Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 20.12.2024. Последняя правка: 18.12.2024.
Просмотров - 321

Анализ эффективности управления затратами и мероприятия по их снижению в Могилевском филиале Троллейбусный парк №1 ОАО ”Могилевоблавтотранс“

Трусова Алина Владимировна

Полесский государственный университет

студент

Голикова Анна Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент, Полесский государственный университет


Аннотация:
В статье проводится анализ эффективности управления затратами, определяются проблемы действующей системы управления затратами на предприятии и разрабатываются мероприятия по снижению затрат в Могилевском филиале Троллейбусный парк №1 ОАО ”Могилевоблавтотранс“.


Abstract:
The article analyzes the effectiveness of cost management, identifies the problems of the current cost management system at the enterprise and develops cost reduction measures in the Mogilev branch Trolleybus Park No. 1 of JSC Mogilevoblavtotrans.


Ключевые слова:
материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизационные отчисления; прочие затраты

Keywords:
material costs; labor costs; social contributions; depreciation charges; other costs


УДК 338.27

Введение: Анализ затрат помогает оценить эффективность использования всех ресурсов предприятия, выявить резервы снижения затрат на производстве, собрать информацию для подготовки планов и принятия рациональных управленческих решений в области затрат. По результатам анализа наглядно можно увидеть, как распределяются затраты по статьям затрат, определить рисковые области и проблемы, которые необходимо учитывать при проведении профилактической работы по их предупреждению, снижению и затем устранению.

Актуальность: Актуальность темы состоит в том, что современные условия рыночной конкуренции и быстрое изменение экономической ситуации требуют от коммерческих организаций постоянного проявления своих управленческих практик, в том числе и в области управления затратами. Поэтому разработка и внедрение мероприятий по снижению затрат является важным направлением деятельности любой коммерческой организации.

Целью работы является оценка эффективности управления затратами на Могилевском филиале Троллейбусный парк №1 ОАО ”Могилевоблавтотранс“ и разработка мероприятий по снижению затрат.

Задачи:

— провести анализ системы управления затратами в Могилевском филиале Троллейбусный парк № 1 ОАО ”Могилевоблавтотранс“;

—разработать мероприятия по снижению затрат на предприятии.

Научная новизна заключается в разработке мероприятий по снижению затрат на предприятии, реализация которых позволит снизить затраты предприятия на производство и реализацию продукции на 2059 тыс. руб.

Основная часть:

Основной целью анализа управления затратами является обеспечение экономного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также максимизация отдачи от них [1, с. 11].

Одним из способов управления затратами предприятия является их планирование. Могилевский филиал Троллейбусный парк № 1 ОАО ”Могилевоблавтотранс“ самостоятельно не разрабатывает планы по снижению затрат. Однако для их управления предприятие использует целевые показатели социально-экономического развития, которые ОАО ”Могилевоблавтотранс“ разрабатывает для своего филиала на предстоящий год.

В таблице 1 представлены плановые и фактические значения общей суммы затрат предприятия за период с 2021-го по 2023-й год, а также показатели, отражающие выполнение плановых показателей за анализируемый период.

Таблица 1 — Плановые и фактические значения общей суммы затрат Могилевского филиала Троллейбусный парк № 1 ОАО ”Могилевоблавтотранс“ за 2021–2023 гг.

Наименование показателя
2021
2022
2023
Плановое значение затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), тыс. руб.
12966
14519
16553
Фактическое значение затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), тыс. руб.
14984
17065
18931
Абсолютное отклонение фактических затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) от планового значения, тыс. руб.
2018
2546
2378
Процент недовыполнения плана по снижению затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), %
15,56
17,54
14,37
Плановое задание по снижению затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), %
-
-3,1
-3,0

Примечание — Источник: собственная разработка

Изучив данные таблицы 1, можно сделать вывод, что организация не выполняет свой план по снижению затрат в течении анализируемого периода времени.  Так, в 2021 году Могилевский филиал Троллейбусный парк № 1 ОАО ”Могилевоблавтотранс“ превысил плановое значение затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг на 2018 тыс. руб. В 2022-м году предприятие превысило плановое значение показателя на 17,54%, а в 2023-м году на 2378 тыс. руб.

Еще одним способом, позволяющим оценить эффективность управления затратами на предприятии, является анализ затрат на один рубль произведенной продукции.

В таблице 2 представлен расчет затрат на 1 рубль произведенной продукции за период с 2021 по 2023 годы.

Таблица 2 — Динамика затрат на 1 рубль произведенной продукции Могилевского филиала Троллейбусный парк № 1 ОАО ”Могилевоблавтотранс“ за 2021–2023 гг.

Статьи затрат

2021

2022

 

2023

 

Абсолютное отклонение

Темпы роста
(снижения), %

2022 к 2021

2023 к 2022

2022

к

2021

2023

 к

2022

1.Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг), тыс. руб.

14984

17065

18931

2081

1866

113,89

110,93

1.1. Материальные затраты, тыс. руб.

4018

4038

4256

20

218

100,50

105,40

1.2. Затраты на оплату труда, тыс. руб.

6326

7751

8744

1425

993

122,53

112,81

1.3. Отчисления на социальные нужды, тыс. руб.

2279

2727

3064

448

337

119,66

112,36

1.4. Амортизационные отчисления, тыс. руб.

1607

1666

1763

59

97

103,67

105,82

1.5. Прочие затраты, тыс. руб.

754

883

1104

129

221

117,11

125,03

2. Объем производства продукции (работ, услуг) в отпускных ценах, тыс. руб.

13953

15557

18021

1604

2464

111,50

115,84

3. Затраты на 1 руб. произведенной продукции, руб.

1,08

1,1

1,06

0,02

-0,04

101,85

96,36

3.1. Материалоемкость продукции, руб.

0,29

0,26

0,24

-0,03

-0,02

90,14

90,99

3.2. Трудоемкость продукции, руб.

0,62

0,67

0,66

0,05

-0,01

109,21

97,28

3.3. Амортизация на 1 руб. произведенной продукции, руб. 

0,12

0,11

0,10

-0,01

-0,01

92,98

91,35

3.4. Прочие затраты на 1 руб. произведенной продукции, руб.

0,05

0,06

0,06

0,01

0

105,03

100

Примечание — Источник: собственная разработка

Как видно из данных таблицы 2, общая сумма затрат на 1 руб. продукции в 2022-м году возросла по сравнению с показателем 2021 года из-за увеличения трудоемкости продукции на 0,06 руб., или на 9,21%, и величины прочих затрат на 1 руб. произведенной продукции на 5,03% или на 0,01 руб. Однако имело место снижение материалоемкости продукции на 0,03 руб. или на 9,86% и уменьшение амортизации на 1 руб. произведенной продукции на 7,02%.

В 2023 году по сравнению с показателем прошлого года общая сумма затрат на 1 руб. продукции снизилась на 0,04 руб. или на 3,64%. Данное уменьшение обусловлено снижением материалоемкости продукции на 9,01%, снижением трудоёмкости продукции на 0,01 руб. или на 2,72%, уменьшения амортизации на 1 руб. произведенной продукции, значение прочих затрат на 1 руб. произведенной продукции осталось без изменений.

Таким образом, изучив таблицу 2, следует отметить, что руководству предприятия следует изыскивать резервы оптимизации себестоимости по снижению материальных затрат, затрат на оплату труда, амортизационных отчислений и прочих затрат предприятия.

Для уменьшения трудоемкости услуг анализируемого предприятия нами предлагается установить в салонах троллейбусов и электробусов валидаторы для осуществления оплаты за проезд бесконтактным способом с помощью банковских платежных карт или мобильных платежных приложений.

Предложенное решение позволит сократить штат кондукторов на предприятии, которые реализуют проездные билеты в салонах транспортных средств.

Кроме того, валидаторы будут автоматически регистрировать данные о количестве пассажиров и сумме, поступающей за проезд, что облегчит учет доходовМогилевского филиала Троллейбусный парк № 1 ОАО ”Могилевоблавтотранс“. Таким образом, внедрение данного мероприятия позволит сократить затраты не только на оплату труда, но и отчисления на социальное страхование, а также улучшит действующую систему управления затратами на предприятии.

Произведем расчёт экономической эффективности данного мероприятия.

Для начала определим общую сумму затрат на установку валидаторов в салонах троллейбусов и электробусов. Стоимость доставки и установки одного валидатора составляет 2067,18 руб.[2].

В таблице 3, представленной ниже, рассчитаем первоначальную сумму затрат на установку валидаторов на предприятии. 

Таблица 3 —Первоначальная сумма затрат на установку валидаторов в троллейбусах и электробусах в Могилевском филиале Троллейбусный парк № 1 ОАО ”Могилевоблавтотранс“

Стоимость установки и доставки одного валидатора, руб.

Стоимость обслуживания одного валидатора, руб/мес

Количество валидаторов в одном троллейбусе / электробусе, шт.

Количество троллейбусов и электробусов на предприятии, шт.

Общая сумма затрат на установку валидаторов, руб.

2067,18

20

2

105

438 307,8

Примечание — Источник: собственная разработка на основе [2, 3]

Как видно из данных таблицы 3, общая сумма затрат предприятия на установку валидаторов в салонах троллейбусов и электробусов организации необходимо первоначально потратить 438 307,8 руб.

Для оценки экономической эффективности данного мероприятия, также необходимо рассчитать затраты на оплату труда кондукторов и сумму отчислений на социальные нужды с фонда их заработной платы.

В настоящее время на предприятии работает 127 кондукторов, средняя заработная плата которых составляет 1176,11 рублей. Предположим, что после установки валидаторов организация сократит весь штат кондукторов.

Произведем расчет общей суммы затрат предприятия в месяц на содержание штаба кондукторов в таблице 4, представленной ниже. Для этого воспользуемся данными, представленными в сводной ведомости по видам оплат и удержаний кондукторов за декабрь 2023 года.

Таблица 4 — Общая сумма затрат на содержание штаба кондукторов в месяц в Могилевском филиале Троллейбусный парк № 1 ОАО ”Могилевоблавтотранс“

Заработная плата штаба кондукторов в месяц, руб.

Сумма отчислений в Фонд социальной защиты населения и в БРУСП ”Белгосстрах“, руб.

Общая сумма затрат на содержание штаба кондукторов в месяц, руб.

149 365,49

51 680,46

201 045,95

Примечание — Источник: собственная разработка

Исходя из данных таблицы 4, общая сумма затрат на содержание штаба кондукторов в месяц составляет 201045,95 руб.

В таблице 5 произведем расчет экономической эффективности от внедрения данного мероприятия за год.

Таблица 5 — Экономический эффект от установки валидаторов за год в Могилевском филиале Троллейбусный парк № 1 ОАО ”Могилевоблавтотранс“

Период времени, мес.

Экономический эффект от установки валидаторов, руб.

1

- 237 261,85

2

-36 215,9

3

164 830,05

4-12

201 045,95

Итого

1 700 765,85

Примечание — Источник: собственная разработка

Изучив данные таблицы 5, можно сделать следующие выводы. Начиная с третьего месяца валидаторы себя окупят и будут приносить экономический эффект. Экономический эффект от установки валидаторов в салонах троллейбусов и электробусов составит 1 700 765,85 руб. за год.

В таблице 6 спрогнозируем величину и структуру затрат предприятия в плановом году после установки валидаторов в салонах троллейбусов и электробусов. Планирование осуществлялось исходя из предположения, что все остальные значения затрат останутся неизменными.

Таблица 6 — Структура и динамика затрат Могилевского филиала Троллейбусный парк № 1 ОАО ”Могилевоблавтотранс“  после установки валидаторов

Статьи затрат

Отчетный

период

Плановый период

Абсолютное отклонение планового значения от фактического, тыс. руб.

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

1. Материальные затраты

4256

22,48

4256

25,23

0

2. Затраты на оплату труда

8744

46,19

6952

41,20

-1792

3. Отчисления на социальные нужды

3064

16,19

2444

14,49

-620

4. Амортизационные отчисления

1763

9,31

2116

12,54

354

5. Прочие затраты

1104

5,83

1104

6,54

0

Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг)

18931

100

16872

100

-2059

Примечание — Источник: собственная разработка

Таким образом, в результате установки валидаторов в салонах троллейбусов и электробусов, а также сокращения штата кондукторов, предприятие сможет уменьшить свои затраты на оплату труда на 1792 тыс. руб., а также уменьшить сумму отчислений на социальные нужды на 620 тыс. руб. Однако увеличится сумма амортизационных отчислений предприятия на 354 тыс. руб.

Кроме того, использование валидаторов повысит скорость обслуживания пассажиров и сократит время, потраченное на проездные процедуры, что будет способствовать повышению удовлетворенности клиентов и привлечению новых пассажиров.

Библиографический список:

1. Сидорова Л.Г. Финансовый учет в организациях транспорта / Л.Г. Сидорова. — Гомель: БелГУТ, 2020. — 92 с.
2. Заводской валидатор для общественного транспорта [Электронный ресурс] / Аliexpress.ru. — Режим доступа: https://aliexpress.ru/item/1005006644840671.html?sku_id=12000037910907522 — Дата доступа: 02.11.2024.
3. История Могилевского филиала Троллейбусный парк № 1 ОАО ”Могилевоблавтотранс“ [Электронный ресурс] / Могилевский филиал Троллейбусный парк № 1 ОАО ”Могилевоблавтотранс“. — Режим доступа: https://mogtrollbus.by/about/ — Дата доступа: 12.10.2024.




Рецензии:

24.01.2025, 19:57 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: В статье "Анализ эффективности управления затратами и мероприятия по их снижению в Могилевском филиале Троллейбусный парк №1 ОАО ”Могилевоблавтотранс“ автор исследует эффективность управления затратами на Могилевском филиале Троллейбусный парк №1 ОАО ”Могилевоблавтотранс“ и приводит мероприятия по снижению затрат. Статья имеет актуальность. Рекомендую статью к публикации после доработки Заключения в соответствии с следующими фактами. В настоящее время во всем мире троллейбусы заменяются автобусами или электробусами. Например, в Германии троллейбусы появились ещё в XIX веке, годы расцвета троллейбусов пришлись на 1930-40е годы. Но уже к 60-м годам троллейбусы стали упразднять, заменяя трамваями и автобусами. А в Англии (Уэльсе) 55 лет назад были отключены последние троллейбусы (1970 г.). В 2010 году движение троллейбусов в Ташкенте (Узбекистан) было полностью прекращено, вместо них запущены автобусы и электробусы. 25 августа 2020 года движение троллейбусов в Москве было полностью прекращено и в столице России остался только один маршрут троллейбуса. Причина низкой популярности троллейбусов следующие: невысокая скорость движения (автобус — 18 км/ч, троллейбус — 14 км/ч), ограниченная манёвренность на дороге, риск не доехать до нужной точки из-за возможных проблем с контактной сетью, а также стоимость одного километра: для троллейбусов - 137 руб., для автобусов — 102 руб [https://www.newsko.ru/articles/nk-5096296.html].



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх