Академия управления при Президенте Республики Беларусь
магистрант
Герасенко Владимир Петрович, профессор, доктор экономических наук, Академия управления при Президенте Республики Беларусь
УДК 336.531.2 (476.1)
Введение. Инвестиционная деятельность играет ключевую роль в обеспечении устойчивого экономического развития регионов, формировании благоприятного делового климата и создании условий для роста уровня жизни населения. В условиях глобальных экономических изменений и усиления конкурентной борьбы за инвестиции, особое значение приобретает повышение эффективности государственного управления инвестиционными процессами. Минская область, как один из экономически значимых регионов Республики Беларусь, нуждается в разработке и внедрении комплексной модели управления инвестиционной деятельностью, способствующей активизации экономического потенциала региона.
Актуальность. Актуальность совершенствования государственного управления инвестиционной деятельностью в Минской области обусловлена необходимостью решения целого ряда задач: привлечения инвестиций в ключевые сектора экономики, оптимизации инфраструктуры для инвесторов, повышения конкурентоспособности региона на национальном и международном уровнях. Современные вызовы, такие как ограниченность бюджетных ресурсов, развитие цифровой экономики и возрастающая потребность в инновационных подходах, требуют внедрения новых управленческих решений, основанных на системном подходе и современных технологиях.
Цель исследования. Целью данного исследования является разработка и обоснование модели совершенствования государственного управления инвестиционной деятельностью в Минской области, направленной на активизацию инвестиционной активности, повышение ее эффективности и создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста региона.
Научная новизна. Научная новизна исследования заключается в разработке комплексной модели государственного управления инвестиционной деятельностью, учитывающей специфику Минской области. Предложены направления модернизации институциональной инфраструктуры с учетом региональных особенностей и международных стандартов; разработана концепция цифровизации процессов управления инвестициями, включающая создание единой цифровой платформы для инвесторов; сформулированы рекомендации по стратегическому планированию и приоритезации инвестиционных направлений, адаптированные под условия региона; выделены подходы к развитию компетенций управленческих кадров, обеспечивающие повышение качества взаимодействия с инвесторами и эффективность реализации инвестиционных проектов.
Основная часть. На деятельность государства по регулированию инвестиционного процесса оказывают влияние состояние и уровень развития рыночного хозяйства, степень его ориентированности на решение социальных целей и задач. Государство выступает как субъект хозяйствования, генерирует инвестиционные ресурсы и в этом своем качестве становится непосредственным участником инвестиционного процесса.
Механизм государственного управления инвестиционными процессами представляет собой совокупность инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования. Условно государственные инструменты инвестиционной политики можно подразделить на три группы: макроэкономические, микроэкономические и институциональные. К макроэкономическим относятся инструменты, определяющие общеэкономический климат инвестиций, влияющие на процентную ставку, темпы роста экономики и внешнеторговый режим. К микроэкономическим относятся меры, воздействующие на отдельные составляющие инвестиций или на отдельные отрасли: налоговые ставки, правила амортизации, гарантии, льготные кредиты. Институциональные инструменты позволяют достичь координации инвестиционных программ частных инвесторов и включают государственные органы инвестиционной политики, объединения предпринимателей, информационные системы [1, с. 12].
Управление инвестиционной деятельностью со стороны государства включает систему подходов и решений, принимаемых государством на законодательной основе, а также организационно-правовые формы, в соответствии с которыми инвестор осуществляет свою деятельность [2, c. 94].
С учетом современного состояния инвестиционной деятельности в Минской области, имеющейся необходимости в выработке рекомендаций по активизации и повышению эффективности государственного управления инвестиционной деятельностью в данном регионе, современные подходы к развитию инвестиционной деятельности в регионе можно сгруппировать по направлениям. Наглядное изображение предложенной модели совершенствования государственного управления развитием инвестиционной деятельности в регионе представлено на рисунке 1.
Рисунок 1. Модель совершенствования государственного управления развитием инвестиционной деятельности в регионе
Примечание – Источник Собственная разработка.
Совершенствования государственного управления развитием инвестиционной деятельности в регионе включает:
1. Совершенствование механизма управления.
2. Совершенствование институциональной инфраструктуры – в Минской области Республики Беларусь уже создана институциональная инфраструктура, включающая специализированные агентства и организации, ответственные за привлечение и сопровождение инвестиций. Однако для повышения её эффективности требуется дальнейшее развитие, включая внедрение современных стандартов работы, улучшение координации между ведомствами и упрощение процедур для инвесторов.
3. Цифровизация управления – использование современных информационных технологий позволяет повысить прозрачность процессов, автоматизировать рутинные процедуры и обеспечить доступность информации об инвестиционных возможностях региона. В Минской области целесообразно внедрение единой цифровой платформы, объединяющей данные о земельных участках, инфраструктуре и мерах поддержки инвесторов.
4. Разработка стратегий и программ развития – эффективное управление невозможно без четко сформулированной стратегии, которая включает приоритетные направления развития, меры государственной поддержки и целевые показатели. Для Минской области важно выделить сектора с высоким инвестиционным потенциалом, такие как промышленное производство, логистика и агропромышленный комплекс.
5. Повышение квалификации управленческих кадров – развитие компетенций сотрудников государственных органов в области работы с инвесторами, проектного управления и аналитики способствует увеличению эффективности управления. В Минской области следует проводить регулярные обучающие программы и обмен опытом с другими регионами и странами.
6. Совершенствование системы финансирования инвестиционных проектов – включает следующие источники инвестиционной деятельности: бюджетные средства, собственные средства организаций, заемные и привлеченные ресурсы.
7. Оптимизация налоговых льгот и преференций. Введение сбалансированных налоговых стимулов для инвесторов позволяет сделать регион более привлекательным. Важно обеспечить прозрачность и равный доступ к этим льготам.
8. Развитие механизмов финансирования инфраструктурных проектов – финансирование из бюджета или через привлечение частного капитала для модернизации инфраструктуры, необходимой для реализации крупных инвестиционных проектов, остаётся одной из важнейших задач.
9. Фондирование перспективных отраслей – создание целевых фондов для поддержки инновационных и высокотехнологичных проектов может стать дополнительным стимулом для привлечения инвесторов.
Предложенная структура модели представляет комплексный подход к совершенствованию государственного управления инвестициями в Минской области.
Инфраструктура, ответственная за привлечение и сопровождение инвесторов, требует дальнейшего развития. Важными направлениями являются улучшение координации между ведомствами, упрощение процедур, внедрение цифровых инструментов и обеспечение прозрачности взаимодействия с инвесторами.
Модель совершенствования государственного управления, представляет собой системный подход, охватывает ключевые аспекты управления инвестиционной деятельностью. Каждый уровень логически взаимосвязан и направлен на устойчивый рост Минской области. Для её успешной реализации необходимы политическая воля и поддержка на всех уровнях управления. При этом в предложенной модели акцентируется внимание на развитие компетенций управленческих сотрудников. Профессиональная компетентность государственных гражданских служащих непосредственно влияет на способность управлять сложными инвестиционными проектами, обеспечивая эффективную коммуникацию с бизнесом и обществом.
Выводы. Совершенствование государственного управления развитием инвестиционной деятельности в Минской области Республики Беларусь требует системного подхода, включающего модернизацию институциональной базы, цифровизацию процессов и разработку четких стратегических приоритетов. Непосредственное слаженное взаимодействие всех заинтересованных сторон способно обеспечить устойчивый рост инвестиционной привлекательности региона и, как следствие, повысить уровень благосостояния проживающих на ее территории граждан. Таким образом, формирование эффективной модели управления инвестиционной деятельностью становится неотъемлемым элементом успешного развития региона в современных условиях.
Рецензии:
6.01.2025, 15:27 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: В статье "Модель совершенствования государственного управления инвестиционной деятельностью Минской области" автор рассматривает современные подходы по совершенствованию государственного управления инвестиционной деятельностью Минской области. Статья является актуальной. Рекомендую статью к публикации после доработки с изложением о деятельности Консультативного совета по иностранным инвестициям при Совете Министров Республики Беларусь, а также информации о приоритетных направлениях и секторах для прямых иностранных инвестиций в Беларусь. Приоритетными направлениями и секторами для прямых иностранных инвестиций в Беларусь являются: - фармацевтическая промышленность;- биотехнологическая промышленность; - нанотехнологии и наноматериалы; -высокие технологии в промышленности; - новые материалы; - нефтехимическая и химическая промышленность; - машиностроение и производство машин и оборудования; - транспорт и транспортная инфраструктура; - гражданское строительство; - производство строительных материалов; - сельское хозяйство; - пищевая промышленность; - информационно-коммуникационные технологии; - туризм [https://www.belarus.by/en/business/belarus_investment].
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий