Полесский государственный университет
студент
Голикова Анна Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент, Полесский государственный университет
УДК 338.27
Введение: Анализ затрат помогает оценить эффективность использования всех ресурсов предприятия, выявить резервы снижения затрат на производстве, собрать информацию для подготовки планов и принятия рациональных управленческих решений в области затрат. По результатам анализа наглядно можно увидеть, как распределяются затраты по статьям затрат, определить рисковые области и проблемы, которые необходимо учитывать при проведении профилактической работы по их предупреждению, снижению и затем устранению.
Актуальность: Актуальность темы состоит в том, что современные условия рыночной конкуренции и быстрое изменение экономической ситуации требуют от коммерческих организаций постоянного проявления своих управленческих практик, в том числе и в области управления затратами. Поэтому разработка и внедрение мероприятий по снижению затрат является важным направлением деятельности любой коммерческой организации.
Целью работы является оценка эффективности управления затратами на Могилевском филиале Троллейбусный парк №1 ОАО ”Могилевоблавтотранс“ и разработка мероприятий по снижению затрат.
Задачи:
— провести анализ системы управления затратами в Могилевском филиале Троллейбусный парк № 1 ОАО ”Могилевоблавтотранс“;
—разработать мероприятия по снижению затрат на предприятии.
Научная новизна заключается в разработке мероприятий по снижению затрат на предприятии, реализация которых позволит снизить затраты предприятия на производство и реализацию продукции на 2059 тыс. руб.
Основная часть:
Основной целью анализа управления затратами является обеспечение экономного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также максимизация отдачи от них [1, с. 11].
Одним из способов управления затратами предприятия является их планирование. Могилевский филиал Троллейбусный парк № 1 ОАО ”Могилевоблавтотранс“ самостоятельно не разрабатывает планы по снижению затрат. Однако для их управления предприятие использует целевые показатели социально-экономического развития, которые ОАО ”Могилевоблавтотранс“ разрабатывает для своего филиала на предстоящий год.
В таблице 1 представлены плановые и фактические значения общей суммы затрат предприятия за период с 2021-го по 2023-й год, а также показатели, отражающие выполнение плановых показателей за анализируемый период.
Таблица 1 — Плановые и фактические значения общей суммы затрат Могилевского филиала Троллейбусный парк № 1 ОАО ”Могилевоблавтотранс“ за 2021–2023 гг.
Наименование показателя
|
2021
|
2022
|
2023
|
Плановое значение затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), тыс. руб.
|
12966
|
14519
|
16553
|
Фактическое значение затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), тыс. руб.
|
14984
|
17065
|
18931
|
Абсолютное отклонение фактических затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) от планового значения, тыс. руб.
|
2018
|
2546
|
2378
|
Процент недовыполнения плана по снижению затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), %
|
15,56
|
17,54
|
14,37
|
Плановое задание по снижению затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), %
|
-
|
-3,1
|
-3,0
|
Примечание — Источник: собственная разработка
Изучив данные таблицы 1, можно сделать вывод, что организация не выполняет свой план по снижению затрат в течении анализируемого периода времени. Так, в 2021 году Могилевский филиал Троллейбусный парк № 1 ОАО ”Могилевоблавтотранс“ превысил плановое значение затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг на 2018 тыс. руб. В 2022-м году предприятие превысило плановое значение показателя на 17,54%, а в 2023-м году на 2378 тыс. руб.
Еще одним способом, позволяющим оценить эффективность управления затратами на предприятии, является анализ затрат на один рубль произведенной продукции.
В таблице 2 представлен расчет затрат на 1 рубль произведенной продукции за период с 2021 по 2023 годы.
Таблица 2 — Динамика затрат на 1 рубль произведенной продукции Могилевского филиала Троллейбусный парк № 1 ОАО ”Могилевоблавтотранс“ за 2021–2023 гг.
Статьи затрат |
2021 |
2022
|
2023
|
Абсолютное отклонение |
Темпы роста |
||
2022 к 2021 |
2023 к 2022 |
2022 к 2021 |
2023 к 2022 |
||||
1.Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг), тыс. руб. |
14984 |
17065 |
18931 |
2081 |
1866 |
113,89 |
110,93 |
1.1. Материальные затраты, тыс. руб. |
4018 |
4038 |
4256 |
20 |
218 |
100,50 |
105,40 |
1.2. Затраты на оплату труда, тыс. руб. |
6326 |
7751 |
8744 |
1425 |
993 |
122,53 |
112,81 |
1.3. Отчисления на социальные нужды, тыс. руб. |
2279 |
2727 |
3064 |
448 |
337 |
119,66 |
112,36 |
1.4. Амортизационные отчисления, тыс. руб. |
1607 |
1666 |
1763 |
59 |
97 |
103,67 |
105,82 |
1.5. Прочие затраты, тыс. руб. |
754 |
883 |
1104 |
129 |
221 |
117,11 |
125,03 |
2. Объем производства продукции (работ, услуг) в отпускных ценах, тыс. руб. |
13953 |
15557 |
18021 |
1604 |
2464 |
111,50 |
115,84 |
3. Затраты на 1 руб. произведенной продукции, руб. |
1,08 |
1,1 |
1,06 |
0,02 |
-0,04 |
101,85 |
96,36 |
3.1. Материалоемкость продукции, руб. |
0,29 |
0,26 |
0,24 |
-0,03 |
-0,02 |
90,14 |
90,99 |
3.2. Трудоемкость продукции, руб. |
0,62 |
0,67 |
0,66 |
0,05 |
-0,01 |
109,21 |
97,28 |
3.3. Амортизация на 1 руб. произведенной продукции, руб. |
0,12 |
0,11 |
0,10 |
-0,01 |
-0,01 |
92,98 |
91,35 |
3.4. Прочие затраты на 1 руб. произведенной продукции, руб. |
0,05 |
0,06 |
0,06 |
0,01 |
0 |
105,03 |
100 |
Примечание — Источник: собственная разработка
Как видно из данных таблицы 2, общая сумма затрат на 1 руб. продукции в 2022-м году возросла по сравнению с показателем 2021 года из-за увеличения трудоемкости продукции на 0,06 руб., или на 9,21%, и величины прочих затрат на 1 руб. произведенной продукции на 5,03% или на 0,01 руб. Однако имело место снижение материалоемкости продукции на 0,03 руб. или на 9,86% и уменьшение амортизации на 1 руб. произведенной продукции на 7,02%.
В 2023 году по сравнению с показателем прошлого года общая сумма затрат на 1 руб. продукции снизилась на 0,04 руб. или на 3,64%. Данное уменьшение обусловлено снижением материалоемкости продукции на 9,01%, снижением трудоёмкости продукции на 0,01 руб. или на 2,72%, уменьшения амортизации на 1 руб. произведенной продукции, значение прочих затрат на 1 руб. произведенной продукции осталось без изменений.
Таким образом, изучив таблицу 2, следует отметить, что руководству предприятия следует изыскивать резервы оптимизации себестоимости по снижению материальных затрат, затрат на оплату труда, амортизационных отчислений и прочих затрат предприятия.
Для уменьшения трудоемкости услуг анализируемого предприятия нами предлагается установить в салонах троллейбусов и электробусов валидаторы для осуществления оплаты за проезд бесконтактным способом с помощью банковских платежных карт или мобильных платежных приложений.
Предложенное решение позволит сократить штат кондукторов на предприятии, которые реализуют проездные билеты в салонах транспортных средств.
Кроме того, валидаторы будут автоматически регистрировать данные о количестве пассажиров и сумме, поступающей за проезд, что облегчит учет доходовМогилевского филиала Троллейбусный парк № 1 ОАО ”Могилевоблавтотранс“. Таким образом, внедрение данного мероприятия позволит сократить затраты не только на оплату труда, но и отчисления на социальное страхование, а также улучшит действующую систему управления затратами на предприятии.
Произведем расчёт экономической эффективности данного мероприятия.
Для начала определим общую сумму затрат на установку валидаторов в салонах троллейбусов и электробусов. Стоимость доставки и установки одного валидатора составляет 2067,18 руб.[2].
В таблице 3, представленной ниже, рассчитаем первоначальную сумму затрат на установку валидаторов на предприятии.
Таблица 3 —Первоначальная сумма затрат на установку валидаторов в троллейбусах и электробусах в Могилевском филиале Троллейбусный парк № 1 ОАО ”Могилевоблавтотранс“
Стоимость установки и доставки одного валидатора, руб. |
Стоимость обслуживания одного валидатора, руб/мес |
Количество валидаторов в одном троллейбусе / электробусе, шт. |
Количество троллейбусов и электробусов на предприятии, шт. |
Общая сумма затрат на установку валидаторов, руб. |
2067,18 |
20 |
2 |
105 |
438 307,8 |
Примечание — Источник: собственная разработка на основе [2, 3]
Как видно из данных таблицы 3, общая сумма затрат предприятия на установку валидаторов в салонах троллейбусов и электробусов организации необходимо первоначально потратить 438 307,8 руб.
Для оценки экономической эффективности данного мероприятия, также необходимо рассчитать затраты на оплату труда кондукторов и сумму отчислений на социальные нужды с фонда их заработной платы.
В настоящее время на предприятии работает 127 кондукторов, средняя заработная плата которых составляет 1176,11 рублей. Предположим, что после установки валидаторов организация сократит весь штат кондукторов.
Произведем расчет общей суммы затрат предприятия в месяц на содержание штаба кондукторов в таблице 4, представленной ниже. Для этого воспользуемся данными, представленными в сводной ведомости по видам оплат и удержаний кондукторов за декабрь 2023 года.
Таблица 4 — Общая сумма затрат на содержание штаба кондукторов в месяц в Могилевском филиале Троллейбусный парк № 1 ОАО ”Могилевоблавтотранс“
Заработная плата штаба кондукторов в месяц, руб. |
Сумма отчислений в Фонд социальной защиты населения и в БРУСП ”Белгосстрах“, руб. |
Общая сумма затрат на содержание штаба кондукторов в месяц, руб. |
149 365,49 |
51 680,46 |
201 045,95 |
Примечание — Источник: собственная разработка
Исходя из данных таблицы 4, общая сумма затрат на содержание штаба кондукторов в месяц составляет 201045,95 руб.
В таблице 5 произведем расчет экономической эффективности от внедрения данного мероприятия за год.
Таблица 5 — Экономический эффект от установки валидаторов за год в Могилевском филиале Троллейбусный парк № 1 ОАО ”Могилевоблавтотранс“
Период времени, мес. |
Экономический эффект от установки валидаторов, руб. |
1 |
- 237 261,85 |
2 |
-36 215,9 |
3 |
164 830,05 |
4-12 |
201 045,95 |
Итого |
1 700 765,85 |
Примечание — Источник: собственная разработка
Изучив данные таблицы 5, можно сделать следующие выводы. Начиная с третьего месяца валидаторы себя окупят и будут приносить экономический эффект. Экономический эффект от установки валидаторов в салонах троллейбусов и электробусов составит 1 700 765,85 руб. за год.
В таблице 6 спрогнозируем величину и структуру затрат предприятия в плановом году после установки валидаторов в салонах троллейбусов и электробусов. Планирование осуществлялось исходя из предположения, что все остальные значения затрат останутся неизменными.
Таблица 6 — Структура и динамика затрат Могилевского филиала Троллейбусный парк № 1 ОАО ”Могилевоблавтотранс“ после установки валидаторов
Статьи затрат |
Отчетный период |
Плановый период |
Абсолютное отклонение планового значения от фактического, тыс. руб. |
||
тыс. руб. |
уд. вес, % |
тыс. руб. |
уд. вес, % |
||
1. Материальные затраты |
4256 |
22,48 |
4256 |
25,23 |
0 |
2. Затраты на оплату труда |
8744 |
46,19 |
6952 |
41,20 |
-1792 |
3. Отчисления на социальные нужды |
3064 |
16,19 |
2444 |
14,49 |
-620 |
4. Амортизационные отчисления |
1763 |
9,31 |
2116 |
12,54 |
354 |
5. Прочие затраты |
1104 |
5,83 |
1104 |
6,54 |
0 |
Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) |
18931 |
100 |
16872 |
100 |
-2059 |
Примечание — Источник: собственная разработка
Таким образом, в результате установки валидаторов в салонах троллейбусов и электробусов, а также сокращения штата кондукторов, предприятие сможет уменьшить свои затраты на оплату труда на 1792 тыс. руб., а также уменьшить сумму отчислений на социальные нужды на 620 тыс. руб. Однако увеличится сумма амортизационных отчислений предприятия на 354 тыс. руб.
Кроме того, использование валидаторов повысит скорость обслуживания пассажиров и сократит время, потраченное на проездные процедуры, что будет способствовать повышению удовлетворенности клиентов и привлечению новых пассажиров.
Рецензии:
24.01.2025, 19:57 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: В статье "Анализ эффективности управления затратами и мероприятия по их снижению в Могилевском филиале Троллейбусный парк №1 ОАО ”Могилевоблавтотранс“ автор исследует эффективность управления затратами на Могилевском филиале Троллейбусный парк №1 ОАО ”Могилевоблавтотранс“ и приводит мероприятия по снижению затрат. Статья имеет актуальность. Рекомендую статью к публикации после доработки Заключения в соответствии с следующими фактами. В настоящее время во всем мире троллейбусы заменяются автобусами или электробусами. Например, в Германии троллейбусы появились ещё в XIX веке, годы расцвета троллейбусов пришлись на 1930-40е годы. Но уже к 60-м годам троллейбусы стали упразднять, заменяя трамваями и автобусами. А в Англии (Уэльсе) 55 лет назад были отключены последние троллейбусы (1970 г.). В 2010 году движение троллейбусов в Ташкенте (Узбекистан) было полностью прекращено, вместо них запущены автобусы и электробусы. 25 августа 2020 года движение троллейбусов в Москве было полностью прекращено и в столице России остался только один маршрут троллейбуса. Причина низкой популярности троллейбусов следующие: невысокая скорость движения (автобус — 18 км/ч, троллейбус — 14 км/ч), ограниченная манёвренность на дороге, риск не доехать до нужной точки из-за возможных проблем с контактной сетью, а также стоимость одного километра: для троллейбусов - 137 руб., для автобусов — 102 руб [https://www.newsko.ru/articles/nk-5096296.html].
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий