Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:

Разделы: Культурология, Музыковедение
Размещена 23.12.2024. Последняя правка: 21.12.2024.
Просмотров - 72

Развитие народно-певческого искусства в России: традиции и современные тенденции

Петренко София Александровна

ФБГОУ ВО ЛУГАНСКАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ ИМЕНИ МИХАИЛА МАТУСОВСКОГО

студент-магистрант

Берсан Юлия Леонидовна, Заслуженная артистка ЛНР, преподаватель кафедры вокала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Луганская государственная академия культуры и искусств имени Михаила Матусовского»


Аннотация:
Исследование посвящено анализу развития народно-певческого искусства в России. В статье изучается творческое наследие Н. В. Плевицкой и его связь с современными тенденциями в народной музыке, включая деятельность Н. Бабкиной, Zventa Sventana и группы Shuma. Рассматриваются исторические и современные аспекты, включая синтез народного пения с популярными жанрами. Также выделяются проблемы сохранения традиций и адаптации их к сценическому исполнению в современных условиях.


Abstract:
The study analyzes the development of Russian folk singing art. The article explores the creative legacy of N. V. Plevitskaya and its connection with modern trends in folk music, including the works of N. Babkina, Zventa Sventana, and the band Shuma. Historical and contemporary aspects are examined, including the synthesis of folk singing with popular genres. Challenges of preserving traditions and adapting them to modern stage performances are also highlighted.


Ключевые слова:
народное песенное искусство; сольное пение; фольклоризм; Н. В. Плевицкая; Zventa Sventana; популяризация

Keywords:
folk singing art; solo singing; folklorism; N. V. Plevitskaya; Zventa Sventana; popularization


УДК 784.4

Введение

Народно-певческое искусство России представляет собой уникальное культурное явление, которое прошло долгий путь от традиционного устного творчества до сценической формы. Сольное народное пение, ставшее профессиональным жанром, сформировалось в начале XX века, когда русская культура переживала рост национального самосознания. Исследование народной музыки остается актуальным, учитывая её значимость для сохранения культурного наследия и формирования национальной идентичности.

Актуальность

Современное развитие народного искусства сталкивается с рядом вызовов: потерей аутентичности, упрощением формы и коммерциализацией. Несмотря на это, сохраняется интерес к народной песне благодаря таким исполнителям, как Н. Бабкина и проектам, соединяющим традиционное пение с популярными музыкальными стилями. Таким образом, исследование способов адаптации народного искусства к современности играет ключевую роль.

Цели, задачи, материалы и методы

Цель: исследовать развитие народно-певческого искусства в России, включая его современные тенденции.

Задачи:

  1. Проанализировать исторические этапы становления сольного народного пения.
  2. Исследовать творческое наследие Н. В. Плевицкой.
  3. Рассмотреть проблемы и перспективы сохранения аутентичности в современных условиях.

Материалы и методы: Анализ произведений народного искусства, изучение научной литературы, сравнительный подход к традиционным и современным формам народного пения.

Научная новизна

Научная новизна исследования заключается в интеграции традиционных и современных подходов к изучению народного искусства. Выделены ключевые аспекты взаимодействия народного пения с популярными музыкальными жанрами и выявлены проблемы адаптации традиций к современным условиям.

Текст статьи

Народная песня является неотъемлемой частью русской культуры, отражая её исторический и духовный опыт. В XIX веке фольклор активно исследовался собирателями народного творчества [1, с. 10-20], а в XX веке он стал основой для творчества профессиональных композиторов [3, с. 148]. Ярким примером использования народных мотивов является творчество Н. В. Плевицкой, которая объединила традиционные техники с элементами сценического искусства.

Современные проекты, такие как Zventa Sventana и группа Shuma [5, с. 210], используют народные мотивы, адаптируя их к популярным жанрам, включая электронную музыку. Такие синтезы способствуют популяризации народного искусства среди молодёжи [2, с. 148-158], сохраняя его значимость в современных культурных условиях.

Одной из ключевых задач современного народного пения является сохранение аутентичности. Современные исполнители должны уметь адаптировать репертуар для различных аудиторий, сочетая традиционные техники с элементами театрализации [4, с. 220].

Таблица 1. Основные направления развития народного искусства в XX и XXI веках:

Этап

Характеристика

XX век

Развитие профессионального сольного пения

XXI век

Интеграция с популярной культурой

Заключение

Народно-певческое искусство России продолжает развиваться, сохраняя традиции и адаптируясь к современным реалиям. Творчество Н. В. Плевицкой и современных исполнителей демонстрирует возможности для популяризации фольклора среди широкой аудитории. Сохранение аутентичности в условиях культурной глобализации остается важной задачей, требующей комплексного подхода. Важно учитывать, что современные технологии и изменившиеся вкусы аудитории требуют новых подходов к сохранению и интерпретации народного искусства.

Особое значение имеют образовательные программы, направленные на популяризацию народного творчества среди молодежи. Фестивали, конкурсы и тематические концерты играют важную роль в повышении интереса к традиционной культуре. Привлечение профессиональных исполнителей и использование современных форматов подачи материала, таких как мультимедийные проекты, способствует интеграции фольклора в современное общество.

Кроме того, исследование взаимодействия народного пения с другими музыкальными жанрами открывает новые перспективы для развития этого искусства. Это позволяет не только сохранить уникальные традиции, но и обогатить их новыми смыслами, создавая мост между прошлым и будущим культурного наследия России.

Библиографический список:

1. Иванова Л. П. Типология фольклоризма в русской музыке XX века // Вопросы музыкознания. 2003. № 5. С. 10-20.
2. Полевой Б. С. Искусство народной песни: традиции и современность. – М.: Музыка, 1995. 300 с.
3. Федотов Ю. В. Методы и модели построения эмпирических производственных функций / Ю. В. Федотов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. 220 с.
4. Шумилов В. П. Народное искусство в современной России. – Екатеринбург: Уралпресс, 2010. 210 с.




Рецензии:

9.01.2025, 16:53 Каминская Елена Альбертовна
Рецензия: Статья посвящена значимым вопросам актуализации традиционного музыкального фольклора. Однако заявленная проблематика в статье не раскрыта. Текст носит обрывочный характер, требуются пояснения к каждому абзацу. В тексте есть ссылки на источники, которых нет в библиографическом списке. "Современные проекты, такие как Zventa Sventana и группа Shuma [5, с. 210]" - в списке 4 источника. В то же время на третий источник, заявленный в библиографическом списке, нет ссылки в статье. Статья нуждается в существенной доработке



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх