Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Физическая культура
Размещена 12.01.2025.
Просмотров - 190

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ

Кондратов Данил Васильевич

Нет

Курская академия государственной и муниципальной службы

Студент

Кичигина Елена Владимировна, старший преподаватель физической культуры, Курская академия государственной и муниципальной службы


Аннотация:
В данной статье проводится анализ важных аспектов, оказывающих влияние на мотивацию обучающихся в ВУЗах студентов к занятию физической культурой в учебном заведении. Рассматриваются как теоретические факторы мотивационной составляющей, так и практические рекомендации с целью роста интереса студентов к занятию физической культурой. Исследуется влияние социального окружения, личных целей и значимости физической культуры на уровень вовлеченности студентов. В результате на основе проведенного анализа автором сделаны выводы о существующих возможностях повышения мотивации студентов к занятиям физической культурой в ВУЗе.


Abstract:
This article analyzes important aspects that influence the motivation of university students to engage in physical education in an educational institution. Both theoretical factors of the motivational component and practical recommendations are considered in order to increase students' interest in physical education. The influence of the social environment, personal goals and the importance of physical culture on the level of student engagement is investigated. As a result, based on the analysis, the author draws conclusions about the existing opportunities to increase students' motivation to engage in physical education at the university.


Ключевые слова:
физическая культура; здоровый образ жизни; мотивация; студенческая молодежь; двигательная активность

Keywords:
physical education; healthy lifestyle; motivation; student youth; physical activity


УДК 796.011

Введение: Занятие физической культурой способствует не только мышечному, физиологическому развитию любого человека, но и способствует формированию здорового образа жизни, однако большинство студентов пренебрегают занятием физической культурой и спортом, не проявляют интереса к физической активности и зачастую не имеют мотивации, несмотря на очевидные преимущества.  

Актуальность: Сегодня во многих научных исследованиях отмечается проблема ухудшение как физического, так и эмоционального, психического здоровья у современной российской молодёжи, в том числе ввиду критически низкой физической, двигательной активности, в связи с чем формирование достаточной мотивации, способствующей популяризации в студенческой среде не только занятия физической культурой и спортом, но и ведения здорового образа жизни в целом, является одним из способов решения указанной проблемы.

Цели: Повысить уровень мотивации обучающихся в ВУЗах студентов к занятиям физической культурой в учебном заведении.

Задачи:

1. Дать анализ научно-теоретическим исследованиям, посвящённым теме мотивация студентов к занятию физической культурой в высших учебных заведениях.

2. Рассмотреть факторы, влияющие на мотивацию студентов к занятию физической культурой.

3. Выявить способы и средства повышения мотивации у студентов к занятию физической культурой.

 Материалы и методы: при написании данной работы была использована литература по теме исследования. После структурирования собранного материала, были выдвинуты ключевые моменты, которые связаны с изучением мер предосторожности во время занятий физической культуры.

Научная новизна заключается в: современном осмыслении актуальности и важности проблемы мотивации студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, к занятию физической культурой, так как нынешнее молодое поколение, к сожалению, не проявляет должного интереса к физической активности, спорту и не оказывает внимание своему физическому и психическому здоровью, в связи с чем рассмотрение данной проблемы и поиск возможных путей её решения является особенно актуальным сегодня. В данной статье предложены современные практические рекомендации по повышению мотивации студентов к занятию физической культурой.

Неопровержимым является тот факт, что занятие физической культурой оказывает неоценимое положительное влияние как на сохранение, так и на укрепление здоровья человека, особенно поддерживать такой здоровый образ жизни необходимо современной молодёжи, так как от её текущего физического здоровья зависит благополучное будущее нашей страны.

Прежде всего необходимо остановиться на понятии «мотивация». Данный термин пришёл к нам из латинского языка и обозначает побуждение к действию, деятельности. Так, мотивация – это внутреннее состояние, побуждающее человека к определенной деятельности. В контексте физической культуры мотивация может быть как внешней (например, требования учебного заведения), так и внутренней (личные интересы и цели). В целом мотивировать современных студентов довольно сложно, в связи с чем преподавателям физической культуры, как правило, особенно трудно привлечь обучающихся к занятию какой-либо двигательной активностью в рамках учебного процесса в ВУЗе.

Многие учёные отмечают, что устройство человеческой мотивации характеризуется устойчивостью, однако она может трансформироваться, например, в процессе воспитания и образования, в этой связи одной из важнейших задач ВУЗа при планировании и осуществлении учебного процесса является создание мотивации у студентов к учебному процессу, в том числе и к занятию физической культурой [1, с. 77].

Представляется, что преподавателю физической культуры с целью заинтересовать своим предметом обучающихся, первостепенно необходимо наладить с ними личный контакт, найти общий язык, так как прямой, непосредственный контакт – основополагающий момент для взаимодействия с обучающимися. Кроме того, преподавателю необходимо преобразовать процесс физической культуры, используя различные современные подходы к проведению занятий. То есть, необходимо не столько акцентировать внимание на сдачу зачётов и нормативов, а стараться заинтересовать студентов, например, освоением новых видов спорта, занятием популярными сегодня в молодёжной среде направлениями физической культуры – фитнесом и гимнастикой.

Сегодня занятие фитнесом и гимнастикой – это наиболее эффективное и приемлемое комбинированное развитие как физического, так и психического здоровья. Благодаря тому, что данные физические активности осуществляются с применением рациональных физических нагрузок, происходит процесс укрепления состояния организма человека. [2, с. 150].

Проведение занятий по физической культуре в высших учебных заведениях ставит задачу всестороннего развития студентов, популяризации здорового образа жизни, развитие студенческого спорта, качественного роста не только физической активности, но и умственной. Безусловно, для достижения указанных целей обучающимся студентам, в первую очередь, необходимо дать правильную и должную мотивацию к занятию физической культурой [3, с. 348].

В связи с изложенным необходимо выделить факторы, оказывающие влияние на мотивацию студентов к занятию физической культурой в ВУЗах:

1) Социальное окружение – социальные связи и поддержка со стороны друзей и семьи играют ключевую роль в формировании мотивации. Студенты, имеющие активных друзей или семью, занимающуюся спортом, чаще участвуют в физических активностях.

2) Личные цели и интересы – личные цели студентов, такие как желание улучшить физическую форму, освоить новые навыки или подготовиться к соревнованиям, значительно влияют на их мотивацию. Индивидуальный подход к занятиям, учитывающий интересы и предпочтения студентов, может повысить их вовлеченность.

3) Улучшение эмоционального фона – занятие физической культурой и спортом весьма ощутимо оказывают положительное влияние на эмоциональное и психическое здоровье человека.

4) Смена деятельности – как известно, лучшим видом отдыха является смена деятельности, тем более в контексте напряжённой и регулярной умственной активности у студентов, занятие физической культурой является прекрасной возможностью разгрузиться и отдохнуть от учебной деятельности.

Необходимо трансформировать занятия физической культурны в стенах ВУЗов с целью заинтересовать современную молодёжь к их посещению, в этой связи важна роль и профессионализм преподавателя, который простым и ясным языком сможет объяснить учащимся, что ведение здорового образа жизни, правильное питание, занятие физической как в рамках учёбы, так и в свободное от неё время – это залог для благополучной и качественной жизни.

Обобщив изложенное, необходимо выделить современные практические рекомендации по повышению мотивации студентов к занятию физической культурой:

1) Создание благоприятной атмосферы на занятиях физической культуры - формирование дружелюбной и поддерживающей среды в учебных группах может способствовать росту мотивации и интереса к занятиям.

2) Индивидуализация занятий - разработка программ с учетом интересов и потребностей студентов поможет удержать их внимание и повысить вовлеченность к физической культуре.

3) Организация мероприятий - проведение спортивных мероприятий и соревнований может стимулировать студентов к участию в занятиях физической культурой.

4) Образовательные инициативы - проведение лекций, семинаров и бесед о пользе физической активности для здоровья может повысить осведомленность студентов.

В заключении стоит отметить, что мотивация студентов к занятиям физической культурой является сложным и многогранным процессом, зависящим от множества факторов. Понимание этих факторов и применение практических рекомендаций могут способствовать повышению интереса студентов к физической активности и формированию здорового образа жизни. Будущее физической культуры в вузах зависит от способности образовательных учреждений адаптироваться к потребностям студентов и создавать условия для их активного участия.

Подводя итог, необходимо выделить следующие выводы о результатах исследования:

- мотивация обучающихся к занятию физической культурой в ВУЗе зависит от внутренних и внешних факторов;

- занятие физической культурой оказывается положительное влияние на физическое и психическое здоровье студента, позволяет разгрузиться от учебного напряжения;

- основой мотивации студентов к физической активности является наличие менторских и коммуникативных навыков у преподавателя;

- с целью заинтересовать, побудить студентов к занятию физической культурой необходимо создание современного учебного процесса, с элементами индивидуального подхода;

- физическая активность в рамках учебного процесса должна заключаться не только в сдаче нормативов и зачётов, но и в организации увлекательных и интересных массовых спортивных мероприятий.

Библиографический список:

1. Панова Е.О. Моделирование процесса приобщения студентов к ценностям физической культуры и спорта в процессе физического воспитания // Теория и практика физической культуры. – 2007. – № 10. – С. 77-78.
2. Платонова Т.В. Влияние программ ЗОЖ и фитнес клубов на систему оздоровления населения РФ // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 3 (145). – С. 148-151.
3. Прокофьева Д.Д. Мотивация студентов к занятиям физической культурой и спортом в высших учебных заведениях // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – №60-4. – С. 347-350.).




Рецензии:

13.01.2025, 9:35 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: Теория самодетерминации (СДТ) одна из наиболее широко используемых мотивационных теорий в физичесом воспитании - была впервые представлена ​​в 1980 году Деси и Райан, которые постулируют, что СДТ — это мотивационный процесс, в котором индивидуум самостоятельно регулирует свои действия в зависимости от степени удовлетворения своих потребностей. 8 практических советов и стратегий для учителей физической культуры по мотивации студентов на уроках физкультуры: 1) Выбор музыки (музыка может дать дополнительный заряд энергии для любой физической активности); 2) Тренировки с партнером (тренировки с партнерами могут повысить энергию в классе, когда студенты становятся товарищами по команде); 3) День игры (мотивирование учеников идеей игр и дружеского соревнования, которая исходит из занятий по физкультуре, где играют в разные игры); 4) Выделите своих учеников (например, «студент недели» по физкультуре создаст место для признания учеников среди их сверстников, которые не всегда могут получить такое же внимание, как звездный спортсмен); 5) Анализ данных достижений (ученик с большей вероятностью будет мотивирован, когда услышит и увидит, что он достиг 25% индивидуального улучшения, когда прогресс улучшения отражен и отображен на карте); 6) Вознаграждения за эффективность (призы и награды являются одним из самых простых способов мотивировать студентов); 7) Социальные сети (свяжитесь со своими учениками на их уровне, например, если вы найдете безопасный и подходящий вызов Tik Tok, попробуйте его); 8)Тренируйтесь вместе с учениками (вы можете, присоединяйтесь к ученикам для тренировки время от времени, чтобы снова показать им свою страсть и то, что вы заботитесь о них). Актуальную статью "МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ" рекомендую к публикации после доработки на основание вышеуказанных методов мотивации студентов.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх