Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: История
Размещена 29.01.2025.
Просмотров - 265

Военная история - новое направление в историографии Таджикистана ( на примере истории военного искусства государства Саманидов)

Абдурашитов Фозил Маматович

доктор исторических наук, профессор

Институт истории, археологии и этнографии им. А.Дониша НАНТ

Главный научный сотрудник

Аннотация:
В статье приводятся источники и подвергнуты историографическому анализу опубликованные труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные военной и военно-политической истории государства саманидов. Вопросы военной истории и военного искусства, организации войск, жалованье войскам и их статус в государственном управлении во многих произведениях освещены в контексте исследования политической социально-экономической и культурной истории государства саманидов. Важное место занимают в изучении военной истории саманидского государства в качестве источников труды арабоязычных персидских авторов IX-XI вв. Теоретическую ценность по исследованию политической истории государства саманидов составляют труды современных отечественных ученых.


Abstract:
The article provides sources and subjected to historiographical analysis of the published works of domestic and foreign researchers on the military and military-political history of the Samanid state. The issues of military history and military art, the organization of troops, the salary of troops and their status in public administration are covered in many works in the context of the study of the political socio-economic and cultural history of the Samanid state. An important place is occupied in the study of the military history of the Samanid state as sources by the works of Arabic Persian authors of the 9th and 11th centuries. The theoretical value of the study of the political history of the Samanid state is the work of contemporary Tajik scientists.


Ключевые слова:
военная история; военное искусство; государство саманидов; организация войск; политическая история; военно-политическое управление

Keywords:
military history; military art; Samanid state; organization of troops; political history; military-political management


УДК 355.48

Введение. Военная история, военная мысль таджикского народа своими корнями уходит вглубь тысячелетий.  Вопросами по истории войны и военного искусства интересовались историки, географы и  классики персидско-таджикской литературы. В трудах выдающихся философов, основоположников и классиков литературы вопросы войны, военного искусства, военная мысль на всех этапах исторического развития таджикского народа впитало в себя героизм, отвагу и патриотизм. Все это качество было проявлено в процессах борьбы против завоевателей.

Актуальность. Актуальность и важность глубокого изучения темы войны и военного искусства государства Саманидов заключаются в том, что в конце ХХ в. таджикский народ обрел свое подлинное независимое  государство и создал  собственные вооруженные силы, которые находятся на стадии становления и развития. В период правления Саманидов государственно-военная политика имела особое значение в обеспечении целостности централизованного государства.  Поэтому, изучение и осмысление военно-теоретического и патриотического  наследия выдающихся классиков и теоретиков военного дела, исторический опыт военного искусства таджикского народа является первейшей задачей военных экспертов - историков, военнослужащих, философов и политологов уже на современном этапе, в условиях независимого государства.

Цель работы: на примере военного искусства государства Саманидов показать научную и историческую важность проблемы в историографии Таджикистана.

Задачи работы: на основе опубликованных трудов таджикских и зарубежных исследователей проанализировать состояние изученности вопросов средневековой военной истории на примере Саманидского государства. Показать важность изучения военной истории, как нового направления в  историографии истории таджикского народа.

Методы и материалы: анализ источников.

Научная новизна.  В статье подвергнуты историографическому анализу опубликованные труды отечественных и зарубежных исследователей, использованы источники посвященные военной и военно-политической истории государства саманидов. Впервые вопросы военной истории и военного искусства, организации войск, жалованье войскам и их статус в государственном управлении во многих произведениях освещены в контексте исследования политической социально-экономической и культурной истории государства саманидов. Теоретическую ценность  по исследованию политической истории государства саманидов составляют труды современных отечественных ученых.

Результаты. Прежде чем приступить к анализу историографии военной истории государства Саманидов необходимо еще раз проанализировать основные этапы становления и развития этого крупного средневекового государства. Начальный период правления Саманидов приходит на 817-818-874 годы. Этот период является периодом становления дома Саманидов. Представителями  этого периода были братья Нух, Ахмад, Яхья и Ильяс, которые стояли у колыбели династии. Они заложили фундамент империи Саманидов.

Второй этап охватывает 875-960 годы. Этот этап является периодом расцвета и могущества империи Саманидов. Он характерен тем, что именно в этот период Саманиды создали мощную державу, которая объединила всю территорию Мовероуннахра и Хорасана, Западного Ирана, Афганистана и западных районов Китая. Представителями этого периода были Наср и Исмаил ибн Ахмад, Ахмад ибн Исмаил, Наср II ибн Ахмад, Нух ибн Наср II, Абдумалик ибн Нух.

Третий период правления Саманидов относится к 961 - 999 годам. В зти годы появляются признаки распада прославленной империи. Представителями этого периода были Мансур ибн Нух, Нух II ибн Мансур, Мансур II ибн Нух. Именно в период царствования названных правителей государство Саманидов подверглось военно-политическому кризису. Вследствие чего 23 октября 999 года оно перестало существовать..

Что касается историографии военной истории государства Саманидов, то различные вопросы истории IX-X вв. освещены как в общих сводных трудах и монографиях, так и в отдельных статьях и заметках многих историков, археологов, историков культуры, науки, литературы и других исследователей. Среди них следует, прежде всего отметить капитальные труды академика В.В.Бартольда[1], сводные работы А.Ю.Якубовского[2], Б.Г.Гафурова[3] и др.

Ярким саманидоведом  считается выдающийся таджикский ученый академик Б.Г.Гафуров. Изучеие вопросов истории Саманидского государства, нашедших свое отражение в работах Б.Г.Гафурова, способствовало возрастанию научного интереса ученых Таджикистана к изучению различных аспектов истории этого государства. Б.Г. Гафурову по сути стал основоположником этой школы, выведшего историю саманидов на широкие просторы мировой истории. Фундаментальные труды Б. Гафурова  стали основой для дальнейшего  исследования  истории Саманидов в Центральной Азии.

Три главы книги Б. Гафурова по истории таджикского народа, которая  вышла в 1947 г. были посвящены истории и культуре эпохи Саманидов. Хотя книга  была написана на основе научных идей русских востоковедов - В.В. Бартольда и А. А.Семенова, таджикским ученым удалось широко использовать сведения письменных источников по истории, географии и литературе и показать в своих исследованиях национальную специфику и самобытность таджикского народа. В работе Б.Гафурова вопросы военной истории периода Саманидов начинаются с освещения арабских завоеваний, общественных течений и народных движений и завершаются завоеванием независимости и образованием национальных государств иранских народов - Тахиридов, Саффаридов и Саманидов. В ней были сделаны научные выводы относительно причины падения Саманидского государства.

В  своей   фундаментальной работе «Таджики». Б.Г. Гафуров продолжая свои исследования дает новые сведения по истории, хотя и  фрагментарно по военной истории эпохи Саманидов.

В освещении вопросов военно-политической истории государства саманидов особое место занимает шеститомный коллективный  труд таджикских ученых «История таджикского народа». Во втором томе[4] многотомника подробно освещаются политическая история, возвышение и падение, социально-экономическая и культурная жизнь государства саманидов на основе огромного количества источников. В книге скрупулезно проанализированы источниковая база и историография истории саманидского государства.

В историографии истории государства саманидов важное место занимает труды известного таджикского ученого, академика  Н. Негматова, который в своих исследованиях, в частности, в работе «Государство Саманидов», подробно останавливается на вкладе предшествующих и современных ученых в изучении истории и культуры этой эпохи. Н. Негматов отмечал, что первые исследования по истории государства Саманидов начались в XIX в., получив дальнейшее развитие в последующих десятилетиях.

Н.Н.Негматов отмечает, что немалое значение в системе управления, имел диван сохиб аш-шурат. Это было ведомство по управлению саманидской гвардией. Сахиб ашшурат имел своего помощника, по хозяйственной части, так называемого ариза, который с помощью своей специальной канцелярии (дивани арз) производил выплату саманидскому войску жалования, которые выдавались четыре раза в год через каждые три месяца, следил за состоянием дисциплины в войске, снаряжением, провиантом и фуражом. Ее значение особенно возросло при Газневидах[5].

При этом ученый отмечал вклад советских и западных ученых в изучение этой темы, таких как Дж. Мальколм, П. Сайск, Ст. Лэн-Пул, Е. Цамбур, В.В.Бартольд, А.Ю. Якубовский, С.П. Толстов, Б. Шпуллер, Б.Н.Заходер, К.Э. Босворт, Я. Рипка, Р. Фрай, А. А. Семенов, В.И.Иванов, А.Е. Бертельс, Е.А. Давидович, М.Г. Массон, Ю.Ф.Буряков, А.М. Беленицкий, Б. А. Литвинский и др.

Среди них, можно отметить книгу К. Е. Босворта, в которой достаточно хорошо изучены армии саманидов и газневидов их структура[6]. Газневиды следовали за Саманидами. Этот факт подтверждается в книге Низам ал-мулк. «Сиясат-наме» [7]. Он приводит ряд данных по социальным отношениям, организации саманидского государственного управления, структуре войск и  отмечает, что «основу армии составляла гвардия гулямов - наемные воины из числа тюркских рабов. Война была единственным занятием и основным источником существования. Поэтому они усердствовали, чтобы под­няться по служебной лестнице. Путь к высоким военным должностям был долгим и тернистым, лишь единицы достигали его, а большинство заканчивали свою службу рядовыми воинами. Первое звание давали гулямам-воинам лишь после восьми лет службы, его назначали начальником троих воинов».

Ряд вопросов военно-политической жизни времени Саманидов освещены  в работах, посвященных истории отдельных династий – Бармакидов[8], афшиновУструшаны[9], Тахиридов[10] и Саффаридов[11]. В работах А.Ю.Якубовского[12], А.А.Семенова[13] и Е.А.Давидович[14] исследованы вопросы о происхождении Саманидови о дате установления их власти в среднеазиатских областях. В специальной работе Б.Г.Гафуровадан анализ причин возвышения и падения династии Саманидов[15]. Вопросы государственного устройства и права Саманидов специально исследованы Ш.Азимовым и И.Сафаровым[16] . Научные труды таджикского ученого Ш. Азимова стали важным вкладом в изучении истории государства и права Саманидского государства, открывшие новую страницу в исследовании государственного устройства Саманидов. Ш.Азимов в своем исследовании попытался на основе изученных первоисточников дать характеристику централизованному таджикскому государству Саманидов, его государственным нормам и правовым институтам. Многие выводы автора книги «Государство и право Саманидов» имеют теоретическое и практическое значение для современного этапа развития таджикской государственности. Так, автор монографии еще в 1953 г писал, что только страна, объединенная в единое централизованное государство, может рассчитывать на возможность долгого существования.

Среди научных трудов отечественных ученых важное место в изучении истории саманидов занимает обобщающая монография Н.Н.Негматова “Государство Саманидов”, Она охватывает все вопросы истории Средней Азии IX-X вв[17].

Посвященным вопросу о структуре, топографии и экономической жизни среднеазиатских городов.в конце XIX в. принадлежит исследования В.А.Жуковского[18]. В книге В.В.Бартольда[19] прослеживается эволюция средневековых среднеазиатских городов. Он вскрыл точное значение специальной терминологии, примененной географии и историками IX-X вв. к городским частям, высказал мысль о росте города в X в. и последующих столетиях на территории рабадов. В материалах этого автора имеются некоторые сведения о локализации войск саманидов и газневидов.

 Среди перечисленных популярное среди читателей издание академика АН РТ Н. Негматова "Государство Саманидов"[20]. В нем ученый  освещает историю первого централизованного государства таджиков – саманидов и завершение процесса формирования таджикского народа. Ценным являеются материалы, частично затрагивающие военную историю.  В своей работе Н.Н.Негматов отмечает, что немалое значение в системе управления, имел диван сохибаш-шурат. Это было ведомство по управлению саманидской гвардией. Сахиб ашшурат имел своего помощника, по хозяйственной части, так называемого ариза, который с помощью своей специальной канцелярии (дивани арз) производил выплату саманидскому войску жалования, которые выдавались четыре раза в год через каждые три месяца, следил за состоянием дисциплины в войске, снаряжением, провиантом и фуражом. Ее значение особенно возросло при Газневидах[21].

Между тем, при всей скудности информации по военной истории источниковая  база в целом по социально-экономической и кульурно-политической истории государства саманидов обширная.

Некоторые вопросы политической истории государства саманидов отражены в книге “Таърих” (“История”) арабского историка и географа IX в. Яъкуби. Ценную информацию относительно исторической географии Мавераннахра и Хорасана дает  его сочинение– “Китоб-ул-булдон” (“Книга стран”). В своей книге, наряду с описанием хронологию арабских правителей (наместников) Хорасана, автор прослеживает основные события военной и политической истории этого периода.

Немаловажное значение для изучения политической истории региона при государстве саманидов имеет книга “Таърихи Бухоро” (“История Бухары”) таджикского историка Мухаммада Наршахи[22].  В ней содержится много ценных сведений политического, социально-экономического икультурного характера. Относительно военной истории этого периода особенно интересны сообщения Наршахио ранних военных набегах арабов в Среднюю Азию. В этой же книге рассказывается о восстании Шарика ибн Шайха, о восстании Муканны, а также  других военных походах арабских завоевателей.

По словам известного историка-востоковеда В.В.Бартольда “наши сведения о жизни при Саманидах отличаются исключительной полнотой не только в сравнении с предшествующими, но и в сравнении с последующими эпохами»”[23]. В книге Абубакра Мухаммада Наршахи “История Бухары” приведены сведения первостепенной важности по социальной истории Бухарского оазиса и исторической топографии города Бухары. В ней также упоминаются некоторые вопросы военной и политической жизни государства саманидов[24].

В своем выдающемся труде “История Масуда”[25] историк XI в.  Абулфазл Байхаки сообщает о последних Саманидах. В его  книге ценным является информация  о  деятельности хорасанских наместников и крупнейших представителей саманидской гвардии, о взаимоотношениях Саманидов и первых Газневидов.

Чрезвычайно ценным источником для выяснения причины падения Саманидов является обнаруженный и опубликованный В.Р.Розеном отрывок из сочинения очевидца событий Абу-л Хусейна Хилал ибн ал-Мухсина ас-Саби[26].

Более конкретные информации о военном деле государства саманидов можно обнаружить в книге современного иранского исследователя Мухаммадризо Ножи «Фарханг ва тамаддуни исломи дар каламрави сомониён» (Исламская культура и цивилизация в пределах саманидов»[27]. 

В книге Мухаммадризо Ножи существуют сообщения о выплатах жалованья войску со стороны эмира Насра Ибн Ахмада, Хаммуя ибн Али, султана Махмуда Газнави. Выплата войску жалованья означало их равенство и равномерное их довольствие, посредством ариза, и это происходило в присутствии эмира или высочайшим военным чином. Кроме того он приводит ценные информации по управлению войсками и планированию. Для войны и обороны считались важной ответственностью, требовавшей людей умных, смелых  и обладающих военным опытом. Саманидские эмиры подобно Тахиридам прилагали усилия по умелому командованию воинами и его подбадриванию. В Хорасане, в важнейшем секторе владения Саманидов, располагался главнокомандующий всей саманидской армии в руках предводителя войска, расположившегося в Европе, и он являлся ответственным за предводительство войском и все главенствующие эмиры, знать и все войско находились под его подчинением. Он также управлял всеми владениями Саманидов на юге Джайхуна[28].

Особый интерес в книге Ножи вызывает военное искусство саманидского государства. На основе источников автор отмечает, что “при рассмотрении способов ведения войны и особенностей сражения мы наблюдаем два основных способов. Первое из них является являетсся групповой, сотоящий из лошадей и воинов. Второй манерой ведения сражения является расположение войско в пяти колоннах: передовая часть расположилась впереди, тыльная часть - сзади, правый и левый фланги - с двух сторон передовой части и сердцевина как важнейшая колонна и место расположения командующего войском располагалась  в середине. Войско исходя из этого называли хамис (пять частей)»[29].

Кроме того, реальную картину исторического процесса можно  проследить в  произведениях классиков персидско-таджикской литературы. В их  трактатах отражены вопросы управления в  государстве саманидов.  Среди них можно назвать "Шахнаме" А. Фирдавси, где в поэтическо-философской форме изложены основы истории военного дела таджикского народа с древнейших времен вплоть до X века. С полным основанием можно назвать это уникальное произведения средневековья  шедевром военной мысли.  Идея войны и мира, пронизывающая классическую поэзию, наивысшее свое философское выражение получила в творчестве Ганджави, Саади, Хафиза и Джами. Все это дает нам полное право утверждать, что тема войны и военного образования на протяжении многих веков составляет неотъемлемую часть  истории таджикского народа, а  проповедование идей национального героизма и чувств подлинного патриотизма значительно возросло после обретения суверенитета.

Заключение. В целом, относительно военно-политической истории государства саманидов много разнообразных и разнохарактерных источниковедческих и историографических материалов. Однако вопросы военной истории и военного искусства в них освещены фрагментарно. О военной истории Саманидов повествует значительное количество дошедших до нас разнохарактерных письменных первоисточников. Однако не все эти источники подтверждаются археологическими и тем более антропологическими материалами. В силу характера этих источников  относительно истории, в особенности географической и политической истории этого периода, в том числе в вопросах социально-экономической жизни имеются значительные пробелы.

Библиографический список:

1. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Соч. – М., 1963. – Т. I; Он же. Историко-географический обзор Ирана. – СПб., 1903; Он же. История культурной жизни Туркестана. – Л., 1927; Он же. Таджики. Исторический очерк. – Таджикистан. – Ташкент, 1925.
2. Якубовский А.Ю. Об одном раннесаманидскомфельсе (из ранней истории Саманидского дома) // КСИИМК. – 1946. – Вып. XII.
3. Гафуров Б.Г. История таджикского народа в кратком изложении. – Изд. третье. – М., 1955. – Т. I; Он же. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. – М., 1972.Гафуров Б.Г. О причинах возвышения и падения Саманидов // СВ. – 1958. – № 1. – С. 51-55.
4. История таджикского народа. Под редакцией академика Н.Н.Негматова Т.2. Душанбе,-1999.
5. Неъматов Н.Н. Государство Саманидов (Мавераннахр и Хорасан в IX–X вв.). Душанбе, 1977.
6. Boswort K. E. Ghaznavids Millitary Organization. – C. 57.
7. Низам ал-Мульк. Сиасет-намэ. Книга о правлении вазира XI столетия / Перев., введ. и примеч. Б.Н. Заходера. – М.; Л., 1949
8. Бартольд В. В. Сочинения. - Т. VI. - Работы по истории ислама и арабского халифата. - М.: Наука, 1966. - 784 с.
9. Негматов Н.Н.Уструшана в древности и раннем средневековье // Тр. АН Тадж.ССР. – 1957.
10. Бартольд В.В. Соч. – М., 1964. – Т. I. – С. 265-272; Кадырова Т. Абу-л-Аббас Абдаллах ибн Тахир и его время: Автореф. дисс... канд. ист. наук. – Л., 1949; Нафисӣ Саид. Таърихи хонадони Тоҳирӣ. Саргузашти Тоҳир бинни Ҳусайн (ТоҳирЗулмайнан). – Тегеран, 1957. – 420 с.
11. Бартольд В.В. Соч. – М., 1963. – Т.I. – С. 273-284.
12. Якубовский А.Ю. Об одном раннесаманидском фельсе (из ранней истории Саманидского дома) // КСИИМК. – 1946. – Вып. XII.
13. Семенов А.А. К вопросу о происхождение Саманидов. «ТР. АН Тадж. ССР» / А.А. Семенов.т.27. - Сталинабад, 1954.-178 с.
14. Давидович Е.А. Нумизматические материалы для истории развития феодальных отношений в Средней Азии при Саманидах // Тр. AH Тадж. ССР. – 1954. – Т. XXVII.
15. Гафуров Б.Г. О причинах возвышения и падения Саманидов // СВ. – 1958. – № 1. – С. 51-55.
16. Азимов Ш. Государство и право Саманидов: Автореф. дисс... канд. ист. наук. – М.; Сталинабад, 1953.
17. Негматов Н.Н. Государство Саманидов (Мавераннахр и Хорасан в IX-X вв.) – Душанбе, 1977. – 280 с.
18. Жуковский В.А. Древности Закаспийского края. Развалины старого Мерва // MAP, 16. – СПб., 1894.
19. Бартольд В.В. К истории Мерва // ЗВОРАО. – СПб., 1910. – Т.XIX. – Вып.4.
20. Негматов Н. Государство Саманидов. – Душанбе:Дониш,1977, 276 с.
21. Неъматов Н.Н. Давлати Сомониён (тоҷикон дар асрҳои IX- X)./Н.Н.Неъматов.-Душанбе: Ирфон,1989.-304 с.
22. Мухаммад Наршахи. История Бухары. – Ташкент, 1897.
23. Бартольд В.В. История Туркестана. – Ташкент, 1922. – С. II-12.
24. Наршахи Абу-Бекр-Мухаммед. Таърихи Бухоро (История Бухары) / Перев. с перс. Н. Лыкошина. – Ташкент, 1897.
25. Абу-л-Фазл Байхаки. История Масъуда (1030-1041) / Перев. с перс., введ., комм. и прил. А.К. Арендса. Изд. 2-ое, дополн. – М., 1969. Памятники письменности Востока, XXII.
26. Розен В. Рассказ Хилаля ас-Саби о взятии Бухары Бограханом // ЗВОРАО. – 1888. – Т. II. – Вып. 3 и 4.
27. Муҳаммадризо Ножи «Фарҳанг ва тамаддуни исломӣ дар каламрави сомониён». Душанбе, 2011.С.
28. Муҳаммадризо Ножи «Фарҳанг ва тамаддуни исломӣ дар каламрави сомониён». Душанбе, 2011.С.
29. Муҳаммадризо Ножи «Фарҳанг ва тамаддуни исломӣ дар каламрави сомониён». Душанбе, 2011.С.




Рецензии:

30.01.2025, 9:24 Сильванович Станислав Алёйзович
Рецензия: Статья Абдурашитова Фозила Маматовича «Военная история – новое направление в историографии Таджикистана (на примере истории военного искусства государства Саманидов)» представляет собой историографический обзор истории государства Саманидов с акцентом на ее военный аспект. Обширный список источников позволяет говорить о том, что автор серьезно подошел к данной теме и содержание статьи раскрывает его название. Структура работы и ее оформление в целом соответствуют требованиям, предъявляемым к публикациям в «Sci-article». Вместе с тем, список источников, на мой взгляд, требует определенных корректировок. Если первая и третья позиции содержат несколько работ одного и того же автора, то десятая позиция состоит из работ разных авторов, а двадцать седьмая, двадцать восьмая и двадцать девятая содержат один и тот же источник, насколько это можно понять из оформления. К тому же не совсем понятно, что значит буква «С.» в трех последних позициях. Требуют уточнения также выводы. Для неспециалистов в данном вопросе непонятно, что имел в виду автор, когда писал: «Однако не все эти источники подтверждаются археологическими и тем более антропологическими материалами. В силу характера этих источников относительно истории, в особенности географической и политической истории этого периода, в том числе в вопросах социально-экономической жизни имеются значительные пробелы». В тексте нигде не говорится о том, какие источники «не подтверждаются археологическими и тем более антропологическими материалами» и нигде не приводятся конкретные примеры «значительных пробелов». Более того, этим утверждением автор сам себе противоречит, когда в тексте статьи цитирует известного историка-востоковеда В.В.Бартольда: «наши сведения о жизни при Саманидах отличаются исключительной полнотой не только в сравнении с предшествующими, но и в сравнении с последующими эпохами». Представляется необходимым примеры таких «пробелов» в содержание статьи включить. Помимо всего прочего, статью необходимо еще раз внимательно вычитать, потому что в тексте встречаются опечатки. Статья рекомендуется к публикации после внесения соответствующих исправлений.

2.02.2025, 16:05 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: Автор статьи "Военная история - новое направление в историографии Таджикистана (на примере истории военного искусства государства Саманидов)" исследует основные этапы становления, развития и военного искусства государства Саманидов. Статья является актуальной и имеется научная новизна. Однако, автор в статье не приводит имена исторических личностей и ученых эпохи самонидов. Достижения в таджикско-персидской поэзии связаны с великим Рудаки, который пользовался покровительством и щедростью саманидского визиря Балами. Среди многочисленных учёных, живших в столице Саманидов, наиболее выдающимся был Абу Али ибн Сина (Авиценна), великий врач и философ, уроженец селения близ Бухары. Книга «История Бухары» была написана для саманида Муха ибн Мансура (943-954) уроженцем Наршахи Абу Бакром Мухаммедом ибн Джафаром Наршахи. Это произведение пользовалось большой популярностью и многократно переиздавалось, дополнялось и переписывалось (вплоть до XIX века). В ту историческую эпоху в Бухару съезжались ученые и литераторы со всего государства Саманидов, а также из других стран. Мухаммед ибн Салих аль-Кахтани, законник и знаток хадисов (рассказов о деяниях и изречениях пророка Мухаммада), покинул родную страну (Испанию) и много путешествовал по многим странам, недовольный знаниями, которые он приобрел в Египте, Мекке, Сирии, Ираке, Хамадане, Исфагане, Хишапуре и Мерве. Наконец, тяга к знаниям привела его в Самарканд, а оттуда в Бухару, где он и обосновался до своей смерти в конце X века. При Саманидах Бухара оказалась центром религиозных наук и славным столпом ислама. Это был город, где родился Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари. Он был известным знатоком хадисов девятого века, который прославил само имя Бухары во всем исламском мире [https://www.advantour.com/uzbekistan/bukhara/history/008.htm]. Статью "Военная история - новое направление в историографии Таджикистана (на примере истории военного искусства государства Саманидов)" рекомендую к публикации после доработки с изложением основных этапов становления и развития истории эпохи Саманидов.

03.02.2025 7:07 Ответ на рецензию автора Абдурашитов Фозил Маматович:
Уважаемая редакция! С замечаниями первого рецензента отчасти согласен и откорректировал библиографию и редактировал одно предложение. Что касается второй рецензии, то по названию и содержанию понятно, что статья посвящается военной истории и историографии военной истории Саманидов. Автор не ставит цель освящать историю исторических личностей эпохи Саманидов и периодизации истории Саманидов.



Комментарии пользователей:

3.02.2025, 13:06 Ашрапов Улугбек Товфикович
Отзыв: Автор статьи в ответе на рецензию от 2.02.2025, 16:05 пишет - "статья посвящается военной истории и историографии военной истории Саманидов". Четырьмя характеристиками современной историографии являются критический анализ, междисциплинарные подходы, инклюзивность различных точек зрения и акцент на контекстуализации. Характерной особенностью научной статьи является то, что в ее состав входит значительное количество фактов, которые должны быть подкреплены ссылками на первоисточники или же на результаты собственных исследований. Саманиды — династия иранского происхождения, держава которых в современном Таджикистане рассматривается как первое «централизованное таджикское государство» [Jonson, Lena. Tajikistan in the New Central Asia: Geopolitics, Great Power Rivalry and Radical Islam (International Library of Central Asian Studies) (англ.). — I. B. Tauris, 2006. — 272 p. — ISBN 1845112938. — ISBN 978-1845112936.], тогда как империя Саманидов была частью Иранского Интермеццо, или «Персидского ренессанса». Этот период описывается историками как имеющий ключевое значение в формировании исламской цивилизации, как в политическом, так и в культурном плане. В политическом плане он стал свидетелем эффективного распада власти Аббасидов и возвышения нескольких государств-преемников, таких как Саманиды и Буиды, в то время как в культурном плане он стал свидетелем подъема нового персидского языка как административного и литературного языка [Пикок, ACS; Тор, DG (2017-08-30). Средневековая Центральная Азия и персидский мир: иранская традиция и исламская цивилизация . Bloomsbury Publishing. стр. xix. ISBN 978-0-85772-743-5]. Главные города Саманидов – Бухара, Самарканд, Балх, Мерв, Нишапур, Худжанд, Бунджикат , Хулбук , Термез и другие стали крупными культурными центрами в государстве. Таджикские националистические историки стремились изобразить империю Саманидов как изначальное «таджикское» государство с Исмаилом Самани в качестве его основателя. Следует признать, что это утверждение иногда преувеличено и искажено [Фольц, Ричард (2023). История таджиков-иранцев Востока . Bloomsbury Publishing. стр. 156. ISBN 9780755649679].


4.02.2025, 9:29 Абдурашитов Фозил Маматович
Отзыв: Уважаемый Улугбек Товфикович, благодарю Вас за рецензию, за ценные рекомендации для более глубинного исследования истории государства Саманидов. Действительно эпоха Саманидов считается золотым веком в истории Мавераннахра и Хорасана. Именно в этот период появилась плеяда всемирно известных ученых,философов, поэтов, писателей, благодаря которым развивались многие науки, литература. Мы согласны, что империя Саманидов была частью Иранского Интермеццо, или «Персидского ренессанса». Также история формирования народов ЦА, как отдельный вопрос рассмотрен со стороны многочисленных ученых со всего мира. Но, к сожалению вопросы военной истории и историографии не только периода Саманидов, а вообще с древних времен в историографии Таджикистана исследовались в контексте изучения общей истории, социально-экономической, культурной и политической жизни региона. Поэтому, основной целью статьи мы наметили более углубленно и предметно исследовать военную историю на примере государства Саманидов. Еще раз благодарю за рецензию.


19.02.2025, 14:07 Ашрапов Улугбек Товфикович
Отзыв: Автор статьи пишет - "В"Шахнаме" А. Фирдавси, где в поэтическо-философской форме изложены основы истории военного дела таджикского народа с древнейших времен вплоть до X века". Однако, это не соответствует действительности. Шахнаме («Книга царей » , составленная в 977-1010 гг. н. э.) — средневековый эпос, написанный поэтом Аболкасемом Фирдоуси (ок. 940-1020 гг. н. э.) с целью сохранения мифов, легенд, истории, языка и культуры древней Персии. Это самое длинное произведение одного автора в мировой литературе, состоящее из 50 000 рифмованных двустиший, 62 историй и 990 глав. "Шахнаме" охватывает всю историю древней Персии от сотворения мира до мусульманского арабского завоевания 651 г. н. э., которое свергло Сасанидскую империю (224-651 гг. н. э.), последнюю великую персидскую империю древности. Завоевание опустошило древнюю персидскую культуру и грозило полностью уничтожить ее во времена Омейядского халифата (651-750 гг. н. э.), но когда Аббасидский халифат (750-1258 гг. н. э.) сверг Омейядов, персидская культура снова стала цениться, и развитие персидской литературы и искусства поощрялось. Первоначально она была заказана Мансуром I (р. 961-976 н. э.) из династии Саманидов (819-999 н. э.), которая поощряла развитие персидской литературы, и была начата поэтом Дакики (ок. 935-977 н. э.), который умер после написания начала. Она была завершена Фирдоуси при династии Газневидов (977-1186 н. э.), которая была менее восторженной, но все же проявляла интерес к предмету. В современной терминологии люди из Афганистана, Таджикистана и Узбекистана, говорящие на персидском языке, известны как таджики. Тажики — это народ, родом из Таджикистана, Афганистана и Узбекистана, имеющий особый персидский язык на различных диалектах [Wikipedia]. Статью "Военная история - новое направление в историографии Таджикистана ( на примере истории военного искусства государства Саманидов)" рекомендую доработать.


Оставить комментарий


 
 

Вверх