Полесский государственный университет
Студент
Трусова Алина Владимировна, студент; Бухтик Марина Игоревна, кандидат экономических наук, доцент, Полесский государственный университет
УДК 338.27
Введение. Прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг) является главным показателем успешности функционирования организации. Она имеет важное значение в деятельности организации, так как способствует расширению производства, увеличения заработной платы и финансирования расходов предприятия. Поэтому эффективное управление прибылью является ключевым фактором в деятельности любой коммерческой организации.
Актуальность темы заключается в том, что планирование и прогнозирование прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг) является важной частью финансово-экономической деятельности предприятия. Данные мероприятия позволяют уменьшить неопределенность в развитии предприятия, обеспечить его стабильное положение на рынке и разработать стратегии для увеличения прибыли.
Цель исследования – спрогнозировать прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг) на следующий год с применением метода экспоненциального сглаживания.
Задачи исследования: раскрыть сущность метода экспоненциального сглаживания; провести соответствующие расчеты для прогноза прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг) ОАО «Полесье».
При выполнении работы использованы методы анализа, сравнительного анализа, табличный, графичный.
Научная новизна заключается в прогнозировании прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг) ОАО «Полесье» методом экспоненциального сглаживания.
ОАО «Полесье» специализируется на выпуске трех основных видов продукции: полушерстянной пряже, шпательной пряже, полиакрилонитрильной пряже (ПАН) и верхних трикотажных изделий. ОАО «Полесье» является единственным производителем шерстяной и полиакрилонитрильной пряжи [1].
В ходе анализа отчета о прибылях и убытках ОАО «Полесье» за 2017-2023 гг. было выявлено, что предприятие получало как прибыль, так и убыток от реализации продукции (товаров, работ, услуг).
На рисунке 1 представлена динамика прибыли (убытка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг).
Рисунок 1 – Динамика прибыли (убытка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) ОАО «Полесье» за 2017-2023 гг., тыс руб.
Примечание – Источник: собственная разработка
Исходя из данных, представленных на рисунке 1 можно увидеть, что прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг) ОАО «Полесье» в период с 2017 по 2023 год увеличилась на 2858 тыс. руб. или в 2,35 раза. Однако, на протяжении анализируемого периода организация также получала убыток от реализации продукции (товаров, работ, услуг), что по мнению авторов могло быть вызвано падением спроса на продукции в связи с COVID-19.
Для планирования прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг) в организации воспользуемся методом экспоненциального сглаживания. Суть данного метода заключается в том, что при нахождении сглаженного уровня используются только предыдущие значения ряда, которые имеют различный вес. При этом вес каждого значения уменьшается по мере удаления его от момента, для которого рассчитывается сглаженное значение уровня ряда [3].
Если для исходного временного ряда соответствующие сглаженные значения уровней обозначить через Pt, t = 1, 2, ..., n, то экспоненциальное сглаживание осуществляется по формуле:
Pt+1=(1-α)*Pt+α*xt , (1)
Где Pt+1 — прогноз значения в t-й период, тыс. руб.;
xt — фактическое значение показателя в t-й период, тыс. руб.;
α — значение параметра сглаживания.
Чтобы получить приблизительную оценку α, будем использовать формулу:
α=2/(n+1), (2)
где n — число наблюдений, входящих в интервал сглаживания.
При работе с экономическими временными рядами в практических задачах рекомендуется выбирать значение параметра сглаживания в диапазоне от 0,1 до 0,3.
Начальный параметр P0 в конкретных задачах принимается либо равным значению первого уровня ряда, либо равным среднему арифметическому нескольких первых членов ряда, например, для членов ряда x1, x2, x3, ... , xn:
P0 = (x1 + x2 + x3 + ... + xn) / n. (3)
Такой выбор порядка гарантирует хорошее соответствие между сглаженным рядом и исходным рядом на первом уровне [2, с.17-18].
В ходе прогнозирования прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг) ОАО «Полесье» авторами будет использоваться 7 временных периодов.
Произведем расчет параметра сглаживания для ОАО ”Полесье“ воспользовавшись формулой 2.
α = 2/(7+1)=0,25
Далее произведем расчет прогнозируемой прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг) в таблице 1, представленной ниже.
Год |
Прибыль (убыток) от реализации продукции (xt), тыс. руб. |
Pt, тыс. руб. |
|
1 способ |
2 способ |
||
2017 |
2103 |
2103,000 |
1489,429 |
2018 |
2231 |
2103,000 |
1642,822 |
2019 |
2569 |
2135,000 |
1789,866 |
2020 |
-2593 |
2243,500 |
1984,650 |
2021 |
-79 |
1034,375 |
840,237 |
2022 |
1234 |
756,031 |
610,428 |
2023 |
4961 |
875,523 |
766,321 |
Прогнозное значение на 2024 год |
- |
1896,892 |
1814,991 |
Прогнозное значение на 2025 год |
- |
2662,919 |
2601,493 |
Примечание – Источник: собственная разработка
Прогнозное значение прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг) в 2024 году, рассчитанное первым способ составило 1896,892 тыс. руб., вторым – 1814,991 тыс. руб., что на 81,901 тыс. руб. меньше значения полученного по результатам расчета первым способом. В 2025 году прогнозное значение прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг) рассчитанное первым способом составило 2662,919 тыс. руб., вторым – 2601,493 тыс. руб.
При использовании методов экспоненциального сглаживания небольшое количество наблюдений может дать не совсем точные результаты. Для получения наиболее точных прогнозов рекомендуется использовать 20 и более наблюдений.
По мнению авторов, увеличению прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг) ОАО «Полесье» будут способствовать следующие факторы:
- увеличение спроса на продукцию предприятия в связи с выпуском новой продукции, в следствии чего увеличится объем продаж и возрастет прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг);
- снижение себестоимости продукции, посредством оптимизации производственных процессов и использования новых, более эффективных технологий в процессе производства продукции;
- повышение цен на реализуемую предприятием продукцию;
- расширение рынков сбыта продукции.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий