Полесский государственный университет
студент
Филитович Анастасия Валерьевна, УО Полесский государственный университет, ассистент кафедры экономической теории
УДК 338
В период преодоления валютно-финансового кризиса ключевой проблемой реформирования валютной политики является поиск механизмов координации курсовой политики с другими инструментами макроэкономического регулирования. На данный момент в Республике Беларусь действует режим привязки белорусского рубля к корзине валют (доллар США, евро, российский рубль). Преимущества данного механизма курсообразования состоят в том, что сохраняется преемственность политики обменного курса, что выражается в незначительных колебаниях доллара на первоначальном этапе, что продемонстрировано в Таблице 1. Обеспечивается более эффективное управление реальным эффективным курсом белорусского рубля без существенной потери конкурентоспособности на внешних рынках, а также в условиях мирового финансового кризиса привязка к корзине валют позволяет снизить риски колебаний обменных курсов. Недостатком является рост изменчивости курса доллара, что усиливает неопределенность относительно его будущей величины для субъектов рынка.
Период |
Средний официальный курс белорусского рубля |
||
к доллару США |
к евро |
к российскому рублю |
|
январь |
8 629,01 |
11 453,06 |
285,19 |
февраль |
8 627,43 |
11 541,78 |
286,04 |
март |
8 622,47 |
11 185,85 |
280,05 |
апрель |
8 650,42 |
11 244,33 |
276,01 |
май |
8 674,99 |
11 242,18 |
277,12 |
июнь |
8 713,94 |
11 497,54 |
269,89 |
июль |
8 839,96 |
11 563,36 |
270,21 |
август |
8 915,87 |
11 870,73 |
270,02 |
сентябрь |
9 031,88 |
12 042,99 |
276,90 |
октябрь |
9 148,21 |
12 466,79 |
285,08 |
ноябрь |
9 271,43 |
12 513,67 |
283,85 |
Таблица 1 – Динамика официального курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам за 2013 год.
В Основных направлениях денежно-кредитной политики РБ на 2013 год, утвержденных указом президента РБ от 25 сентября 2012 года № 419, описана финансовая стратегия, которой Республика Беларусь придерживается в 2013 году. Она состоит из двух основных положений. Во-первых, установлено, что в 2013 году денежно-кредитная политика РБ сохраняет стратегическую направленность на поддержание ценовой стабильности в экономике. Во-вторых, определено, что для поддержания внешней и внутренней сбалансированности экономики обменный курс белорусского рубля, как и в 2012 году, формируется исходя из спроса и предложения иностранной валюты при ограниченном участии Национального банка в курсообразовании.
Однако данные положения несколько противоречат друг другу, так как необходимо учесть, что при повышении спроса на валюту курс рубля будет ослаблен, что приведет к росту цен, так как валютные цены в Беларуси имеют тенденцию выравниваться с ценами в окружающих странах. То есть, свободное курсообразование противоречит ценовой стабильности, для обеспечения которой белорусский рубль должен занимать более надежные позиции, а не находиться в режиме управляемого плавания.
Таким образом, можно заметить, что именно данные противоречия могли стать причиной того, что правительству не удалось стабилизировать уровень цен в 2013 году в желаемых масштабах. По состоянию на 1 ноября 2013 года золотовалютные резервы составили 7 493, 3 млн долл. США (в национальном определении). По сравнению с прошлым годом данный показатель снизился на 1 404. 1 млн долл. США, когда золотовалютные резервы составляли 8 897.4 млн долл. США по состоянию на 1.12.2012, хотя по итогам 2013 года белорусские власти надеялись сохранить этот показатель на уровне 8.5 млрд долл. США.
Негативной тенденцией в валютной и денежно-кредитной сферах отмечается увеличение отрицательного сальдо внешнеторгового баланса. По сравнению в 2012 годом, когда сальдо внешней торговли было положительным и составляло 1.1 млрд долл. США, за период январь-октябрь 2013 года данный показатель стал отрицательным и составил -4.038 млрд долл. США. Анализируя представленные данные можно сделать вывод, что валютная ситуация продолжает оставаться сложной. Чрезмерный рост импорта и дальнейшего ухудшения валютных позиций белорусской экономики потенциально может привести к повторению кризисных процессов имевших место в 2011 году. Для решения данной проблемы правительство в течение года проводило политику повышения тарифов для населения, однако данные меры оказываются не настолько эффективными, как это ожидалось ранее. Анализируя данную ситуацию, эксперты МВФ пришли к выводу, что экономика Беларуси нуждается в более существенных реформах и либерализации – в противном случае кризисные явления будут усиливаться.
Следующим направлением валютной политики, которое необходимо выделить является стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций на период до 2015 года, которая изложена в совместном постановлении Совета Министров и Национального банка №51/2 от 18 января 2012 года.
В 2013 году было запланировано привлечь 4,5 млрд. долл. США прямых иностранных инвестиций на чистой основе. Эта сумма сформирована с учетом доходов, которые Беларусь планирует получить в текущем году от приватизации госсобственности (2,5 млрд. долл. США). За январь – сентябрь 2013 года фактически данный показатель составил 1.8 млрд долл. США, или 90% от годового плана, который без учета приватизационного источника составляет 2 млрд. долл. США. Таким образом, можно предположить, что по итогам всего 2013 года, данный показатель может быть даже перевыполнен. Следует отметить, что привлечение иностранных инвестиций играет существенную роль в развитии экономики Республики Беларусь, особенно сейчас, когда стране предстоит выплачивать огромные суммы по внешнему долгу. В этой области, важным направлением валютной политики является усовершенствование законодательной базы и системы налогообложения, чтобы иностранные инвесторы могли чувствовать себя защищенными и не бояться сотрудничества с белорусскими предприятиями.
Как результат проведенного исследования предложены направления совершенствования валютной политики обменного курса и привлечению инвестиций из-за рубежа:
Подводя итог вышесказанному, необходимо заметить, что за 2013 год нашей стране не удалось в полной мере достичь плановых показателей, которые обеспечили бы эффективно проводимую валютную политику. Исходя из этого, необходимо разработать новые направления и пути решения проблем, которые обеспечили бы успешное функционирование экономики страны на будущий год.
Рецензии:
6.12.2013, 16:24 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: " предложены направления совершенствования", Возникает вопрос" На данном этапе эти направления работают?" Не рекомендуется к печати.
Рекомендуется к печати