Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
Студент
Бойкова Татьяна Юрьевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры гражданского и международного частного права юридического факультета, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
УДК 34
Введение:
XX век охарактеризовал себя несколькими волнами демократизации: ключевая «длинная» волна, начавшаяся в XIX веке, дала паттерн демократического поведения и кристаллизировала демократические институты как структуры массового политического участия. Вторая «обратная» волна демократизации, периодом которой были 1960-1975 годы, когда бушевала холодная волна, была построена на поляризации двух систем: коммунистической и капиталистической. Данное время характеризуется доминированием паттерна закрытых недемократических институтов, отсутствием гласности, институтов выборности, наличием высокого уровня репрессивности и т.д. Третья волна демократизации (с 1975 года по настоящее время) выдвинула на передний план права и свободы человека и гражданина, а также имела своей целью восстановить нарушенные ранее права [11]. Поскольку нацеленность на проработку прошлого после падения диктатур стала основой посткоммунистических стран, коммеморация стала важной составляющей политической стратегии, осуществлявшейся будь то в форме государственного раскрытия засекреченных ранее архивов и принятия актов о незаконности прежнего режима или в форме диалога граждан между собой, политических акций, гражданских инициатив.
Актуальность:
Политика коммеморации продолжает оставаться важной частью правового и исторического переосмысления прошлого, сопровождающая каждую страну, пережившую травмирующие события. Россия не стала исключением, начав реабилитацию жертв политических репрессий в середине XX века. Является актуальной необходимость рассмотрения попыток реабилитации жертв политических репрессий для общего понимания того, какие действия предпринимались властями, чтобы закрепить память о прошлом для недопущения подобного в будущем.
Цели:
Цель исследования состоит в правовом анализе нормативного регулирования и правоприменительной практики в сфере реабилитации жертв политических репрессий в Российской Федерации и политики коммеморации.
Задачи:
1. Изучить законодательство о реабилитации жертв политических репрессий в советское время;
2. Изучить законодательство о реабилитации жертв политических репрессий в Российской Федерации;
3. Сделать выводы об институциональных проблемах, затрудняющих реализацию политики коммеморации в России, а также о развитии такой политики.
Научная новизна:
Научная новизна заключается в рассмотрении законодательства о реабилитации жертв политических репрессий через историческую призму, рассмотрении закрепления коммеморальных практик, начиная с Советского Союза, а также анализ сегодняшнего закона о реабилитации жертв политических репрессий.
Первый этап реабилитации политических заключенных в СССР начался 4 мая 1954 года, практически через год после смерти И.В.Сталина, с Постановления Президиума ЦК КПСС «О создании центральной комиссии и местных комиссий по пересмотру дел осужденных за «контрреволюционные преступления», содержащихся в лагерях, колониях, тюрьмах и находящихся в ссылке на поселении» [7]. Комиссии имели право отменить решения по делу, полностью реабилитировать осужденного, переквалифицировать состав преступления, сократить срок наказания и прочее. Это был первый шаг к политике реабилитации политических заключенных и осуждения политических репрессий, при условии, что ранее эта тема на таком уровне даже не поднималась.
Более мощный рывок в процессе реабилитации начался после XX съезда КПСС, когда Хрущев выступил со своим докладом, осуждающим культ личности Сталина. «Массовые аресты партийных, советских, хозяйственных, военных работников нанесли огромный ущерб нашей стране, делу социалистического строительства», – говорил он в своей речи [6].
Но даже несмотря на общий нарратив направленности на осуждение культа личности Сталина и массовую реабилитацию, о масштабах сего события можно говорить в ограниченном порядке, поскольку реабилитация затрагивала только сталинские времена, при этом прочно проигнорировав 20-е годы, поскольку Партия не желала дискредитировать себя, основу власти, коммунистический строй. Этим объяснялся и отказ в рассмотрении самых известных публичных процессов таких как «Шахтинское дело» или «Большие московские процессы» и др. [12].
24 марта 1956 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О рассмотрении дел на лиц, отбывающих наказание за политические, должностные и хозяйственные преступления» [5]. В соответствии с данным Указом образовывались комиссии Президиума Верховного Совета СССР, которые проверяли обоснованность осуждения лиц, обвиненного в политическом преступлении, в местах лишения свободы, а также целесообразность нахождения в заключении лиц, совершивших политические, хозяйственные или должностные преступления, но, по сути, не представляющих никакой общественной или государственной опасности.
Все эти хрущевские реформы по реабилитации были половинчатыми, неполноценными поскольку не затрагивали времена до середины 30-х годов, ведь главным обвиняемым был Сталин, а также дела рассматривались в ограниченном порядке, преимущественно те, которые можно было рассмотреть без репутационного ущерба партии.
Но даже несмотря на то, что этот шаг был лишь способом поднять свой политический имидж в глазах населения, это открыло данную тему, скинуло некоторые оковы цензуры и людям дали право говорить о репрессиях. В период по 1987 год процесс реабилитации шел, но шел медленными темпами, все так же в заявительном порядке, и массовости не имел.
Времена Перестройки возобновили уже затухший на тот момент процесс реабилитации. Направленность на гласность возбудили разговоры о необходимости реабилитации политических репрессированных, и этот процесс было уже не остановить.
28 сентября 1987 г. Политбюро ЦК КПСС создало специальную Комиссию по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 1930–1940-х и начала 1950-х гг. 25 декабря 1988 года в официальной Записке Комиссия подвела итоги изучения материалов. В записке говорилось снова о личной роли Сталина и его непосредственного окружения, в том числе Молотова, Кагановича, Берии, Ворошилова, Жданова, Маленкова, Микояна, Хрущева, Булганина, Андреева, С. Косиора, Суслова за репрессии и беззаконие. Примечательно, что в Записке говорилось, что «впервые массовые репрессии были осуществлены в начале 30-х годов». То есть политические преследования до 30-х годов репрессиями не считались и не учитывались при изучении материалов. Записка заканчивалась словами: «Вопросы восстановления справедливости приобрели сейчас исключительное политическое значение. Полной реабилитации невинно пострадавших, увековечения их памяти ждут общественность, их родственники и близкие. Такие меры способствовали бы практическому утверждению в повседневной жизни гуманистических норм и идеалов, укрепили бы авторитет и престиж СССР в мире». Комиссия по результатам своей деятельности рассматривает множество дел и публикуют отчеты о своей работе [8].
16 января 1989 года издается Указ Президиума Верховного Совета СССР «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30–40-х и начала 50-х годов» [3]. Данным Указом отменялись внесудебные решения, которые были вынесены в 30-40-е годы, а также в начале 50-х годов, действовавшими тогда «тройками» НКВД УНКВД, коллегиями ОГПУ и «особыми совещаниями» НКВД - МГБ - МВД СССР, не отмененные к моменту издания Указа. Граждане, репрессированные решениями этих органов, считались реабилитированными. С этого Указа, можно сказать, юридически началась политика коммеморации и увековечивания памяти жертв политических репрессий, так как Местным Советам народных депутатов вместе с общественными организациями приказывалось обеспечить оказание помощи реабилитированным в реализации их прав, а также в создании памятников жертв репрессий и их содержании в надлежащем порядке. «Указ стал мощнейшим толчком в реабилитационном процессе. Меньше, чем за год, к началу 1990 г., было реабилитировано 838 630 человек» [9].
13 августа 1990 года Горбачев официально выпустил Указ «О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 20-х-50-х годов» [4]. В Указе осуждались «массовые репрессии, произвол и беззаконие, которые совершались сталинским руководством от имени революции, партии, народа». Интерес представляет тот факт, что границы снизились уже до 20-х годов, хотя верхняя граница все же оставалась на уровне 50-х годов. В Указе репрессии назывались «политическими преступлениями на почве злоупотребления властью». Признавались незаконными репрессии в отношении крестьян во время коллективизации, а также в отношении других граждан по «политическим, социальным, национальным, религиозным и иным мотивам в 1920‑1950‑х годах, права которых должны быть полностью восстановлены». Политические преследования в этом Указе также были названы «несовместимыми с нормами цивилизации» и Конституцией. Горбачев говорил о лишении советского народа свобод, «которые в демократическом обществе считаются естественными и неотъемлемыми», о том, что не только во внесудебных органах, но и в судах попирались элементарные нормы судопроизводства». Уже официально и в юридически-закрепленном формате зазвучали интенции о том, что репрессии несовместимы с государственной политикой СССР.
18 октября 1991 года Президентом РСФСР Б.Н.Ельциным был подписан Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» [1] . Этот закон имел значение не столько в качестве основания для предоставления льгот и выплат пострадавшим, сколько официально заявлял о преступности предыдущего режима и одновременно с этим демонстрировал, что новое государство признает свою ответственность за деяния, совершенные предыдущей властью. Закон начинается со слов: «За годы Советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам. Верховный Совет РСФСР [Федеральное Собрание Российской Федерации] выражает глубокое сочувствие жертвам необоснованных репрессий, их родным и близким, заявляет о неуклонном стремлении добиваться реальных гарантий обеспечения законности и прав человека». Признание ошибок прошлого и стремление исправить эти ошибки – основное значение принятия подобных законов. Как отмечал судья Конституционного Суда РФ К.В. Арановский в своем особом мнении к Постановлению Конституционного Суда РФ от 10.12.2019 N 39-П [2]: «Российская Федерация не продолжает собою в праве, а заменяет на своей территории государство, незаконно однажды созданное, что и обязывает ее считаться с последствиями его деятельности, включая политические репрессии». Принятие закона в той же преамбуле было обосновано необходимостью «реабилитации жертв политических репрессий с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановления их гражданских прав и обеспечение компенсации материального и морального ущерба». Примечательно, что в редакции 2004 года слово «морального» было исключено из закона, таким образом, государство должно обеспечивать только компенсацию материального ущерба. Возможно, это могло быть связано с тем, что моральный ущерб в случае репрессий по отношению к гражданам в денежной форме оценить затруднительно, поскольку слишком тяжелы оказываются моральные страдания неправомерно заключенных, ссыльных, родственников таких людей.
Проблема данного закона заключается в том, что готовность помогать жертвам политических репрессий была приоритетной лишь первое время. Мы можем заметить, читая разные редакции данного закона, как с течением времени сужалась эта готовность. В редакции от 23.10.2003 г. N 132-ФЗ Закона «О реабилитации жертв политических репрессий» были еще перечислены льготы, которые предоставлялись лицам, бывшим преследуемыми советской властью. Статья 16 этой редакции гласила, что члены семей реабилитированных лиц и сами реабилитированные лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют приоритетное право на получение жилья, а в сельской местности – на получение ссуды без процентов, далее также содержался перечень льгот, предоставляемых репрессированным: получение путевок санаторно-курортного лечения и отдыха; снижение стоимости лекарств по рецепту врача на 50%; снижение размеров коммунальных услуг на 50% и другие преференции. В 2004 году в Закон были внесены поправки о том, что меры социальной поддержки репрессированных определяются актами субъектов РФ, что означало переход определения льгот реабилитированным, а равно ответственности за реабилитацию данных лиц в ведение субъектов. Но если в 2004 году в Законе было закреплено, что «Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки <…> путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий», то в редакции 2011 году данное положение о софинансировании исчезло. Такая практика, по моему мнению, означала некоторый уход от признания на общенациональном уровне преступлений Советского режима, несмотря на задекларированные в преамбуле закона тезисы о сочувствии им, а также представляла собой вариант предоставления меньшего количества льгот таким лицам в зависимости от денежных средств, имеющихся в бюджете региона.
Хотя, конечно, нельзя не обратить внимание на то, что в 2008 году Президиум Верховного Суда Российской Федерации признал необоснованно репрессированными и реабилитировал семью Романовых, расстрелянных в 1918 году большевиками. А в 2019 году Конституционный Суд второй раз за свою практику с 1995 года рассматривал Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» на соответствии Конституции Российской Федерации [2]. В Суд подали близкие родственники жертв, подвергнутых высылке с места жительства, с просьбой о разрешении неопределённости в их праве на первоочередное получение жилья в Москве в связи с тем, что переселение в советские годы из Москвы было вынужденным. Конституционный Суд, исследовав Закон города Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», признал некоторые его статьи и некоторые положения Закона «О реабилитации жертв политических репрессий» не соответствующими Конституции Российской Федерации, в связи с тем, что власть ставила детей реабилитированных жертв политических репрессий в зависимое состояние, не обеспечив им преимущественное право на обеспечение жильем в местностях, откуда их близкие родственники были насильно высланы в годы существования СССР. В резолютивной части Конституционный Суд указал на необходимость применения к детям реабилитированных жертв политических репрессий, лишившихся жилья в связи с этими репрессиями, в местах, где было утрачено это жилье, законов субъектов об обеспечении жильем таких лиц, но без учета соблюдения условий, установленных соответствующим жилищным законодательством.
Данное Постановление не только продемонстрировало позицию Конституционного Суда, в которой признало право жертв политических репрессий на возмещение вреда в максимально возможном объеме, которое может предоставить государство, но и обязало федерального законодателя внести изменения в действующее законодательство в соответствии с данной правовой позицией. После Постановления Конституционного Суда также появился проект Федерального закона о внесении изменений в Закон «О реабилитации жертв политических репрессий», в котором в статью 13 вносилось изменение о том, что реабилитированные жертвы политических репрессий, а также их дети обеспечиваются жильем по законодательству субъектов Российской Федерации вне зависимости от того, сколько они проживают в местностях, куда возвращаются или намерены возвратиться, вне зависимости от их места жительства, их имущественного положения, а также вне зависимости от наличия оснований, относящих их к определенной нуждающейся в жилье категории населения. Но этот проект закон все еще остается проектом закона как видно из сайта Системы обеспечения законодательной деятельности [10]. А решение Конституционного Суда, которым он внес правовое регулирование до принятия изменений в закон, с 2019 не исполнялось и благополучно игнорировалось. И совсем недавно, впервые за несколько лет, в январе 2025 года было принято прецедентное решение Пресненского районного суда Москвы, который обязал мэрию Москвы предоставить гражданке, родившейся в семье репрессированных, выплату на покупку квартиры [13].
Если проводить компаративистику, то прибалтийские страны экс-соцлагеря использовали отличную от других стран процедуру реабилитации жертв политических репрессированных: сначала Советом Министров республик отменялись Постановления Совета Министров СССР № 390-138сс «О выселении с территории Литвы, Латвии и Эстонии кулаков с семьями, семей бандитов и националистов, находящихся на нелегальном положении, убитых при вооруженных столкновениях и осужденных, легализовавшихся бандитов, продолжающих вести вражескую деятельность, и их семей, а также семей репрессированных пособников бандитов» от 29 января 1949 года, затем все высланные по этому Постановлению лица были объявлены жертвами политических репрессий и законодательным актом были реабилитированы в упрощенном порядке без индивидуального рассмотрения дел.
Заключение:
Подводя итоги, следует сказать, что процесс реабилитации жертв политических репрессий продолжается. В 2014 году, например, был подписан Указ Президента Российской Федерации от 21.04.2014 № 268 "О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития", то есть в процесс реабилитации были инкорпорированы целые категории ранее репрессированных народов. Многие страны экс-социалистического лагеря при создании своих аналогичных законов о реабилитации репрессированных ранее жертвах во многом брали как модель российский закон и потому заметна схожесть во многих формулировках и основных положениях. Процесс реабилитации продолжаться обязан, потому как, «вступая во владение наследством, человек принимает на себя и сопряженные с этим привилегии, и обязательства, наследует и скопленные предками сокровища, и оставленные ими долги. Точно так и вступление в «права владения» славными деяниями предков возможно только вместе с принятием также и ответственности за их преступления. Осознав себя наследником героев и злодеев, я оказываюсь соотнесен и с преступлениями, и со страданиями» [14]. Закон о реабилитации жертв политических репрессий – это не просто некие выплаты и льготы, это взятие на себя ответственности за деяния предков. Вкупе с другими коммеморальными общественными практиками – возложением цветов к Соловецкому камню, развешиванием табличек на домах, где жили конкретные репрессированные – реабилитация ранее репрессированных людей и помощь их семьям в осуществлении их субъективных прав на государственном уровне также важна для осознания масштаба событий прошлого.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий