Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Юриспруденция
Размещена 10.01.2014. Последняя правка: 10.01.2014.
Просмотров - 5261

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

Аглиуллина Айсылу Ямилевна

-

БашГУ (СФ)

студентка

Аглиуллина Айсылу Ямилевна студент 5 курса юридического факультета, научный руководитель - Ямщикова С.Л., старший преподаватель кафедры конституционного и муниципального права СФ БашГУ


Аннотация:
Основным звеном правового статуса государственных гражданских служащих является право на социальную защиту. В данной статье проанализированы проблемы ее обеспечения государственным гражданским служащим.


Abstract:
The main link of the legal status of civil servants is the right to social protection. This article analyzes the problems of ensuring of its civil servants.


Ключевые слова:
Ключевые слова: социальная защита, гражданский служащий, государственная служба

Keywords:
Keywords: social protection, civil servant, public service


УДК 342.51

Ключевым нормативным актом, регулирующим государственную гражданскую службу, является Федеральный закон N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», принятый 27.07.2004 (далее - ФЗ N 79). Сам принцип социальной защиты государственных гражданских служащих не прописан в самом «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

В последнее время в нашем обществе наблюдается накаливаемая ситуация во взаимоотношении граждан и государства в лице его представителей — служащих. В таких условиях большое одобрение гражданского общества вызывают меры, ориентированные на усиление ответственности государственных служащих за исполнение своих обязанностей, совершенствование института государственной службы. Следовательно, такая ситуация ведет к повышению юридической ответственности государственных служащих, укреплению законодательства, регулирующего различные виды государственной службы.

Так, Федеральным законом от 27 июня 2011 года №155-ФЗ [1] внесены изменения в статью 37 ФЗ №79, устанавливающую основания расторжения служебного контракта с государственным служащим по инициативе представителя нанимателя. Было принято еще одно основание расторжения служебного контракта, связанное с отсутствием на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, если законодательством Российской Федерации не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании или если для определенной категории граждан законодательством Российской Федерации не предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности) [2, п.8.1, ст. 37]. Данная норма в некоторой степени воспроизводит текст п. 5 ст. 33 Кодекса законов о труде Российской Федерации, который действовал до 1 февраля 2002 года, где регламентировано расторжение трудового договора по инициативе администрации в связи с длительным отсутствием на работе по причине временной нетрудоспособности. Однако по сравнению с Кодексом п.8.1 статьи 37 ФЗ №79 носит исключительно бланкетный характер.

Отсылки к законодательству Российской Федерации сделаны относительно перечня заболеваний, при которых место работы (должность) гражданского служащего сохраняется более длительный период, а также указывается, что для «определенной категории граждан» могут быть предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности). На практике бланкетный характер любой нормы затрудняет ее применение. Так, редакция пункта 8.1 части первой ст.37 ФЗ №79 представляется не очень полным. В соответствии с вышеуказанным пунктом, место работы (должность) за государственным служащим сохраняются, во-первых, «если законодательством Российской Федерации установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании», а во-вторых, если «для определенной категории граждан законодательством Российской Федерации предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности)». В данном случае второй вариант сохранения места работы (службы) охватывает первый, так как гарантии по сохранению места работы для определенных категорий граждан относятся не только, например, к лицам, имеющим малолетних детей, беременным женщинам, но и к больным определенными заболеваниями. Поэтому делить на два варианта предоставления льгот по сохранению места работы, при этом выделяя наличие «определенного заболевания», нецелесообразно. Следовательно, так как в самом ФЗ №79 «О государственной гражданской службе» вопрос об «определенном заболевании», вследствие которого предоставляется льгота по сохранению места службы, не урегулирован, то должны применяться другие нормативные акты. Тем не менее, в Трудовом кодексе от 2001 года отсутствует такое основание увольнения, как длительное отсутствие на работе в связи с нетрудоспособностью.

Данная норма действует в настоящее время только в отношении государственных гражданских служащих. Для ответа на вопрос, каков характер заболевания, который предоставляет право на льготное сохранение места службы, нужно обратиться к нормативным правовым актам, которые регулируют правовой статус лиц, имеющих определенные заболевания. В частности, к числу таких актов можно отнести Федеральный закон от 18 июня 2001 года №77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» [3].

Государственные служащие являются своего рода связующим звеном между обществом и государством, и именно поэтому вправе рассчитывать на гарантированные льготы. Систему социальной защиты в настоящее время можно рассматривать как социальное обеспечение, социальное страхование и социальная поддержка.

Социальную защиту государственных гражданских служащих и членов их семей определяют как совокупность государственных мероприятий, направленных на обеспечение служебного иммунитета государственных служащих, охрану от социальных рисков и конфликтов интересов в процессе своей деятельности, а также систему государственного обеспечения служащих и членов их семей после оставления службы в силу государственных обязательств.

Исходя из вышеизложенного, на мой взгляд, можно сделать следующие выводы:

- во-первых, государственная служба — это особый вид трудовой деятельности, который требует специального регулирования;

- во-вторых, примечательно, что интенсивность, повышенная ответственность государственных гражданских служащих в процессе государственной службы должны получать соответствующую оценку их труда со стороны государства, предполагающую достойный уровень социальной защиты.

Библиографический список:

1. Собрание законодательства РФ. 2011. №27. Ст. 3866. 2. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 25.11.2013, с изм. от 02.12.2013) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014). Ст. 37. 3. Елинский А.В. О критериях ограничения пределов усмотрения федерального законодателя в сфере уголовно-правового регулирования: практика Конституционного Суда России// Журнал конституционного правосудия. 2010. №4. С. 25




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх