Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Физическая культура
Размещена 03.02.2025. Последняя правка: 03.02.2025.
Просмотров - 255

Влияние дистанционного обучения на дисциплину «Физическая культура»

Копылов Никита Андреевич

-

Новосибирский государственный архитектурно строительный университет

студент

Калитова Марина Александровна, заведующий кафедрой, Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет


Аннотация:
Дистанционное обучение стало важной частью образовательного процесса, особенно в условиях пандемии COVID-19, включая дисциплину «Физическая культура». Статья анализирует влияние дистанционного формата на качество и эффективность преподавания этой дисциплины, обращая внимание на прелести и недостатки удаленного обучения. К преимуществам относятся возможность индивидуализации тренировок и доступ к цифровым ресурсам, в то время как к ограничениям относится снижение мотивации учащихся. Приведены примеры успешных решений, таких как использование фитнес-приложений, виртуальные тренировки и элементы геймификации. Основная задача заключается в разработке адаптированных программ, которые поддерживают физическую активность и способствуют формированию здорового образа жизни студентов.


Abstract:
Distance learning has become an important part of the educational process, especially in the context of the COVID-19 pandemic, including the discipline of Physical Education. The article analyzes the impact of the distance format on the quality and effectiveness of teaching this discipline, drawing attention to the advantages and disadvantages of distance learning. The advantages include the ability to individualize training and access to digital resources, while the limitations include a decrease in student motivation. Examples of successful solutions are given, such as the use of fitness apps, virtual training and gamification elements. The main task is to develop adapted programs that support physical activity and promote a healthy lifestyle among students.


Ключевые слова:
дистанционное обучение; физическая культура; физическая активность; мотивация; цифровые технологии

Keywords:
distance learning; physical education; physical activity; motivation; digital technologies


УДК 796

Введение: 

Физическая культура является неотъемлемой частью культуры общества и представляет собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых в целях физического и интеллектуального развития человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития [4].

Дистанционное обучение в последние годы стало важной составляющей образовательного процесса, особенно в условиях пандемии COVID-19. Однако переход к удаленному формату обучения поставил перед преподавателями и учащимися множество вызовов, особенно в дисциплинах, где значительную роль играет практическая составляющая, таких как «Физическая культура».

Актуальность: Актуальность статьи обусловлена современными тенденциями в образовательной и спортивной сферах. В условиях глобализации, цифровизации и изменений в образовательных системах все больше учебных заведений внедряют онлайн-форматы обучения. Однако физическая культура, как предмет, требующий активного взаимодействия между учащимся и преподавателем, а также использования специфического оборудования и пространств, сталкивается с особыми вызовами при переходе на удаленный формат.

Целью данной статьи является анализ влияния дистанционного формата на качество и эффективность преподавания физической культуры, а так же рассмотрение проблем и успешных решений проблем дистанционного обучения физической культуре.

Задачи:

1. Проанализировать литературу и источники;

2. Анализ проблем, ограничений и преимуществ дистанционного обучения физической культуре;

3. Поиск, анализ и систематизация успешных примеров реализации дистанционного обучения;

Материалы и методы. При написании данной работы была использована литература по теме исследования. После структурирования собранного материала, были выдвинуты ключевые моменты, которые связаны с изучением дистанционного обучения физической культуре;

Научная новизна заключается в анализе и систематизации возможных в применении способов проведения занятий по физической культуре в современных реалиях, в определении значения двигательного режима и наличие рекомендаций по оптимизации двигательного режима.

Особенности дисциплины «Физическая культура»

Физическая культура — это дисциплина, направленная на развитие физической активности, улучшение здоровья и формирование здорового образа жизни. Практическая часть курса играет ключевую роль, так как включает физические упражнения, которые требуют наличия соответствующего оборудования, пространства и непосредственного контроля со стороны преподавателя [3].

В настоящее время, физическая активность у большинства людей сильно уменьшилась по сравнению с прошлыми веками, так как в настоящее время развития технического прогресса многие действия людей стали легко заменяемы компьютерными технологиями и человеку уже не требуется уделять большие физические усилия. В связи с этим, возникает медленное снижение физических функций человека, ослабляется скелетно-мышечный аппарат, изменяется в негативную сторону работа его внутренних органов. Влияние недостатка физической активности наносит урон на всю систему организма человека в целом, впоследствии приводя к различным заболеваниям. Исходя из этого, не сложно понять, что физическая активность является важной составляющей в полноценной, здоровой жизни человека [2].

Проблемы, ограничения и преимущества дистанционного обучения в физической культуре

В связи с тем, что дистанционное обучение обладает неоспоримым преимуществом в области информации, преподносить теоретический материал дисциплины в различных интерактивных форматах позволит выстраивать интерес у учащихся. Также, такой метод формирует мировоззренческую систему научного подхода к физической культуре, повышает мотивацию у учащихся и вовлекает их в изучение физической культуры [5].

Проблемы:

- Отсутствие очного взаимодействия с преподавателем и группой может снижать вовлеченность студентов.

-  Преподаватель не может в реальном времени корректировать технику выполнения упражнений, что повышает риск травм.

- У многих учащихся дома отсутствуют минимально необходимые условия для выполнения упражнений, такие как спортивный инвентарь и подходящее пространство.

- Выполнение программы может быть частично формальным, что приводит к уменьшению физической нагрузки.

Для обеспечения эффективности преподавания физической культуры в дистанционном формате требуется [1]:

- Разработка доступных и понятных инструкций.

- Использование онлайн-платформ для контроля за выполнением заданий (например, видеозаписи упражнений).

- Регулярная обратная связь с учащимися.

- Мотивирование студентов через геймификацию, конкурсы и челленджи.

Преимущества:

- Студенты могут выполнять упражнения дома, что удобно для тех, кто имеет плотный график.

- Доступ к цифровым ресурсам. Видеоинструкции, вебинары и мобильные приложения могут способствовать развитию навыков и самоконтроля.

- Индивидуализация программы. Возможность разработки персонализированных планов тренировок с учетом физического состояния учащихся.

Примеры успешных решений

- Использование приложений для фитнеса которые позволяют отслеживать физическую активность студентов и создавать индивидуальные планы тренировок с учетом их уровня подготовки.

- Проведение виртуальных тренировок в режиме реального времени через платформы Zoom. Это помогает поддерживать коллективную атмосферу занятий и вовлеченность студентов. Преподаватель может наблюдать за техникой выполнения упражнений и вносить коррективы.

- Организация еженедельных отчетов о физической активности с анализом данных, полученных от фитнес-трекеров и приложений. Это может включать подсчет шагов, анализ выполненных тренировок, учет потраченных калорий и достижения индивидуальных целей.

- Внедрение челленджей, соревнований между студентами или группами, награждение активных участников виртуальными сертификатами или другими поощрениями.

- Программа мероприятий может включать ежедневные физические задания, которые участники выполняют с последующей отчетностью через видео или фотографии.

- Проведение онлайн-лекций и мастер-классов на темы правильного питания, управления стрессом и улучшения сна, которые дополняют физическую активность.

- Применение VR-тренажеров или AR-приложений для имитации спортивных игр, пробежек или других видов физической активности в домашних условиях.

Эти подходы способствуют адаптации дисциплины «Физическая культура» к условиям дистанционного обучения, поддерживая мотивацию студентов и обеспечивая качественное выполнение программы.

Заключение

Дистанционное обучение в дисциплине «Физическая культура» имеет как преимущества, так и недостатки. Главной задачей является поиск баланса между теоретической частью и практической деятельностью, а также внедрение инновационных подходов, которые сохранят мотивацию учащихся и обеспечат развитие их физических качеств. Преподаватели должны адаптировать программы под новые условия, активно использовать цифровые технологии и развивать у студентов навыки самоконтроля и самостоятельной работы.

Библиографический список:

1. Сизоненко В. В. Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности с методикой преподавания. Гимнастика : учебное пособие для вузов / В. В. Сизоненко. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 115 с.
2. Дистанционное обучение. Теория и методика разработки дистанционных курсов : учебное пособие для СПО / М. Ю. Бухаркина, Н. В. Никуличева. Т. В. Долгова, М. Б. Лебедева. - Санкт-Петербург : Лань, 2024. - 284 с.
3. Теоретические основы физической культуры : учебное пособие для вузов / А. А. Горелов, О. Г. Румба, В. Л. Кондаков, Е. Н. Копейкина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 194 с.
4. Физическая культура и спорт в образовательной организации: монография / под общ.ред. научного совета МИПИ им. Ломоносова. – СПб.: МИПИ им. Ломоносова, 2023. – 80 с.
5. Элективные курсы по физической культуре. Практическая подготовка : учебное пособие для вузов / А. А. Зайцев [и др.] ; под общей редакцией А. А. Зайцева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 321 с.




Рецензии:

4.02.2025, 8:49 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: Для дистанционного обучения характерны все присущие учебному процессу компоненты системы обучения: смысл, цели, содержание, организационные формы, средства обучения, система контроля и оценки результатов, исследовательская и самостоятельная работа. Преподавание физической культуры включает себя большой объем теоретического материала и этот процесс можно иметь большой успех при использование дистанционного обучения. Например, в США в процессе дистанционного обучения преподаватели должны учитывать 5 национальных стандартов физического воспитания K-12 и преподавателям может потребоваться сместить фокус своей учебной программы на Стандарт 3 (здоровье, укрепляющее здоровье), Стандарт 4 (личная и социальная ответственность) и Стандарт 5 (ценность физической активности) и включить виды деятельности для Стандарта 1 (двигательные навыки и модели движения) и Стандарта 2 (концепции движения), которые являются безопасными и подходящими [https://www.shapeamerica.org/MemberPortal/advocacy/reentry/appendix_k-12-physical-education-distance-learning-supplement.aspx]. В России датой официального развития дистанционного обучения является 1997 год, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить дистанционное обучение в сфере образования [https://pedsovet.org/article/distantsionnoe-obuchenie-kak-odna-iz-novyh-form-v-prepodavanii-fizicheskoy-kultury]. В статье "Влияние дистанционного обучения на дисциплину «Физическая культура»" автором проведен анализ влияния дистанционного формата на качество и эффективность преподавания физической культуры, а также освещены проблемы, ограничения и преимущества дистанционного обучения в физической культуре. Статья актуальная и имеется научная новизна. Cтатью "Влияние дистанционного обучения на дисциплину «Физическая культура»" рекомендую к публикации в журнале SCI-ARTICLE.RU после незначительной доработки с изложением примеров из отечественного образования или мировой практики дистанционного обучения дисциплины «Физическая культура».



Комментарии пользователей:

21.02.2025, 13:41 Базаров Бахритдин Maxaммадиевич
Отзыв: Можно сказать, что сегодня занятия физической культурой являются одним из важнейших факторов сохранения здоровья. Физическая активность является ключевой составляющей, определяющей благополучное здоровье человека на протяжении всей его жизнедеятельности, ее недостаток увеличивает риск заболеваний. Следует отметить, что влияние дистанционного обучения на физическую культуру имеет как отрицательные, так и положительные стороны. В статье рассматривается влияние дистанционного обучения на физическую культуру. Рекомендую опубликовать статью в журнале SCI-ARTICLE.RU.


Оставить комментарий


 
 

Вверх