьи имеет ярко выраженную авторскую линию. Статья содержит ряд выводов, представляющих практический интерес.
Текст завершенный, логичный, целостный и обоснованный. Статья соответствует всем предъявляемым требованиям к работам такого рода и может быть рекомендована к публикации.
27.11.2024, 15:37 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Данная статья полностью отвечает требованиям: актуальности, научности, новизны представленного материала. Рекомендуется к опубликованию.
28.11.2024, 11:07 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Фалеевой Е.Н. выражает обращенность молодежи к сведениям, выражаемым в Интернете. Но, если говорить о недостатках работы, то придется указать неясность в посещаемости молодежью библиотек и работе их с бумажными информаторами. Действия с электронными осведомителями обязывают располагать компьютером, платить за использование Интернета,но это особая финансовая нагрузка. Обо всем этом не мешало бы оговорить.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий