Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина РАНХиГС при Президенте РФ
Студент
Шмелёва Маргарита Александровна, студент, Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина РАНХиГС при Президенте РФ. Научный руководитель: Семенова Ираида Сергеевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры служебного и трудового права поволжского института управления имени П.А. Столыпина РАНХиГС при Президенте РФ
УДК 34.09
Введение:
Не смотря на множество предпринятых государством мер по противодействию и профилактике коррупционных преступлений, проблема её распространения остается актуальной и по сей день. Стоит отметить, что процесс цифровизации сыграл значительную роль, как в противодействии, так и в распространении коррупции. Цифровые технологии стали началом формирования новых форм коррупционных преступлений, облегчающие способы хищения бюджетных средств их сокрытия и последующей легализации.
Актуальность:
Значимость и актуальность исследования заключается в том, что цифровые технологии легко внедрились в повседневную жизнь граждан облегчая её. Нельзя не отметить большое количество положительных социальных эффектов, исходящих от эпохи цифровизации, к которым можно отнести легкий доступ к информации, необходимой для обучения и применения её на практике, быстрое оказание социальных услуг, развитие интернет-бизнеса, что непосредственно сказывается на уровне жизни граждан. Кроме того, цифровой продукт обеспечил формирование множество форм и средств борьбы с преступностью, делая процесс обмена информации прозрачным и подконтрольным государством.
Цели:
1) определить основные направления борьбы с коррупционными преступлениями в эпоху цифровизации.
2) выявить новые способы совершения коррупционных преступлений с использованием информационных технологий, а также недостатки в системах защиты данных.
3) определить новые эффективные методы борьбы с коррупционными преступлениями.
Научная новизна:
Научная новизна исследования связана с быстрым развитием информационных технологий, равно как и с развитием коррупционных преступлений с использованием новейших цифровых продуктов. К характерным признакам коррупционных преступлений можно отнести их масштабность и повышенную степень опасности. По мимо самого факта совершения преступления коррупционной направленности сопутствующими факторами выступают нарушения конституционных прав граждан, социальной справедливости и равенства. Общей чертой коррупционных преступлений выступает наличие обеспеченных законом полномочий и власти, а также прямой корыстный умысел или личная заинтересованность в совершении противоправных действий, направленных на облегчение установленных законом процедур и улучшения собственного материального положения.
В рамках антикоррупционной политики государства можно отметить, что переход на виртуально-цифровую систему значительно снизил потенциал «традиционных» форм коррупционных преступлений, путем строго контроля и необходимостью занесения данных в соответствующие ведомственные базы, что не позволяет бесследно уничтожить документы или факт обмена информацией и денежными средствами. Электронные базы позволяют осуществлять мониторинг деятельности государственных служащих не только со стороны работодателей и государства, но и со стороны граждан. Однако, нельзя не согласиться и с тем, что коррупционные элементы адаптируются к новым способам контроля и профилактики, продолжая совершать преступления [2, с. 35].
Сопутствующими факторами распространения коррупционных преступлений становятся вредоносные программы, появление теневого интернета. Кроме того, цифровые продукты стали основой для формирования новых видов исследуемых преступлений. Согласно мнению доктора юридических наук Ю. В. Трунцевского, цифровизация может создавать новые уязвимости для взлома и манипулирования данными в невиданном для бумажного правительства масштабе [4, с. 42]. Одной из форм коррупционных преступлений является несанкционированный доступ к информации, который предоставляется путем передачи денежных средств, взамен предоставления доступа к такой информации. Информация была и остается целью преступных посягательств, однако технологии позволили усовершенствовать способы совершения данного вида преступлений.
Примером вышеуказанного вида коррупционного преступления может стать случай, возникший в городе Красноярск. «Следователи возбудили по материалам Федеральной службы безопасности уголовное дело в отношении сотрудника МВД, подозреваемого в незаконном получении денег от знакомого предпринимателя» [1]. Начальник уголовного розыска распространял и предоставлял доступ к информации, хранящейся в базах данных МВД. По данным следствия сотруднику были переданы денежные средства в размере 275 тысяч рублей. Распространяя информацию о персональных данных граждан, сотрудник поставил под угрозу экономическую безопасность, а также жизнь и здоровье людей.
В целях профилактики подобного типа преступлений необходимо проводить политику повышения квалификации и осведомленности в сфере «айти» преступлений. Сотрудники правоохранительных органов должны совершенствовать навыки в области пользования программным обеспечением, позволяющим осуществлять контроль за передвижением информации и денежных средств.
Одной из самых резонансных и популярных тем в сфере развития технологий стала криптовалюта. Нестабильная экономическая ситуация, инфляция породили необходимость в создании альтернативного средства платежа, который не был бы подконтролен государству. Несомненным преимуществом биткоина и альтернативных криптовалют выступает анонимность их владельцев, что и стало поводом для формирования нового вида коррупционных преступлений [6, стр. 66]. Анонимный процесс передачи криптовалюты позволил исключить процесс личного контакта коррупционных элементов, то есть того, кто предлагает взятку и того, кто её принимает. Это значительно сказалось на способах отслеживания денежных средств, полученных преступным путем, а также и на фиксации самого факта передачи денежных средств, когда преступников можно застать на месте совершения преступления.
Ярким примером может выступить резонансное уголовное дело в отношении экс-сотрудника Следственного Комитета Российской Федерации Марата Хамидовича Тамбиева. Бывший начальник следственного отдела по Тверскому району Москвы СУ по ЦАО СК РФ «вымогал криптовалюту у хакерской группировки «Infraud Organization», однако те обратились к правоохранителям, после чего мужчину задержали». Целью взятки было покровительство и принятие процессуальных решений в пользу фигурантов других уголовных дел [9].
Большая опасность вышеописанного эпизода преступления заключается в том, что сам факт совершения преступления мог быть нераскрытым и по сей день, так как криптосистема неподконтрольна государству. Факт обращения сотрудников группировки к Федеральной Службе Безопасности сыграл ключевую роль в расследовании.
Многие специалисты в сфере проведения антикоррупционной политики выделяют новое понятие – антикоррупционная экспертиза программного обеспечения. Исходя из смысла самого термина, можно сказать, что основной целью проводимой экспертизы выступает установление факта наличия или отсутствия возможности с помощью программного обеспечения осуществления коррупционной деятельности, а также получения не санкционного доступа к защищённой информации. Такой вид экспертизы позволил бы снизить уровень преступности, совершаемый государственными служащими, на чьих персональных компьютерах установлено специализированное ПО. Доктор юридических наук А.И. Овчинников подчеркивает «необходимость антикоррупционной проверки и самих программистов» [5, стр. 166].
Отдельное внимание в рамках исследуемой темы стоит уделить технологии «блокчейн». С целью определения формы и информационных процедур работы системы необходимо обозначить структуру указанного понятия. Структуру системы можно представить через блоки, формирующую полноценную систему базы данных, содержание которых определяется пользователями. В процессе взаимодействия составных частей системы «блокчейн» образуется «цепочка», которая обоснована необходимостью связи между предыдущими и последующими блоками для считывания и сохранения новой информации [3, стр. 37].
Исходя из вышесказанного можно вывести принцип работы системы – каждый новый блок содержит информацию, которую содержит предыдущий и так далее. Информационный продукт имеет большую значимость в борьбе с коррупцией и представляется, как сложный и высокотехнологичный механизм, обладающий множеством функций, обеспечивает быструю и эффективную обработку больших объемов данных, который достаточно безопасен и надежен.
Один из авторов блок-чейн проекта В.Д. Бутерин. заявил, что с помощью системы реально искоренить коррупцию в стране: «Криптовалюту легко пометить, а значит, легко проследить ее путь до конечного получателя, будь то учитель, врач и так далее» [8, стр. 37].
Результат:
Подводя итог проведенного исследования необходимо отметить ряд выводов. Во-первых, несмотря на множество положительных черт присущих указанной системе имеется ряд недостатков, которые могут стать преградой в борьбе с коррупцией. Во-вторых, некоторые авторы полагают, что внедрение «блокчейна» в России сталкивается с трудностями, обусловленными правовым регулированием, в частности, отсутствием юридического признания статуса. Иными недостатками системы выступает высокая стоимость, нехватка специалистов, готовые работать с указанной системой, а также возможные сбои [7, стр. 51]. Введение новшества всегда требует затрат, времени и новых специалистов.
Заключение:
В заключении необходимо отметить, что цифровые технологии стали неотъемлемой частью жизни граждан нашей страны. Так они упрощают жизнь добропорядочным гражданам, равно как и процесс совершения коррупционных преступлений, порождая новые формы и способы их совершения.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий