березинский лесхоз
главный механик
УДК 334
Введение. Эффективная организационная структура и четко определенные механизмы управления лесной отраслью критически важны для обеспечения выполнения задач устойчивого лесопользования. Принципы, такие как прозрачность, участие заинтересованных сторон и интеграция экологических аспектов в принятие решений, должны лежать в основе всех управленческих процессов. Современные методы управления, включая использование цифровых технологий и научного подхода, позволяют значительно улучшить контроль за состоянием лесов и результативность функционирования системы [3, с. 45]. Критерии оценки результативности таких управленческих решений должны основываться как на количественных, так и на качественных показателях, что способствует более полному анализу состояния лесного хозяйства.
Актуальность статьи: в общей системе экономических отношений лесное хозяйство является самостоятельной многоцелевой отраслью народного хозяйства, входящей в состав лесного сектора национальной экономики. К задачам развития лесного хозяйства относятся повышение эффективности использования лесных ресурсов за счет увеличения объемов производства продукции в целях более полного удовлетворения потребностей внутреннего рынка и увеличения экспортного потенциала лесного хозяйства, применение инновационных, экономически и экологически эффективных технологий [1, с. 45].
Цель статьи: источниками финансирования плана по лесохозяйственной деятельности являются собственные средства лесхозов и ассигнования из бюджета. К собственным средствам лесхозов относятся доходы, полученные от лесопродукции, включая рубки ухода, санитарные рубки, реализацию семян и посадочного материала, а также плату за услуги, предоставленные собственным транспортом, и другие поступления (например, доходы от охотничьего хозяйства, арендные поступления, штрафы и пени). Следует отметить, что доходы, полученные от реализации леса на корню, не относятся к собственным средствам [2, с. 512].
Использование собственных средств лесхозов разрешается только на мероприятия, предусмотренные планом. Министерство лесного хозяйства и государственные производственные лесохозяйственные объединения имеют право перераспределять средства республиканского бюджета, отзывая их из одного лесхоза и направляя в другой для выполнения плана финансирования.
Задачи: в качестве меры модернизации государственного управления лесным хозяйством предлагается отменить бюджетный (расчетный) счет лесхозов. Данная модель позволяет значительно повысить финансовую самостоятельность и независимость от внешнего финансирования, что является критически важным в условиях нестабильной экономической ситуации.
Научная новизна: первым и наиболее очевидным преимуществом данной модернизации является рост доходов от реализации лесопродукции. Отказ от бюджетного расчетного счета подразумевает, что доходы от продаж лесоматериалов, услуг по дегустации лесных ресурсов или экотуризму будут поступать непосредственно в распоряжение лесхозов. Это создаёт более «живую» финансовую среду, где каждый рубль от продажи может быть использован сразу для реинвестирования в развитие инфраструктуры, технологии переработки древесины и т.д. Данная система может повысить общую выручку лесхозов, что, в свою очередь, способствует увеличению валовой добавленной стоимости.
Вторым немаловажным аспектом является возможность оптимизации затрат. Лесхозы смогут более гибко и оперативно реагировать на изменения в рыночной конъюнктуре, что позволит избежать ненужных расходов и направить средства в наиболее прибыльные направления. Например, если лесхоз вовремя проанализирует рыночные условия и поймёт, что спрос на определённые виды древесины возрастает, он сможет перераспределить ресурсы и увеличить объемы производства именно этих товаров. Это приводит не только к повышению прибыли, но и к созданию рабочих мест, что имеет положительный эффект на уровень безработицы в регионе.
Третьим важным моментом является снижение зависимости от государственного бюджета. В условиях изменения политики финансирования со стороны государства, лесхозы, имея свои источники доходов, смогут планировать инвентаризацию и программирование лесных работ с большей вероятностью. Это позволит избежать неопределённости, связанной с этим процессом, и, следовательно, обеспечит устойчивый рост производства. Прибыль, которая будет получена от реализации данной системы, может стать основой для будущих инвестиций в развитие лесных экосистем и внедрение современных агрономических практик.
Также стоит обратить внимание на то, что увеличение прозрачности финансовых потоков, которое вытекает из новой схемы, способствует повышению уровня доверия между лесхозами и местными сообществами, а также государственными органами. Это доверие, в свою очередь, может привести к предложению дополнительных субсидий или грантов на развитие лесного производства, что еще более укрепит финансовую устойчивость данных организаций.
Рецензии:
13.02.2025, 20:27 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: В настоящее время лес занимает около 40% площади территории Республики Беларусь. Статья "Модернизация государственного управления лесной отраслью Республики Беларусь" написана на актуальную тему. Автор статьи предлагает увеличить самостоятельность лесхозов и в качестве меры модернизации государственного управления лесным хозяйством предлагает отменить бюджетный (расчетный) счет лесхозов. Однако, изучение литературных данных показывает, что для модернизации лесхозов необходимо: 1) Увеличить в лесхозах экономистов, т.к. экономисты по лесному хозяйству нужны практически во всех видах деятельности, связанных с лесным хозяйством и лесной промышленностью. Например, в более чем 90 процентах развивающихся стран нет экономистов по лесному хозяйству. 2) Каждая лесная служба должна иметь экспертов во всех различных ответвлениях комплекса лесной промышленности и они должны нанимать специалистов по древесностружечным плитам, фанере и целлюлозно-бумажной промышленности, и что они должны иметь в своем ежедневном распоряжении профессионалов, таких как химики и инженеры. В частности, эксперты должны быть в состоянии консультировать правительства, планировщиков и иногда финансистов по технической пригодности основного сырья для предполагаемого конечного продукта. Статью рекомендую к публикации после доработки на основание вышеуказанных.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий