Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Педагогика, Экономика
Размещена 14.10.2025. Последняя правка: 13.10.2025.
Просмотров - 231

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Верёвкина Мария Павловна

Россия, Челябинск, проспект Ленина, 69

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

бакалавр,Экономика, управление и право.

Мурыгина Л.С., доцент, кандидат экономических наук


Аннотация:
В статье рассмотрены некоторые аспекты взаимосвязи экономических условий и качеством образования. Раскрыты факторы, влияющие на доступность и качество образования в России. Доказано, что экономические условия являются определяющим фактором в формировании качественной образовательной среды.


Abstract:
The article discusses some aspects of the relationship between economic conditions and the quality of education. The factors influencing accessibility and quality of education in Russia are revealed. It is proved that economic conditions are a determining factor in the formation of a high-quality educational environment.


Ключевые слова:
экономика; образование; образовательный процесс; экономические условия; рынок труда; экономический кризис

Keywords:
economy; education; educational process; economic conditions; labor market; economic crisis


УДК 338

Актуальность исследования: в современных условиях глобальной экономической нестабильности вопросы взаимодействия экономических кризисов и образовательного процесса приобретают особую значимость. Экономические кризисы становятся неотъемлемой частью современного мира, оказывая существенное влияние на все сферы общественной жизни, включая систему образования. В условиях постоянных экономических колебаний особенно важно понимать механизмы этого влияния и разрабатывать стратегии адаптации образовательной системы к новым реалиям.

Проблема исследования заключается в необходимости выявления характера и степени влияния экономических кризисов на образовательный процесс, а также в определении эффективных механизмов минимизации негативных последствий этого влияния. Особую актуальность приобретает вопрос сохранения качества образования в условиях ограниченных ресурсов и необходимости оптимизации образовательных процессов.

Цель исследования — комплексный анализ влияния экономических кризисов на образовательный процесс и разработка рекомендаций по повышению устойчивости образовательной системы в условиях экономической нестабильности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Исследовать теоретические основы влияния экономических кризисов на образовательную сферу; выявить основные механизмы влияния экономического кризиса на образовательный процесс; разработать меры по улучшению образовательной системы.

Научная новизна исследования заключается в том, что мы являемся непосредственными участниками этого процесса. Непосредственное участие в образовательном процессе даёт возможность выявить скрытые проблемы, не заметные со стороны, получить актуальные данные из первых рук, провести более точный анализ ситуации, а также сформулировать реалистичные рекомендации по улучшению. Личный вклад заключается в формулировке практических рекомендаций, основанных на реальном опыте работы в образовательной сфере.

Взаимосвязь между экономическими условиями и качеством образования является ключевым аспектом, от которого зависит не только текущее состояние образовательной системы, но и ее будущее развитие. Образование и экономика тесно переплетены между собой, поскольку качество обучения напрямую влияет на квалификацию рабочей силы, что в свою очередь способствует экономическому росту и прогрессу. В условиях экономической стабильности, государство способно инвестировать значительные ресурсы в развитие образовательной инфраструктуры, повышение квалификации преподавателей и обновление учебных программ, что способствует повышению уровня образования [3].

С другой стороны, в периоды экономических кризисов образовательный процесс может испытывать значительные трудности. Сокращение бюджетных расходов на образование приводит к ухудшению условий для обучения: отсутствию необходимого оборудования, устареванию учебных материалов и снижению мотивации среди педагогов из-за низких зарплат. Все это негативно сказывается на качестве образования и подготовке квалифицированной рабочей силы.

Необходимо подчеркнуть, что экономическая стабильность позволяет не только поддерживать и развивать существующую систему образования, но и внедрять инновационные подходы к обучению, включая использование новейших технологий и методик. Эти инвестиции способствуют повышению интерактивности и эффективности образовательного процесса, делая его более привлекательным и интересным для учащихся.

Во многом качество и доступность образования зависят от экономического состояния страны или региона. Обучение требует значительных финансовых вложений как со стороны государства, так и от частных лиц. Экономика играет ключевую роль в определении объёмов государственного финансирования образовательных учреждений, что, в свою очередь, влияет на качество предоставляемого образования, наличие учебных материалов, состояние инфраструктуры и доступность инновационных технологий в учебном процессе [1].

Кризисные экономические условия могут привести к сокращению бюджетных ассигнований на образование, что становится причиной ухудшения условий обучения, снижения заработной платы преподавателей и, как следствие, падения качества образования. В то время как экономический рост способствует увеличению инвестиций в образовательную сферу, что ведет к улучшению учебной инфраструктуры, внедрению новых технологий в процесс обучения и повышению квалификации педагогов [4].

Кроме того, достаточный уровень финансирования образования напрямую влияет на доступность высшего образования для широких слоёв населения. В странах с высоким уровнем доходов чаще всего существуют программы государственной поддержки студентов, включая стипендии, гранты и мягкие кредиты на образование. Это дает возможность молодым людям из менее обеспеченных семей получать высшее образование и повышать свой социальный статус. Наоборот, в странах с ограниченным бюджетом на образование, стоимость высшего образования может стать неподъёмной для большой части населения, что ведет к увеличению неравенства в обществе и снижению качества рабочей силы. Образование как неотъемлемый элемент развития личности и общества и именно экономические условия оказывают значительное влияние на его доступность и качество.

Не менее важным экономическим фактором, влияющим на доступность образования, является доход домохозяйств. В условиях экономической нестабильности семьи могут испытывать трудности с оплатой образовательных услуг, что вынуждает молодёжь откладывать или даже отказываться от получения дополнительного образования. Кроме того, экономические трудности могут привести к сокращению программ стипендий и грантов, делая обучение ещё менее доступным для студентов из малообеспеченных семей [4].

Экономические условия также влияют на образовательный процесс на основе изменений рынка труда. Спрос на определённые специальности может изменяться в зависимости от экономической конъюнктуры, направляя поток студентов в те или иные области образования. Это заставляет учебные заведения адаптировать обучающие программы под текущие требования рынка труда, что требует дополнительных инвестиций и может сделать некоторые направления обучения более дорогими для студентов [1].

Адаптация к изменчивым экономическим условиям подразумевает интеграцию новейших технологий и методик обучения, которые могут способствовать развитию не только специализированных навыков, но и гибких умений, таких как критическое мышление, адаптивность и умение работать в команде. Таким образом, образовательная система становится более отзывчивой к потребностям экономики, предлагая курсы и программы, расширяющие возможности выпускников и повышающие их конкурентоспособность на рынке труда.

Развитие образования в условиях экономических вызовов требует комплексного подхода, включая государственную поддержку, привлечение частных инвестиций, разработку гибких образовательных программ и активное использование инновационных технологий. Это позволит не только адаптироваться к экономическим трудностям, но и обеспечить устойчивое развитие образования в будущем, делая его более доступным и качественным для всех слоев населения.

Таким образом, адаптация образовательной системы к изменчивым экономическим условиям предполагает комплекс подходов, направленных на обновление содержания образования, а также интеграцию практических элементов в учебный процесс, что способствует укреплению связей между образовательными учреждениями и экономическим сектором. Это позволяет образовательной системе не только реагировать на текущие изменения, но и в некотором роде предвосхищать будущие тренды, готовя специалистов, способных эффективно работать в условиях постоянно меняющегося экономического контекста [4]. В ходе проведенного исследования были достигнута поставленная цель и решены все поставленные задачи.

Библиографический список:

1. Гудкова Т.В., Заздравных А.В., Улупова В.Л. Фирма в цифровой экономике: поведение, стратегии и культура: учебное пособие. — М.: Экономический факультет МГУ, 2024. — 184 с.
2. Малыгина А.В. Роль образования в экономике и влияние экономики на образование. – [Электронный ресурс].
3. Филиппова И.Н., Шабалов И.П., Шаститко А.Е. Институты неустойчивого успеха: монография. — М.: Экономический факультет МГУ, 2025. — 216 с.
4. Шайденко Н.А., Кипурова С.Н. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для СПО. — М.: ИНФРА-М, 2024. — 228 с.




Рецензии:

14.10.2025, 9:11 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: У меня есть один вопрос. Научному руководителю не стыдно помещать это как научную статью? К публикации не рекомендую вследствии очевидности всего сказанного в тексте.

14.10.2025, 9:57 Балтаева Мухаббат Матназаровна
Рецензия: рецензия на М.П.Верёвкиной на тему "ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС" В статье рассмотрены некоторые аспекты взаимосвязи экономических условий и качеством образования. Раскрыты факторы, влияющие на доступность и качество образования в России. Доказано, что экономические условия являются определяющим фактором в формировании качественной образовательной среды. Статья написано на научном языке, хорошо показаны - актуальность исследования, проблема исследования, цель исследования, научная новизна. Даны заключения. В статье сделан очень хороший вывод: адаптация образовательной системы к изменчивым экономическим условиям предполагает комплекс подходов, направленных на обновление содержания образования, а также интеграцию практических элементов в учебный процесс, что способствует укреплению связей между образовательными учреждениями и экономическим сектором. Это позволяет образовательной системе не только реагировать на текущие изменения, но и в некотором роде предвосхищать будущие тренды, готовя специалистов, способных эффективно работать в условиях постоянно меняющегося экономического контекста [4]. В ходе проведенного исследования были достигнута поставленная цель и решены все поставленные задачи. Мне очень понравилась статья. Статья очень хорошая, научная. Не смотря автор является бакалавром, автор проявляет свои научные стороны. Поэтому я считаю, что статью можно печатать в открытой печати. Автору желаю удачи. доц. М.М.Балтаева

14.10.2025, 14:58 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Заявленная проблема является актуальной и значимой. Финансирование образования, в силу постоянных изменений экономической конъюнктуры, становится ключевым аспектом, требующим дополнительного внимания и анализа. Образование находится под влиянием широкого спектра факторов, экономический из которых, безусловно, является одним из основных. Статья соответствует всем предъявляемым требованиям к работам такого рода и может быть рекомендована к публикации после доработки: - источник №2 в списке литературы требует технического оформления, нет ссылки на источник. - в теме автор заявляет об экономических условиях, в то время как в методологическом аппарате (проблема, цель) и в тексте самой статьи речь идет об экономическом кризисе. В связи с этим возникает необходимость внести корректировки и уточнения в текст, либо уточнить тему заявленной статьи. - Каждый человек является непосредственным участником потребления, например, медицинских услуг в поликлинике или покупателем в магазине, но это не дает право и возможность делать какие-либо научные выводы в области медицины, оказания медицинских услуг или в области продаж. В связи с этим автору рекомендуется уточнить заявленную научную новизну исследования.

17.10.2025, 17:05 Костогладова Любовь Петровна
Рецензия: 17.10.25, Костогладова Любовь Петровна, к ф.н. Статья содержит информацию не только в области экономики, но и в области образовательных процессов, что, несомненно, вызывает интерес. Автор подробно рассматривает множество концептуальных моментов, таких как: экономическая конъюнктура, экономические условия с широким спектром действия, экономический кризис. Причем, экономические реалии тесно переплетаются в исследовании с образовательными. Считаю, что статья после доработки технических моментов, таких, как ссылки,может быть рекомендована к публикации.

18.10.2025, 21:39 Макарова Наталья Александровна
Рецензия: Представленная статья авторов Верёвкиной М.П. и Мурыгиной Л.С. на тему "Экономические условия и образовательный процесс" написана на актуальную тему. В современных условиях, качество учебного процесса и передача данных, действительно зависит от экономических факторов. Предложенная научная публикация грамотно выстроена, имеет актуальность, проблематику и цели исследования. Возможно, в начале, материал о взаимосвязи между экономическими условиями и качеством образования, следовало бы представить как обзорную информацию, а в научной новизне сделать упор на то, что рассматриваемые аспекты взаимодействия образовательной среды и экономической составляющей исследуются для конкретного университета, кафедры или края, области. Таким образом, известный материал в определенном разобранном случае будет выглядеть по-другому. Таким образом, после небольшой переориентации сведений, статью целесообразно рекомендовать для публикации.

22.10.2025, 13:44 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: В статье "ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС" автор поднимает актуальный вопрос взаимосвязи экономических условий и качества образования. Статью рекомендую к публикации после некоторой доработки. Экономические условия и образовательный процесс оказывают взаимное влияние: сильная экономика способствует увеличению государственных и частных инвестиций в образование, способствуя росту квалифицированной рабочей силы, а высокообразованное население стимулирует инновации, производительность и экономический рост. И наоборот, экономические спады могут привести к сокращению финансирования образования, а плохие результаты обучения, такие как низкие результаты тестов, связаны с замедлением экономического роста. Система образования Финляндии часто приводится в качестве образца успешной реформы образовательной политики. Благодаря акценту на равенство, автономию учителей и подход, ориентированный на учащихся, Финляндия неизменно входит в число стран с наивысшими показателями в мировых образовательных индексах. Инвестиции страны в качественную подготовку учителей и гибкую учебную программу способствовали её экономическому успеху, особенно в сфере технологий и инноваций. Опыт Финляндии демонстрирует, как продуманные политические меры могут способствовать экономическим результатам и служить ценным уроком для других стран. Реформы образовательной политики должны быть направлены на создание адаптивных, прогрессивных учебных программ и поддержку профессионального развития учителей. Эти усилия позволят образованию оставаться мощным инструментом экономического роста и социального развития [https://www.abacademies.org/articles/educational-policy-and-economic-outcomes-shaping-future-economies-17153.html].



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх