Уральский государственный юридический университет
студент
Байрамова Виктория Андреевна, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта Уральского государственного юридического университета имени В. Ф. Яковлева
УДК 34.096
Введение
Физическая культура и спорт являются важными компонентами социальной и культурной жизни общества. В России эти сферы подлежат государственному регулированию, направленному на обеспечение условий для их развития и защиту прав граждан. Основу регулирования составляет Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 N 329-ФЗ.
Актуальность выбранной обусловлена несколькими факторами. Во-первых, физическая культура и спорт играют важную роль в поддержании здоровья населения и укреплении национальной безопасности, а значит они требуют урегулирование со стороны государства. Во-вторых, законодательное регулирование, а именно Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 N 329-ФЗ, определяет основы государственного регулирования в этой сфере, что требует постоянного анализа и совершенствования. В-третьих, существуют проблемы в управлении физической культурой и спортом, связанные с международной политикой и необходимостью баланса между государственным вмешательством и автономией спортивных организаций.
Цель статьи проанализировать и оценить механизмы государственного регулирования физической культуры и спорта в России, выявить ключевые проблемы и предложить пути их решения для совершенствования системы управления и развития этой области.
Задачи:
1. Изучение правовых аспектов государственного регулирования физической культуры и спорта в России.
2. Анализ полномочий государственных органов как субъектов физической культуры и спорта в России.
3. Выявление проблем развития физической культуры и спорта в России.
4. Разработка рекомендаций для устранения выявленных проблем.
Научная новизна заключается в выявлении и разработке решения проблем, стоящих перед физической культурой и спортом в современных условиях.
Физическая культура и спорт являются важными компонентами социальной и культурной жизни общества. В России эти сферы подлежат государственному регулированию, направленному на обеспечение условий для их развития и защиту прав граждан, политика государства отражает его позицию по отношению к физкультурной деятельности и определяет направления работы органов власти. Чтобы изучить влияние государственного управления в этой сфере, необходимо определиться с объектом этого воздействия. Понятие "физическая культура" весьма обширно и имеет множество определений, поэтому для лучшего понимания следует сопоставить его с более широким понятием "культура", которая является результатом материальной и духовной активности человека. Физическая культура является как частью общей культуры, выражение которой включает в себя как материальные, так и духовные ценности, так и социальным институтом, включающим спортивные сооружения, оборудование, экипировку и медицинское обслуживание, а также разнообразные виды спорта, этические нормы и эстетические ценности (например, парады физкультурников и спортивно-показательные выступления).
В соответствии с Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», физическая культура определяется как «часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития». Основные цели физической культуры включают развитие способностей, улучшение активности, создание здорового образа жизни и социальную адаптацию. Спорт, как составная часть физической культуры, включает комплексы упражнений и организацию соревнований. В упомянутом ранее законе он представлен как «сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним».
В соответствии с действующим законодательством федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов, органы местного самоуправления, подведомственные этим органам организации являются субъектами физической культуры и спорта в Российской Федерации. Полномочия каждого из органов расписаны в Федеральном законе «О физической культуре и спорте».
Управление физической культурой и спортом в России осуществляется в тесном взаимодействии государственных и общественных органов. Федеральный закон от 04.12.2007 определяет структуры управления и их компетенцию. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 было создано Федеральное агентство по физической культуре и спорту, которое в дальнейшем, Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», было преобразовано в Министерство спорта Российской Федерации. Другие федеральные органы, такие как Министерство образования и науки, также активно участвуют в управлении физической культурой. Органы исполнительной власти субъектов РФ взаимодействуют с физкультурно-спортивными объединениями, организуют мероприятия и обеспечивают профессиональную подготовку работников в этой области.
Органы местного самоуправления играют важную роль в развитии физической культуры и спорта. Они оказывают помощь физкультурно-спортивным объединениям, помогают в выполнении уставных задач, заслушивают информацию о развитии физической культуры и спорта, принимают решения и контролируют их исполнение. Совместная деятельность осуществляется на основании договоров. Согласно Федеральному закону №131-ФЗ, органы местного самоуправления обеспечивают условия для развития физической культуры и массового спорта в муниципальных образованиях. Это включает организацию официальных мероприятий, что предусмотрено статьей 9 этого же ФЗ.
Специализированные подразделения, созданные в органах местного самоуправления, имеют полномочия по следующим направлениям:
- Определение задач и направлений развития физической культуры с учетом местных условий
- Популяризация спорта среди разных групп населения
- Организация официальных мероприятий и физкультурной работы по месту жительства
- Обеспечение общественной безопасности на мероприятиях
- Утверждение формирований спортивных команд
- Содействие субъектам физической культуры и спорта.
Однако отсутствие полномочий муниципальных районов по развитию физической культуры вызывает беспокойство. Это может привести к закрытию спортивных школ и снижению числа занимающихся спортом. Необходима поддержка местных органов власти для привлечения детей и молодежи к занятиям физической культурой. Помимо этого, в области физической культуры и спорта существует ряд нерешенных вопросов, которые требуют внимания.
Результаты
Одной из основных проблем является низкий уровень физической подготовленности среди молодежи, особенно в студенческой среде. Это связано с недостаточным привлечением молодых людей к занятиям спортом и физической культурой, что может негативно влиять на их общее здоровье и способность выполнять социальные функции [1].
Решение этой проблемы требует комплексного подхода, включая организацию регулярных занятий спортом и физической культурой в образовательных учреждениях. Эффективность физической культуры и спорта напрямую связана с привлечением молодежи к занятиям в спортивных школах. Это не только способствует улучшению физической подготовленности, но и помогает развивать важные социальные навыки, такие как командная работа и дисциплина. Спортивные школы должны предлагать разнообразные программы, которые бы удовлетворяли интересы молодых людей и мотивировали их к регулярным занятиям спортом [2], в качестве предложения могу привести разработку программ фитнеса и спорта, которые бы соответствовали современным тенденциям и интересам молодежи, что может повысить их уровень участия в спортивных мероприятиях и занятиях физической культурой.
Кроме того, необходимо уделять внимание улучшению стандартов преподавания в образовательных учреждениях. Это предполагает внедрение новых технологий и методов физического воспитания, которые бы позволяли более эффективно развивать физические способности учащихся. Необходимо разработать комплексные программы силовой подготовки, которые бы были адаптированы для разных возрастных групп и включали бы как традиционные, так и современные методы тренировки [3]. Важно также обеспечить достаточное количество спортивных сооружений и оборудования для занятий физической культурой, что часто бывает проблемой в школах и вузах.
Кроме того, привлечение молодежи к спорту может быть усилено за счет проведения массовых спортивных мероприятий и соревнований. Это не только повышает интерес к спорту, но и создает условия для развития соревновательного духа и стремления к достижению результатов. Важно также обеспечить поддержку молодых спортсменов со стороны тренеров и наставников, что может существенно повлиять на их мотивацию и успехи в спорте [2].
Органы местного самоуправления могут вводить дополнительные спортивные занятия в образовательных учреждениях и создавать спортивные школы. Финансирование таких учреждений осуществляется за счет бюджетов и других законных источников. Помимо этого, существующая проблема недостатка финансирования может быть решена посредством проведения реформ для улучшения управления финансами в сфере спорта, что позволит более эффективно использовать выделенные средства; государство может стимулировать частный сектор к сотрудничеству в области финансирования спортивных мероприятий и строительства объектов; также могут быть созданы мотивационные программы для талантливых спортсменов, чтобы привести к увеличению интереса к спорту и повышению его финансирования.
Заключение
Таким образом, управление физической культурой и спортом – это система форм и методов, направленных на эффективное развитие физической культуры и спорта, удовлетворяющую потребности людей в физическом совершенствовании. Основные положения законодательного урегулирования определены в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 N 329-ФЗ. Не стоит забывать также о ряде проблем, требующих участия государства, так как для решения проблем физической активности населения и финансирования спорта необходимы комплексный подход и взаимодействие всех участников процесса.
Рецензии:
2.03.2025, 11:58 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: Физическая культура и спорт являются социальными явлениями. Цели, задачи, содержание, формы организации и методы, используемые в физическом воспитании и спорте, подчиняются общим конкретным принципам, на основе которых строится процесс взаимоотношений в этих конкретных социальных сферах в государственном масштабе. Физическое развитие человека осуществляется на протяжении всей жизни и во многом определяется особенностями семейного воспитания, двигательной активностью во время учебы и работы, использованием различных форм физической культуры для организации досуговой деятельности. Спорт объединяет людей, способствует развитию партнерских отношений, взаимного уважения, основанных на общих целях и ценностях, таких как здоровье, красота, физическое совершенство, победы, стремление преодолевать трудности. В статье "Физическая культура и спорт как объект государственного регулирования" автором проведен анализ государственного регулирования физической культуры и спорта в Российской Федерации. Однако, автором в статье не приводятся сравнительные данные о развитие физической культуры и спорта в зарубежных странах и в России. Например, по данным Государственного комитета по физической культуре, спорту и туризму, в настоящее время в России физической культурой и спортом занимаются лишь 24,9% населения, тогда как в экономически развитых странах мира эта цифра достигает 40-60% [https://www.europeanproceedings.com/article/10.15405/epsbs.2022.06.73]. Статья "Физическая культура и спорт как объект государственного регулирования" написана на актуальную тему. Статью рекомендую к публикации в журнале SCI-ARTICLE.RU после незначительной доработки на основание вышеуказанной ссылке.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий