Doctor of philosophy (PhD) History of art
Нукусский государственный педагогический институт
доцент кафедры изобразительного искусства и инженерной графики
УДК 7.06
Введение. Изобразительное искусство Каракалпакстана явление относительно молодое, сложение которого приходится на середину прошлого столетия. Несмотря на это на сегодняшний день мы можем наблюдать в республике многочисленные творчества художников, отличающихся как стилевым разнообразием, так и смысловой жизненной основой.
Цели, задачи выявить, теоретически обосновать художественные аспекты в творчестве М.Ищанова.
Научная новизна публикации состоит в том, что автор проводит искусствоведческий анализ общих закономерностей творчества М.Ищанова.
Краткая справка:
М.Ищанов живописец, монументалист. Родился в 1950 г., поселок Пролетарск, Наусского р/н Таджикской ССР. Окончил Душанбинское художественное училище 1964-69 гг. ТГТХИ им. А.Н.Островского в 1974 г. Лауреат премии им. Бердаха.
Живопись М.Ищанова (1950-1984) неоднозначна как по проблемно-содержательным аспектам, так и по стилистике его работ. Многомерность его отношения к жизни и искусству сказались в интересе ко всем живописным жанрам, варьированиям техник. Такие важные для М.Ищанова принципы, как создание и обогащение духовного мира, основанного на народных истоках, личностное отношение к явлениям искусства прошлого и настоящего, поиск тематики и ее форм воплощения, дали ему относительную свободу художественного мышления. Лучшие живописные работы мастера вводят нас в непростой мир душевного состояния, настроения, поисков гармонии. Лишенные внешней экспрессии, они порой не поддаются словесной исчерпывающей формулировке. В изображении натуры художник отвергал непосредственное «списывание типажей», мотивов природы, предметного мира проводя отбор в соответствии с ценностными категориями своего эстетического сознания, основанными на декоративной красоте цветовой и пластической организации живописной поверхности.
Произведение «Хива. Мечеть и торговый ряд» (1973) представляет собой интересный архитектурный пейзаж. Художник изображает уголок старой Хивы, застывшей в своем прошлом величии, и в то же время живой, обитаемый город. Как и в древности, старый город освещают солнечные лучи, дарующие жизнь живому. Здесь мастер повествует о бесконечности жизни. В картине очень неназойливо автор выразил свое чувство современности. Оно сказалось, прежде всего, в «наполненности» человеческим бытием, которое художник ощутил в окружающей жизни и сумел довести до зрителя.
Острота видения помогла художнику избежать налета экзотичности или эффектности в работах «Хива. Полдень» (1973) и «Хивинские дома» (1978). Художник на этих полотнах изображает не исторические архитектурные памятники Хивы, а обычные глинобитные дома, в которых живут наши современники. Именно эта грань настоящего и прошлого интересует мастера. Использование М.Ищановым будничных деталей, сопоставление различных сторон жизни, помогает выявить образную сторону и правдивость произведения. Художник выражает здесь присущее ему мировосприятие, философское раздумье о движении, преемственности и вечности жизни. Это подчеркивает пластическая уравновешенность и монотонность колорита, передающее состояние сонной неподвижности и нестерпимой жары летнего дня. Органически целостна взаимосвязь архитектуры и природы в работах. Мягкая трепетность очертаний деревьев, кустов и стен домов, созвучие теплой цветовой тональности создает и своеобразное лирическое настроение картины. Применение М.Ищановым в творчестве импрессионистического метода передачи действительности позволило создать в произведениях момент непосредственности впечатления кажущейся мгновенности изменчивой жизни.
Свое восхищение людьми мужественными выразил мастер в полотне «Кузнецы» (1974). Вся эта работа проникнута единым героическим духом. Без ложного пафоса и в то же время торжественно, с большим уважением показывает художник своих героев. В картине нет видимого действия. В левой части композиции изображены плечом к плечу слитно стоящие пять фигур мужчин, лицом к кузнецу занимающему, правую сторону полотна, в ожидании передачи готовых мечей, в ожидании призыва к борьбе. Можно предположить, что они позируют мастеру, да он и не скрывает, а скорее наоборот выявляет этот факт, акцентируя его. М.Ищанов показывает человеческую значимость, мужество и скромность, благородство и естественную красоту. Мастер для более полного раскрытия задуманных образов идет по пути обобщения, как бы выстругивая квадратные, монументальные фигуры. Объединяющим композиционным, смысловым значением в картине обладает цветовое решение, спектр красок желтого, оранжевого, красного, коричневого, порожденных отблеском раскаленного горна. В произведении нет жанровой повествовательности, нет развернутого сюжетного действия. Художник в решении этого полотна концентрирует художественный образ, доводя его до символического звучания.
Идея портрета изначально присутствовала в творчестве М.Ищанова, зоркого и вдумчивого наблюдателя и исследователя жизни, характера и психологии человека. На полотнах он изображает конкретных героев, характеризуя, их он вносит определенные черты свойственные характеру, личностным качествам. Однако в большей степени художник додумывал образ, исходя из собственного идеала. Поэтому портрет конкретного человека в работах М.Ищанова воспринимается как собирательный образ. Интерес к модели определяется не исключительной красотой или явной характерностью образа, человек для художника, прежде всего объект для внимательного психологического изучения, и последующим выявлением типичного, свойственное определенному народу, национальности, к которой он относится.
Портрет в творчестве М.Ищанова декоративен в своей основе, при этом как правило декоративно решается как пластика живописи, так и цветовая разработка. Декоративность как принцип живописного воплощения двойственен в своей основе. Во-первых, необходимо отметить влияние декоративной основы народного прикладного искусства. Во-вторых, декоративность как качество театрального действия, декорации.
В качестве примера остановимся на картине «Портрет К.Абдреимова» (1973), в котором органически цельно слиты оба аспекта, декоративного. Наиболее важным в «Портрете К.Абдреимова» для художника было состояние натуры, эмоциональная среда. Самоценная красота отдельного предмета уступила место экспрессивной выразительности и красоте живописного образа в целом. Решен образ световым, цветовым и линейным построением, пространственными ритмами. Массивная, как бы даже весомая фигура сидящего человека, плотного, крепкого с крупными чертами лица, пластически выявлена, подчеркнута и говорит сразу и весьма отчетливо о силе натуры, решительности и прямоте характера. Портретный образ здесь полностью характеризуется сюжетной канвой. Художник умело справляется с решением образа благодаря ясному представлению сюжетной ситуации. К.Абдреимов изображен сидящим на диване. Художник подметил, как осторожно, не спеша, портретируемый закурил. Принял удобную, но в то же время очень динамичную позу, о чем свидетельствует некоторая резковатость, напряженность выдвинутого вперед правого плеча. М.Ищанов уловил момент состояния творческого настроения режиссера, возможно занятого в эту минуту поиском сценического решения и готового в любой момент вскочить и уйти. Благодаря данной характеристике стало оправданным вторжение диагоналей в статистическую композицию, возникло органическое совмещение глубокой задумчивости слегка опущенного лица с внутренней силой духа. Работа эта декоративна по своему решению. При чем декоративность свойственна как цветовому решению, так композиции, ритму, линии, объему. В этой связи вполне объяснима и известная условность в изображении фона картины. Вон портрета, - в виде окна с видимым из него условным пейзажем, - также декоративен. Краски локальны и приглушены, и вместе с тем не отвлекают внимания от первого плана. Впрочем, именно здесь на первом плане художником разработан главный цветовой контраст, сразу же выделяющий героя произведения. Коричневый костюм, красная рубашка и синий фон окна связывают композицию в единое целое прочными ритмически и структурными колористическими связями. Мотивировка состояния помогает мастеру в решении композиции, ритма, где важную роль играет поза, жест изображенного, предметная обстановка и т.д. [1, c.107].
Произведение «Портрет монтажника» (1975) привлекает внимание сдержанностью живописно-пластических средств, требующей от зрителя неторопливого вдумчивого вживания в образ. В этой связи вполне объяснима многогранная широта смыслового подтекста этого произведения. На холсте изображен обычный молодой человек, не отличающейся броской, яркой внешностью, ни исключительной глубиной психологической характеристики. Лицо портретируемого приближено к нам, но это не только и столько способ создания неповторимого контраста между зрителем и изображенным человеком. Это прием поэтического возвышения индивидуального образа, придания ему общего значения. Индивидуальный портрет становится как бы обобщенным персонажем национального образа, типажа. Работа эта отличается в целом романтикой настроения. Пространственная среда этого полотна способствует построению особой роли эмоционального начала, активно формирующего пластически-композиционную структуру картины, придавая ей динамичность. Глядя на этот портрет и работы такого плана в творчестве М.Ищанова, понимаешь, что его искусство, содержащее вполне реальные представления о о человеке своего времени и его окружении, выражено через призму личностного понимания основных аспектов эстетического и этического.
Откровенная декоративность натюрморта «Гранаты» (1983), выражена в цветовой звучности фактурного мазка, в композиционном решении полотна, в размеренности и повторении ритма. Изображенные на полотне плоды граната, ритмически повторяющиеся и покрывающие всю композицию, создают впечатление вытканной поверхности гобелена или ковра. Декоративно понята и решена цветовая и световая моделировка произведения, созвучная самому содержанию и порожденная контрастами и цветовыми сочетаниями.
Близкими по характеру и живописно-лирическому построению картине «Гранаты» является полотно «Танец предков» (1982). Причудливая музыкальность линейного и цветового ритма этого произведения близка по характеру к традициям каракалпакского народного искусства. Здесь чувствуется стремление художника передать красоту танца, через красоту изобразительного искусства. Средствами пластика живописи выразить структуру пластики хореографии. Яркая цветовая насыщенность полотна, разнообразие спектра красок в написании обобщено условных фигур танцующих, помимо декоративности, привносят и усиливают в работе момент движения, экспрессии. Обобщенность, декоративность решения наблюдается в композиции, ритме, пластике этого холста, в понимании цветовых задач и его решения.
Творческое наследие М.Ищанова разнообразно и емко по своему живописно-пластическому и сюжетному содержанию. И, несомненно, то, что этот художник вписал собственную, яркую страницу в историю живописи Каракалпакстана.
Заключение
Несмотря на попытку осмысления основных граней творчества М.Ищанова автор статьи никоим образом не претендует на завершенность и окончательность выводов.
Рецензии:
4.06.2025, 16:38 Коломиец Анна Ивановна
Рецензия: Творчество Ищанова М. формировалось и развивалось на основе народных истоках.
Статья содержит теоретический, аналитический и практический материал.
Положительные стороны статьи: статья содержит анализ творчества художника, указаны примеры на основе картин.
В статье изложено практическое значение, а также исторический аспект.
Недостатков статья не содержит.
Статья рекомендуется для публикации.