Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №1 (сентябрь) 2013
Разделы: Юриспруденция
Размещена 22.09.2013.
Просмотров - 2695

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ КАК СРЕДСТВО ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ УСЛУГ В УКРАИНЕ

Легеза Евгений Александрович

кандидат юридических наук

Днепропетровский государственный университет внутренних дел

старший преподователь кафедры административного права, процесу и административной деятельности органов внутренних дел

Аннотация:
Научная статья посвящена рассмотрению понятия административного регламента, освещение зарубежного опыта Российской Федерации по предоставлению административных услуг и т.п..


Abstract:
Scientific article devoted to the concept of administrative regulations covering foreign experience of the Russian Federation to provide administrative services and more.


Ключевые слова:
административная услуга, административный регламент, административная процедура

Keywords:
administrative services, administrative regulations, administrative procedure.


Актуальность темы статьи. Одной из важных задач административной реформы является повышение эффективности и качества осуществления функций исполнительных органов государственной власти, в том числе функций, связанных с предоставлением административных услуг.

Серьезными проблемами, порождают низкую эффективность выполнения функций, являются: включение в компетенцию исполнительных органов государственной власти избыточных функций; неопределенность показателей результативности выполнения функций; неоправданно высокая доля дискреционных полномочий; чрезмерная и иногда намеренная усложненность административных процедур, их закрытость, непрозрачность гражданского общества и потребителей государственных услуг, отсутствие четких критериев и механизмов оперативного внутреннего контроля административной деятельности. Это приводит, с одной стороны, к снижению ответственности исполнительных органов государственной власти и их должностных лиц, малой эффективности их деятельности, коррупции, извлечению административной ренты, а с другой - к нарушениям прав и свобод личности, чрезмерной обременений и расходам ( всех видов ресурсов) для граждан и организаций.

Эти проблемы во многом порождены слабым развитием в отечественном законодательстве процедурных и процессуальных норм, регулирующих организацию выполнения функций исполнительных органов государственной власти, и, соответственно, бессистемностью, неустроенностью нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти, устанавливающих процедурные аспекты их деятельности.

Единые требования к разработке и применению ведомственных нормативных правовых актов, содержащих нормы процессуального характера, на сегодняшний день практически отсутствуют. Не пришло развития и механизмы учета интересов потребителей (граждан и организаций) государственных услуг при реализации исполнительными органами государственной власти функций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Научное наследие тематики статьи . Сейчас, благодаря научным трудам : В.Б. Аверьянова , К.К. Афанасьева Ю.П. Битяк , И.В. Дроздова [5] , В.Н. Гаращука, И.П. Голосничeнка, А.С. Лагода [3] , Е.А. Легеза [4], С.В. Кивалов, И.Б. Колиушко, А.Т. Комзюк , А.В. Кузьменко, М. Писаренко , В.П. Тимощука и других ученых , исследован ряд особенностей деятельности органов публичной власти по предоставлению административных услуг населению. Нужно отметить весомый вклад В.П. Тимощука, в пособии «Административная процедура и административные услуги» [1]. Но в научных исследованиях вопрос административных регламентов по предоставлению административных услуг в Украине не изучались.

Целью данной статьи является освещение правового регулирования административных регламентов по предоставлению административных услуг, предоставляемых органами власти.

Для достижения вышеуказанной цели, нами поставлены следующие задачи: проанализировать опыт Российской Федерации относительно понятия административных регламентов по предоставлению административных услуг; раскрыть административный регламент предоставления услуг юридическим лицам и физическим лицам- предпринимателям отделом государственной регистрации исполнительного комитета городского совета.

Основное содержание работы. В проекте закона Российской федерации « Об административных регламентах в исполнительных органах государственной власти в Российской Федерации» [2] под административным регламентом понимается нормативный правовой акт, устанавливающий стандарты выполнения функций, то есть обязательные требования к показателям, содержанию, порядку совершения, качеству управленческих действий, процедур и процессов, обеспечивающих эффективную реализацию функций исполнительным органом государственной власти в пределах его компетенции в интересах государства  граждан и юридических лиц. Административный регламент должен исчерпывающим образом (с описанием последовательно выполняемых действий, процедур и их стадий, сроков выполнения, вариативностью возможных решений, формой результата, должностным положением исполнителя и т.д. ) регулировать выполнение соответствующих функций.

Модернизация выполнения функций предусматривает разработку электронных административных регламентов. Под электронным административным регламентом, правовой статус которого закрепляется обычным административным регламентом, в законопроекте понимается электронная форма административного регламента (форма реализации административных регламентов с помощью информационно - коммуникационных технологий), которая используется для выполнения, анализа и контроля управленческих действий и процедур, обеспечивающих принятие исполнительным органом государственной власти управленческого решения и / или предоставления государственной услуги в электронной форме. Электронный административный регламент согласно законопроекту может также регулировать исполнения государственной функции преимущественно в электронном виде.

Выяснив понятие административного регламента раскроем на примере административный регламент предоставления услуг юридическим лицам и физическим лицам - предпринимателям отделом государственной регистрации исполнительного комитета городского совета.

Государственная регистрация физического лица-предпринимателя. Нормативно-правовые акты, регулирующие предоставление государственной услуги : Закон Украины " О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц- предпринимателей".
Заказчики государственной услуги. Услуга предоставляется физическим лицам. Результат предоставления административной услуги: заказчик получает выписку из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц- предпринимателей.
Наименование органа (и отдела), предоставляющая административную услугу: отдел государственной регистрации исполнительного комитета городского совета. Плата за предоставление государственной услуги: два необлагаемых минимума доходов граждан (34 грн.).

Перечень документов, необходимых для получения государственной услуги: 1) заполненная печатными буквами регистрационная карточка формы № 10 , 2) паспорт 3) ксерокопия справки о присвоении регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов 4) квитанция об оплате 34 грн.

Государственная регистрация изменений в сведения о физическом лице - предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц-предпринимателей. Нормативно-правовые акты, регулирующие предоставление государственной услуги: Закон Украины " О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц- предпринимателей".
Заказчики административной услуги: услуга предоставляется физическим лицам - предпринимателям. Результат предоставления административной услуги: заказчик получает выписку из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей (исключение- замена КВЭД).

Наименование органа (и отдела), предоставляющая административную услугу: отдел государственной регистрации исполнительного комитета городского совета.

Плата за предоставление государственной услуги: 30 % регистрационного сбора ( 10,20 грн.) , Кроме замены КВЭД ( бесплатно). Перечень документов , необходимых для получения государственной услуги: 1 ) заполненная печатными буквами регистрационная карточка формы № 11, 2) паспорт 3) квитанция об оплате 10,20 грн.

Государственная регистрация прекращения физического лица - предпринимателя. Нормативно-правовые акты, регулирующие предоставление государственной услуги: Закон Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц- предпринимателей". Заказчики административной услуги: услуга предоставляется физическим лицам- предпринимателям. Результат предоставления административной услуги: заказчик получает описание.

Наименование органа (и отдела), предоставляющая административную услугу: отдел государственной регистрации исполнительного комитета городского совета. Плата за предоставление государственной услуги: бесплатно.

Перечень документов, необходимых для получения государственной услуги: 1 ) заявление о прекращении предпринимательской деятельности физическим лицом - предпринимателем, 2) паспорт. По истечении срока, указанного в указанной заявлении (от двух до трех месяцев), дополнительно представляются следующие документы: 1) заполненная печатными буквами регистрационная карточка формы № 12, 2) справка Государственной налоговой инспекции об отсутствии задолженности по налогам, сборам (обязательным платежам ) 3) справка из Пенсионного фонда Украины об отсутствии задолженности по налогам , сборам (обязательным платежам ) , 4) паспорт.

Государственная регистрация юридического лица. Нормативно-правовые акты, регулирующие предоставление государственной услуги: Закон Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц- предпринимателей". Заказчики административной услуги: услуга предоставляется юридическим лицам, физическим лицам - учредителям. Результат предоставления административной услуги: заказчик получает выписку из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц- предпринимателей, зарегистрированные учредительные документы юридического лица .
Наименование органа (и отдела), предоставляющая административную услугу: отдел государственной регистрации исполнительного комитета городского совета. Плата за предоставление государственной услуги: десять необлагаемых минимумов доходов граждан (170 грн.).

Перечень документов, необходимых для получения государственной услуги: 1) заполненная печатными буквами регистрационная карточка формы № 1 , 2) паспорт уполномоченного лица , 3) оригинал , копия , нотариальная копия протокола (решения ) учредителей 4) устав - два экземпляра с подписями учредителей на уставе 5) квитанция об оплате 170 грн. 6) доверенность от учредителей на представление документов на государственную регистрацию (нотариально заверенная - если учредителем является физическое лицо, доверенность за подписью директора - если учредителем является юридическое лицо); 7) если учредителем юридического лица является юридическое лицо, дополнительно подается информация с документами, подтверждающими структуру собственности учредителей - юридических лиц, которые позволяет установить физических лиц - владельцев существенного участия этих юридических лиц.

Государственная регистрация изменений в учредительные документы юридического лица. Нормативно-правовые акты, регулирующие предоставление государственной услуги: Закон Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц- предпринимателей". Заказчики административной услуги: услуга предоставляется юридическим лицам. Результат предоставления административной услуги: заказчик получает выписку из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц- предпринимателей и / или зарегистрированы изменения в учредительные документы юридического лица.
Наименование органа (и отдела), предоставляющая административную услугу: отдел государственной регистрации исполнительного комитета городского совета. Плата за предоставление государственной услуги: 30 % регистрационного сбора за государственную регистрацию (51 грн.). В случае изменения местонахождения, необходимости осуществления публикации дополнительная плата - 51 грн.

Перечень документов, необходимых для получения государственной услуги: 1 ) решение о внесении изменений (протокол собрания участников, решение учредителя и т.п. ) в устав 2) документ, подтверждающий правомочность принятия решения учредителей о внесении изменений в устав; 3 ) устав в новой редакции или изменения и дополнения в устав - два экземпляра (с подписями учредителей ) 4) квитанция об оплате 51 грн. 5) оригиналы всех предыдущих уставов и внесенных в них изменений ; 6) если изменяется состав участников, дополнительно подается экземпляр оригинала (ксерокопия, нотариально заверенная копия ) одного из следующих документов: решения о выходе юридического лица из состава учредителей (участников); заявление физического лица о выходе из состава учредителей (участников); заявление, договор, другой документ о переходе передаче права собственности на корпоративные права, долю уставного капитала юридического лица, решения уполномоченного органа юридического лица о принудительном исключении учредителя (участника) из состава учредителей (участников) юридического лица, если это предусмотрено законом или учредительными документами юридического лица; 7) заполненная печатными буквами регистрационная карточка формы № 3, 8) доверенность от руководителя юридического лица и наличие удостоверительной надписи на карте (в случае если документы подает уполномоченное лицо) 9) паспорт руководителя или уполномоченного лица.

Государственная регистрация прекращения юридического лица. Нормативно-правовые акты, регулирующие предоставление государственной услуги : Закон Украины " О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц- предпринимателей". Заказчики административной услуги: услуга предоставляется юридическим лицам.

Результат предоставления административной услуги: заказчик получает описание. Наименование органа ( и отдела ), предоставляющая административную услугу: отдел государственной регистрации исполнительного комитета городского совета. Плата за предоставление государственной услуги: бесплатно.

Перечень документов, необходимых для получения государственной услуги: 1 ) экземпляр оригинала (копия, нотариально заверенная копия ) решения учредителей (участников) или уполномоченного ими органа о прекращении юридического лица. В случаях, установленных законом, кроме документов, предусмотренных ч. 1 этой статьи, дополнительно подается документ, который подтверждает получение согласия соответствующих органов государственной власти на прекращение юридического лица. В случае прекращения юридического лица слиянием или присоединением решение о прекращении юридического лица подписывается уполномоченными лицами юридического лица или юридических лиц, которые прекращаются, и юридического лица - правопреемника; 2) если такие документы подаются представителем юридического лица, государственному регистратору дополнительно предъявляется паспорт и предоставляется документ ( нотариально удостоверенная копия документа), удостоверяющий полномочия представителя. По истечении срока, который указывается в решении юридического лица (от 2 до 6 месяцев) дополнительно представляются следующие документы: для проведения государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации председатель ликвидационной комиссии или уполномоченное им лицо после окончания процедуры ликвидации, предусмотренной законом, но не ранее двух месяцев с даты публикации сообщения в специализированном печатном средстве массовой информации, должен подать (послать заказным письмом с описанием вложения) государственному регистратору следующие документы: 1) заполненную регистрационную карточку на проведение государственной регистрации прекращения юридического лица в связи с ликвидацией, 2) справку соответствующего органа государственной налоговой службы об отсутствии задолженности по налогам , сборам (обязательным платежам), 3) справку соответствующего органа Пенсионного фонда Украины об отсутствии задолженности; 4) справку (акт) архивного учреждения о принятии документов , которые согласно закону подлежат долгосрочному хранению [7, с . 105-109 ] .

Заключение. Следовательно, необходимо на уровне Верховной Рады Украины принять нормативно - правовой акт «Об административном регламенте», в котором указать :1) общие положения (правовая основа, субъект осуществления и т.п.); 2) требования к порядку предоставления государственной услуги (порядок информирования о правилах предоставления государственной услуги, индивидуальное устное информирование заявителя по вопросам предоставления государственной услуги по телефону, индивидуальное письменное информирование заявителя по вопросам предоставления государственной услуги, личное обращение заявителей в орган, который предоставляет административную услугу, сроки предоставления административной услуги, перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, перечень документов, необходимых для получения государственной услуги, плата за предоставление государственной услуги; 3) административные процедуры (описание последовательности действий при предоставлении государственной услуги, регистрация обращения в соответствующем структурном подразделении, проверка правильности оформления документов, порядок и формы контроля за предоставлением государственной услуги, порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица при предоставлении государственной услуги).
 

Библиографический список:

1. Адміністративна процедура та адміністративні послуги. Зарубіжний досвід і пропозиції для України / [автор-упорядник В. П. Тимощук]. – К.: Факт, 2003. – 496 с.
2. Федеральный Закон «Об административных регламентах в исполнительных органах государственной власти в Российской Федерации» / [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://eurorukh.org.ua/ua/internal-revenue-code/regulation-and-procedure/index.html
3. Лагода О. С. Адміністративна процедура: теорія практика застосування : автореф. дис. … канд. юрид. наук : спец. 12.00.07 «Адміністративне право і процес; фінансове право; інформаційне право» / О. С. Лагода. – Ірпінь, 2007. – 20 с.
4. Легеза Є.О. Адміністративні послуги, що надаються міліцією громадської безпеки: дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.07 / Легеза Євген Олександрович. – Дніпропетровськ, 2011. – 263 с.
5. Дроздова І. В. Міністерство внутрішніх справ України як суб’єкт надання адміністративних послуг : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.07 / Дроздова Інна Вікторівна. – К., 2009. – 240 с.
6. Проект Адміністративно-процедурного кодексу України (реєстр. № 2789 від 18.07.2008 р.) / [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://rada.gov.ua/
7. Острах М. Б. Провадження з надання адміністративних послуг в Україні : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.07 / Маргарита Борисівна Острах. – Херсон, 2013. – 236 с.




Рецензии:

1.11.2013, 16:43 Ковбан Андрей Владимирович
Рецензия: Статья написана на актуальную тему, ее новизна не вызывает сомнений. Статья может быть рекомендована к печати.

11.03.2014, 18:28 Черная Виктория Григорьевна
Рецензия: Название статьи соответствует её внутреннему содержанию, при етом содержание изложено логично. Статья рекомендуется к печати.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх