ФБГОУ ВО ЛУГАНСКАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ ИМЕНИ МИХАИЛА МАТУСОВСКОГО
студент-магистрант
Берсан Юлия Леонидовна, Заслуженная артистка ЛНР, преподаватель кафедры вокала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Луганская государственная академия культуры и искусств имени Михаила Матусовского»
УДК 784.4
Введение
Народно-певческое искусство России представляет собой уникальное культурное явление, которое прошло долгий путь от традиционного устного творчества до сценической формы. Сольное народное пение, ставшее профессиональным жанром, сформировалось в начале XX века, когда русская культура переживала рост национального самосознания. Исследование народной музыки остается актуальным, учитывая её значимость для сохранения культурного наследия и формирования национальной идентичности.
Актуальность
Современное развитие народного искусства сталкивается с рядом вызовов: потерей аутентичности, упрощением формы и коммерциализацией. Несмотря на это, сохраняется интерес к народной песне благодаря таким исполнителям, как Н. Бабкина и проектам, соединяющим традиционное пение с популярными музыкальными стилями. Таким образом, исследование способов адаптации народного искусства к современности играет ключевую роль.
Цели, задачи, материалы и методы
Цель: исследовать развитие народно-певческого искусства в России, включая его современные тенденции.
Задачи:
Материалы и методы: Анализ произведений народного искусства, изучение научной литературы, сравнительный подход к традиционным и современным формам народного пения.
Научная новизна
Научная новизна исследования заключается в интеграции традиционных и современных подходов к изучению народного искусства. Выделены ключевые аспекты взаимодействия народного пения с популярными музыкальными жанрами и выявлены проблемы адаптации традиций к современным условиям.
Текст статьи
Народная песня является неотъемлемой частью русской культуры, отражая её исторический и духовный опыт. В XIX веке фольклор активно исследовался собирателями народного творчества [1, с. 10-20], а в XX веке он стал основой для творчества профессиональных композиторов [3, с. 148]. Ярким примером использования народных мотивов является творчество Н. В. Плевицкой, которая объединила традиционные техники с элементами сценического искусства.
Современные проекты, такие как Zventa Sventana и группа Shuma [5, с. 210], используют народные мотивы, адаптируя их к популярным жанрам, включая электронную музыку. Такие синтезы способствуют популяризации народного искусства среди молодёжи [2, с. 148-158], сохраняя его значимость в современных культурных условиях.
Одной из ключевых задач современного народного пения является сохранение аутентичности. Современные исполнители должны уметь адаптировать репертуар для различных аудиторий, сочетая традиционные техники с элементами театрализации [4, с. 220].
Таблица 1. Основные направления развития народного искусства в XX и XXI веках:
Этап |
Характеристика |
XX век |
Развитие профессионального сольного пения |
XXI век |
Интеграция с популярной культурой |
Заключение
Народно-певческое искусство России продолжает развиваться, сохраняя традиции и адаптируясь к современным реалиям. Творчество Н. В. Плевицкой и современных исполнителей демонстрирует возможности для популяризации фольклора среди широкой аудитории. Сохранение аутентичности в условиях культурной глобализации остается важной задачей, требующей комплексного подхода. Важно учитывать, что современные технологии и изменившиеся вкусы аудитории требуют новых подходов к сохранению и интерпретации народного искусства.
Особое значение имеют образовательные программы, направленные на популяризацию народного творчества среди молодежи. Фестивали, конкурсы и тематические концерты играют важную роль в повышении интереса к традиционной культуре. Привлечение профессиональных исполнителей и использование современных форматов подачи материала, таких как мультимедийные проекты, способствует интеграции фольклора в современное общество.
Кроме того, исследование взаимодействия народного пения с другими музыкальными жанрами открывает новые перспективы для развития этого искусства. Это позволяет не только сохранить уникальные традиции, но и обогатить их новыми смыслами, создавая мост между прошлым и будущим культурного наследия России.
Рецензии:
9.01.2025, 16:53 Каминская Елена Альбертовна
Рецензия: Статья посвящена значимым вопросам актуализации традиционного музыкального фольклора. Однако заявленная проблематика в статье не раскрыта. Текст носит обрывочный характер, требуются пояснения к каждому абзацу. В тексте есть ссылки на источники, которых нет в библиографическом списке.
"Современные проекты, такие как Zventa Sventana и группа Shuma [5, с. 210]" - в списке 4 источника. В то же время на третий источник, заявленный в библиографическом списке, нет ссылки в статье. Статья нуждается в существенной доработке
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий