Академия управления при Президенте Республики Беларусь
магистрант
Герасенко Владимир Петрович, доктор экономических наук, профессор, Академия управления при Президенте Республики Беларусь
УДК 330.322.5
Введение. Инвестиционная деятельность является неотъемлемой частью государства. Она направлена на увеличение капитала, создание новых предприятий, развитие существующих, модернизацию производства и повышение его эффективности. Эффективность инвестиционной деятельности является важным показателем, характеризующим ее результативность. Она позволяет оценить, в какой степени инвестиционные вложения соответствуют поставленным целям и приносят ожидаемый экономический эффект.
Актуальность. В условиях современной экономической нестабильности, вызванной внешними и внутренними факторами, эффективность управления инвестиционной деятельностью становится критическим условием достижения стратегических целей развития регионов, включая Минскую область. Выявление факторов, влияющих на результативность вложений, и устранение диспропорций становится приоритетными задачами. Анализ структуры инвестиций и разработка рекомендаций по повышению их эффективности помогут укрепить региональный инвестиционный потенциал и обеспечить сбалансированное развитие экономики.
Цель исследования. Дать оценку эффективности управления инвестиционной деятельностью Минской области.
Научная новизна. Проведен комплексный анализ оценки инвестиционной деятельности Минской области с использованием мультипликатора инвестиций для выявления региональных особенностей и динамики влияния инвестиций на экономический рост.
Основная часть. С целью обеспечения стабильности в обществе и роста благосостояния граждан в каждом регионе необходима постоянная активизация инвестиционной деятельности. При этом. позитивные сдвиги в региональной экономике происходят лишь тогда, когда рост инвестиций приводит к адекватному росту валового регионального продукта (ВРП).
Инвестиции играют ключевую роль в развитии государства, особенно когда основные фонды изношены или нуждаются в модернизации. Инвестиции становятся генератором развития государства. Каждый инвестированный рубль влияет на ВВП, а это непосредственно связанно с концепцией мультипликатора. Мультипликатор – это коэффициент, который показывает, насколько увеличивается общий доход (например, ВРП) при увеличении какого-либо экономического показателя (например, инвестиций) [1, с. 323].
Формула для расчета мультипликатора инвестиций следующая:
K = ∆BRP/∆I,
где К – мультипликатор инвестиций;
ΔВRP – прирост валового регионального продукта;
Δ𝐼 – прирост инвестиций.
Эффект мультипликатора заключается в том, что прирост инвестиций вызывает, как правило, более значительный прирост валового продукта. Данный метод может использоваться для долгосрочного прогнозирования валового регионального продукта при задаваемом объеме инвестиций в основной капитал.
На первом этапе исследования произведем расчет коэффициентов прироста валового регионального продукта в областях. Результаты расчетов отражены в таблице 1.
Таблица 1. Валовой региональный продукт в текущих ценах по территории областей Республики Беларусь (млн руб.)
|
Год |
Коэффициент прироста по годам |
||||||||||
Территория |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
||||||
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
||||||||
Брестская область |
11520,5 |
12640,0 |
14374,7 |
18635,4 |
22308,2 |
24403,0 |
1,097 |
1,137 |
1,296 |
1,197 |
1,094 |
|
Витебская область |
9073,5 |
9940,2 |
11709,1 |
14800,3 |
16883,4 |
19696,6 |
1,096 |
1,178 |
1,264 |
1,141 |
1,167 |
|
Гомельская область |
12304,3 |
13355,4 |
15099,4 |
21268,1 |
22415,7 |
25552,0 |
1,085 |
1,131 |
1,409 |
1,054 |
1,140 |
|
Гродненская область |
10070,3 |
10900,4 |
12274,3 |
18300,1 |
20306,8 |
23441,0 |
1,082 |
1,126 |
1,491 |
1,110 |
1,154 |
|
г. Минск |
32976,1 |
36905,9 |
41079,8 |
56921,3 |
59995,2 |
65484,2 |
1,119 |
1,113 |
1,386 |
1,054 |
1,091 |
|
Минская область |
18055,9 |
20962,7 |
22718,6 |
33801,8 |
36639,4 |
41045,2 |
1,161 |
1,084 |
1,488 |
1,084 |
1,120 |
|
Могилевская область |
8458,7 |
8905,2 |
9963,6 |
13152,2 |
15192,4 |
16478,3 |
1,053 |
1,119 |
1,320 |
1,155 |
1,085 |
Примечание – Источник. Расчетные данные на основе [2].
Далее на основании имеющихся данных об объеме инвестиций в основной капитал рассчитаем коэффициент прироста инвестиций в основной капитал по каждому из регионов Республики Беларусь. Результаты расчета приведены в таблице 2.
Таблица 2. Инвестиции в основной капитал в текущих ценах по территории областей Республики Беларусь (млн руб.)
Территория |
Год |
Коэффициент прироста по годам |
||||||||||
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
|||||||
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
||||||||
Брестская область |
2806,8 |
3225,2 |
3329,7 |
3870,6 |
3915,5 |
5547,0 |
1,149 |
1,032 |
1,162 |
1,012 |
1,417 |
|
Витебская область |
2265,6 |
2608,9 |
2874,0 |
3007,7 |
2504,6 |
3250,5 |
1,152 |
1,102 |
1,047 |
0,833 |
1,298 |
|
Гомельская область |
3358,8 |
4176,1 |
4251,5 |
4314,2 |
3945,7 |
4717,6 |
1,243 |
1,018 |
1,015 |
0,915 |
1,196 |
|
Гродненская область |
4054,0 |
3977,5 |
3622,3 |
3610,6 |
3470,3 |
4131,7 |
0,981 |
0,911 |
0,997 |
0,961 |
1,191 |
|
г. Минск |
5190,1 |
5728,5 |
5716,7 |
6257,5 |
5652,1 |
7534,4 |
1,104 |
0,998 |
1,095 |
0,903 |
1,333 |
|
Минская область |
5604,8 |
7004,6 |
7780,5 |
7690,7 |
6745,6 |
9288,3 |
1,250 |
1,111 |
0,988 |
0,877 |
1,377 |
|
Могилевская область |
1712,6 |
2040,0 |
2044,5 |
2265,6 |
2217,6 |
2906,7 |
1,191 |
1,002 |
1,108 |
0,979 |
1,311 |
Примечание – Источник. Расчетные данные на основе [3].
Проведенные расчеты коэффициентов прироста валового регионального продукта и коэффициента прироста объема инвестиций в основной капитал позволяют рассчитать мультипликатор инвестиций. Результаты расчета приведены в таблице 3.
Таблица 3 – Мультипликатор инвестиций регионов Республики Беларусь в период с 2019 по 2023 годы.
Территория |
Год |
||||
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
|
Брестская область |
0,955 |
1,102 |
1,115 |
1,183 |
0,772 |
Витебская область |
0,951 |
1,069 |
1,208 |
1,370 |
0,899 |
Гомельская область |
0,873 |
1,111 |
1,388 |
1,152 |
0,953 |
Гродненская область |
1,103 |
1,236 |
1,496 |
1,155 |
0,970 |
г. Минск |
1,014 |
1,115 |
1,266 |
1,167 |
0,819 |
Минская область |
0,929 |
0,976 |
1,505 |
1,236 |
0,814 |
Могилевская область |
0,884 |
1,116 |
1,191 |
1,180 |
0,828 |
Примечание – Источник. Расчетные данные.
Анализируя полученные данные мультипликатора инвестиций в основной капитал, следует отметить что устойчивого мультипликативного эффекта в регионах Республики Беларусь не наблюдается. По Минской области в 2023 году отмечается значительное ухудшение. Это можно заметить на графике, отображаемом данные мультипликатора (рисунок 1).
Примечание –Источник. Собственная разработка на основе [2,3].
В целом можно резюмировать несбалансированное региональное развитие инвестиционной деятельности и резкое ухудшение эффективности инвестиционной деятельности в 2023 году. По годам регионы Республики Беларусь развиваются достаточно гармонично, не отмечается резкого дисбаланса по опережающему развитию отдельной области. В то же время существует очень большой резерв для повышения эффективности инвестиционной деятельности как в Минском, так и в остальных регионах Республики Беларусь.
Рассматривая отдельно мультипликатор инвестиций Минской области, отметим, что позитивное значение данный показатель имел только в 2021 и 2022 годах. В 2023 году отмечается наихудшее значение за анализируемую пятилетку, Минский регион занял предпоследнее шестое место среди областей Республики.
В условиях волатильности внешнеэкономической ситуации, которая затронула Беларусь и её регионы в последние годы, особенно важен анализ предпосылок, оказавших влияние на снижение ключевого параметра эффективности инвестиционной деятельности Минской области, включая распределение средств по технологическим направлениям, структуре собственности, видам экономической деятельности и источникам финансирования.
Для выявления причин, повлекших существенное ухудшение эффективности управления инвестиционной деятельностью в Минской области, предлагается детально проанализировать динамику и уровень инвестиционной деятельности Минской области в обозначенном временном периоде, рассмотреть финансово-экономические характеристики организаций области, а также проанализировать территориальное распределение инвестиций среди районов Минской области с целью выявления тенденций и закономерностей.
В 2023 году насчитывалось 119 убыточных организаций (10,9% от общего числа), а их совокупные убытки увеличились в 3,7 раза, что подчеркивает необходимость усиления финансовой поддержки и управления.
Технологическая структура инвестиций изменилась в пользу машин, оборудования и транспортных средств, доля которых в 2023 году составила 42,1% (рост на 54% к 2022 году). Вложения в строительно-монтажные работы остались на уровне 47,3%, что ниже показателя 2020 года (51,3%), но на 12,7% выше уровня 2022 года (таблица 4). Это свидетельствует о комплексном подходе к обновлению производственных мощностей, модернизации оборудования и строительству.
Показатель |
Год |
Темп роста, % |
||||||
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
|||||
2021 / 2020 |
2022 / 2021 |
2023 /2022 |
||||||
ВРП (в текущих ценах) |
22 718,6 |
33 801,8 |
36 639,4 |
41 045,2 |
148,8% |
108,4% |
112,0% |
|
Инвестиции в основной капитал в сферу производства и сферу услуг |
7780,5 |
7690,7 |
6745,6 |
9 288,3 |
89,2 |
78,3 |
125,8 |
|
Сфера производства |
4 646,0 |
4 356,6 |
3 718,9 |
5 367,8 |
83,5 |
75,6 |
132,2 |
|
Сфера услуг |
3134,5 |
3334,0 |
3026,7 |
3 920,4 |
97,9 |
83,5 |
117,8 |
|
Строительно-монтажные работы |
3 989,4 |
3 937,6 |
3 601,0 |
4 395,4 |
51,2 |
53,4 |
47,3 |
|
Машины, оборудование, транспортные средства |
2 945,7 |
2 863,8 |
2 256,3 |
3 909,4 |
37,2 |
33,4 |
42,1 |
|
Прочие работы и затраты |
845,4 |
889,3 |
888,4 |
983,5 |
11,6 |
13,2 |
10,6 |
Примечание – Источник [4].
На производственный сектор пришлось 50% всех инвестиций (5367,8 млн рублей), что свидетельствует о стремлении к модернизации и технологическому обновлению. Доля инвестиций в машины и оборудование увеличилось на 54%, что может способствовать росту мультипликативного эффекта в будущем.
По источникам финансирования основная доля инвестиций приходилась на собственные средства организаций (40,8%) и консолидированный бюджет (20,9%). Объем иностранных инвестиций существенно сократился, составив 177,8 млн рублей в 2023 году (1,9% от общего объёма) из-за санкционных ограничений и нестабильности. Эти данные отображены в таблице 5.
Таблица 5. Анализ динамики и тенденций развития инвестиций в основной капитал по источникам финансирования и формам собственности Минской области за период 2020–2023 гг. (млн руб.)
Показатель |
Год |
Темп роста, % |
||||||
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
|||||
2021 / 2020 |
2022 / 2021 |
2023 /2022 |
||||||
Средства консолидированного бюджета |
1 307,4 |
1 001,6 |
1 072,0 |
1 939,9 |
13,0 |
15,9 |
20,9 |
|
Средства внебюджетных фондов |
12,2 |
15,4 |
31,7 |
31,7 |
0,2 |
0,5 |
0,3 |
|
Собственные средства организаций |
3 176,9 |
3 399,8 |
2 997,5 |
3 786,8 |
44,2 |
44,4 |
40,8 |
|
Заемные средства других организаций |
29,3 |
17,1 |
68,5 |
111,8 |
0,2 |
1,0 |
1,2 |
|
Средства населения |
1 151,5 |
1 246,8 |
1 160,6 |
1 461,3 |
16,2 |
17,2 |
15,7 |
|
Иностранные инвестиции (без кредитов (займов) иностранных банков) |
474,9 |
329,1 |
146,6 |
177,8 |
4,3 |
2,2 |
1,9 |
|
Кредиты (займы) банков |
1 030,4 |
1 091,7 |
652,6 |
800,7 |
14,2 |
9,7 |
8,6 |
|
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
кредиты (займы) иностранных банков |
9,2 |
214,8 |
93,8 |
18,9 |
2,8 |
1,4 |
0,2 |
|
кредитов по иностранным кредитным линиям |
540,4 |
323,7 |
1,5 |
0,0 |
4,2 |
0,02 |
0,0 |
|
Прочие источники |
597,9 |
589,2 |
616,1 |
978,2 |
7,7 |
9,1 |
10,5 |
Примечание – Источник: [4].
Минский район привлек четверть всех вложений области, значительные объемы инвестиций отмечены в Солигорском, Смолевичском и Борисовском районах. Однако менее развитые районы, такие как Любанский и Узденский, испытывают трудности с привлечение средств.
По источникам финансирования основная доля инвестиций приходилась на собственные средства организаций (40,8%) и консолидированный бюджет (20,9%). Объем иностранных инвестиций существенно сократился, составив 177,8 млн рублей в 2023 году (1,9% от общего объёма) из-за санкционных ограничений и нестабильности. Данные по распределению инвестиций в основной капитал Минской области в 2020 году представлены на рисунке 2.
Примечание – Источник. Собственная разработка на основе [4].
Изменение доли инвестиций в основной капитал Минской области по формам собственности в 2023 году представлено на рисунке 3.
Примечание – Источник. Собственная разработка на основе [4].
Изменение показателей, представленных на рисунках 2 и 3 позволяют говорить о том, что рост доли капитальных вложений за счет консолидированного бюджета в условиях сокращения иностранных инвестиций подчеркивает ключевую роль государства. При этом 67,6% инвестиций в 2023 году обеспечил частный сектор, что свидетельствует о благоприятном инвестиционном климате.
В регионе реализуется инициатива «Один район - один проект», направленная на развитие каждого района через создание производства и рабочих мест, но ее эффект пока ограничен из-за временного разрыва между инвестициями и началом производственной деятельности.
В целом, несмотря на рост объемов инвестиций и диверсификацию направлений вложений, Минская область нуждается в улучшении управления инвестициями, снижения территориального дисбаланса и повышения эффективности использования капитала.
Для повышения инвестиционной активности в Минской области необходимо реализовать комплекс мер, направленных на устранение ключевых проблем и использование выявленных возможностей. Комплексное выполнение этих мер позволит Минской области укрепить инвестиционных потенциал, сократить дисбаланс между районами и повысить эффективность использования капитала, что станет основной устойчивого экономического роста.
Выводы. Анализ инвестиционной деятельности Минской области выявил ряд ключевых проблем и возможностей. Несмотря на позитивные изменения в модернизации производственного сектора и диверсификации направлений инвестирования, эффективность вложений в 2023 году значительно снизилась, особенно в Минском регионе. Основными факторами стали снижение мультипликативного эффекта, рост числа убыточных организаций и сокращение объема иностранных инвестиций. При этом наблюдается несбалансированное распределение инвестиций между районами, где менее развитые территории испытывают сложности с привлечением капитала.
Для преодоления выявленных проблем требуется активизация работы по оптимизации инвестиционной политики, включая улучшение управления инвестициями, стимулирование притока иностранного капитала и усиление финансовой поддержки убыточных организаций. Важной задачей остается сокращение территориального дисбаланса путем перераспределения ресурсов в отстающие районы. Комплексное выполнение этих мер позволит укрепить инвестиционный потенциал Минской области, повысить эффективность использования капитала и обеспечить устойчивый экономический рост.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий