нет
КубГТУ
аспирант
Хакуз Пшимаф Муратович, доктор философских наук,профессор кафедры философии, ФГБОУ ВО Кубанский государственный технологический университет
УДК 165.24
Введение.
Понятия «контекст» и «подтекст» играют ключевую роль в смыслообразовании, в понимании значения и интерпретации текстов, высказываний и даже широких политических, научных, социальных и культурных явлений.
Актуальность.
Актуальность изучения взаимного влияния понятий «контекст» и «подтекст» а также алгоритма формирования смысла возрастает с дальнейшим развитием средств коммуникации, в том числе социальных сетей и мессенджеров.
Цель статьи.
Привлечь внимание к необходимости уточнения смысла философских понятий направленное на формирование единых междисциплинарных подходов в использовании.
Научная новизна.
Состоит в предложении разграничения области применения философских понятий, а так же привлечении внимания к изучению этой темы.
Основная часть.
Обратимся к определениям. Конте́кст [2] (от лат. contextus — «соединение», «связь») — термин, широко используемый в ряде гуманитарных наук, прямо или косвенно изучающих язык и общение. Изначально термин относился к письменному тексту, но впоследствии стал пониматься более широко и включать в себя как устную речь, так и ситуацию, в которой происходит конкретное общение. Различные исследователи по-разному подходят к классификации видов контекста, но традиционно различаются собственно вербальный контекст (или лингвистический) и ситуативный контекст (или экстралингвистический, невербальный). Существует два основных значения термина:
Вербальный контекст — это законченный отрывок письменной или устной речи (текста), общий смысл которого позволяет уточнить значение входящих в него отдельных слов или предложений. Наличие вербального контекста всегда напрямую влияет на понимание любых сообщений, и отсюда часто встречающаяся в обществе ошибка цитирования, называемая «вырывание из контекста» (повторение некоторой усечённой части первоначального текста в ущерб его цельности, что может серьёзно искажать его исходное значение).
Ситуативный контекст — это ситуация коммуникации, включающая обстановку, время и место, а также любые факты реальной действительности, помогающие более точно интерпретировать значение высказывания. В этой связи в различных текстах или речах часто упоминается различного рода социальный, культурный, политический или исторический контекст написанного или сказанного. Иногда для описания ситуативного контекста используют лингвистические термины «фоновые знания» или «пресуппозиция».
Так же выделяют [6 с.238-239] контекст эксплицитный, т. е. явно выраженный как вербальными, так и невербальными средствами, и имплицитный, т. е. явно не выраженный. Имплицитный контекст является одним из видов пресуппозиции: либо это фоновые знания коммуникантов о предшествующей ситуации, либо знание предшествующих текстов. Так, высказывание «К вечеру похолодало» содержит имплицитный левый контекст — «Днём было тепло». Высказывание «Пётр видел в сыне препятствие настоящее и будущего разрушителя его создания» (Пушкин) предполагает знание предшествующих текстов по истории России.
Попробуем глубже рассмотреть механизм формирования контекста. Контекст подразумевает все обстоятельства, условия и фон, в которых происходит коммуникация или действие. Это может включать историческую, культурную, социальную и эмоциональную обстановку, что позволяет глубже понять, как значения создаются и воспринимаются. Однако, контекст, в своей сути, представляет собой не только фон для символических актов, но и динамичное пространство, в котором происходит обмен значениями.
Слово, сказанное в одном контексте, может восприниматься совершенно иначе в другом. Например, шутка, которая может показаться безобидной в непринужденной обстановке среди друзей, может быть воспринята как оскорбительная в более формальном или критическом окружении. Это иллюстрирует как культурные различия, так и индивидуальные восприятия, которые влияют на то, как мы интерпретируем и реагируем на коммуникацию. Таким образом, текст становится не просто набором слов, а сложным переплетением идей, эмоций и исторического ракурса контекста, который необходимо учитывать для глубокого восприятия.
Теперь рассмотрим понятие подтекст. Подтекст — скрытый, неявный смысл высказывания, не совпадающий с его прямым значением. Определяется контекстом, речевой ситуацией и намерениями говорящего [4].
Понятие подтекста сформировалось на рубеже XIX—XX веков. Так, Морис Метерлинк писал о нём — под названием «второй диалог» — в статье «Трагизм повседневной жизни» (1896) [1]. В России оно использовалось деятелями Московского Художественного театра для характеристики пьес Чехова, герои которых не всегда думают то, что высказывают вслух [1]. Впоследствии в театральном искусстве подтекстом стали называть весь комплекс мыслей и чувств, содержащийся в тексте пьесы. Он раскрывается актёрами не только в произносимых репликах, но и с помощью пауз и иных выразительных средств. Понимание актёром подтекста — одно из условий овладения образом [5].
В основе подтекста как лингвистического явления лежит возможность реализации в тексте не только основных, но и добавочных, ассоциативных и коннотативных значений единиц языка, а также способность предложений порождать дополнительные смыслы, обусловленные их структурными особенностями и своеобразием их сочетания в контексте [3. c.144].
Подтекст представляет собой скрытые, неявные значения, которые не выражены непосредственно в словах или явном содержании, но все же имеют важное значение в понимании намерений автора или говорящего. Он может содержать философские, моральные или социальные аспекты, которые могут быть поняты только в результате более глубокого анализа. Подтекст служит таким механизмом уточнения значений, которые могут не выражаться явно, но тем не менее являются критически важными для полного понимания высказывания или текста. Такой подтекст может включать эмоции, предвзятости, скрытые намерения и даже личные или социальные конфликты. Например, в политической риторике может наблюдаться явное выражение программы или политики, но подтекст часто включает в себя скрытые намёки на манипуляцию, включение эмоциональных триггеров или даже предостережения о возможных последствиях политических решений.
За каждым литературным произведением, каждыми философскими рассуждениями или историческими событиями стоит множество подтекстов, ожиданий и интерпретаций, основанных не только на содержании самого текста, но и на социальных, культурных и исторических условиях, в которых они были созданы. Например, обратим внимание на классическую работу «451 градус по Фаренгейту» — научно-фантастический роман-антиутопия Рэя Брэдбери.
Поверхностный анализ может сосредоточиться на сюжетных линиях и персонажах, но глубокое понимание включает в себя исследование подтекстов, которые отражают страхи и предостережения о тоталитарных режимах, пропаганде и контроле над личностью, что очень актуально в современном мире.
Важный аспект анализа подтекста — это его способность вызывать у читателя или слушателя активные размышления и эмоциональные реакции. Мысли могут не просто передаваться через текст, но и взаимодействовать с личным опытом каждого человека, создавая уникальные интерпретации. Этот процесс может быть особенно заметен в литературе, где авторы намеренно используют метафоры, символы и аллюзии для передачи более глубоких значений. В таком случае, текст становится платформой для диалога между автором и читателем, позволяя каждому привносить в него свой собственный взгляд.
Кроме того, подтекст существует не только в литературе, но и в повседневной жизни. Межличностные коммуникации часто полны многозначностей и намёков, которые могут быть поняты только в свете предшествующего опыта и знаний собеседников. Это делает каждую беседу уникальной, основанной на контексте, в котором происходит взаимодействие — будь то культурный, социальный или эмоциональный.
Социальные сети ещё более усиливают эту динамику, создавая среду, в которой слова могут быть легко искажены, интерпретированы и переформулированы. Посты, комментарии и мемы часто содержат скрытые значения и иронии, которые могут быть поняты только определённой аудиторией, обогащая общение, но одновременно создавая потенциальные недоразумения. Например, тонкие намёки на культурные события могут быть понятны только тем, кто знаком с контекстом, в то время как для внешнего наблюдателя они могут остаться неясными.
Однако важно учитывать, что подтекст может иметь как позитивные, так и негативные коннотации. В позитивном смысле, он может открывать новые горизонты понимания и углублять эмоциональные связи между людьми, позволяя им видеть мир через призму различных опытов и культур. Например, когда человек делится своими личными переживаниями, в их словах могут содержаться уровни значений, которые помогут другим понять его чувства и мотивацию, углубляя взаимопонимание и сочувствие.
С другой стороны, подтекст может также стать источником недопонимания и конфликта. Когда сообщение подается в форме скрытых намеков или многозначительных фраз, его интерпретация может варьироваться у разных людей и зависеть от их собственного опыта, состояния или предвзятостей. Это может привести к тому, что собеседники начнут неправильно интерпретировать намерения друг друга, что, в свою очередь, может вызвать обиды или споры. Например, в рабочей обстановке неоднозначные комментарии могут создать напряженность, особенно если одна сторона считает, что другая недооценивала ее усилия или достижения.
Также стоит отметить, что подтекст в совокупности с невербальными сигналами, такими как жесты, мимика и интонация, паузы, создает многослойное общение, где каждая деталь может играть значимую роль. К примеру, во время переговоров тон, с которым произносятся слова, может изменить их значение: уверенный и спокойный голос может восприниматься как признак авторитета, тогда как нервное или угрожающее поведение может вызвать недоверие, сомнения или опасение.
Таким образом, умение распознавать подтекст становится актуальным навыком, который позволяет строить более здоровые и продуктивные взаимоотношения. Мы должны быть внимательны не только к тому, что люди говорят, но и к тому, как они это выражают, и каковы их намерения. Это требует активного участия, эмпатии и стремления понимать, а не просто слышать.
Связь между контекстом и подтекстом является динамической и взаимозависимой. Например, контекст может влиять на то, как воспринимается подтекст. Разные культурные, исторические или личные контексты могут привести к различным интерпретациям одного и того же подтекста. В то же время подтекст, в свою очередь, может обогащать или изменять наше понимание контекста, добавляя новые слои значений и ощущений.
Таким образом, исследуя предложенные сюжеты или концепции, философы обращают внимание как на явные, так и на скрытые значения, что подчеркивает многослойность человеческого опыта и его восприятия. Например, в литературе изучение подтекста может привести к раскрытию социальных или этических вопросов, которые автор может не упоминать напрямую, но которые все равно важны для читателя. В философских текстах, таких как работы Фридриха Ницше или Мартина Хайдеггера, контекст их жизни и времени может существенно изменить интерпретацию их идей. Понимание контекста, в котором они писали, помогает осознать различные подтексты, которые выходят за пределы их явных формулировок.
Можно сказать с уверенностью, что исследование связи между контекстом и подтекстом является важным аспектом философского анализа, который способствует более глубокому пониманию значения и нашего восприятия произведений искусства и литературы, но также вооружает нас навыками критического анализа, которые полезны в повседневной жизни, в том числе значения человеческого слова и действия.
Эта взаимосвязь открывает двери к более полному осмыслению того, как мысли, идеи и выражения могут меняться в зависимости от обстоятельств, в которых они возникают. Контекст и подтекст становятся особенно важными в межкультурном диалоге. Понимание контекста другой культуры и глубокое восприятие её подтекстов может значительно помочь в построении продуктивного общения. Язык, как носитель культуры, часто несёт в себе исторические и личные ассоциации, которые не всегда очевидны для тех, кто не знаком с данной культурой. Потенциал недопонимания становится особенно высоким, когда упускаются элементы подтекста, основанные на культурных традициях, способах обращения или даже шуточных выражениях.
Исследование контекста и подтекста также может позволить нам быть более внимательными к своим собственным заблуждениям или пробелам в знаниях. Обращая внимание на то, как мы воспринимаем звучащие слова и какие значения придаём им, мы можем развить более критическое и осознанное отношение к коммуникативным процессам в нашем окружении. Это может привести к более богатым и сложным взаимодействиям, которые учитывают не только содержание общения, но и свою возможную многозначность.
Заключение.
Таким образом, взаимодействие между контекстом и подтекстом является сложным, многослойным процессом, который требует внимательного и вдумчивого анализа. Это исследование открывает двери к глубинному пониманию человеческого опыта, позволяя нам лучше понять себя, других и мир вокруг нас. В осмыслении эта динамика поддерживает наше стремление к знанию и пониманию, предлагая постоянное напоминание о том, что за каждым высказыванием скрываются более широкие контексты и подтексты, которые стоят за нашими взаимодействиями.
Также, изучение контекста и подтекста является важным как в художественной, так и в научной сфере. Оно помогает глубже понять, как идеи, значения и интерпретации формируются и преобразуются в различных условиях. Это знание не только обогащает восприятие текстов, но и развивает критическое мышление, которое необходимо для анализа и оценки информации в нашем быстро меняющемся мире.
В заключение, подтекст и контекст, их взаимосвязь — это мощный инструмент в коммуникации, предлагающий нам возможность заглянуть за пределы простого слова и понимать сложные и многогранные человеческие отношения. Это умение открывает перед нами новые горизонты и помогает лучше ориентироваться в мире, насыщенном множеством смыслов и интерпретаций. Понимание подтекста не только углубляет наше восприятие культуры и искусства, но и способствует более насыщенному и осознанному взаимодействию с окружающими, помогая нам стать более чувствительными к нюансам человеческой природы и общения.
Однако, подытоживая сказанное, можно констатировать мысль – контекст, особенно в его вербальной части определяет подтекст, который по сути является смыслом, итогом всего текста.
Рецензии:
15.03.2025, 14:19 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Пигарева О.А. обращена к разбирательству содержаний двух продуктивных понятий, применяемых не редко. Это сделано со ссылками на вспомогательные термины, которые свидетельствуют о широте смыслов, которые полагаются. Статья не критикует дефектных их применений, но это не снижает её ценности. Работа выполнена с соблюдением публикационных требований, она достойна публикации.
16.03.2025, 18:36 Колесников Анатолий Сергеевич
Рецензия: Школьное сочинение, основанное на энциклопедиях, коих в данном случае недостаточно. С другой стороны, есть философские работы,заслживающие внимания этой теневой стороны сочинения. Примером могут быть сочинения авторов- Пол де Ман,Жак Деррида, Жак Лакан (его Функция и поле речи и языка в психоанализе), Морис Бланшо, Антуан Компаньон (демон теории), и т.д Есть работы, касаюиесЯ самого текста -С.В. Канныкин Текст как явление культуры (пролегомены к философии текста). В этом случае понятия. которые автор пытается "прояснить" на основе компилляций из энциклопедий, - контрпродуктивны. Сомневаюсь в публикацт данного текста. Для школьников- возможно, но в другом месте.
Колесников А.С. доктор философских аук, профессор. СПбГУ, Балтийский госуниверситет, Институт истории мировой философии.