Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №4 (декабрь) 2013
Разделы: Менеджмент
Размещена 05.12.2013. Последняя правка: 29.12.2013.
Просмотров - 6369

ЭФФЕКТИВНОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ SWOT-АНАЛИЗА

Войтешук Анастасия Сергеевна

Полесский государственный университет

студентка ЭУП АПК

Колосов Г.В.,ст.преп. ,кафедра менеджмента и маркетинга, Полесский государственный университет


Аннотация:
В статье на основе SWOT-анализа проанализировано состояние предприятия,выявлены слабые и сильные стороны предприятия.Предложены мероприятия по ликвидации и снижению влияния негативных сторон.


Abstract:
In article on the basis of SWOT analysis the condition of firms is analysed, are revealed weak and strengths of the enterprise. Actions for elimination and decrease in influence of negative sides are offered.


Ключевые слова:
SWOT-анализ ,рациональное планирование,угрозы.

Keywords:
SWOT-analysis, rational planning, threat.


УДК 658.14/17

В основе развития любой организации лежит стратегическое планирование, которое в свою очередь базируется на анализе. Анализ фирмы (внутренней среды) и рынка (внешней среды) можно провести с помощью SWOT-анализа. Благодаря ему предприятие в процессе стратегического планирования может регулярно выявлять, оценивать и контролировать возможности, направлять свою деятельность на уменьшение потенциальных угроз. Эффективность применения SWOT-анализа заключается в том, что благодаря ему можно провести стратегическое планирование. Стратегия обеспечивает прибыльность и долгосрочное функционирование предприятия.

SWOT - это акроним английских слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и Тhreats (угрозы). Внутренняя обстановка компании отражается в основном в S и W, а внешняя - в О и Т. [1,с.119]

На основе SWOT-анализа была дана оценка деятельности предприятия ОАО «Гродно Азот» (таблица 1).По результатам данной оценки даны общие рекомендации по планированию дальнейшей деятельности предприятия.

 На основе матрицы SWOT-анализа для формулирования стратегических проблем и альтернатив развития предприятия , необходимо в каждом поле матрицы установить и проанализировать все парные комбинации сильных и слабых сторон предприятия с возможностями и угрозами во внешней среде, ориентируясь при этом на оценку значимости данных факторов в баллах. При этом следует обозначить главные проблемы и сформулировать стратегии развития предприятия. Табл. 1

Таблица 1  Матрица SWOT-анализа

Внешняя среда

Оценка (баллы)

Возможности

Оценка (баллы)

Угрозы

Оценка (баллы)

Внутренняя среда

Нововведения в области технологий

3

Тенденции развития экономики Украины в целом

3

Опыт работы на внешнем рынке

3

Устаревание кадров и оборудования

3

Условия расчетов и поставок

2

Высокие таможенные сборы и пошлины

3

Направление развития политической системы

2

Нестабильность предприятий угольной промышленности

2

Действующие законодательные акты

2

Социальные условия жизни

2

Тенденции уровня образования

1

Уровень налоговых ставок

1

Сильные стороны

1)                  Использование нововведений в области технологий за счет конкурентной силы поставщика и направления развития политической системы, направления на страны Европы;

2)                  Выход на зарубежные рынки за счет высоко рейтинга среди потребителей;

3)                  Долгосрочные отношения с потребителями;

 

1)                  Возможная потеря поставщиков за счет неблагоприятной тенденции развития экономики страны;

2)                  Отсутствие системы переквалификации кадров;

3)                  Недостаток средств для перевооружения предприятий угольной промышленности, которые в большинстве своем государственные.

Географическое расположение

3

 

Постоянные исследования и разработки

3

Организация управления

 

Производство под конкретного потребителя

2


Организационная культура

2

Конкурентная сила поставщика

1

                 

         Источник: собственная разработка

 

Таблица 2Перечень стратегических проблем

Поле матрицы SWOT

Стратегические проблемы

Оценка

СиВ

1)Использование нововведений в области технологий за счет конкурентной силы поставщика и направления развития политической системы, направления на страны Евроопы;

2)Выход на зарубежные рынки за счет высокого рейтинга среди потребителей;

3)Долгосрочные отношения с потребителями.

2

СлВ

1)Улучшение технического уровня производства, за счет повышения уровня технической подготовки в ВУЗах страны;

2)Возможность использования появившихся новых технологий и за счет этого снижение уровня конкурентного давления;

3)Разработка стратегии предприятия, базирующейся на иностранного потребителя.

3

СиУ

1)Возможная потеря поставщиков за счет неблагоприятной тенденции развития экономики страны;

2)Отсутствие системы переквалификации кадров;

3)Недостаток средств для перевооружения предприятий угольной промышленности, которые в большинстве своем государственные.

2

СлУ

1)Моральное старение действующей технологии в сфере функционирования предприятия;

2) Рост налоговых ставок;

3) За счет нестабильности предприятий угольной промышленности, ОАО «Гродно Азот» не имеет возможности долгосрочного планирования.

3

  Источник: собственная разработка

 

Таблица 3  Перечень стратегических альтернатив развития предприятия

Поле матрицы SWOT

Стратегические альтернативы

Оценка

СиВ

Развитие производства за счет удобного географического расположения близ наиболее постоянных и надежных поставщиков

2

СлВ

Расширение ассортимента за счет использования нововведений в области технологий

2


СиУ

Так как предприятие находится на территории Донбасса, необходимо направить свою деятельность российский рынок, в связи с «родственными» отношениями

3

Источник: собственная разработка

 

    Для ранжирования и выявления наиболее значимых проблем предприятия, а также для оценки степени воздействия соответствующей среды на предприятие, составим профиль среды предприятия.

 

    Таблица 4 Составление профиля среды

Элементы среды

Важность для отрасли, б (1-3)

Степень влияния на предприятие, б

Характер влияния на предприятие, +/-

Интегральный показатель степени важности фактора

Факторы макросреды

 

 

 

 

1. Экономические

1

1

+

1

2. Политические

1

2

-

-2

3. Правовые

2

2

+

4

4. Демографические

2

3

-

-6

5. Научно-технические

2

2

+

4

6. Природные

3

3

-

-9

7. Социально-культурные

3

3

-

-9

Итого

14

16

 

-17

Факторы непосредственного окружения

 

 

 

 

1.Торговая сила покупателей

1

1

+

1

2.Степень приверженности покупателей к товарам предприятия

2

1

+

2

3.Степень привлекательности поставщика

2

1

+

2

4.Состояние конкурентной борьбы в сфере деятельности предприятия

2

2

-

-4

5. Состояние и тенденции развития целевого рынка

1

2

-

-2

Итого

8

7

 

-1

Факторы микросреды

 

 

 

 

1. Потребители

1

1

+

1

2. Поставщики

1

1

+

1

3. Конкуренты

1

2

-

-2

Итого

3

4

 

0

Источник: собственная разработка

 

             Для определения альтернативных вариантов действий по достижению стратегических целей, используют базовые стратегические подходы (матричные инструменты стратегического маркетинга): модели Портера, Ансоффа, «Мак-Кинзи».

Используя матрицу конкуренции Портера, можно сделать вывод, что предприятию целесообразно использовать стратегию концентрации на сегменте. Это предполагает концентрацию деятельности предприятия на одном сегменте рынка с целью более полного удовлетворения потребностей потребителей этого сегмента по сравнению с конкурентами. При этом предприятие может стремиться к лидерству, как за счет издержек, так и за счет дифференциации, но на одном сегменте рынка. См. рис 1

 

Конкурентное преимущество

 

 

Стратегия уникальности товаров

Низкие издержки

Сфера конкуренции

Вся отрасль

Стратегия дифференциации

Лидерство за счет издержек

Один сегмент

Стратегия концентрации

 на сегменте

                                                                                                            

Рис. 1. Модель Портера

 

Матрица Ансоффа (“товар-рынок”) позволяет определить возможные направления развития предприятия в зависимости от двух элементов: товар и рынок. Предприятие применяет стратегию развития рынка, что означает увеличение объемов реализации продукции посредством большего числа потребителей, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. См. рис.2

 

 

 


Существующий  товар

Существующий рынок

Новый рынок

Увеличение доли рынка

Развитие рынка

Новый товар

Развитие товара

Диверсификация

 

Рис.  2  Матрица Ансоффа

Матрица «Мак-Кинзи» определяет позицию предприятия на сегментах рынка с различной привлекательностью с учетом конкурентных преимуществ, выявляя возможные стратегические решения. Конкурентная позиция – средняя, эффективность бизнеса – средняя. Стратегия избирательного расширения производства – интенсивные инвестиции в наиболее привлекательные сегменты, создание предпосылок успешной конкуренции, увеличение доходности за счет повышения производительности.

Для более полного анализа необходимо проанализировать привлекательность рынка табл.5

 

Таблица 5 Оценка факторов привлекательности рынка

Параметры привлекательности

Весовой коэффициент

Экспертная оценка, б

Результат

Координата

1

2

3

4

5

1. Рост и размер рынка

3

 

+

 

 

 

6

 

2. Качество рынка

2

 

 

 

+

 

8

 

3. Конкурентная ситуация

1

 

 

+

 

 

3

 

4. Состояние внешней среды

3

 

+

 

 

 

6

 

Итого

9

 

 

 

 

 

23

2,56

Источник: собственная разработка

 

        С помощью полученных координат, а также матрицы «Мак-Кинзи» определим позицию предприятия в сложившейся ситуации на рынке, и выявим возможные стратегии развития. Так как по данным координатам предприятие попало в квадрант 2*3 матрицы «Мак-Кинзи», следовательно, оно является наиболее приоритетным для инвестиций. А, сопоставив, полученные результат с матрицей БКГ получим, что предприятие относится к зоне «знаки вопроса».

Целесообразно использовать стратегию выборочного развития предприятия, так как привлекательность рынка в нашем случае является средней и сила конкуренции СБЕ также средняя. Цель – завоевание отдельных (выборочных) сегментов рынка.

       Последним этапом выполнения SWOT – анализа является выбор глобальной стратегии развития предприятия.

Для правильности выбора глобальной стратегии воспользуемся матрицей «Рост рынка – конкурентная позиция». См. рис. 3

 

                                              Быстрый рост рынка

 
   

1.Стратегия сокращения                              =               1.Стратегия интенсивного роста

2.Стратегия ограниченного роста                 =               2.Стратегия диверсификации

3.Стратегия отсечения лишнего                    =               3.Стратеия сочетания 3-х глобальных стратегий

4.Стратегия вертикальной прогрессивной      =               4.Стратегия интеграционного роста

интеграции                                                 =
                                                                  =
===============================================================================                                            Слабая конкурентная позиция                                            Сильная конкурентная позиция

===============================================================================                                                                                                                                                                                         
1.Стратегия сокращения                             =              1.Стратегия горизонтальной интеграции

2.Стратегия ограниченного роста                 =              2.Стратегия диверсификации

3.Стратегия диверсификации                       =              3.Стратегия ограниченного роста

4.Стратегия ликвидации                              =              4. Стратегия вертикальной прогрессивной интеграции

                                                                 =                                

                                                                 =

                                                      Медленный рост рынка

 Рис.  3 Матрица «Рост рынка – конкурентная позиция

На основе данной матрицы видим, что глобальная стратегия, которая подходит для нашего предприятия это стратегия диверсификации, которая предполагает вторжение в новые отрасли. Предприятию необходимо пытаться завоевать новые рынки с помощью ранее не производимых товаров (планируется внедрение производства Топливо биодизельное ЕN 590), а также постоянно модифицировать основной вид продукции – Азот газообразный в баллонах.

 

Библиографический список:

1.OAO Беларуськалий [электронный ресурс]. Режим доступа: http:// http://www.kali.by. –Дата доступа: 05.11.2013 г.
2.Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.М. Максимцова, проф. М.А. Комарова 2 - е изд., перераб. доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, Единство 2002. - 359 с.




Рецензии:

5.12.2013, 14:44 Кузнецова Кристина Валерьевна
Рецензия: Следует добавить ещё SNW-анализ, STEP-аналз... Добавить сравнение с предприятием-конкурентом. Доработать!

29.12.2013 14:14 Ответ на рецензию автора Войтешук Анастасия Сергеевна:
Доработано

5.12.2013, 21:08 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: рекомендуется к печати

6.12.2013, 19:08 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Не совсем ясно, почему проводился анализ только организационной среды предприятия. Чем объясняется этот выбор? Из текста статьи также не ясно, почему выделены именно эти факторы (как сильные и слабые стороны, возможности и угрозы). Следует сначала привести данные статистики, а потом уже таблица может выглядеть как обобщенный результат анализа. Статью следует доработать.
29.12.2013 14:14 Ответ на рецензию автора Войтешук Анастасия Сергеевна:
Доработано,спасибо.

7.12.2013, 22:32 Скрипко Татьяна Александровна
Рецензия:  Внимательно делайте перевод аннотации на английский - "predpriyatiya","Predlozheny". Сама статья рекомендована к печати
29.12.2013 14:14 Ответ на рецензию автора Войтешук Анастасия Сергеевна:
Доработано

8.12.2013, 16:43 Дегтярь Андрей Олегович
Рецензия: Статья написана достаточно грамотно, на актуальную тему и может быть рекомендована к публикации.

8.12.2013, 20:54 Шаргородская Наталья Леонидовна
Рецензия: Статья может быть рекомендована к печати после определенной доработки:актуальность, ф.и.о ученых и практиков.

12.01.2014, 12:53 Орехов Владимир Иванович
Рецензия: Рекомендуется к печати

14.01.2014, 20:38 Орехова Татьяна Романовна
Рецензия: Рекомендуется к печати



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх