Полесский государственный университет
Студент
Голикова Анна Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента, Полесский государственный университет
УДК 336.71
Введение: Современный рынок страховых услуг активно развивается под влиянием цифровых технологий, которые позволяют компаниям улучшать взаимодействие с клиентами, ускорять обслуживание и повышать качество услуг. Внедрение мобильных приложений становится важным инструментом для улучшения клиентского опыта и оптимизации бизнес-процессов. Это особенно важно для крупных страховых организаций, таких как БРУСП ”Белгосстрах“, чтобы корректно оценить их влияние на такие ключевые показатели, как скорость обслуживания, финансовые результаты и лояльность клиентов.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях жесткой конкуренции на страховом рынке необходимо искать новые способы улучшения клиентского сервиса, сокращения издержек и повышения лояльности клиентов. Внедрение мобильных приложений помогает решать эти задачи, предлагая клиентам удобство и доступность услуг.
Цель исследования - оценить эффективность внедрения мобильного приложения для взаимодействия с клиентами страховой организации, выявить его влияние на операционные расходы.
Научная новизна данного исследования заключается во внедрении мобильного приложения как средства повышения лояльности клиентов в контексте страховой организации БРУСП ”Белгосстрах“ и расчёта экономического эффекта от его внедрения.
Сегодня страховой рынок активно развивается во всем мире и поэтому все чаще на первый план выходят такие вопросы как поиск рынков сбыта и возможность продвижения новых видов страховых услуг. Для решения этих задач страховые организации становятся субъектами глобального электронного рынка, тем самым получая доступ к клиентам по всему миру и возможность предлагать свои услуги в любое время.
Внедрение мобильного приложения повысит экономическую эффективность БРУСП ”Белгосстрах“ за счет сокращения операционных расходов благодаря автоматизации процессов (дистанционное оформление полисов и прием заявлений), повышения качества обслуживания клиентов через удобные цифровые сервисы, увеличения клиентской базы за счет привлечения молодежи и удержания существующих клиентов. Приложение создаст дополнительные источники дохода через продажу новых услуг и персонализированные предложения. Оно улучшит конкурентоспособность компании и обеспечит более эффективное управление данными, что позволит точнее адаптировать страховые продукты к потребностям рынка. Все это приведет к росту доходов и укреплению позиций компании на рынке.
Конкуренты БРУСП ”Белгосстрах“ активно предлагают страховые продукты через мобильные приложения и используют различные альтернативные дистанционные каналы обслуживания. Проведём сравнительный анализ приложений конкурирующих страховых организаций.
ЗАО ”Страховая компания ”Белросстрах“предоставляет мобильное приложение, с помощью которого клиенты могут заявлять о страховых случаях, отслеживать статус выплат, загружать фотографии с места происшествия и находить ближайшие офисы. Такое решение значительно ускоряет процесс подачи заявлений и упрощает коммуникацию с компанией [1].
ЗАСО ”Белнефтестрахом“ разработано мобильное приложение ”iD BNS“, которое интегрирует функции дистанционного медицинского страхования. Оно служит электронной картой застрахованного лица, позволяет ознакомиться с условиями страхового договора и быстро обращаться за медицинской помощью.
У БРУПЭИС ”Белэксимгарант“ в приложении и личном кабинете клиенты могут управлять договорами, отслеживать платежи, оформлять новые виды страхования и подавать заявки на медицинские или страховые услуги. Это особенно удобно для тех, кто предпочитает решать вопросы онлайн [2].
Помимо мобильных приложений, страховые компании для продвижения своих продуктов используют также альтернативные дистанционные сервисы. К ним относятся:
1. Онлайн-страхование через веб-сайты. Многие компании предлагают оформление страховых полисов на своих сайтах. Клиенты могут заполнить анкету, выбрать программу страхования, оплатить услуги онлайн и получить документы в электронном виде. Например, СООО ”Асоба“ предоставляет сервис онлайн-страхования для автомобилей и здоровья.
2. Обслуживание через чаты и мессенджеры. Некоторые страховщики внедрили боты и консультации через популярные мессенджеры (Viber, Telegram). Клиенты могут задавать вопросы, уточнять информацию по страховым продуктам и получать помощь в оформлении заявок.
3. Телефонные горячие линии и email-сервисы. Компании поддерживают оперативное взаимодействие через горячие линии, где можно получить консультации, а также через email, который позволяет отправить документы и запросы без личного визита.
В свою очередь, БРУСП ”Белгосстрах“ также предоставляет различные онлайн-услуги, позволяющие клиентам удобно и быстро оформлять страховые полисы, оплачивать их и подавать заявки на выплаты, все через интернет.
БРУСП ”Белгосстрах“ позволяет оформить полисы по нескольким видам страхования дистанционно, в личном кабинете на официальном сайте страховой организации:
- автомобильное страхование (в том числе ОСАГО, страхование автогражданской ответственности, а также каско). Все шаги оформления — от ввода данных о транспортном средстве до выбора условий страхования — можно выполнить через сайт или личный кабинет;
- страхование жилья (страхование квартир и частных домов от пожаров, затоплений и других рисков);
- страхование для поездок за границу;
- обязательное медицинское страхование, а также онлайн-страхование для защиты от несчастных случаев на производстве или в повседневной жизни.
Помимо оформления страховок через личный кабинет можно подать заявку на страховую выплату по случаю наступления страхового события. Это может быть необходимо при ДТП, утрате имущества или получении травмы. В разделе онлайн-заявлений можно выбрать нужный вид компенсации, заполнить требуемую информацию и прикрепить необходимые документы.
Тем не менее, всё чаще клиенты предпочитают использовать мобильные телефоны для получения различного рода услуг. К преимуществам мобильного приложения для страхования по сравнению с онлайн-страхованием через личный кабинет на сайте можно отнести:
1. Мобильное приложение всегда под рукой, доступно круглосуточно на смартфоне, в отличие от сайта, который нужно искать и открывать в браузере.
2. Приложение отправляет уведомления о важных событиях, например, о сроках истечения полиса или необходимости оплаты, что помогает не пропустить важные моменты.
3. Интерфейс приложения оптимизирован для мобильных устройств, что делает его использование проще и быстрее.
4. В приложении можно оперативно сфотографировать и загрузить документы, например, для подачи заявки на выплату, что ускоряет процесс.
5. Приложение может предложить дополнительные удобства, такие как управление несколькими полисами, чат с поддержкой и поиск ближайших офисов.
Помимо выше сказанного мобильное приложение делает услуги компании более доступными для клиентов, т.е. оно позволяет:
- привлечь новых клиентов через удобство и быстроту получения услуг;
- удержать существующих клиентов за счет повышения их удовлетворенности;
- привлечь молодежь, которая отдает предпочтение цифровым каналам.
Рассчитаем экономический эффект от внедрения мобильного приложения страховой организацией за счёт оценки изменения следующих показателей:
- снижение операционных затрат;
- увеличение доходов за счет роста клиентской базы;
- снижение расходов на обслуживание клиентов (за счет автоматизации);
- дополнительные преимущества от маркетинговых возможностей приложения.
Планируется, что в результате ввода мобильного приложения организация получит следующие результаты:
1. Клиентская база компании, активно пользующихся страховыми услугами в течении отчётного периода, составит около 1 000 000 клиентов.
БРУСП ”Белгосстрах“ является крупнейшей страховой организацией Беларуси с разветвленной сетью филиалов, что позволяет охватывать значительное количество клиентов. Компания предоставляет широкий спектр услуг — более 100 страховых продуктов для физических и юридических лиц [4]. Поскольку точные данные о количестве клиентов не публикуются, исходя из доминирующего положения на рынке и масштабов деятельности, мы предполагаем, что размер клиентской базы составит около одного миллиона человек.
2. Среднегодовой доход от одного клиента за год составит около 817 руб. (включая страховые премии и комиссии). Данное значение было нами получено исходя из корректировки фактических данных о страховых взносах (страховых премиях) и выплатах страхового возмещения и страхового обеспечения по договорам страхования, сострахования и перестрахования за 2023 год [10].
3. Ожидаемый рост клиентской базы после внедрения приложения составит5%.
Оценка основана на аналогичных случаях внедрения мобильных приложений в других страховых компаниях, таких как ”Ингосстрах“, где прирост новых клиентов достигал 3–8% [9].
4. Ожидаемое снижение операционных затрат составит15%.
Операционные расходы в страховых компаниях включают обработку документов, обслуживание клиентов в офисах, выполнение стандартных операций (например, обновление полисов, прием заявлений на страховые выплаты). Внедрение мобильного приложения автоматизирует значительную часть этих процессов, включая:
- онлайн-оформление и продление полисов;
- автоматическую обработку заявлений на выплаты;
- консультации через чат-боты и онлайн-платформы.
Опыт других страховых компаний показывает, что внедрение таких решений снижает операционные затраты на 10–20%. Для расчета нами было взято среднее значение, равное 15% [8].
5. Среднегодовые операционные расходы составят около 200 млн рублей.
БРУСП ”Белгосстрах“ является крупнейшей страховой компанией в Беларуси, с долей рынка около 40%. В 2023 году общий объем страховых взносов в республике составлял около 2,2 млрд руб. [4].
Тогда годовые взносы определим как произведение данных величин: 2 200 000 000 × 0,40 = 880 000 000 руб. = 880 млн руб.
Согласно данным Министерства финансов Республики Беларусь, расходы на ведение дела страховых организаций в 2023 году составили 23,2% от общей суммы страховых взносов [3].
В таком случае операционные расходы определим следующим образом: 880 000 000 × 0,232 = 204 160 000 руб. = 204,16 млн руб.
Теперь на основании выше представленных данных рассчитаем экономическую эффективность от внедрения мобильного приложения в страховую организацию:
1. Экономия на операционных затратах:
Снижение операционных затрат на 15% от 115 000 000 руб.:
204 160 000×0,15 = 30 624 000 руб.
2. Дополнительный доход от роста клиентской базы:
Рост клиентской базы на 5% при текущем доходе от одного клиента:
1 000 000×0,05×817 = 40 850 000 руб.
3. Доход от дополнительных услуг через приложение:
Ежегодный доход от новых услуг составит:
500 000 руб.
4. Общий доход и экономия за первый год:
Суммируем экономию и дополнительные доходы:
30 624 000 + 40 850 000 + 500 000 = 71 974 000 руб.
5. Расходы на внедрение:
Стоимость разработки и внедрения приложения:
2 000 000 руб.
Стоимость разработки мобильного приложения в Беларуси зависит от сложности проекта, требуемого функционала и выбранных технологий. Некоторые компании указывают почасовую оплату, например, ITG-SOFT предлагает ставку 60 рублей за час работы разработчика [5], а DreamSoft — от 35 рублей за час [6]. Другие компании предоставляют цены за проект, начиная от 40 000 долларов США [7].
6. Чистый экономический эффект за первый год:
Вычитаем из общего дохода расходы на внедрение:
71 974 000 − 2 000 000 = 69 974 000 руб.
Таким образом, внедрение мобильного приложения в БРУСП ”Белгосстрах“ позволит за первый год получить чистый экономический эффект в размере чуть менее 70 млн рублей.Основной вклад в эффект вносят снижение операционных затрат и рост доходов от увеличения клиентской базы и дополнительных услуг. Следовательно, разработка мобильного приложения является экономически целесообразной инвестицией, которая повысит прибыльность и конкурентоспособность компании.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий