Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №4 (декабрь) 2013
Разделы: Экономика
Размещена 24.12.2013. Последняя правка: 27.12.2013.
Просмотров - 10713

Антиинфляционная политика в Республике Беларусь

Дылевская Нина Александровна

УО"Полесский государственный университет"

студент

Лукашевич Валентина Алексеевна, УО Полесский государственный университет, кафедра банковского дела, доцент, кандидат экономических наук


Аннотация:
В данной статье проведен анализ инфляционных процессов и антиинфляционной политики в Республике Беларусь. Рассмотрены и проанализированы основные проблемы проведения антиинфляционной политики в Республике Беларусь, а также выработаны пути решения этих проблем.


Abstract:
In this article are analysed inflation and anti-inflationary policy in Belarus. And also are considered and analysed the main problems of anti-inflationary policy in the Republic of Belarus, and solutions to these problems.


Ключевые слова:
ИНФЛЯЦИЯ, АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА, ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН, ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ РЕСТРИКЦИЯ, СТАВКА РЕФИНАНСИРОВАНИЯ, ДЕНЕЖНАЯ МАССА, ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА

Keywords:
INFLATION, ANTI-INFLATIONARY POLICY, CONSUMER PRICE INDEX, MONETARY RESTRICTION, REFINANCING RATE, MONEY SUPPLY, BUDGET DEFICIT



УДК 338


В настоящее время одним из важнейших показателей развития экономики является уровень инфляции. Темпы роста инфляции могут указывать на эффективность экономической политики в целом, антиинфляционной политики в частности, а также на степень устойчивости экономической системы страны.

Под инфляцией обычно понимают процесс обесценения денег, проявляющийся, как правило, в продолжительном устойчивом росте общего уровня цен и связанный с появлением в обращении избыточной денежной массы [3, с. 145].

Определяют ряд условий, вызывающих возникновение инфляции в современной экономике:

  1. Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения. 
  2. Чрезмерное расширение денежной массы за счёт массового кредитования, причём финансовый ресурс для кредитования берется не из сбережений, а эмиссии необеспеченной валюты.
  3. Сокращение реального объема национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту цен.
  4. Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства.
  5. Монополия профсоюзов, ограничивающая возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы.

Проявляясь в обесценении денег, инфляция затрагивает самые разнообразные стороны хозяйственной и социальной жизни общества, что порождает неопределенность в обществе, оказывает нежелательное воздействие на распределение благ, является причиной социального и политического напряжения [3, с. 21].

Можно выделить пять главных негативных проявлений инфляции в экономике:

  1. Приводит к неэффективному использованию ресурсов.
  2. Оказывает непрерывное давление на валютный рынок и ведет к долларизации экономики.
  3. Препятствует инвестиционному процессу и сдерживает приток иностранных инвестиций. 
  4. Усиливает социальную дифференциацию и бедность. 
  5. Является мощным источником развития теневого сектора, как способа уклонения от инфляционных изъятий из активов экономических субъектов [4].

Государство вынуждено принимать определенные меры для того чтобы инфляционные процессы не порождали в экономике страны негативные последствия. Основными методами стабилизации денежного обращения являются денежная реформа и антиинфляционная политика [9, с. 103].

Антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленному на ограничение инфляции. Денежные реформы включают в себя такие методы как нуллификация (аннулирование сильно обесцененной денежной единицы и введение новой), ревальвация (повышение обменного курса национальной денежной единицы по отношению к иностранным), девальвация (метод, обратный ревальвации) и деноминация (укрупнение масштаба цен путем увеличения номинальной покупательной способности новой одноименной денежной единицы по сравнению со старой).

Самым распространенным показателем измерения темпов роста инфляции является индекс потребительских цен (ИПЦ). При подсчете индекса потребительских цен Национальный статистический комитет использует более 400 видов товаров и платных услуг с учетом их значимости (веса) в общей совокупности.

Проследить динамику темпов роста инфляции в Республике Беларусь за период 2010-сентябрь 2013 гг. позволяет таблица 1.

 Таблица 1 – Динамика индекса потребительских цен за 2010-сентябрь 2013 гг.

Индекс потребительских цен, %

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Ноябрь 2013 г.

109,9

208, 7

121,8

118,5

Примечание – Источник: собственная разработка на основании [8]; все индексы предоставлены за декабрь (кроме последнего)  по отношению к декабрю предшествующего года

В данной таблице четко прослеживается, что в 2010 г. отмечался умеренный либо близкий к умеренному уровень инфляции, что является нормальным явлением для экономики нашей страны и не вызывает особенных опасений. Выделяется  в таблице рост инфляции в 2011 году, который составляет 208,7% к декабрю 2010 года. В 2012 году уровень инфляции заметно снизился, и продолжает падать по данным на ноябрь 2013 года, что положительно влияет на экономику страны в целом. В результате инфляция 2011 года в Беларуси составила рекордную в Европе величину.

Доминирующим фактором ускорения инфляционных процессов в 2011 году явилась широкомасштабная девальвация белорусского рубля, в результате которой белорусский рубль с начала года обесценился практически в 3 раза [2]. 

Проследить динамику темпов роста инфляции в Республике Беларусь за период 2012-февраль 2013 гг. позволяет рисунок 1.Рисунок 1 – Динамика реальных располагаемых денежных доходов населения за 2012- февраль 2013 гг., в % к соответствующему периоду предыдущего года

Рисунок 1 – Динамика реальных располагаемых денежных доходов населения за 2012- февраль 2013 гг., в % к соответствующему периоду предыдущего года

Примечание – Источник: [8]

 На данном графике можно увидеть, что в 2013 году реальные располагаемые денежные доходы населения (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) в январе-феврале 2013 г. по сравнению с соответствующим периодом 2012 г. увеличились на 21,8%. А в январе 2013 года по сравнению с тем же месяцем 2012 года реальный располагаемый денежный доход населения увеличился почти на 30%.

Денежные доходы в расчете на душу населения в январе-феврале 2013 г. составили 3 115,8 тыс. рублей в месяц и превысили бюджет прожиточного минимума в 3,3 раза.

Также можно проследить взаимосвязь между динамикой индекса потребительских цен и изменением официального курса белорусского рубля по отношению к одной из твердых валют. Для изучения возможной взаимосвязи были использованы динамика курса USD/BYR Национального Банка Республики Беларусь за период 01.01.2010 г. – 01.01.2013 г. по отношению к официальному курсу на 01.01.2009 г., а также изменение индекса потребительских цен за аналогичный период по отношению к индексу потребительских цен на 01.01.2009 г. (который принят за 1).

Рисунок 2 – Взаимосвязь между изменением курса USD/BYR и динамикой индекса потребительских цен за 2010-2012 гг.

Рисунок 2 – Взаимосвязь между изменением курса USD/BYR и динамикой индекса потребительских цен за 2010-2012 гг.

Примечание – Источник: собственная разработка на основании [8]

На рисунке 2 можно наблюдать, что существует прямая взаимосвязь между изменением курса USD/BYR и динамикой индекса потребительских цен. Это значит, что обесценение белорусского рубля по отношению к иностранным валютам связано с ростом инфляции. Причины такого явления связаны с большой зависимостью национальной экономики от импорта и открытостью экономики. Тесноту данной связи определить проблематично, так как лишь осенью 2011 года Национальный банк Республики Беларусь перешел к рыночному курсообразованию с незначительными интервенциями со стороны Национального банка. Однако в итоге за период 2010-2012 гг. по отношению к 01.01.2009 г. официальный курс USD/BYR вырос 3,89 раза, а индекс потребительских цен – в 3,98 раза.

Можно сделать вывод, что до 2011 года в Республике Беларусь отмечалась умеренная либо близкая к умеренной инфляция. Однако девальвация белорусского рубля, превышение роста заработной платы над уровнем роста производительности труда, значительный рост денежной массы в стране привели к гиперинфляции 2011 года, что негативно сказалось на жизни общества и экономике республики, в том числе вызвав сокращение реальных денежных доходов населения. На 1 сентября 2013 года темп роста индекса потребительских цен составил 110% к декабрю 2012 года, что свидетельствует о том, что принятые меры по замедлению инфляционных процессов оказали благоприятное воздействие на экономику. За период 2010-2012 гг. по отношению к 01.01.2009 г. официальный курс USD/BYR вырос 3,89 раза, а индекс потребительских цен – в 3,98 раза, что говорит о прямой связи данных показателей. С учетом высокой импортоемкости нашей экономики, обесценение национальной валюты  по отношению к иностранным валютам будет и впредь отрицательно влиять на динамику цен.

Антиинфляционная политика в Республике Беларусь проводится с помощью инструментов денежно-кредитной политики, что отражено в Указе Президента Республики Беларусь №419 от 25 сентября 2012 года «Об утверждении основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2013 год»[6]. В данном указе одной из основных целей денежно-кредитной политики в 2013 году является снижение инфляции с помощью монетарных инструментов. Данными инструментами являются ставка рефинансирования, нормативы обязательных резервов, регулирование денежной массы и т.д.

В 2010 году, в условиях инфляции в размере 9,9%, Национальный банк Республикиным средствам в иностранной валюте и по привлеченным средствам юридических лиц в национальной валюте, 0% по привлеченным средствам физических лиц в национальной валюте. Все же рублевая денежная масса возросла на 27,4%.

Национальный банк Республики Беларусь с начала 2011 года начал постепенно повышать ставку рефинансирования, к концу года доведя ее до 45% с 10,5, что являлось наибольшим значением за период с 1 марта 2010 года по 1 мая 2013 года. Все  изменения ставки рефинансирования представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 – Изменение ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь с 01.02.2010 г. по 01.10.2013 г.

Рисунок 3 – Изменение ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь с 01.02.2010 г. по 01.10.2013 г.

Примечание – Источник: собственная разработка на основании [7]

Национальный банк впервые повысил ставку рефинансирования 16 марта 2011 года с 10,5 до 12%. Наибольшее повышение отмечалось в конце 2011 года, когда за 2 месяца ставка рефинансирования выросла на 15 процентных пунктов. Данные меры были вызваны необходимостью ужесточения денежно-кредитной политики, повышения привлекательности вкладов в национальной валюте и т.д.

После такого стремительного роста ставки рефинансирования в конце 2011 года она начала постепенно снижаться и в данный момент она составляет 23,5%. Дальнейшая динамика ставки рефинансирования будет определяться исходя из складывающейся ситуации в экономике и денежно-кредитной сфере.

Также в связи с инфляцией 1 марта 2011 года Национальный банк Республики Беларусь повысил нормативы обязательных резервов, данные изменения в промежутке с 01.03.2009 г. по 01.08.2013 г. представлены в таблице 2.

 

Таблица 2 – Изменения нормативов обязательных резервов с 01.03.2009 г. по 01.08.2013 г.

Дата начала действия норм

По привлеченным средствам в национальной валюте

По привлеченным средствам в иностранной валюте, %

по средствам физических лиц, %

по средствам юридических лиц, %

01.03.2009

0

6

6

01.03.2011

0

9

9

01.11.2011

0

7,5

7,5

01.05.2012

0

10

10

01.09.2012

0

10

12

01.08.2013

0

10

14

Примечание – Источник: [5]

 

Судя по данным, отраженным в таблице можно сказать о том, что изменения нормативов обязательных резервов с 01.01.2009 г. по 01.08.2013 г. произошли следующим образом: повысились нормативы обязательных резервов до 9% по привлеченным средствам в иностранной валюте и по привлеченным средствам юридических лиц в национальной валюте. Затем с 1 ноября 2011 года эти нормативы были снижены до 7,5%, что объясняется решением вопроса о курсе национальной валюты и переходом к рыночному курсообразованию.  Последующий рост нормативов с 1 мая 2012 года наблюдался в связи с целью Национального банка Республики Беларусь обеспечить более высокий уровень процентных ставок по вкладам в белорусских рублях, чем по валютным депозитам

Необходимо отметить, что в 2010 году консолидированный бюджет Республики Беларусь был исполнен с дефицитом в размере 4,2 трлн. рублей, или 2,6% к ВВП. Эти данные говорят об еще одной предпосылке для гиперинфляции 2011 года. Уже в условиях гиперинфляции был намечен верный курс выхода из сложившейся ситуации. Консолидированный бюджет в 2011 году исполнен с профицитом в размере 6,2 трлн. рублей, или 2,3% к ВВП. Это было обусловлено необходимостью сдерживания бюджетных расходов с целью снижения инфляционных процессов. Консолидированный бюджет в 2012 году исполнен с профицитом в размере  2,8 трлн. рублей, что говорит о необходимости дальнейшего сдерживания расходов бюджета. Об этом говорит также установленный предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2013 год в сумме 0 рублей [1].

Проведение эффективной антиинфляционной политики в Республике Беларусь на современном этапе связано в рядом проблем: отсутствие стабильности национальной валюты, что непосредственным образом влияет на повышение цены импорта; опережающий рост доходов населения в сравнении с ростом производительности труда; высокая материало- и энергоемкость производимой продукции при большой зависимости от импортных поставок данных ресурсов; отсутствие согласованности некоторых целевых показателей экономического развития с целями антиинфляционной политики и высокие инфляционные и девальвационные ожидания со стороны населения и субъектов хозяйствования. Для решения данных проблем необходимо укрепление операционной независимости Национального банка Республики Беларусь, что позволит максимально эффективно использовать инструменты денежно-кредитной политики при проведении антиинфляционной политики; дальнейшее развитие рыночного курсообразования для снижения девальвационных ожиданий; наличие первичности роста производительности труда по сравнению с ростом заработной платы; внедрение наукоемких энерго- и ресурсосберегающих технологий для сокращения влияния импорта инфляции; открытость и прозрачность в информировании общественности о ходе реализации денежно-кредитной политики для уменьшения неоправданных инфляционных ожиданий и т.д.

Библиографический список:

1. Аналитические доклады ”О социально–экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов“ // Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [электронный ресурс]. – 2000. Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/rmenu/budget/analytic-data. – Дата доступа: 15.10.2013.
2. Василега, В.Г. Либерализация ценообразования и инфляционные процессы в Беларуси / В.Г. Василега // Белорусский экономический журнал. - 2012. – № 1. – С. 103-111.
3. Деньги, кредит, банки: учебник / Г.И. Кравцова [и др.]; под ред. проф. Г.И. Кравцовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Минск: БГЭУ, 2012. — 444 с.
4. Ковалев, М.М. Антиинфляционная политика Республики Беларусь / М.М. Ковалев // Вестник Ассоциации белорусских банков. – 2009. – №48. – С. 48-56.
5. Нормативы обязательных резервов Национального банка Республики Беларусь // Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь [электронный ресурс]. – 2000. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/mp/ReserveRequirements/. – Дата доступа: 23.10.2013.
6. Об утверждении основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2013 год: Указ Президента Республики Беларусь, 25 сент. 2012 г., № 419 // Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь [электронный ресурс]. – 2000. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/ondkp/ondkp-2013.pdf. – Дата доступа: 14.10.2013.
7. Ставка рефинансирования Национального банка Республики Беларусь // Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь [электронный ресурс]. – 2000. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics/sref.asp. – Дата доступа: 14.10.2013.
8. Статистический ежегодник Республики Беларусь: ст. сб. / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2012. – 715 с.




Рецензии:

24.12.2013, 21:11 Назарова Ольга Петровна
Рецензия:  Тема раскрыта, рекомендуется к печати.

24.12.2013, 21:48 Круг Элеонора Александровна
Рецензия: Актуальность статьи не вызывает сомнения, поскольку рост инфляции может не только негативно отразится на уровне жизни населения, экономическом состоянии страны, но и повлиять на политическое напряжение в обществе. Следовательно, совершенствование антиинфляционной политики является одой из первоочередных задач государственного регулирования экономики. Автор на достаточно высоком профессиональном уровне дает оценку инструментам антиинфляционной политики, используемым в стране. На основании проведенного исследования, обосновывает необходимость укрепление операционной независимости Национального банка Республики Беларусь. Свои выводы Лукашевич В.А. подкрепляет экономическими расчетами, представленными в табличной и графической формах. Научная статья соответствует требованиям и может быть рекомендована к публикации.

25.12.2013, 1:09 Shemetev Alexander Aleksandrovich
Рецензия: Очень интересно было узнать о состоянии в экономике Респ. Белорусии в разрезе инфляции. Очень жалко, что реальные доходы простых граждан фактически не позволяют им улучшить свое качество жизни. Белоруссия - прямой сосед региона Санкт-Петербург и производит целый ряд товаров и для нашего региона. Хотя здесь на Белорусскую продукцию цены растут не так сильно.... Очень жаль, что текущая инфляционная ситуация коснулась Белоруссии.... В целом, статья не имеет существенных недостатков и может быть рекомендована к опубликованию в научном журнале. Александр Александрович Шеметев, к.э.н., доцент, город Санкт-Петербург.

27.12.2013, 0:23 Кузнецова Ирина Павловна
Рецензия: Хорошая, качественная и интересная статья. Может быть рекомендована к печати. Советую автору посмотреть список литературы под номером 9. Или дописать или убрать этот номер. Второе замечание, точнее вопрос, касается термина "обесценение денег" или "обесценивание денег"? Желаю удачи и дальнейших творческих успехов!

27.12.2013 13:13 Ответ на рецензию автора Дылевская Нина Александровна:
спасибо Вам за рецензию, я убрала лишнюю цифру в списке источников, а термин "обесценение денег" является правильным в соответствии с используемой литературой.

12.01.2014, 13:13 Орехов Владимир Иванович
Рецензия: Рекомендуется к печати

12.01.2014, 13:16 Орехов Владимир Иванович
Рецензия: Рекомендуется к печати

14.01.2014, 20:48 Орехова Татьяна Романовна
Рецензия: Рекомендуется к печати

17.01.2014, 13:14 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Статья рекомендуется к печати

17.01.2014, 13:15 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Статья рекомендуется к печати



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх